Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
             

Выставка одной книги

В данном разделе можно ознакомиться с одной из книг, которая поступила в книжную палату в текущем месяце в качестве обязательного экземпляра документов Кировской области.

В разделе представлено библиографическое описание, краткая информация и изображение книги.

Все книжные новинки месяца вы можете увидеть в разделе «Новые поступления».

Вы можете ознакомиться с книгой в книжной палате (ул. Герцена, 50, каб.216) или в читальном зале отдела краеведческой литературы (каб. № 209).

В разделе «Выставка одной книги» представлены издания, поступившие в фонд библиотеки с 2011 года.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019 2020 2021 2022 2023

2018 год

Январь / Февраль / Март / Апрель / Май / Июнь / Июль / Август / Сентябрь / Октябрь / Ноябрь / Декабрь


Январь

Служим жизни [Текст] : к истории Кирово-Чепецкого районного здравоохранения / [рук. проекта: О. Г. Дедова ; редкол.: И. А. Кузнецова и др.]. — Кирово-Чепецк : Кирово-Чепецкая центр. район. больница, 2018 (Киров. обл. тип.). — 193, [1] с. — 200 экз. — ISBN 978-5-498-00472-3.

Не должны быть преданы забвению имена тех,
кто отдал все силы и талант,
профессиональные знания и жар сердец
избранной профессии

«История, которую не перепишешь» — так называется первая глава книги «Служим жизни». В ней читатель знакомится с 80-летней историей Кирово-Чепецкой центральной районной больницы, ставшей главным учреждением района в советское время и получившей развитие в новой России. От появления в далёком 1936 году на территории нынешнего города Кирово-Чепецка первого фельдшерско-акушерского пункта при строящейся ТЭЦ-3 до сегодняшнего дня. Всем известно, что история позволяет лучше понять и оценить настоящее. Больница вначале представляла собой фельдшерско-акушерский пункт, располагавшийся в двухквартирном деревянном бараке на берегу реки Вятки. В годы войны здесь работали эвакуированные врачи. Среди населения была высокая заболеваемость инфекционными болезнями, особенно кишечными, большая детская смертность. Из воспоминаний Н. А. Сачковой: «Помню, в 1950 году нас посетили врачи областной больницы, которые поставили перед нами задачу: организовать обслуживание в посёлке ТЭЦ-3 на уровне областного центра. В то время это звучало утопией...». Началось строительство больничного комплекса: поликлиника, инфекционный корпус, роддом, туберкулёзное отделения — учреждение стало многопрофильным. Из воспоминаний Пушкарёвой Лии Семёновны: «... приехала в город в 1956 году. На всей территории больничного городка чистота, асфальтированные дорожки, клумбы с цветами. В отделениях идеальный порядок, сверкающие ванны, горячая вода. Больница была похожа на санаторий...». Работу персонала в отделениях регулярно, раз в месяц с ваткой в руках проверяла комиссия в составе администрации, месткома, старших медсестёр. По итогам проверки присуждались призовые места.

Эта книга — дань памяти людям в белых халатах, пропахших стерильным материалом, наркозным эфиром и йодом, впитавших человеческую боль и радость возвращённой жизни. В книге публикуются документы, связанные с основанием больницы, публикации в СМИ, тёплые слова от благодарных пациентов. Вторая глава — «Ветераны ЦРБ — их труд и знания определили все успехи районного здравоохранения» — самая большая в книге. В ней представлены судьбы ветеранов медицины. «Это был настоящий руководитель с мужским характером. Не скрою, мы все её боялись. Но она была справедливой. У неё не было любимчиков — все были равными. Со всеми разговаривала сдержанно» (из воспоминаний Л. С. Каркиной о главном враче Н. А. Сачковой, руководившей ЦРБ в 1952–1976 гг.).

Сегодня ЦРБ идёт в ногу со временем, реализует все современные проекты и программы, намеченные правительством РФ. Благодаря национальной программе «Здоровье» больница оснащается современным диагностическим оборудованием, внедряются новые методы и методики диагностики, профилактики и лечения. Коллектив ЦРБ уверенно смотрит в будущее, успешно решая поставленные перед ним задачи по охране здоровья населения города Кирово-Чепецка и района.

Мы служим жизни, говорят медики в счастливые минуты, и перед лицом её все равны: и ветераны, и молодые. Это правда. Как и то, что надо успеть за развитием медицинской науки, когда надо совершенствоваться и им, труженикам здравоохранения. Книга «Служим жизни» может послужить учебником жизни для молодого поколения. «Конечно, она не научит, как стать хирургом, детским врачом, терапевтом, медицинской сестрой, но она подскажет, какие черты характера и профессиональные качества нужны человеку, давшему клятву Гиппократа. <...> И возникнет чувство — сделать больше и лучше для малой родины» (Ольга Дедова, главный врач ЦРБ).


Февраль

Серкин, С. П. Художник Иван Павлович Серкин [Текст] : [альбом] / С. П. Серкин. — Киров : Веси, 2018 (Киров : Лобань). — 195 с. : ил. ; 29 см. — 50 экз.

Очередная книга Сергея Павловича Серкина, историка-краеведа, члена Союза краеведов России, посвящена брату Ивану Павловичу, его жизни и творчеству. Мысль написать книгу о творчестве своего брата возникла вскоре после его ухода в мир иной. Ему было всего лишь 48 лет...

