Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
             

Выставка одной книги

В данном разделе можно ознакомиться с одной из книг, которая поступила в книжную палату в текущем месяце в качестве обязательного экземпляра документов Кировской области.

В разделе представлено библиографическое описание, краткая информация и изображение книги.

Все книжные новинки месяца вы можете увидеть в разделе «Новые поступления».

Вы можете ознакомиться с книгой в книжной палате (ул. Герцена, 50, каб.216) или в читальном зале отдела краеведческой литературы (каб. № 209).

В разделе «Выставка одной книги» представлены издания, поступившие в фонд библиотеки с 2011 года.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2023

2022 год

Январь / Февраль / Март / Апрель / Май / Июнь / Июль / Август  / Сентябрь / Октябрь / Ноябрь / Декабрь


Январь

Родионова, Мария Николаевна. Сетевая культура в художественной рефлексии современного кинематографа / М. Н. Родионова ; науч. ред. Н. О. Осипова. – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2021. – 147 с. – ISBN 978-5-6045718-6-6.

Жизнь современного человека во многом определяется средой, в которой он растёт, развивается, общается. Сегодня эту среду во многом создают цифровые технологии, которые влияют на все сферы жизни и которые легли в основу сетевой культуры. Сетевая культура в последние десятилетия активно развивается параллельно с традиционной культурой. Проблемы сетевой культуры и человека волнуют творцов искусства и находят отражение в их художественной деятельности. Под воздействием сетевой культуры меняется внешний вид современного кинематографа – в нём активно используются цифровые спецэффекты, гибридная эстетика, появляются новые жанрово-стилевые киноформы. «Сетевое» кино органично сочетает в себе техническую и художественную основы, граница между которыми становится всё более прозрачней.

Процессам, происходящим на стыке современной культуры, технологий и киноискусства, взаимодействию сетевой среды с современным кинематографом, новым тенденциям в кино посвящено настоящее исследование. Мария Николаевна Родионова рассматривает новый вид культуры современного информационного общества – сетевую культуру в её связи с современным киноискусством. Автором представлены виды и способы её художественной рефлексии в отечественном и западноевропейском кинематографе – как на уровне концептуальной основы, так и на уровне образно-символической организации кинотекста. В книге две главы. В первой – «Сетевая культура как конструирование новой кинематографической реальности» – для понимания рассматриваемой проблемы определяются основные понятия цифровой культуры, сетевой культуры и виртуальной реальности, выявляются различия и взаимосвязи между ними. Автор анализирует технические приёмы цифрового кино и фильмов о сетевой культуре. Во второй главе – «Человек сети» в отражении современного кинематографа» – исследование сосредоточено на изучении тематического диапазона фильмов о сетевой культуре, специфики кинообраза виртуального мира, трансформации идентичности сетевого человека в кинематографическом измерении. Особое внимание уделено межличностным отношениям в сетевой киносреде и художественной рефлексии кибербуллинга – отношениям юных героев со сверстниками, агрессии и травле в Сети.

Издание снабжено фильмографией, включающей художественные фильмы и сериалы, подробно проанализированные в тексте. Книга будет интересна специалистам-культурологам, киноведам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей.


Февраль

Исповедальные письма / составитель А. И. Веприков. – Киров : КОУНБ им. А. И. Герцена, 2022 (Киров : Лобань). – 319 с.

Книга состоит из писем художника Александра Веприкова и поэтессы Нины Снеговой. Переписка двух творческих людей длилась более 30 лет. В письмах раскрываются не только подробности личной жизни обоих адресатов, но и их взгляды на творчество, события политической и экономической жизни страны.

