Возрастное ограничение 12+
Режим работы библиотеки Версия для слабовидящих английская версия ВКонтакте Телеграм Рутуб
 

Анонсы
Новости
Календарь событий
Конкурсы
О библиотеке
Ресурсы
Издательская деятельность
Читателям
Коллегам
Конференции — 2025
Контакты
 
Электронный каталог
Электронная доставка документов
Спроси библиотекаря
Продление онлайн
Комплектуемся вместе
Библиотека предлагает
Списанные книги
Оцените работу нашей библиотеки! Сейчас!
***

Консультационный пункт по правовым вопросам

***

Важная информация для читателей «ЛитРес». Квартальный лимит исчерпан. Приобретение новых электронных и аудиокниг временно прекращено

***

Режим работы библиотеки в праздничные дни

Рекомендуем к просмотру

***

Из новых поступлений

Новые поступления из Фонда наследия русского зарубежья в отдел литературы по искусству

Девятьярова, И. Г. Алексей Явленский, 1865-1941 : [жизнь и творчество]. - Москва, 2012. - 371, [2] с. (Художники русской эмиграции. ред.: Наталия Ракова)

Эта книга – первая фундаментальная монография, посвящённая творчеству Алексея Явленского, выдающегося русского художника ХХ века. Уехав из России ещё в 1896 году и поселившись на долгие годы в Мюнхене, он очень рано «естественным» образом стал участником мирового художественного эксперимента начала XX века – эпохи, когда творилась история современного искусства. Он и был одним из её творцов. С именем Алексея Явленского связано формирование экспрессионизма в европейском искусстве, создание важных художественных объединений. Вместе с тем, будучи глубоко русским человеком, сохраняя тесные связи с русской художественной средой, он привнес в европейскую живопись традиции отечественной культуры, прежде всего ее высокую духовность. Его картин практически нет в российских музеях. Эта книга предоставляет читателю возможность познакомиться со всеми периодами творчества Явленского, составить свое мнение о его живописи, не имеющей аналогов в мировом искусстве. Богато иллюстрированное издание адресовано широкому кругу любителей искусства ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Назырова, Д. И. Константин Сомов, 1869-1939 : [16+]. - Москва, 2024. - 340, [2] с. (Художники русской эмиграции. ред. Наталия Ракова)

Эта книга – по существу первая современная монография о Константине Сомове, которая охватывает все этапы его жизни и творчества. Художник уникального дарования, Сомов был одним из лучших, а возможно и лучшим мастером Серебряного века русской культуры, самой яркой, по мнению Сергея Дягилева, звездой «Мира искусства». Блестящий рисовальщик, пейзажист, портретист. Его имя неразрывно связано с ретроспективизмом и образом рококо, представленным с изобретательной фантазией, ироническим гротеском и чувственным подтекстом. Визитной карточкой художника стали ночные галантные праздники с их фейерверками, намеками на затейливый сюжет, влюбленными парочками в костюмах рококо и персонажами комедии дель арте. Будучи одним из самых востребованных художников на родине, где каждый коллекционер стремился иметь своего «Сомова», в эмиграции он столкнулся практически с полной безвестностью. Прекрасно понимая несовременность своего творчества, Сомов тем не менее не пожелал менять свои взгляды, до конца сохраняя верность эстетическим принципам «Мира искусства» и до совершенства оттачивая свое мастерство. Книга адресована широкому кругу любителей русского искусства.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Герман, М. Ю. Хаим Сутин, 1893-1943 : [12+]. - Москва, 2019. - 374, [1] с. (Художники русской эмиграции. ред. Наталия Ракова)

Эта книга – фундаментальная монография, посвящённая Хаиму Сутину. Она занимает первое место среди прижизненных этюдов, серьёзных каталогов, статей и публикаций о творчестве художника. Олимпийский дар Сутина очевиден, его живопись давно и навсегда встала вровень с творениями Ван Гога, Мунка, Пикассо. Более четверти века он работал отдельно от современного ему искусства, которое без него, тем не менее, не смогло бы стать таким, каким стало. Сутин не вошёл ни в одну «национальную историю искусства», оставаясь пришельцем во Франции и сохраняя связь с русской культурой лишь в потаённой глубине своего творчества, которое более принадлежало Времени – XX веку, чем Месту, где оно взрастало. Художник развивал важнейшую тенденцию искусства XX века, ведущую начало ещё от Бодлера: эстетизацию всего, не зависящую от предмета, скорее, даже вопреки ему. Ощущение жизни как страдания, а живописи – как пути к его преодолению навсегда останется доминантой его творчества. Книга адресована искусствоведам и широкому кругу любителей искусства XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Коваленко, Г. Ф. Павел Челищев, 1898-1957 : [12+]. - Москва, 2021. - 378 с. (Серия "Художники русской эмиграции". ред. Наталия Ракова)