Иван Павлович Серкин (1955–2003) родился в пос. Первомайский г. Слободского Кировской области в семье учительницы начальных классов, учился в средней школе № 10. Художественные наклонности начали проявляться уже в дошкольном возрасте. Будучи 5-6-летним ребёнком он из пластилина лепил разные многоплановые сцены на военные сюжеты. С четвёртого класса Иван начал заниматься в студии изобразительного искусства при ДК им. А. М. Горького под руководством талантливого слободского художника пейзажиста и портретиста Николая Ильича Герасимова. Творческие работы юного художника неоднократно были отмечены грамотами городского отдела народного образования на выставках изобразительного творчества учащихся. Одноклассница Ивана Серкина Людмила Вахрушева вспоминает: «Я училась с Иваном в одном классе. Долгое время мы сидели с ним за одной партой. Помню, что в любую свободную минуту он рисовал». После четырёх лет учёбы в Кировском художественном училище (специальность художественное оформление) почти 20 лет, с 1979 по 1997 годы, работал художником-оформителем в колхозе «Новый путь» Халтуринского (ныне Орловского) района, а в последние годы своей жизни был свободным художником.

Иваном Серкиным было написано немало разных художественных работ, большинство из которых представлено в альбоме. Это графика, рисунки, портреты, этюды; наброски и зарисовки, сделанные карандашом, углем, шариковой ручкой и тушью, копии работ известных живописцев. Размещены в книге также иллюстрации к стихотворениям Ольги Балезиной, Сергея Серкина и других, иллюстрации к сборнику стихов Леонида Пентина «По волнам нашей памяти» (Слободской, 2000).

Семейные обстоятельства сложились таким образом, что Иван Серкин не задумывался о дальнейшем своём развитии как художника, о стремлении к признанию обществом его таланта и тем более о проведении выставки своих работ. Лишь после смерти художника автором сего издания в музее Яна Райниса (г. Слободской) была организована первая персональная выставка работ Ивана Серкина «Живопись и графика». В книге приводятся отзывы о выставке побывавших на ней близких и родных людей, статьи из газет, воспоминания учителей, художников, одноклассников и однокурсников, коллег по работе. «Это был замечательный рисовальщик. Его удачные работы в книжной графике земляки по достоинству должны оценить» (заслуженный художник РФ Леденцова А. Д.). По отзыву его преподавателя, Заслуженного художника РФ Л. М. Старковой, «это был талантливый и разносторонний художник, интересный, самобытный и с большой фантазией».

Вне всякого сомнения, Иван Серкин смог бы со своим талантом при других обстоятельствах жизни достичь значительных высот в изобразительном искусстве.

Пусть путь его был не велик,
Не так высок, как бы хотелось,
Но он высот своих достиг
С палитрой, что в руках имелась.
(из стихотворения С. Серкина «Слово о брате»)

Март

Печенкин, А. А. Генералы Великой Отечественной войны [Текст] : учеб. пособие / А. А. Печенкин ; ФГБОУ ВО «Вят. гос. ун-т». — Киров : ВятГУ, 2018. — 192 с., [10] л. портр. : табл. — 100 экз. — ISBN 978-5-98228-159-3.

Несмотря на обилие трудов по военной истории нет специальных исследований по теме «Генералы Великой Отечественной войны». Поэтому обращение к данной теме является вполне правомерным. Ни одна армия не может существовать без командного состава. Как в мирное, так и в военное время войска нуждаются в умелом управлении, которое осуществляют командиры всех степеней на разных ступенях армейской деятельности. Критерием успешной полководческой деятельности в годы войны являлось умение выполнять задачи стратегических, фронтовых и армейских операций, нанося противнику серьёзные поражения. Война как суровый экзаменатор провела объективный отбор командных кадров, вытеснив с ключевых постов случайных людей, заменив их профессионалами высокого уровня. Лучшим доказательством их высокой квалификации стали успехи руководимых ими войск, победы над генералами вермахта.

В своём исследовании Александр Алексеевич Печенкин (российский военный историк, доктор исторических наук, специалист в области изучения советской военной элиты) анализирует процесс отбора и выдвижения на руководящие посты военачальников Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны. Автором даётся общая характеристика высшего командного состава, а также описание деятельности, профессиональных и личных качеств наиболее интересных фигур генеральского корпуса. В книге собран большой фактический материал. Впервые введены в научный оборот многие архивные документы из фондов российских архивов. Собранные материалы позволили автору провести сравнение двух военных элит: военачальников конца 30-х годов и генералов Великой Отечественной войны. На основе архивных материалов и опубликованных документов анализируются количественные и качественные изменения в советском генералитете в 1941-1945 гг. Детальный анализ архивных документов позволил выявить неизвестные исторические факты и в то же время показать полную несостоятельность некоторых исторических мифов о роли известных личностей в советской военной истории.

Материалы, изложенные в учебном пособии, имеют сугубо научное значение и могут представлять интерес при дальнейшем исследовании комплекса проблем, связанных с процессом подготовки, выдвижения и ротации генералитета в условиях войны. Изложенные в учебном пособии особенности формирования советской военной элиты и тех перемен, которые произошли в этой профессиональной группе накануне и в ходе войны, позволят лучше понять, почему Красная Армия терпела военные неудачи в 1941–1942 годах, а затем одержала победу в войне. Информацию можно использовать при подготовке обобщающих работ по истории Вооружённых сил, при освещении роли места военной элиты в советском обществе.


Апрель

Почвы и их эффективное использование [Текст] : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 6–7 февр. 2018 года : [в 2 ч.] / М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО «Вят. гос. с.-х. акад.», Киров. регион. отд-ние «О-во почвоведов им. В. В. Докучаева» ; [гл. ред.: В. Г. Мохнаткин]. — Киров : Вятская ГСХА, 2018. — 500 экз.