Александр Веприков и Нина Снегова познакомились в далёком 1969 году и продолжали дружить вплоть до ухода из жизни Нины Васильевны в 2004 году. По словам А. Веприкова, Нина Снегова была яркой личностью, к тому же щедрой и гостеприимной. Она преподавала физкультуру в средней школе, занималась поэзией и театром. Вероятно, все эти занятия стали следствием её особого душевного устройства, поскольку Нина Васильевна остро чувствовала жизнь и ход времени: «Не хватает сил и времени на право, на непреложное право побыть один на один со своими глазами, ушами, с душой своей… Не хватает времени и сил послушать музыку внутри себя, уловить нюанс стона, вопля, чтобы воплотить в творчество (я не говорю «искусство»). Не хватает… А жизнь не ждёт. Завтра умирать. Как же не выругаешься на то, что человек конечен, и век его быстротечен! А ты не горюй. Всё равно не отчаивайся. До 30 лет человек, как правило, берёт, а вторые 30 лет жизни – отдаёт. Поэтому поспокойней надо. Было бы потом что отдавать, было бы что стоящее оставить после себя».

Письма расположены по годам, начиная с августа 1971 года, заканчивая июлем 2003 года. Так же в конце книги читатели найдут копию одного из писем Нины Снеговой к Александру Веприкову, перечни основных жизненных событий героев, стихотворных сборников поэтессы, а так же именной указатель людей, упоминаемых в переписке. Книга будет интересна краеведам, литературоведам и всем любителя творчества Нины Васильевны Снеговой.


Март

Борисов, Борис Анатольевич. Наука восходить : роман / Борис Борисов ; [худож. ред. Надежда Перминова ; графика Татьяны Дедовой]. – Киров : ВЕСИ, 2022 (Киров : Лобань). – 357 с.

Автор книги – Борис Анатольевич Борисов – живёт в городе Кирове. По основной специальности он инженер-конструктор, всю жизнь проработавший на оборонных предприятиях города. Альпинизмом Борис Борисов увлёкся уже после института. Довольно поздний вход в мир альпинизма не помешал ему пройти школу инструкторов и курсы спасателей. Борис Анатольевич участвовал в памирских экспедициях, работал детским тренером по скалолазанию. Помимо спортивной деятельности, с юности он имел склонность к писательству. Ещё в 1993 году вышла его первая книга – сборник рассказов «Горы полны тайн». «Наука восходить» является второй книгой автора.

Книга во многом биографична и описывает реалии альпинисткой жизни 1980-1990-х годов. Действие романа происходит в горах, в одном из альпинистских лагерей Кавказа. На фоне учебных занятий и трудного походного быта, вырисовываются характеры героев, типичные для эпохи конца 1980-х годов – времени, нарастания фундаментального политического, культурного кризиса и обострения межнациональных отношений. По своему духу она адресует читателя к песням Владимира Высоцкого – надрывным, ярким, правдивым, как и ушедшая эпоха. В романе присутствует множество подробностей альпинистской жизни, а также используются тексты песен Вероники Тушновой, Юрия Визбора, Бориса Левина, Владимира Турианского, что, несомненно, усиливает достоверность и атмосферность текста. Благодаря этому роман будет интересен всем, кто связан с альпинизмом и ледолазанием, а также людям, в чьём сердце живут горы и высота.


Апрель

Трушкова, Ирина Юрьевна. Западные коми-пермяки до и во время "культурного перелома" 1920-х годов: состояние этнической культуры : моногр. / И. Ю. Трушкова ; Обществ. орг. "Мест. нац.-культур. автономия марийцев Кикнурского р-на Киров. обл. "Кикнур-Мари" [и др.]. – Киров : Аверс, 2022 (Москва : Т8 Издательские технологии). – 263 с.

Монография «Западные коми-пермяки до и во время «культурного перелома» 1920-х годов: состояние этнической культуры» адресована специалистам этнографам, историкам, а также читателям, интересующимся историей Вятского края и европейского северо-востока России; выполнена на основе материалов этнографических экспедиций, архивных и музейных источников. В ней рассматриваются вопросы этнокультурной истории группы коми, жившей в северо-западном пограничье Вятского региона, раскрываются вопросы формирования данного этнического сообщества, а также состояние культуры этой общности к началу и во время 1920-х годов.

