Новости

28.06.2018

75-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР»

28 июня 2018 года в библиотеке им. А. И. Герцена состоялось 75-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР».


Каким бы сложным ни был путь,
дождётся он первопроходца.
Георгий Александров


28 июня 2018 года в библиотеке им А.И. Герцена состоялось 75-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР». Мероприятие прошло в формате командно-технической игры под названием «Найти идею». Проведение командно-технической игры было приобщено к празднованию Дня молодёжи и Дня изобретателя и рационализатора в России.

Открыла мероприятие Сорокина Татьяна Васильевна, заведующая патентным сектором библиотеки им. А.И. Герцена. Татьяна Васильевна отметила, что основная цель проведения командно-технической игры − содействие в возможности раскрытия и формирования инженерно-технического потенциала молодежи, молодых специалистов, популяризация технического творчества в молодежной среде.

Участниками игры выступили команды в количестве 5 человек, в составе которых − молодые специалисты (инженеры, изобретатели, рационализаторы) предприятий и организаций г.Кирова:
• команда АО «ВМП «Авитек»;
• команда АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»;
• команда «Могучая кучка» АО «Кировское машиностроительное предприятие»;
• команда «Трансформатор» (профиль «Управление инновациями в промышленности», кафедра «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ВятГУ»);
• команда «Фирменный поезд «Вятка» (Кировское отделение Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»).

Затем настал черёд познакомиться друг с другом: капитаны представили название и девиз своих команд, участники командно-технической игры рассказали о себе.





По мнению ряда экспертов (д.э.н. Р.А. Чванова, к.э.н. Н.М. Гущиной и др.) одним из перспективных методов подготовки опытных инженерно-технических кадров, способных принимать решения по сложным производственным вопросам, является разработка и проведение деловых игр.

Деловые игры опираются на творческое мышление молодых специалистов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Рискнём предположить, что нашему читателю – инженеру, служащему, учащемуся – уже когда-либо доводилось сталкиваться с трудными жизненными ситуациями различного, в том числе, производственного характера. Примем в расчёт тот факт, что залогом стабильной работы любого промышленного предприятия является успешное решение технических задач. Так как же быть, когда сложность подобного рода проблем нередко ставит в безвыходное положение деятельность целого коллектива, отдела, цеха или завода?

В 1986 году Генрихом Альтшуллером (псевдоним − Генрих Альтов) была опубликована книга по теории изобретательства «Найти идею». «Найти идею» − классическая книга по ТРИЗ. ТРИЗ − это теория решения изобретательских задач, помогающая сделать акцент на том, что понадобится и в научных открытиях, и в обычной жизни. В основу этой концепции лег междисциплинарный подход, что для 80-х годов прошлого века стало настоящим прорывом. Принципы ТРИЗ следующие:
• обучение навыкам преодоления инерции в мышлении, сознании и поведении исследователя;
• отказ от компромиссных решений;
• стремление к достижению цели без потерь;
• постоянное самосовершенствование;
• использование закономерностей развития технической системы;
• алгоритм решения изобретательских задач;
• таблица лучших приемов (появившаяся в результате многолетней проработки тысяч изобретений патентного фонда) и алгоритм ее использования для решения изобретательских задач.

ТРИЗ сегодня активно применяется не только в узконаправленных сферах – технических дисциплинах, она также востребована в качестве примера, как успешная методика для новых подходов к системе образования и обучения, а также как основа стимулирования творческого процесса в любой отрасли.

На игровом этапе участникам командно-технической игры «Найти идею» предстояло выполнить задания на станциях, расположенных в различных аудиториях библиотеки им. А.И. Герцена. Прохождение станций должно было осуществляться по маршрутной карте, персонально разработанной для каждой команды. Время на выполнение заданий на станции – 10 минут. Максимальное количество баллов на станции – 10. Помимо решения заданий, участники команд получали от кураторов станций бумажный лист, на котором было изложено слово. Пройдя все станции и собрав необходимое количество бумажных листов со словами, участвующим в игре требовалось составить ключевую фразу. Ключевая фраза – главная мысль, смысл книги Генриха Альтшуллера «Найти идею».




На станции «Разберёмся в ситуации» командам требовалось разгадать ребусы. В ребусах слова, детали зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр. Чтобы разгадать ребус, важно было не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга.