Состоявшаяся в феврале 2018 года Международная научно-практическая конференции была посвящена 90-летию со дня рождения доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Владимира Владимировича Тюлина. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1955 году Владимир Владимирович был направлен в Кировскую область, где стал заниматься изучением вопросов земледелия и почвоведения. В самый короткий срок, будучи заведующим кафедрой агрохимии и почвоведения Кировского сельскохозяйственного института, им был организован работоспособный коллектив преподавателей и научных сотрудников, начавших глубокое и всестороннее исследование почв Кировской области. Огромный экспериментальный материал, собранный под его руководством, способность В. В. Тюлина к обобщениям, к глубокому научному анализу результатов собственных исследований и трудов предшественников позволили ему, его многочисленным ученикам, охватить и с современных позиций почвоведческой науки осветить основные проблемы генезиса, развития, рационального использования почв региона. Широка и многогранна была научно-организаторская деятельность В. В. Тюлина. За время работы в Кировском сельскохозяйственном институте он был деканом агрономического факультета, дважды назначался проректором по научной работе, в 1976 году возглавил институт. В. В. Тюлин постоянно вносил новое, неординарное во все сферы деятельности кафедры и института. Он любил и понимал красоту жизни во всех его проявлениях. Это его идея превратить Учхоз института в «Чистые Пруды» (ныне современный микрорайон г. Кирова).

Генетико-эволюционные исследования почвенного покрова Вятского края, проводимые, в том числе и Владимиром Владимировичем Тюлиным, нашли своё продолжение в дальнейших исследованиях почв с проблематичным органопрофилем. В сборнике рассматриваются актуальные вопросы основных направлений аграрной науки, её состояние и перспективы, даются рекомендации авторов статей по изученным ими вопросам. В последнее время прилагаются значительные усилия для внедрения в сельскохозяйственном производстве различных способов обработки почвы для снижения затрат и энергии при производстве продукции растениеводства. Воздействие на почву различных антропогенных факторов и загрязнение почв тяжёлыми металлами, влияние удобрений на плодородие почв и эффективность различных способов обработки почвы, рациональное использование пашни и влияние различных норм высева семян на урожайность. Эти и многие другие вопросы представлены в первом томе Материалов. Учёные из Кирова, Костромы, Орла, Ижевска, Твери, Иваново, Ульяновска, Мичуринска, Кемерово, Республики Беларусь, Азербайджана и других регионов в своих статьях делятся опытом изучения различных проблем, обсуждают результаты исследований, делают выводы из проделанной работы. Содержание второго тома поделено на четыре секции — «Антропогенное воздействие на природные и антропогенные ландшафты и их охрана», «Региональные проблемы генезиса и эволюция почв», «Ботаника, физиология и биохимия растений», «Селекция и семеноводство».

Материалы международной конференции могут быть полезны агрономам, почвоведам, биологам, экологам, аспирантам, студентам вузов. Издание дополнено всевозможными таблицами, диаграммами, графиками, цифровыми расчётами и показателями.


Май

Морозов, Владимир Игоревич (1953-). Беседы о лесе [Текст] : рассказы лесничего : [для младшего школьного возраста] / Владимир Морозов. — Киров : Grey V. Woolf, 2018 (Киров : Лобань). — 94, [2] с. : ил. ; 21 см. — 50 экз.

Новая книга для детей «Беседы о лесе» — очередная экскурсия на лесную полянку, разговор писателя с юным читателем, рассказы не только о жителях леса, но и лесном сообществе вообще. У ребятишек же при встрече с писателем всегда есть масса вопросов: что такое, почему и как. О многом для них поведано в книжице. И что такое лес, и что в лесу есть «этажи», а у деревьев — «паспорт»; и что зарыться в землю на глубину человеческого роста для дождевого червя — обычное дело; кто такие шершни и почему их можно назвать «крылатыми пиратами»; почему лесоводы называют лиственницу «дочерью солнца»...

Вот есть такое устойчивое выражение «труслив, как заяц», а автор пишет: «Заяц не труслив, — он осторожен и бдителен. Даже во сне заяц настороже. Едва заслышав или приметив опасность, он вскакивает и резво уносится прочь».

Рассказывает Владимир Морозов и о «лесном хозяине» — медведе. «Считается, — зверь не имеет разума». Но наблюдения лесничего о повадках медведя позволяют ему высказать сомнения по этому вопросу в рассказе «Хитрован».

Или ведёт автор речь о майских хрущах (жуках). «У майского жука есть тайна. Её определили учёные, изучая строение крыльев и особенности полёта насекомых. Исследователи подсчитали, что по всем законам науки и природы майский жук не может летать. Потому что чересчур тяжёл, а крылья слишком коротки. Но хрущ не знает об этих учёных исследованиях. Поэтому летает себе, как ни в чём ни бывало».

Беда в лесу — пожар, чернеет горельник. А первым на гарях появляется иван-чай. И от автора узнаём, что утверждение «кипрей и есть иван-чай» — ошибочное! «Кипрей и иван-чай узколистный совершенно разные растения. Да, на первый взгляд они похожи. Мало того, кипрей и иван-чай — родственники. Примерно, как братья. Которые живут под одной фамилией, но носят разные имена».

Владимир Морозов в конце книги пишет, что не смог в ней многое рассказать того, что знает сам о лесе. Например, «не пояснил, правдивы ли рассказы о ежах, что носят припасы на иголках спины». О новом — в будущих встречах. И предлагает юным читателям «о непонятном спрашивать учителей, искать совета в книгах. ...Смотреть, подмечать, изучать».