Автор полагает, что «сложение этнических общностей – процесс длительный и многогранный, на региональном уровне выявляет мириады ярких нюансов, особенностей, влияния взаимодействий разных по размеру и самобытности этнических образований и политики властей». Поэтому старается рассмотреть наиболее широкий спектр вопросов, касающихся особенности костюмов и украшений коми-пермяков, системы их хозяйства и питания, характеристики жилища и утвари. Отдельная глава посвящена духовной культуре коми в северо-западном вятском пограничье (особенностям религиозного культа, календарным обрядам, языковой культуре и т. п.).

Книга содержит значительное по объёму приложение: фотоматериалы экспедиций (в том числе в с. Слудка Прилузского района Республики Коми), а также словарь, собранный студентом Вятского педагогического института И. Майшевым в 1926 году.

Ирина Юрьевна Трушкова – доктор исторических наук, специалист в сфере этнологии в Кировской области. Специализируется на этнографическом, этноконфессиональном, этнокультурном регионоведении. Монография издана в рамках проекта-победителя в конкурсе Президентских грантов – 2021 «Этнокультуры Вятского края: родня, соседи, друзья».


Май

Шпис, Кристиан Генрих. Три дочери : комедия / Кристиан Генрих Шписс ; изд. подгот., пер. с нем.: А. Н. Макаров, И. А. Тютюнник, С. И. Тютюнник. – Киров : ВЕСИ, 2022 (Киров : Лобань). – 83 с.

«Три дочери» Кристиана Гериха Шписса – это уникальное издание, поскольку является первым переводом комедии на русский язык. Переводчиками выступили преподаватели кафедры «Иностранных языков и неязыковых направлений» Вятского государственного университета – Макаров Аркадий Николаевич, Тютюнник Светлана Ивановна, Тютюнник Ирина Аркадьевна. По их словам, комедия «Три дочери» – это «...незатейливое сочинение о семье барона фон Вальдзее и его трёх красавицах-дочках, к которым сватаются три молодых человека – немецкий граф, французский маркиз и английский лорд». Граф и его невеста – типичные люди эпохи сентиментализма. Лорд предстаёт очень порядочным человеком, антиподом французского маркиза де Фалеза, «...вздорного, глупого и вертлявого, как выясняется далее – самозванца». Барон фон Вальдзее вынужден вмешиваться в жизнь своих дочерей, дабы обеспечить их респектабельными женихами. Барон – добрый малый, любит своих дочерей, но и не упускает случая пожаловаться на судьбу: «Не было ни вздохов, ни тоски, пока у меня не было жены, ребёнка, а сейчас у меня есть жена, есть дети, и я самый страдающий и измученный муж на земле Господа. Должен был крутиться и вертеться, чтобы удовлетворить тщеславие дорогой супруги; должен был наделать долгов из-за её расточительности, оплачивать её ассамблеи, игры и балы, и что у меня есть? Ничего, кроме того, что она оставила мне трёх дочерей, которые также хотят омрачить мои старые дни». Несмотря на сюжетные коллизии, финал пьесы вполне позитивный и герои получают желаемое.

Несмотря на интерес учёного сообщества, публика не слишком хорошо знает Кристиана Гериха Шписса (1755-1799) и его произведения. Исследователи отмечают, что автор «Трёх дочерей» был разносторонним человеком. Он совмещал службу чиновника с актёрством и писательским делом. И достиг успехов во всех этих сферах. Известность и популярность К. Г. Шписс приобрёл в Германии, Австрии и России. В нашей стране немецкая литература активно переводилась (в том числе В. А. Жуковским) и пользовалась популярностью среди просвещённой публики. Шписсом написаны романы («Малыш Петер», «Старик Повсюду и Нигде», «Рыцари Льва», «Двенадцать спящих дев», «Тайны древних египтян») и пьесы («Три дочери», «Мария Стюарт», «Клара фон Хоэнайхен»). Кроме того в творческом наследии автора есть два сборника рассказов: «Биографии самоубийц» и «Биографии сумасшедших». По словам доктора филологических наук Аркадия Макарова, «в произведениях писателя есть мистика и приключения – всё то, что традиционно интригует читателя. Так почему бы не вернуть ему интересного писателя?». Теперь книга доступна всем желающим познакомится с немецкой литературой XVIII века и особо будет интересна специалистам в области лингвистики и филологии.