На станции «Совместить несовместимое» участникам игры предстояло проверить себя в разгадывании головоломок. Свое название головоломка получила не случайно. Принцип большинства таких загадок заключается в том, чтобы благодаря шаблонности мышления направить человека по ошибочному пути. Основываясь на стереотипах, сперва люди выбирают псевдопуть. В данном случае выражение «сломать голову» значит «сломать стереотип мышления». Чтобы решить головоломку, нужно было отказаться от пути, который кажется единственно верным, и поразмышлять над правильным ответом.






На станции «Нужна свежая идея» команды-участницы смогли опробовать свои силы в техническом творчестве. В основе задания нужно было исследовать конструкцию лапомойки для собак с целью совершенствования, улучшения эксплуатационных качеств, дизайнерской проработки.

Известно, что лапомойка − это емкость, в которую наливается вода с добавлением (или без) шампуня для собак. Она может быть выполнена в виде пластиковой кружки, высоких и низких прозрачных стаканов и даже в виде прямоугольной коробки. Принцип действия лапомойки состоит в применении системы щеток, находящихся внутри емкости. Их расположение и моющая жидкость позволяют очистить грязь с собачьей лапы всего лишь несколькими поступательными движениями. Затем в ход идет полотенце для собак, и питомец с чистыми и сухими лапами может отправляться вглубь квартиры, так как процедура происходит на коврике у входной двери

По мнению куратора станции, все команды блестяще справились с заданием и получили максимальное количество баллов.




На станции «Гениальное рядом» команды приняли участие в тематической игре-викторине. Суть игры – участникам нужно было проверить свои знания по общетехническим дисциплинам и дать единственно верный ответ на заданный вопрос, а также из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.

Примеры заданий:
• какую машину изобрёл Джеймс Уатт в 1774 году?
• кто в 1901 году получил патент как изобретатель обычной бритвы?
• в 1879 году в Берлине появилась невиданная машина, что-то вроде сундука с колёсами. На сундуке верхом сидел водитель, а сзади были прицеплены три тележки для пассажиров. И всё это катилось по рельсам. Что за машина появилась в Берлине? Варианты ответов: электровоз, трамвай, троллейбус, дрезина.




На станции «Порядок на «мозговом чердаке» участники команд давали ответы на вопросы по части 4 Гражданского Кодекса РФ, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Вопросы были самыми неожиданными, например:
• укажите, в каком нормативном правовом акте закреплен перечень объектов интеллектуальной собственности?
• выберите объект, правовая охрана которого удостоверяется патентом?
• для правовой охраны каких объектов не требуется получение патента? И т.д.





На заключительной станции под названием «Как в сказке» командам было необходимо справиться с решением задачи по расчету экономического эффекта от внедрения рационализаторского предложения.



Условие задачи: рассчитать экономический эффект от использования рационализаторского предложения, в результате которого сокращаются расход основного материала и возвратные отходы. Рассматриваемое рационализаторское предложение не требует капитальных вложений для его внедрения (К2 = К1). Исходные данные для расчётов представлены в таблице:



Результаты командно-технической игры «Найти идею» приведены в таблице. Жюри пришли к единому мнению, что с точки зрения статистической погрешности распределение командных мест целесообразно сделать следующим: два третьих места, два вторых и одно первое.



В заключительной части мероприятия участники команд поделились своим мнением относительно прошедшей командно-технической игры, отметили её значимость и выразили желание принять участие в снова.

Ну, а что же с ключевой фразой, которую участникам игры нужно было составить из слов, предложенных кураторами станций на бумажных носителях? Верный ответ, подчёркивающий основной смысл книги «Найти идею», смогли дать все команды: «ТРИЗ помогает мыслить широко и не замыкаться на чём-то одном».

Стоить добавить, что теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), как и любой другой инструментарий, требует напряжённой и систематической работы по его освоению. Однако результаты затраченных усилий могут окупиться сторицей (с избытком).

Общественная организация «Центр развития инноваций «НОВАТОР» благодарит:
• за техническую и организационную поддержку в проведении командно-технической игры «Найти идею» директора Кировской ордена Почёта государственной областной универсальной научной библиотеки им. А.И. Герцена Стрельникову Наталью Владимировну;
• за помощь в организации и проведении командно-технической игры «Найти идею» заведующую кабинетом технической информации Кировского отделения Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Кислицыну Светлану Вячеславовну и хранителю фондов музея истории развития железнодорожного транспорта Фофанову Валерию Сергеевну.

Следующее, 76-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР» состоится 27 сентября. Следите за новостной информацией на сайте библиотеки им. А.И. Герцена и в социальных сетях.


Возврат к списку