Книга известного искусствоведа Георгия Федоровича Коваленко — первое в нашей стране исследование, посвященное творчеству Павла Челищева, художника, поражающего масштабом и своеобразием дарования, но практически незнакомого российскому читателю. Русский по происхождению и воспитанию, Челищев категорически не хотел быть «русским художником в эмиграции». Монография раскрывает читателю всю многогранность таланта мастера. Его театральные работы — оформление балетов «Ода», «Странница», «Балюстрада» и спектакля «Ундина» — намного опередили своё время. Отказавшись от традиционной сценографии, он обратился к сценическим возможностям света, превратив театральные декорации в невиданное доселе зрелище. Творчество Челищева поражало, восхищало, возмущало, но не оставляло равнодушным. Он был художником, обладающим особым видением «госпожи Природы», как он её величал. С помощью доступных изобразительных средств Челищев стремился показать взаимосвязь пространства и времени, их метаморфозы, вечное движение всего сущего. В последних работах так называемого «небесного цикла» он, по собственному убеждению, нашёл всему этому идеальную форму выражения — символический образ человека во Вселенной. Новые иконы? Новый иконописец? Это решать Вам, уважаемый читатель. Книга предназначена для широкого круга любителей искусства ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Николай Рерих : выставка, Новая Третьяковка, Москва, 10 октября 2023 - 10 марта 2024 : [альбом]. - Москва, 2023. - 415 с.

Издание подготовлено к юбилейной выставке Николая Константиновича Рериха, одного из самых известных русских художников и путешественников первой трети XX века. Представленные в нём произведения российского и индийского периодов создают целостную картину творчества Рериха. Должное внимание уделено архитектурным и театральным проектам художника. В статьях исследователи творчества Рериха раскрывают особенности его художественного метода, анализируют вклад в развитие образования и сохранение культурно-исторического наследия. Впервые публикуется переписка с И.Э. Грабарем 1903-1916 годов. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся отечественным изобразительным искусством.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Николай Рерих : [альбом. - Москва, 2022. - 207 с. (Великие полотна)

Издание открывает нам творческий мир большого мастера – художника Николая Рериха. Вся его жизнь – это способ выразить свое восхищение миром. Он неустанно трудился, чтобы его картины, полные чудес, помогали людям обрести радость от пребывания на земле.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Сарабьянов, Д. В. Иван Пуни, 1892-1956 : [12+]. - Москва, 2020. - 278, [1] с. (Художники русской эмиграции)

Книга академика Дмитрия Владимировича Сарабьянова — первое в нашей стране исследование, посвященное Ивану Пуни (1892–1956), одному из мастеров русского авангарда. Покинув Россию в конце 1919 года, он большую часть своей жизни провел в Германии и Франции, однако уже в ранний петербургский/петроградский период его творчество явилось весомым вкладом в развитие новейших направлений искусства первой четверти XX века. Произведения художника хорошо знают на Западе, его персональные выставки проходили во многих странах Европы и в США, о нем написаны многочисленные статьи и монографии. Между тем в России имя Пуни долгое время было известно лишь специалистам, знатокам живописи, а его творчество в целом — как явление русского и европейского искусства — оставалось неисследованным. Книга Д.В.Сарабьянова восполняет этот пробел и заново открывает нашим читателям творческое наследие талантливого мастера, «итальянца по происхождению, француза по паспорту, русского по духу». Издание адресовано специалистам и широкому кругу любителей отечественного искусства XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Луканова, А. Г. Наталия Гончарова, 1881-1962 : [16+]. - Москва, 2017. - 534, [2] с. (Художники русской эмиграции. ред.: Наталия Ракова)