Июнь

Глушецкий, Андрей Анатольевич. Кто сей колокольчик покупает – он его увеселяет. Колокольное дело в Вятской губернии в XVII – начале XX в. : каталог упряжных колокольчиков / А. А. Глушецкий. – Москва ; Вятка [Киров] : О-Краткое, 2022 (Кировская обл. тип.). – 303 с. : ил. – ISBN 978-5-91402-279-9.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, то, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.

А. Пушкин. Граф Нулин

Вятская губерния была одним из крупных центров литья колоколов и колокольчиков. Город Слободской был основным центром изготовления колокольной продукции в Вятской губернии. Здесь изготавливались как большие церковные колокола, так и упряжные и пастушьи колокольчики. Слободской упряжной колокольчик – уникальный промысел, один из исторических брендов наряду с дымковской игрушкой, к сожалению, известен узкому кругу коллекционеров и краеведов. Его особенностью было многообразие декоров, применяемых для украшения колокольчиков. Ни Валдай, ни Касимов, ни Пурех не могут соперничать со слободскими мастерами в разнообразии декоративного украшения изделий. Колокололитейный завод Бакулевых в г. Слободском – один из старейших колокольных заводов России, входивший в число пяти ведущих колокольных заводов Российской империи. В памятной книжке за 1870 год по Вятской губернии имеется заметка: «После винокуренного завода первое место по ценности производства занимает колокололитейный завод братьев Бакулевых. На этом заводе вылито было колоколов на 75000рублей, которые сбывались на Нижегородской ярмарке и в соседние губернии, а равно и в Вятскую. Медь для колоколов братья Бакулевы получают из Сибири и с Ирбитской ярмарки, а олово через купца Грибанова из Англии». Технология литья колоколов описывается следующим образом: «…сперва делается из глины форма как должен быть колокол, на неё наделываются все изображения как должно быть на колоколе. На оную форму наделывается в виде колпака из глины, потом сушится, когда высохнет, то нижнюю форму выламывают, остаётся один колокол, внутри колпака остаётся вся наружность колокола, потом делается опять форма как должно быть, внутри колокола в оную ставят по высушке в яму под печь форму, потом колпак заталкивают песком с золою, по растоплении меди в печи её отпускают в дырочки между формой и колпаком, по сим от литья чистят как внутри, так и снаружи проволочными щётками».

Как уже было отмечено, Слободской стал основой формирования регионального центра литья упряжных и пастушьих колокольчиков в Вятской губернии. Только здесь было выявлено не менее сорока имён, связанных с литьём. В книге, автором которой является известный историк колокололитейного дела России Андрей Анатольевич Глушецкий, отдельные главы посвящены династиям изготовителей церковных колоколов (Бакулевы – Куршаковы), упряжных и пастушьих колокольчиков (Бородины, Каркины, Косаревы и другие), поддужных колокольчиков. Дана обобщённая информация о производителях церковных колоколов, упряжных, пастушьих колокольчиков в Вятской губернии в XVII – начале XX в. Приводятся биографические данные об изготовителях и статистические данные об объёмах их производства, почерпнутые из ранее не опубликованных архивных материалов.

Один из разделов издания посвящён декоративному оформлению упряжных колокольчиков в Вятской губернии. Здесь приводится классификация декоров и орнаментов, используемых вятскими литейщиками. Оформление упряжных колокольчиков в Вятской губернии отличается разнообразием декоративных рельефных украшений и орнаментальных мотивов. На колокольчиках могли одновременно размещаться несколько рельефных декоративных украшений различной тематики. Широко применялись декоры в стиле ампир: маскароны с головами людей, морды львов, птицы, бабочки, вазы с плодами, растительные орнаменты на юбке и др.

Издание снабжено огромным иллюстративным материалом (открытки, фотографии экспонатов из коллекции автора и других коллекционеров), в приложении приводится обширная библиография, посвящённая колокольному делу в Вятской губернии. Заинтересует читателя ссылка на облачный сервис, где размещены Каталог упряжных колокольчиков Вятской губернии XIX – начала XX в. и Каталог декоративных украшений упряжных колокольчиков, применявшихся в Вятской губернии в XIX – начале XX в.