Июнь

Зимирева, Мария Вячеславовна. Сторонка Вымская далёкая и близкая [Текст] / М. В. Зимирева. — Киров : [б. и.], 2018 (Киров. обл. тип.). — 599, [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр. ; 21 см. — Библиогр. в тексте. — 800 экз. — ISBN 978-5-498-00512-6.

Читатели уже знают М. В. Зимиреву как автора изданий о жителях и селениях Лузского района. В 2016 г. к ней обратились с просьбой написать книгу «про Вымский сельсовет, потому как история типична: нет колхоза, школы, закрылся лесопункт, деревни умирают...». Новый труд объединил многих людей, которые любят свою малую родину, хотят сохранить память о ней. К автору потекли ручейки рассказов и воспоминаний. Изучены и обработаны материалы архивов и районной прессы.

Книга составилась в 2-х частях: «Земли моей минувшие года» и «Деревня моя деревянная, дальняя». На первых страницах по истории края даются его координаты: «Вымский сельский Совет (Вымск в переводе с ханты — священный; Вымь — река в Коми) расположен на крайнем юго-востоке Лузского (Лальского) района по левому берегу реки Лузы — в заречной стороне по отношению к центру района, самый удалённый — до районного центра г. Лузы более 100 километров». И далее в главе «Из истории Вымского сельского Совета» приведены сведения о сельском и лесном хозяйстве: образовании и реорганизации колхозов, их укрупнении; о создании Вымского лесопункта. Вспоминаются труженики и руководители хозяйств, оставившие о себе добрую память: В. Ф. Жижин, В. С. Туганов, А. А. Шумилов, И. П. Швецов и др. Главы книги рассказывают о работе образованного в 1950 г. Чирюгского мехлесопункта и жизни посёлка лесозаготовителей Уга. В тексте приведённого в книге Приказа № 1 первого начальника МЛП М. А. Бутакова примечательны слова: «Всему производственному, хозяйственному и конторскому аппарату все мои законные распоряжения выполнять точно и в срок». В этой же части книги среди больших и малых событий и дел — рассказ о работе комсомольско-молодёжного отряда «Пламя» и судьбах девушек, участвовавших в почине «С комсомольской путёвкой — на ферму».

Издание включает значительный пласт воспоминаний вымчан, связанных с периодом Великой Отечественной войны. «Более 500 молодых, сильных мужчин ушли защищать Родину из Вымского сельсовета. Около 300 воинов не вернулись, остались на фронтах сражений». В главе «Никто не забыт и ничто не забыто» опубликована Книга Памяти Вымского сельсовета по всем его поселениям. Лузская земля гордится своим земляком И. П. Алфёровым — советским военачальником, генерал-лейтенантом. На его родине в Грибошине в честь героя поставлен памятник. Сохранились и сберегаются его письма, фотографии и альбомы о жизни, боевом пути и родственниках в Лузской средней школе № 2. И в каждой семье есть свои герои, воспоминания о них наполняют книгу: рассказывается о М. И. Екимове, М. А. Анциферове, Н. А. Аксёнове и многих других; названы имена отважных женщин, ушедших на защиту Отечества из Вымска. А судьба Николая Алфёрова перекликается с судьбами «детей войны». Когда началась война, ему было 11 лет. Коля стал возчиком в лесопункте, «... рано утром он запрягал лошадь и ехал на делянку за брёвнами. За смену нужно было вывезти 5–6 кубов леса. Скидки на возраст не было...».

Автор при сборе материалов для книги подметила, что вымчане обязательно добрым словом упоминают учителей и школу. Так сложились главы об учебных заведениях: «Вымская основная школа», «Мясовская начальная школа», «Сердце отдавали детям» и др. «Историю образования в Вымске можно исчислять с 1738 года, когда в Вымском приходе был построен деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. ... Но лишь в 1885 году при храме была открыта церковно-приходская школа — это официальная дата открытия школы в Вымском приходе». (В 2011 году Вымская основная школа, просуществовав 126 лет, была закрыта).

С верой и надеждой на будущее родной стороны написана особая глава «На Вымской горе — храм рукотворный». Она об истории возведения церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и её возрождении в настоящее время. В книге размещены фотографии и названы люди, чьими работами и пожертвованиями храм восстанавливается.

Уникальным трудом называют книгу читатели и уроженцы Лузского района. И мы все к такой оценке присоединяемся. И это ещё и потому что добрая половина книги (часть 2) — состоит из семейных историй и материалов о 15 деревнях округи.


Июль

Мальцева, Н. А. Каникулы московские и не только [Текст] : путевые заметки / Нина Мальцева. — Киров, 2018 (Киров : Лобань). — 82, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фото ; 21 см. — 10 экз.

Мальцева-Каникулы.jpg

Книгу Нины Мальцевой наполняют личные впечатления от поездок по различным городам нашей страны. «По журналисткой привычке» складывались записи, зарисовки. Автор отмечает: «Каждый раз, возвращаясь домой, я „проживала“ поездку, вспоминая самые интересные моменты, встречи». За десять лет, с 2008 г., были разные путешествия, в книге представлены путевые заметки по Глазову, Мышкину, Костроме, Нижнему Новгороду, Казани, Москве, Санкт-Петербургу...

Первый рассказ о поездке, совершённой автором в 2008 г. (с родным попутчиком — библиофилом В. К. Семибратовым, из Кирова на электричке), посвящён Глазову. «... наши города разделяют всего несколько остановок — Просница, Зуевка, Фалёнки, Яр». «Глазов чётко делится на старую и новую части. С одной стороны, это старый, патриархальный город с деревянными или малоэтажными кирпичными домами, странными памятниками... С другой стороны, Глазов — совершенно современный город с целыми кварталами многоэтажек, теми же современными магазинами, что и по всей стране». Программа получилась очень насыщенной: состоялись и встречи с друзьями Н. Н. Закировой, В. С. Шудеговой; и экскурсии в музейный комплекс «Иднакар» и диораму; и посещение пединститута и библиотек, в т.ч. научной библиотеки им. Короленко; и знакомство с фильмами глазовского режиссёра Виталия Тронина. «В Глазове мы были ровно сутки, но впечатлений получили массу. Новые знакомства, новые знания, новые отметинки в душе».