Книга посвящена Наталии Сергеевне Гончаровой (1881-1962), одному из самых ярких и интересных художников XX века. Обладая универсальностью дарования и невероятным трудолюбием, она с равным успехом работала в станковой и театрально-декорационной живописи, иллюстрировала книги, оформляла интерьеры, создавала эскизы модной одежды. Вместе с Михаилом Федоровичем Ларионовым они стали самой обаятельной парой и признанными лидерами русского авангарда, основоположниками неопримитивизма и лучизма. В 1915 году по приглашению С.П. Дягилева они уехали в Европу работать в его антрепризе, не предполагая, что покидают Россию навсегда. В отечественном и западном искусствознании русский период творчества Гончаровой, отмеченный смелыми художественными открытиями и акциями, снискавшими ей славу «неутомимой модернистки», достаточно хорошо изучен. Парижский период, продолжавшийся почти пятьдесят лет, несмотря на многочисленные публикации до сих пор изобилует белыми пятнами и ставит перед исследователями немало проблем. Автор книги, основываясь на документальных материалах из парижского архива Гончаровой и Ларионова, переписке и воспоминаниях современников, откликах в прессе, предпринимает попытку воссоздать целостную картину жизни и творчества художницы. Богато иллюстрированное издание адресовано специалистам и широкому кругу любителей отечественного искусства первой половины XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Михаил Ларионов : [каталог выставки "Михаил Ларионов", 19 сентября 2018 - 20 января 2019. - Москва, 2018. - 341, 16 с., [8] л. ил.

Настоящее издание подготовлено к выставке «Михаил Ларионов» и представляет творчество одного из самых ярких художников русского авангарда начала XX века. В каталоге содержатся статьи о различных аспектах творчества М.Ф. Ларионова – живописи, графике, театре в русский и французский периоды, рассматривается его деятельность в качестве куратора выставок и организатора художественных объединений. Специальный раздел посвящен коллекции Ларионова. Он знакомит с уникальным собранием: фотографиями по истории балета, русскими и восточными лубками, библиотекой. Каталог дополняют обзор архива Ларионова и публикация отдельных документов из него, а также хроника, в которой приводятся наиболее важные события: выставки, постановки, работа над изданиями, встречи с художниками. В альбом включены произведения из российских и зарубежных музейных и частных собраний, редкие архивные фотографии. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса : [каталог] выставки, Москва, 20 мая - 31 июля 2022 : [6+]. - Москва, 2022. - 111 с.

Издание подготовлено к выставке «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса». Штейнберг принадлежал к кругу художников неофициального искусства второй половины ХХ века. Его раннее творчество близко манере Ван Гога, но постепенно, отходя от предметной изобразительности, ориентируясь на древнерусскую иконопись, искусство символизма и наследие Казимира Малевича, художник открыл для себя геометрическую абстракцию как пластический язык, отражающий дух и идеи христианства. Этот метод он назвал метагеометрией. Издание, кроме каталога и статей, включает полную биографию мастера, обширный раздел библиографии, ряд прежде неопубликованных документальных фотографий, а также цитаты самого художника, тексты его современников, посвященные религиозно-философскому прочтению творчества Штейнберга. Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся отечественным изобразительным искусством второй половины ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Художники русской эмиграции в Америке. - Москва, 2023. - 397, [2] с. (Художники русской эмиграции)

Издание посвящено исследованию феномена русской художественной эмиграции и отдельных ее представителей в США между двумя мировыми войнами. В своей вступительной статье Джон Э. Боулт погружает читателя в атмосферу Америки тех лет. Художники – выходцы из Российской империи внесли мощную творческую струю в культуру Нового Света. Оформление спектаклей, в том числе оперных и балетных, постановка голливудских кинофильмов, декорирование частных и общественных пространств, книжный дизайн, художественное образование, станковая живопись и скульптура во многом обязаны русскому присутствию. В книгу включены десять статей, посвященных творчеству и жизни десяти художников-эмигрантов, для которых Америка стала вторым домом, несмотря на то что большинство из них до конца дней испытывали глубокую ностальгию по оставленной России. Их жизненные установки и художественные стили кардинальным образом различались, имена некоторых из них хорошо знакомы российскому читателю (Габо, Судейкин, Бурлюк), другие – не знакомы вовсе (Грэм, Лозовик). Но их объединяет одно: все они не утратили творческой энергии и так или иначе сумели добиться успеха на своей новой родине, став неотъемлемой частью американской культуры. В свою очередь авторы статей предприняли попытку определить и степень воздействия американской среды на творчество художников из России, большинство из которых попали в США будучи зрелыми мастерами. Красной линией в книге проходит мысль о том, что развитие русского искусства в целом нужно оценивать с учетом творчества художников русской эмиграции в Америке, а на вопрос, кем же они были: русскими Американцами или американскими Русскими – предстоит ответить Читателю.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Толстой, А. В. Художники русской эмиграции : Istanbul - Београд - Praha - Berlin - Paris : [12+]. - Москва, 2019. - 341, [1] с. (Художники русской эмиграции. Малая серия)