Июль

Кокарев, Вячеслав Степанович. Живу и помню : автобиографическая повесть/ Вячеслав Кокарев. - Киров, 2022. - 159 с.

Когда человек пишет мемуары и оглядывается прожитую жизнь, он невольно задумывается о том насколько её события связаны с историей родины и эпохи. В этом смысле не стала исключением и книга заслуженного юриста Российской Федерации, председателя Второго арбитражного апелляционного суда в отставке В.С. Кокарева «Живу и помню: автобиографическая повесть».

Свою историю автор начинает с рассказа о малой родине и родителях, чьи судьбы вплотную связаны с военными перипетиями первой половины XX века. Рассказывает о своих школьных и университетских друзьях и, конечно о профессиональном становлении. Вячеслав Степанович не ограничивается перечислением сухих фактов, а размышляет о причинах происходивших событий, даёт оценку событиям прошлого и тенденциям современной жизни.

Профессиональная жизнь, несомненно, наложила отпечаток на мировоззрение автора, о чём он пишет откровенно и подробно: «Я никогда не был склонен к «самокопанию», но о сути своей профессии размышлял часто. Работа судьи, как я убеждался, … накладывает на человека свой отпечаток, появляются такие качества, как выдержка, внимание, стремление разобраться в ситуации, понимание, что за решением и постановлением стоят интересы и судьбы людей». Будучи высококлассным специалистом, автор апеллирует к историческим фактам, однако, полагая, что «… с историческими казусами пускай продолжают разбираться специалисты». В подтверждение своих слов, Вячеслав Степанович приводит цитаты из документов и писем, цитирует классиков отечественной литературы: А.П. Чехова, В. Распутина и других. Одним словом содержание книги выдаёт в авторе человека с широким кругозором, профессионала, умеющего проверять и систематизировать информацию, прежде чем озвучить её окружающим.

Книга «Живу и помню: автобиографическая повесть» будет интересна широкому кругу читателей — исследователям-краеведам, ветеранам государственной службы нашего региона и просто любителям мемуарной литературы.

Август

Павлов, Евгений Александрович. Прекрасные художества / Евгений Павлов. - Киров (Вятка) : Аверс, 2022. - 115 с.

Имя Евгения Павлова пока не слишком хорошо знакомо вятской читающей публике. Евгений Александрович Павлов живёт в нашем городе с 2008 года. Более пяти лет является членом литературного объединения «Молодость». Его произведения уже попали в значимые литературные журналы - «Вятку литературную» и «Ротонду», «Аргамак». А в 2021 году увидел свет поэтический сборник «Утро пятницы».

Книга «Прекрасные художества» - отличная возможность читателям познакомиться с творчеством Евгения Александровича. Несмотря на небольшой формат, она примечательна лаконичным оформлением обложки и глубоким содержанием текстов. Книга включает в себя рассказ и две повести, главными героями которых неизменно являются дети. Все эти произведения обладают особенной живой атмосферой, навевающей читателю воспоминания о собственном детстве и юношестве, увлечениях и первой любви. Вместе с этими светлыми чувствами читатель ощущает хрупкость и красоту мира, значимость поисков своего места в нём, жизненных идеалов и принципов: «Ромка приходил домой после школы, обедал и садился за уроки. ИЗО по выходным теперь отменили, занятия были лишь в будние дни вечером пару раз в неделю. Ромка с нетерпением ждал эти дни, время, когда две Прекрасные Дамы - Живопись и Сашенька - сольются в одно удивительное целое и будут ласкать его своим волшебным светом».

Сентябрь

p>Зимирева, Мария Вячеславовна. Край ты наш Грибошинский. – Киров : [б. и.], 2022 (Кировская обл. тип.). – 644, [4] с., [12] л. ил. – 900 экз. – ISBN 978-5-498-00881-3.