Очень интересно читать о туристических маршрутах в Казань. Первая поездка была в 2009 г. Рассказ сложился из описания семейной поездки в Малмыж по случаю посещения родовых могил; и оттуда уже путь шёл по территории Татарстана, с краткими остановками в Балтасях и Арске. Арск от Казани находится в 60 км, и здесь «запомнились чистота, обилие цветов. Прекрасный вокзал. Изюминкой Арска считается единственный в мире Музей букваря. Посетители музея могут увидеть 300 азбук на 54 языках мира». А в Казани первый пункт посещения, конечно, Кремль. «Это целый город в городе, комплекс исторических, архитектурных и археологических памятников». Автор отражает впечатления и от посещения мечети Кул-Шариф, построенной к тысячелетнему юбилею Казани в 2005 г., и от Благовещенского собора, «который считается главным собором Казанского края. ... Конечно, необычно, что мечеть и православный храм мирно соседствуют в одном месте».

В каждом путешествии автор выделяет то, что больше всего понравилось. К такой оценке может приобщиться и читатель книги. Это может быть как что-то грандиозное, например, Дарвиновский музей в Москве, так и оригинальное — урны с хохломским узором в городке Семёнов, центре хохломского промысла; или хороший русский язык девушки-экскурсовода без всяких современных «как бы» в Санкт-Петербурге.

Книгу отличает то, что в ней даются не только личные оценки впечатлений (порой отрицательных) от каких-то достопримечательностей, но и дорог, средств передвижения, гостиниц, питания в кафе и столовых, каких-то эпизодов путешествий, общения с людьми. Ведь в путешествии бывает «что-то из области фантастики»: когда в дождь работник одного учреждения довозит автора книги до автостанции на своей машине, чтобы он успел на автобус. Или шофёр маршрутки подвозит пассажиров к объекту экскурсии, а это дополнительные 200 метров после остановки. «Вообще, моментов, когда совершенно незнакомые люди относились к нам со всей душой, было немало».
Приятного чтения!

Август

Дети военной эпохи. Вып. 2, кн. 1 [Текст] : Юрьянский район / [сост.: А. Г. Россохина, О. В. Булдакова ; редкол.: В. А. Вылегжанина и др.]. – Юрья, [Киров. обл.], 2018. – 182 с. : ил., портр. – 100 экз. – ISBN –.

Дети военной эпохи

Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. В том числе и для детей, чьё детство закончилось в июне 1941 года. Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети (голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам), они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Старшие дети были няньками для младших братьев и сестёр. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный маленький подвиг.

В невероятно трудных условиях, невзирая на холод, ужасные условия труда шла работа у станков и в поле. На селе пахали, сеяли, убирали урожай. Кормили армию и города. А те из них, кто был ещё мал работать на производстве, помогали матерям вести домашнее хозяйство. Подростки тех военных лет поистине заменили мужчин – пахали и боронили, косили траву и хлеба, возили сено и снопы, скирдовали и молотили, по осенним раскисшим дорогам на быках отвозили зерно и картофель государству. Нужно было с каждого хозяйства отдать государственный долг: яйца, молоко или масло, картошку, зерно (если сеяли). Дома оставалось мало что, сами питались травой, собирали ягоды да грибы. Школьники младших классов в течение всей уборочной страды ежедневно выходили на сбор колосков. Только из собранных ими колосков намолочено 10,6 тонны военного хлеба.

Из воспоминаний Антонины Семёновны Каюк: «Утром в 4 часа бригадир обходил все дома и собирал детей на сенокос, и мы, как «маленькие гуськи», шли друг за другом на поле. Косили на полях траву до 9 часов, затем уходили в лес отдыхать. Потом выходили ворошить и сушить сено. После обеда с 16 часов до 24 часов сгребали сено в валы, метали в стога. Приходили домой уставшие, голодные, холодные. Ложились спать, а утром опять на работу».

Но даже в то, трудное время, дети учились, так как нужны были образованные люди, чтобы поднять страну из разрухи. А как учились в то время? С печных вьюшек брали сажу и делали из неё чернила. Ручки же мастерили из веток малины, куда втыкали перья. После уроков шли помогать женщинам в колхозе. На фронт для солдат вязали варежки (с двумя пальцами, чтобы стрелять было удобно). За каждую пару давали 300 грамм муки.

Несмотря на все трудности, все в деревне жили дружно, помогали друг другу, поддерживали, подкармливали детей и стариков, кто, чем может. Самые тяжелые моменты, когда приходил почтальон и вручал кому-нибудь похоронку. Погибшего оплакивали всей деревней. Самое же яркое воспоминание военных детей – День Победы. Все плакали и от радости, и от горя. У кого вернулись с войны родные, ликовали, а у кого нет, заливались слезами, голосили. Не менее тяжёлым и голодным было послевоенное время. Это было время разрухи, хлеба было мало. В школах не хватало учебников, занимались, передавая учебники друг другу.