Книга представляет собой фундаментальное исследование феномена русской художественной эмиграции «первой волны». Речь идет о художниках, которые начинали свою профессиональную деятельность на территории Российской империи, но были вынуждены продолжить её в других странах. Автор рассматривает искусство русской эмиграции как самостоятельный поток единой отечественной художественной традиции, отделившийся от культурных процессов на родине по причине внетворческого характера – большевистской революции 1917 года. Своеобразие книги состоит в том, что оба потока – и внутрироссийский, и эмигрантский – представлены здесь как две части одного культурного явления – русского искусства. Круг имен мастеров, затрагиваемых в книге, очень широк: от всемирно известных В. Кандинского, М. Шагала, X. Сутина, Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Явленского до забытых на родине Маревны, С. Шаршуна, И. Пуни, Н. Тархова; от ретроспективистов круга "Мира искусства" А. Бенуа, К. Сомова, стилистов Б. Григорьева, А. Яковлева и Ю. Анненкова до экспериментаторов и модернистов П. Челищева, В. Баранова-Россине, А. Певзнера, А. Ланского, С. Полякова, Н. де Сталя и других. Книга адресована специалистам и широкому кругу любителей отечественного искусства XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Ракитин, В. И. Марк Шагал, 1887-1985Chagall : [жизнь и творчество : монография : 12+]. - Москва, 2022. - 381 с. (Художники русской эмиграции. ред.: Наталия Ракова)

Эта книга – первая русская монография, охватывающая все вехи жизни и творчества Марка Шагала (1887-1985), а это – без малого – целый век! Любимец Фортуны, при жизни друживший со Славой, он оставался в стороне от бесчисленных течений и школ в искусстве мятежного века, но стал одним из его классиков. Автор монографии – известный российский искусствовед Василий Ракитин. Книга написана удивительно легкими, точными, по-шагаловски экспрессивными мазками, из которых складывается поразительная картина творческого пути художника – «земная и небесная». Монография получилась шагаловской по духу, то есть свободной от догм и запретов. Богато иллюстрированное издание адресовано широкому кругу любителей искусства ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Якимович, А. А. Василий Кандинский. 1866-1944 : [12+]. - Москва, 2019. - 405, [1] с. (Художники русской эмиграции. редактор: Наталия Ракова)

Книга рассматривает творчество Василия Кандинского в сложном единстве его видов, жанров и стилей – от реалистических пейзажей и портретов до абстрактных полотен зрелого и позднего периодов, от абсурдистских стихов до театральных сцен и сценографических опытов и до философских текстов в области теории искусства. Разнообразное наследие мастера представлено в историческом контексте. Речь идет о так называемом избавлении от реальности (или Большом Отказе от видения реального в искусстве). Этот важнейший перелом в развитии художественной культуры увязывается с кризисом идеократического сознания на рубеже XIX и XX веков, с так называемым онтологическим поворотом в разных искусствах – от поэзии до живописи. Кандинский оказался той творческой личностью, которая соприкасалась с ключевыми тенденциями и явлениями в искусстве России и Западной Европы. Он был свидетелем и участником авангардных революций в Германии и России, наблюдал и переживал в своей судьбе тяжкие последствия фатального социально-политического эксперимента Советской власти, был вынужден бежать из нацистской Германии и испытал драматические события немецкой оккупации Франции. Перед нами биография творческой личности, равновеликой сложнейшей и драматичной эпохе рубежа столетий и первой половины ХХ века. Издание адресовано широкому кругу любителей искусства.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Собрание русской живописи. Павел и Сергей Третьяковы : [альбом. - Москва, [2023]. - 205, [2] с. (Великие полотна)

Альбом посвящен собранию русской живописи Павла и Сергея Третьяковых – уникальному явлению в национальной культуре России. Коллекция Третьяковых отразила все основные вехи истории русской живописи от XVIII до конца XIX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Русская живопись : [альбом. - Москва, 2018. - 239 с. (Великие полотна)

Произведения русской живописи являются великим национальным достоянием. Большое количество замечательных мастеров и множество картин мирового уровня, созданных за короткий срок, позволяют говорить об уникальных творческих возможностях русского народа. Вдохновенная живопись русских художников является нашей гордостью. Мощный творческий потенциал, проявляющийся даже в неблагоприятное время, дает надежду на возрождение России. Художники представлены по тематическим разделам начиная с иконописи и до наших дней. В книге собраны картины разных стилей и направлений. Качество полиграфии альбома – на уровне мировых стандартов.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Александр Арнштам. Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880-1969 : [альбом. - Москва, 2015. - 259 с.