«Край ты наш Грибошинский» – шестая книга краеведа, Почётного гражданина Лузского района Марии Вячеславовны Зимиревой о людях и малых сёлах и деревнях Лузского района. Книга создавалась «всем миром», в ней собраны воспоминания старожилов и жителей деревень бывшего Грибошинского сельского совета, архивные материалы об учреждениях колхоза, краеведческая справка о прошлом и настоящем этой местности. Какой это кропотливый и нелёгкий труд: собрать воедино материалы, в которых переплетаются судьбы семей, отдельных людей, целых поколений, отредактировать, выверить каждый рассказ, уточнить даты, события и многое другое. И автору это удалось.

В первой части краеведческого исследования говорится о истории Грибошинского сельского совета. Расположено Грибошино на юго-востоке Лузского (Лальского) района, далеко от центра, на левом берегу реки Лузы. По территории сельского совета с давних времен проходит центральная дорога Лальск – республика Коми. История Грибошинского края берет начало в 1620 году, когда здесь появились первые поселения. Названия деревням давали по месту расположения или по имени первооснователя, по реке или озеру, по особой примете, по названию растений или животных. Многие из них имеют официальное и народное название (например, Андреева Гора – Волбаз, Кальцево – Грибошинский Выставок и др.). В 1924 году был образован Грибошинский сельский совет, в годы коллективизации было создано девять колхозов, которые со временем объединились в один. Северный край богат лесами и реками, поэтому люди исстари занимались заготовкой древесины, охотой, рыболовством, земледелием, животноводством, заготовкой грибов и ягод. Жители Грибошинских деревень издавна славились мастерством выращивания и обработки «северного шёлка» – льна. Жизнь в деревне состояла из нескольких ответственных периодов: посевная, сенокосная пора, заготовка грибов и ягод, уборочная страда и зимний период. 125 лет (с 1886 года) просуществовала Грибошинская школа. В начале 1960-х в школе был открыт интернат для детей, проживающих на расстоянии более трёх километров от школы. У школы была тесная связь с колхозом: учителя и ученики помогали в уборке картофеля, работали на сенокосе и на других работах, дети ходили на животноводческие фермы, знакомились с трудом животноводов. В связи с тем, что Грибошинский сельсовет расположен в отдалении от центра, и здесь проживали около 4000 человек, семьи были большие, рождалось много детей, возникает необходимость в медицинской службе. Так, в 30-е годы в старом неприспособленном здании открывается больница на три палаты – мужская, женская и родовая. Несмотря на тяжёлые условия, персонал больницы трудился, вкладывая душу, сердце, спасал, исцелял, облегчал страдания. Спустя 70 лет участковая больница была закрыта.

Вторая часть книги посвящена населённым пунктам Грибошинского сельсовета. Многих из них уже давно нет на карте Лузского района (в прежние времена здесь было тридцать крупных деревень, а теперь осталось девять). Жители с теплом вспоминают жизнь в деревне: «Местом всеобщих встреч в деревне был магазин. Жители собирались на крыльце и ждали приезда машины. Здесь можно было узнать все новости – не только деревенские, но и мировые». «Люди в деревне жили дружно, праздники отмечали всей деревней, а иногда сразу две соседние деревни собирались. Веселились под гармошку». «Из окон нашего дома была хорошо видна синяя лента реки, окружённая зеленью летом и золотом осенью. Ну, совсем как у Левитана. Жаль, что теперь река видна только чуть-чуть, так как всё зарастает. Да и деревни уже нет, только несколько разрушенных домов» и т.п. Благодаря автору сохранилась история деревень, культура, народные традиции, родословная семей и фамилий. Грибошинская земля – земля трудолюбивых и мужественных людей. Более пятисот грибошинцев сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Варшавой, на Курской дуге, принимали участие в Афганской, Чеченской войнах. Грибошино – родина генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Ивана Прокопьевича Алфёрова, генерал-лейтенанта юстиции в отставке, Заслуженного юриста РФ Владимира Авенировича Алфёрова. Здесь же родился поэт, публицист, член Союза журналистов Иван Николаевич Екимов.

Книга будет интересна краеведам, всем, кто интересуется историей своей малой родины. Издание проиллюстрировано множеством фотографий из музейных и семейных архивов.