К сожалению, время стирает из памяти последующих поколений боль переживших войну, последних живых участников и свидетелей тех далеких событий. Изменить прошлое нам не под силу, но наш долг – хранить память о стойкости, о ежедневном незаметном подвиге во имя общего дела, общей победы. Тем ценнее книга – напоминание о том, что они, «дети-труженики» были и есть, что имеют право на внимание и заботу. Воспоминания, собранные в Книге памяти, очень разные – как и люди, которые их писали. Но ни одно из них не оставит равнодушным, потому что за каждым – личная трагедия. В суете дел мы иногда не торопимся произнести слова благодарности, выразить уважение старшему поколению за их подвиг в военное время. Спасибо вам за ваш героический труд, за возможность жить под мирным небом!

Сентябрь

Интерактивные формы работы с родителями [Текст] : сб. метод. материалов / МКОУ ДПО "Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муницип. системы образования" г. Кирова ; авт.-сост.: О. И. Боброва [и др.]. - Киров : ЦПКРО, 2018. – 126 с. – Б. т. – ISBN –.

Интерактивные формы работы с родителями

Ни для кого не секрет, что семья играет основную роль в развитии ребёнка, именно в семье осуществляется подготовка ребёнка к жизни. Родители – это первые воспитатели, имеющие самое сильное влияние на детей. Но только во взаимоотношении родителя с учреждением образования, с воспитателем, с педагогом, в гармоничном дополнении друг друга они способны обеспечить полноту и целостность развития и самореализации ребёнка. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей. Помочь семье в воспитании, обучении детей и одновременно поднять ответственность родителей за воспитание возможно в результате систематической, последовательной организованной работы. Важно, чтобы педагог и родитель действовали как партнёры, ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит, другие слушают. Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с педагогом? В процессе подготовки к родительским встречам важно исходить из интересов и особенностей класса; творчески подходить к разработке мероприятия, используя результаты анкетирования, интересные факты, творческие работы учащихся; активизировать деятельность родителей, разнообразив формы педагогического просвещения. Авторы методического сборника предлагают использовать активные формы общения с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

Что же предлагается в помощь педагогам? Различные методические разработки родительских собраний в виде квест-игры, мастер-класса, аукциона; творческие семейные игры, деловые игры; всевозможное анкетирование. По мнению и рекомендации составителей, такие собрания целесообразно завершить рефлексией – оценкой, которая покажет, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса.

Приведённые в сборнике приёмы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая поможет сделать встречи родителей и учителей, родительские собрания интересными и запоминающимися. Авторы надеются, что предложенные сценарии, анкеты, игры будут активно использоваться в работе, а также помогут самостоятельно разрабатывать свои сценарии, включая идеи из методической копилки.

Октябрь

Е. М. Вечтомов. Математик. Педагог. Философ [Текст] : биобиблиогр. указ. / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена ; [сост. В. И. Варанкина]. — Киров : ИД «Герценка» : Веси, 2018 (Киров : Лобань). — 287 с., [1] л. ил. : ил., цв. ил., портр., фото ; 21×15 см. — (Серия «Ученые Вятского края» ; вып. 5). — Имен. указ.: с. 262-264. — Указ. загл. печ. работ Е. М. Вечтомова: с. 265-284. — 200 экз. — ISBN 978-5-4338-0379-4.

Данный выпуск персонального указателя в серии «Учёные Вятского края» посвящён Евгению Михайловичу Вечтомову. В предисловии В. И. Варанкина отметила, что «книга представляет собой обзор деятельности доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой фундаментальной и компьютерной математики Вятского государственного университета, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации».

Вклад профессора Е. М. Вечтомова в науку, в методику преподавания математики несомненно значителен. Это отражают материалы обширных, содержательных разделов издания: «Хронологический указатель печатных трудов», «Неопубликованные документы», «Редакторская деятельность», «Рецензионная деятельность», «Исследования, подготовленные к защите под руководством Е. М. Вечтомова», «Отдельные статьи, интервью, беседы с Е. М. Вечтомовым», «Достижения. Награды и знаки общественного признания Е. М. Вечтомова».

А в самом начале книги напечатан замечательный биографический очерк, с основными датами жизни и деятельности Евгения Вечтомова. Повествуется, что родился он в 1953 г. в семье ветеринарных врачей в г. Кирове. Родители по роду своей деятельности также трудились в Афанасьевском, Нолинском районах Кировской области; городе Краснокамске Пермской области. «Детство, проведенное в сельской местности, благотворно сказалось на мировоззрении мальчика Жени Вечтомова, привив ему любовь и уважение к прекрасной родной природе, к сельским труженикам, ко всему живому, миру растений и животных». В школьные годы отмечаются успехи Евгения в математике, химии, шахматных первенствах. А к завершению учебы в школе № 8 г. Краснокамска в 1970 г. он проштудировал пособие по математике для поступающих в вузы (авторы Г. В. Дорофеев и др.), «прорешал почти все задачи». И сразу поступил в Кировский государственный политехнический институт (на ФАВТ), в том же 1970 г. в ноябре перевёлся на математический факультет Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (КГПИ).

Студенческие годы в 1974 г. перетекли в очную аспирантуру на кафедре алгебры Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (МГПИ). За три аспирантских года опубликовано четыре работы, сделан ряд докладов, подготовлена кандидатская диссертация на тему «Кольца непрерывных функций». В биографическом очерке названы учёные, которые сопровождали исследовательские задачи Евгения, были научными руководителями, а потом стали и коллегами. С большой благодарностью говорится о В. П. Матвееве, Л. А. Скорнякове, Л. Я. Куликове и др. Первое десятилетие трудовой деятельности на кафедрах алгебры в КГПИ им. В. И. Ленина и Тобольском государственном педагогическом институте Евгений Михайлович уже сам активно и плодотворно занимался со студентами, а также продолжил исследования по теории колец непрерывных функций.