Альбом посвящён жизни и творчеству живописца и рисовальщика, книжного графика, художника театра и кино Александра Мартыновича Арнштама. Москвич по рождению, он не раз менял налаженный образ жизни, по собственной воле или вынужденно переезжая из города в город, из страны в страну. После отъезда Арнштама из России в 1921 году талант мастера оказался востребован в Германии и Франции, но на родине его имя было предано забвению. Жизненный и творческий путь художника в контексте эпохи представлены в статьях известных искусствоведов М.Л.Магидович, М.Ю.Германа и А.В.Толстого. Издание, подготовленное при участии Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, часть программы по возвращению на родину культурного наследия русской эмиграции. Альбом включает более 350 иллюстраций, главным образом из семейного архива Арнштамов и частных собраний; значительная часть работ публикуется впервые. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся судьбами русской культуры.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Мотивы русской архитектуры : [по страницам журнала] : [альбом. - Москва, [2020]. - 207 с.

Журнал «Мотивы русской архитектуры» (1873—1880) публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели, декора, созданные последователями «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века, опиравшегося на традиции народной культуры. Книга позволит широкому кругу читателей познакомиться с историей русской архитектуры и полюбоваться на иллюстрации из знаменитого журнала, воссозданные на ее страницах в великолепном качестве.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Русакова, А. А. Зинаида Серебрякова, 1884-1967 = Zenaide Serebriakoff : [16+]. - Москва, 2020. - 324 с. (Художники русской эмиграции. редактор Наталия Ракова)

Иллюстрированная монография петербургского искусствоведа Аллы Александровны Русаковой (1923-2013) продолжает малую серию «Художники русской эмиграции». Книга посвящена творческой и жизненной судьбе замечательной русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Зинаида Серебрякова принадлежала к поколению мастеров, которые «строили» русское искусство XX века. Вынужденная покинуть Россию, она более сорока лет жила во Франции, но всегда входила в тот круг художников русской эмиграции, творчество которых оставалось органичной частью русской культуры. Автор предлагает свое определение места и значения творчества Зинаиды Серебряковой в русском искусстве XX века, стилевых и «видовых» особенностей её живописной манеры, а также сравнивает русский и французский периоды творчества художницы. Книга содержит репродукции более 300 произведений, многие из которых публикуются впервые, и адресована как специалистам, так и широкому кругу любителей отечественной живописи.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Боулт, Д. Э. Николай Калмаков и лабиринт декадентства, 1873-1955. - Москва, 2023. - 324, [1] с. (Художники русской эмиграции. Малая серия)

Эта книга – первая монография, посвящённая творчеству Николая Константиновича Калмакова, художника-визионера, чьё наследие долгое время оставалось в забвении. Живописец, скульптор, художник театра и книжный график, Калмаков был представителем второй волны русских символистов. В своих полотнах художник обращался к излюбленным декадентским темам – демоническим и эротическим фантазиям – и запечатлел причудливые и призрачные видения, используя богатый арсенал исторических и мифологических образов. Своей откровенной трактовкой тем секса и смерти, особенно в театральных эскизах и книжной графике (своего рода «лаборатории эстетического эксперимента»), этот петербургский денди, «ангел бездны», порождал многочисленные, порой интригующие, легенды и слухи. Бескомпромиссный и непокорный, Калмаков покинул Россию через несколько месяцев после Октябрьской революции, чтобы обосноваться во Франции: он разделил горькую судьбу многих эмигрантов, заброшенных в чужую страну, которая предоставила им убежище, но не приласкала и не помогла в обретении славы. Книга предназначена для широкого круга любителей русского искусства ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Слонимский, Н. Л. Книга музыкальных историй = Slonimsky`s Book of musical anecdotes. - Челябинск, 2022. - 294 с., [4] л. ил.