Октябрь

Народная артистка России Н. Н. Исаева / редкол.: Т. Филимонова (рук. проекта) [и др.] ; Киров. обл. драм. театр. – Киров : КОУНБ им. А. И. Герцена, 2022 (Кировская обл. тип.). – 78, [1] с. : ил. ; 30 см. – 500 экз. – ISBN 978-5-498-00893-6.

Книга посвящена памяти народной артистки Натальи Николаевны Исаевой (1961–2021). В неё включены фрагменты интервью Натальи Исаевой для ГТРК «Вятка», для газеты «Кировская правда», выдержки из статьи, опубликованной в журнале «Человек Дела». А также воспоминания коллег, родных и близких людей об актрисе Кировского областного драматического театра, информация из открытых источников. Интервью, записанное журналистом Владимиром Георгиевичем Семёновым в апреле 2012 года, наиболее полно раскрывает творческую и человеческую уникальность Натальи Исаевой. Евгений Кузьмич Степанцев, первый режиссёр Натальи Исаевой, много лет проработавший с ней, вспоминает: «Когда она появилась, сразу на неё нашлась пьеса для дебюта «В этой девушке что-то есть». И она вписалась, и зритель её сразу полюбил: красавица, статная, с прекрасной дикцией, ну великолепная совершенно такая находка для театра!»

Тридцать восемь лет Наталья Исаева неистово и верно служила Вятке. У неё были разные роли, разные жанры (будь то фарс или трагедия), главные героини классического отечественного и мирового репертуара. Всё ей было под силу. Её характер не позволял делать плохо всё, к чему она прикасалась. По словам актрисы, «сцена не терпит лжи и зритель тоже это чувствует, когда человек лжёт. Это в жизни мы можем играть и надевать какие-то личины и дурачиться, а сцена обязывает к трепетному отношению». Наталья Николаевна по-настоящему любила своего зрителя, который для неё был критерием творчества, ориентиром в многогранном пути актёрской деятельности. И даже сейчас зритель продолжает быть с ней, не переставая помнить и любить её – в издании помещены воспоминания и отзывы об актрисе.

Как пишет её дочь Ксения, «судьба безжалостный противник. И единственное оружие в наших руках это воспоминания. Все, которые уместятся в сердце. Не только большие и значимые, но также маленькие и даже бытовые». Авторы разместили в книге лишь малую часть страниц из жизни актрисы, но при этом постарались, «чтобы здесь было как можно больше «самой» Наташи. Не только в фотографиях, но и в её размышлениях, оценках и воспоминаниях…». В книге использованы фотографии из фонда ЦГАКО, семейного архива, личных архивов друзей и знакомых.

Ноябрь

Русский фольклор южных районов Кировской области : (по итогам фольклорных экспедиций в Вятскополянском районе) / сост. сб.: Г. А. Кашина. – [Вятские Поляны, Кировская обл.] : Кировская обл. тип., 2022. – 64 с. – 160 экз. – ISBN 978-5-498-00914-8.

Народное искусство является вечным в своем творчестве. Время всё больше отдаляет нас от того пласта культуры, который относится к устному народному творчеству. В современном народном творчестве в широком использовании и в неизменном виде остаются сказки, потешки, припевки, исключительно как памятники культуры сохраняются былины, обряды. Но есть жанры, которые получили новое развитие благодаря тому, что они связаны с жизнью народа, отражают приметы этой жизни и поэтому интересны и исполнителям, и слушателям. Речь идёт о русских народных песнях, ценность которых в том, что они не изолированы от художественной культуры, от среды, в которой создавались и жили. В предлагаемом сборнике представлены песни из репертуара фольклорных ансамблей Вятскополянского района Кировской области – лирические народные песни любовного содержания, шуточные и сатирические, плясовые, игровые, солдатские, обрядовые. Среди произведений есть и авторские песни, вобравшие в себя поэтику народных песен и приёмы их исполнения, окрашенные местными особенностями художественной выразительности, диалектной речи и произношения. За каждой песней стоит жизненная ситуация, выражение чувств. За кажущейся простотой песни кроется и глубокая философия народа, и подлинная поэзия.