В 1988 г. Е. М. Вечтомов был избран заведующим кафедрой алгебры КГПИ им. В. И. Ленина. Благодаря его заботам по активизации работы математических кружков, которые вели преподаватели факультета, большому вниманию студенческим научно-исследовательским работам, постепенно формировалась группа активных студентов-математиков разных курсов, нацеленных на серьёзные занятия математикой. Так, под руководством Евгения Михайловича Василий Чермных защитил дипломную работу по теории функциональных (пучковых) представлений колец. Стараниями Е. М. Вечтомова и единомышленников-преподавателей закладывалась основа кировской научной алгебраической школы.

С 1991 г. по 1994 г. Е. М. Вечтомов учился в докторантуре по кафедре алгебры МПГУ, защитил докторскую диссертацию «Кольца непрерывных функций со значениями в топологическом теле» в МГУ им. М. В. Ломоносова. В новом плодотворном периоде деятельности (1994–2005 гг.) под руководством профессора Е. М. Вечтомова открываются и работают аспирантура по алгебре, региональный научный алгебраический семинар, сформировалась основа научной школы «Функциональная алгебра и теория полуколец». «На эти годы пришёлся пик преподавательской деятельности Вечтомова. Шесть его учеников защитили кандидатские диссертации по алгебре». В течение 20 лет (1994–2013 гг.) особое внимание профессор уделял вопросам методологии и философии математики. «Насыщенным и интенсивным оказался и следующий этап [2006–2017 гг.] жизни и деятельности Е. М. Вечтомова. Основное его внимание было направлено на научно-исследовательскую, наставническую, организаторскую и редакционно-издательскую деятельность. Им и в соавторстве с учениками-коллегами опубликованы 8 монографий, 5 учебных пособий, 9 научных обзоров, целый ряд исследовательских статей в престижных математических журналах, а также материалы всероссийских и международных конференций. В этот отрезок времени под руководством Е. М. Вечтомова защищены 10 кандидатских и 14 магистерских диссертаций».

Примечательно, что в биографическом очерке читатель знакомится с семьёй Евгения Михайловича, его родословная связана с известными фамилиями на Вятке. Вятчане уважают Вечтомова за его гражданскую позицию: «Главным делом жизни Евгений Михайлович Вечтомов считает служение математике и математическому образованию, России, Вятскому краю и Вятскому государственному университету (как преемнику Вятского педагогического института)». Издание проиллюстрировано замечательными фотографиями. Читатель видит Евгения Михайловича в ряду коллег и студентов, в семейном кругу, на вручении наград и т.д. Расширяют материалы биографического очерка и библиографический список в книге — «Литература о Е. М. Вечтомове».

В интересах читателя, исследователя составлен справочный аппарат данного биобиблиографического пособия: есть «Именной указатель» и «Алфавитный указатель трудов».

Книга посвящёна 65-летию Евгения Михайловича Вечтомова.

Ноябрь

Чиркин, Сергей Александрович. Кредитные учреждения Вятской губернии [Текст] : монография / С. А. Чиркин ; [рец.: И. Ю. Трушкова, Р. А. Щинова] ; М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО «Вят. гос. с.-х. акад.». — Киров : ВятГСХА, 2018. — 159 с. : ил., портр., табл. ; 21 см. — Библиогр.: с. 136–139 и в примеч. в конце тем. — 500 экз. — ISBN 978-5-6040852-7-1.

Данная монография посвящена истории развития кредитных учреждений Вятской губернии дореволюционной поры.

Автор во «Введении» отмечает, что «исторический опыт становления и развития кредитной сферы в нашей стране, несмотря на свою уникальность, остаётся мало востребованным. Вместе с тем именно сегодня, когда уровень доверия граждан к кредитным институтам весьма низок, важно иметь представление о том, как завоёвывали доверие людей дореволюционные кредитные учреждения, какую кадровую политику они проводили, как происходило взаимодействие кредитной системы с общественными и благотворительными организациями».

В первой главе «Предпосылки развития кредитных учреждений Вятской губернии» освещены данные об экономическом состоянии губернии периода XIX — начала XX вв., развитии капиталистических отношений. В данном разделе вопросы кредита рассмотрены также по такому явлению как ростовщический капитал. Отмечается, что потребность вятских людей в кредите возрастала, а займы у частных лиц шли «с кабальными условиями». Особенно в деревне ростовщичество было примитивным, с запутанными формами «хлебного кредита».

Кредитная система, непрерывно формируясь на протяжении более столетия, подстраивалась под многоукладную экономику края, получали необходимое развитие организованные формы кредитования. В материале рассматриваемые кредитные учреждения объединены по группам — в зависимости от стоявших перед ними задач, законодательной базы и характера проводимых операций.
Т
ак, вторая глава монографии рассматривает деятельность Вятского отделения Государственного банка, открытого в 1865 г. на основе реорганизованного Вятского приказа общественного призрения. «Вкладчиками Вятского отделения Государственного банка, в соответствии с законодательством того времени, являлись государственные и общественные учреждения, церковь, частные лица». «К началу XX в. средний размер взятого в Государственном банке кредита составлял 10000 руб.». Функции со временем расширялись, в составе отделения появилась инспекция мелкого кредита, открывались сберегательные кассы (в т.ч., например, при почтово-телеграфных отделениях). К 1914 г. вклады в сберегательных кассах составили 45% всех вкладов населения губернии.