Сборник подготовлен по итогам фольклорных экспедиций в Вятскополянском районе в рамках реализации социально значимого проекта «Вятский разгуляй», направленного на решение актуальных вопросов по сохранению и развитию традиционной русской культуры. Художественные руководители на страницах издания делятся опытом приобщения населения (в основном людей пожилого возраста) к освоению местного фольклора – записывали народные традиции, сюжеты народных праздников, песенный и игровой фольклор. Большой интерес у фольклористов вызывает местный обрядовый фольклор, сопровождавший народные праздники. Старожилы радушно и открыто делятся своими знаниями народного творчества, сохранившимися в семьях воспоминаниями о старине, до мельчайших подробностей рассказывают, как проходили сватовство, проводы в армию и даже проводы в последний путь. По итогам фольклорных экспедиций был собран значительный материал, сделано много аудио- и видеозаписей. Частично собранный материал вошёл в репертуар творческих самодеятельных коллективов района. Эффективным способом пропаганды богатейшего фольклорного наследия становится воплощение самобытного, яркого, колоритного материала на сцене. Душой русских гуляний была и остаётся по сей день гармонь. Под неё плясали и пели, грустили и радовались, любили и страдали.

Настоящее издание – доказательство того, что народное творчество живёт и развивается благодаря собирателям фольклора, мастерам народного творчества и всем, кто неравнодушен к традиционной народной культуре, кто поддерживает и популяризирует её.

Декабрь

Чащухин, Виктор Александрович. Северные медоносные пчёлы: грани выживания / Чащухин В. А. - Киров., 2022. – 112 с.

Пчеловодство – традиционное занятие для нашего северного региона. На протяжении длительного времени его продукты являлись предметами активной торговли с другими регионами и даже странами. Сегодня спрос на качественный мёд также остаётся высоким. Активнее всего пчеловодством занимаются энтузиасты в районах области, которые, в последние годы, всё настойчивее сталкиваются с проблемой гибели пчёл. Им и адресована новая книга «Северные медоносные пчелы: грани выживания» Виктора Александровича Чащухина.

Виктор Александрович – доктор биологических наук, профессор, автор более ста научных публикаций. Читал лекции по охотоведению и пчеловодству в Вятской государственной сельскохозяйственной академии и Кировском институте агробизнеса. Так же преподавал теоретические курсы «Эволюционное учение» и «Методология научного познания» в Вятском государственном университете. Научные интересы автора привели его к сотрудничеству с Кировским областным обществом пчеловодов, а также с коллегами из Архангельской области, Пермского края, Башкортостана и Татарстана. Результаты этих изысканий Виктор Александрович систематизирует в книге «Северные медоносные пчёлы: грани выживания» и адресует её всем, кому небезразлична участь северного пчеловодства.

Сам автор указывает, что поводом для написания книги «...послужили обстоятельства, свидетельствующие о пагубном отношении к медоносным пчёлам на границе их северного распространения в России… К настоящему времени эти медоносные пчёлы оказались на грани исчезновения и, вероятно, могут пополнить перечень уже безвозвратно утраченных по вине самого человека природных ценностей».

Виктор Александрович разбирает историю пчеловодства в стране и регионе, причины сложившейся негативной ситуации, а так же обрисовывает возможные пути решения и перспективы промысла. «Как ни странно, но инициаторами многих негативных для северных медоносных пчёл процессов были сами пчеловоды и их покровители. Их погрешности умаляет лишь то, что действовали они, казалось бы, с благородными целями улучшения ситуации в региональном пчеловодстве, но не были осведомлены в элементарных экологических закономерностях развития животного мира. Значимые для деятельности людей достижения экологии стали известными и общепризнанными лишь в конце истёкшего столетия».

Виктор Александрович ратует за объединение пчеловодов в общественные организации, практикующие осмысленный научный подход к делу. Именно эти меры позволят сохранить популяции северных медоносных пчёл и обеспечат стабильность промысла.