Важным организационным элементом рынка ссудных капиталов в России становятся коммерческие банки. В третьей главе монографии рассмотрены особенности деятельности всех коммерческих банков Вятской губернии на примере Волжско-Камского коммерческого банка. «Отделение в Вятке открылось 23 сентября 1873 г. и поначалу обслуживало в основном местные пароходные компании. Однако со временем его услугами стали пользоваться также частные лица и учреждения. Уже по итогам первого года работы по ряду показателей Вятское отделение Волжско-Камского коммерческого банка опередило все общественные банки Вятской губернии». С. А. Чиркин отмечает, что «Вятское отделение Волжско-Камского банка за 45 лет лишь один раз понесло серьёзные убытки — в связи с банкротством слободских кожевенных заводчиков Вахрушевых .... в 1912 г. ... Новая полоса убытков началась в годы Первой мировой войны». В главе автором приведены интересные сведения по личному составу отделений банка.

Следующая — четвертая глава — рассматривает общее развитие городских общественных банков. Их предназначение в дореформенный (до 1860-70-х гг. XIX в.) и пореформенный периоды видоизменялось, во многом зависело от активности городских органов управления. На Вятке первый общественный банк был учреждён в 1809 г. в городе Слободском, его основателем стал купец К. А. Анфилатов, пожертвовавший в основной капитал банка 25000 рублей. «Из прибыли банка производились отчисления в пользу “общеполезных городу заведений”. Так, в середине XIX в. на средства банка в г. Слободском были выстроены гостиный двор, воинские казармы, женское и приходское училища, больница и богадельня, содержался городской врач с учениками и оспопрививателями, оплачивалось почтовое сообщение с Вяткой». По примеру Анфилатовского банка в 1862 г. в губернском городе был открыт Вятский городской общественный Фёдора Веретенникова банк.

Важнейшим осознанным направлением деятельности Вятского земства стала его работа по организации доступного кредита для земледельцев, кустарей и их кооперативов. Глава пятая содержит материалы «Земский кредит» (о кредитовании земледельцев, кустарей, кооперативов) и «Кредитная кооперация» (об обществах взаимного кредита, ссудо-сберегательных и кредитных товариществах, кредитных кооперативах, волостных вспомогательных кассах). «К 1915 г. Вятская губерния занимала пятое место в России по числу сельских кредитных кооперативов — около 400 товариществ, объединивших 60% населения губернии». При том, что для широкого круга мелких производителей кредит стал доступнее, автор работы отмечает ряд трудностей в развитии кредитной кооперации.

«Представленные в работе данные позволяют сделать вывод о том, что даже в условиях, когда оборотные средства кредитных учреждений Вятской губернии были невелики в абсолютных цифрах, их роль в экономическом развитии региона была достаточно важной. ... Кредитная система губернии была довольно устойчива, и не последнюю роль в этом играла инициатива снизу при её становлении и развитии».

Книга предназначена для студентов, изучающих дисциплину «История Вятского края», будет интересна краеведам и всем, кому интересно прошлое Вятской земли.

Декабрь

Саитов, Виктор Ефимович. Научно-технические разработки для сельскохозяйственного производства. — Киров : ФГБНУ ФАНЦ Северо-Востока, 2018. — 279 с. : ил.

Виктор Ефимович Саитов, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естествознания, занимается научно-исследовательской работой по совершенствованию технологий и средств механизации сельского хозяйства. Является автором 519 научных работ. В настоящей работе представлена научно-техническая продукция, разработанная автором в соавторстве с сотрудниками Россельхозакадемии, Вятской государственной сельскохозяйственной академии, научного центра Северо-Востока. Техническая новизна данных разработок защищена авторскими свидетельствами и патентами на изобретения и полезные модели. Результаты научно-технических разработок используются в учебном процессе на инженерных факультетах восемнадцати вузов РФ, а также апробировались на международных конференциях за рубежом.

Ещё в далёком прошлом для возделывания земли человек придумал плуг, соху и косулю. Развитие экономики потребовало создание новых технологий для сельскохозяйственного производства. Появилась необходимость в агроинженерах, которые разрабатывали и внедряли бы в практику новые технологии производства, технику или аппаратуру. Создание новой техники ведётся на строго научной основе, сельскохозяйственные машины непрерывно совершенствуются и обновляются, оборудуются новыми, более сложными системами и средствами автоматического управления. Применяемые в настоящее время машины в сельском хозяйстве позволяют обеспечить комплексную механизацию возделывания и уборки большинства сельскохозяйственных культур.

В данной научной работе представлены:
— машины для заготовки торфа на удобрение и приготовления компостов, машины для измельчения соломы на удобрение, машины для внесения удобрений;
— рабочие орудия и оборудование к техническим средствам (тракторам и экскаваторам);
— машины и орудия для поверхностной обработки почвы;
— машины для посева зерновых культур, машины и оборудование для послеуборочной обработки зернового вороха;
— машины для защиты растений и др.

Каждому техническому средству даётся следующее описание: охранный документ; организация-патентообладатель; краткое описание устройства изделия, его технологического процесса; техническая характеристика, стадия и уровень разработки, технологический эффект и преимущество разработки.

Большую популярность среди населения приобретают коллективное садоводство, огородничество, личные подсобные хозяйства. Для семьи это весомое подспорье в обеспечении продуктами питания, это дополнительный источник свежей, качественной продукции. Однако, сад-огород требует значительных затрат труда. Предлагается использование совершенных и надёжных средств малой механизации. По словам автора, «потребитель может самостоятельно изготовить их, используя детали различных сельскохозяйственных машин, выработавших моторесурс». Для удобства даются схемы сборки.

Издание снабжено фотоиллюстрациями к каждой модели и техническому средству. Для более углублённого знакомства с представленными в работе техническими разработками в конце книги приведён список литературы, в который включены 519 публикаций, автором и соавтором которых является В. Е. Саитов.