«Книга музыкальных историй» Николаса Слонимского – одна из самых известных работ американского музыковеда. Это собрание любопытных и забавных историй не только о музыке и музыкантах, но и о музыкальных животных и странных музыкальных изобретениях. Большая часть исходного материала взята Слонимским из старых газетных заметок и музыкальных журналов, выходящих с 1784 года. В книге шесть глав: «Музыка на разные случаи», «Об этом не пишут в официальных биографиях», «Ох уж эта современная музыка», «Вот они каковы, музыканты», «Красно-бело-блюзовые ноты», «Карнавал животных».

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Федякин, С.Р. Рахманинов. Белая сирень России : [16+]. - Москва, 2022. - 476 с., [16] л. ил. (Биографика: Золотая полка)

Книга о выдающемся музыканте ХХ века, чьё уникальное творчество давно покорило материки и народы, а громкая слава и популярность исполнительства могут соперничать лишь с мировой славой П. И. Чайковского. «Странствующий музыкант» – так с юности повторял Сергей Рахманинов. Бесприютное детство, неустроенная жизнь, скитания из дома в дом: Зверев, Сатины, временное пристанище у друзей, комнаты внаём. Те же скитания и внутри личной жизни. На чужбине он как будто напророчил сам себе знакомое поприще – стал скитальцем, странствующим музыкантом, который принёс с собой русский мелос и русскую душу, без которых не мог сочинять. Судьба отечества не могла не задевать его «заграничной жизни». Помощь русским по всему миру, посылки нуждающимся, пожертвования на оборону и Красную армию – всех благодеяний музыканта не перечислить. Но главное – музыка Рахманинова поддерживала людские души. Соединяя их в годины беды и победы, автор книги сумел ёмко и выразительно воссоздать образ музыканта и Человека с большой буквы.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Карсавина, Т. П. Театральная улица : воспоминания великой русской балерины : [16+]. - Москва, 2023. - 317, [2] с., [4] л. ил. портр.

Воспоминания Тамары Карсавиной, одной из звёзд легендарной труппы Сергея Дягилева, в составе которой были Нижинский и Павлова, стали признанной классикой литературы о балете. Детство, уроки танцев, годы обучения в Императорском балетном училище и последовавшие за ними триумфальные выступления в Мариинском, а затем в лучших театрах европейских столиц – все, что повлияло на становление величайшей балерины мира, отражено на этих страницах. Ярко и образно рассказывает балерина о своей жизни и замечательных людях, окружавших её.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Юрский, С. Ю. Чувство меры : рассказы, повести, сказка, стихотворения : [12+]. - Москва, 2023. - 605, [1] с., [24] л. ил.

Имя Сергея Юрского прочно вошло в историю русской культуры. Актер мирового уровня, самобытный режиссер, неподражаемый декламатор, талантливый писатель, он одним из немногих сумел запечатлеть свою эпоху в емком, энергичном повествовании в рассказах и повестях. Издание дополнено вклейкой фотографий из театральных фондов и семейного архива Сергея Юрского.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Зимянина, Н. М. От До до До : о чем не пишут музыкальные критики : [18+]. - Москва, 2023. - 438, [1] с., [24] л. ил.

Книга Натальи Зимяниной о том, о чём обычно не пишут музыкальные критики — о важных и даже судьбоносных встречах с выдающимися музыкантами. Эти жизненные коллизии облачены в форму непосредственного, иногда скрупулезно задокументированного рассказа, касающегося далеко не только музыки. А в итоге каждый из них повествует о том, какую колоссальную, непредставимую для простых смертных энергию проводники высокого искусства вкладывают в свой труд. О том, что сопротивление зашоренным взглядам иногда стоит им жизни. И как неожиданно может вспыхнуть новая яркая звезда, сокрушающая взгляды скептиков. О том, что дирижёры способны выступать демиургами не только на сцене, но и в жизни. А оперные режиссёры в быту столь же затейливы и изобретательны, как и в сценическом творчестве, часто ввергая окружающих в полутеатральные ситуации. Книга полна захватывающих сюжетов, чередующихся с короткими анекдотами из жизни. Автор — известный музыкальный критик, давно снискавшая уважение и симпатию квалифицированностью и независимостью своих оценок. В сочетании с несомненным ярким литературным талантом автора книга даёт замечательный эффект: от неё трудно оторваться.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Брук, Я. В. Марк Шагал в пространстве России. - Москва, 2023. - 405, [2] с.

В этой книге собраны статьи, основанные на малоизвестном, зачастую впервые вводимом в научный обиход документальном материале, позволяющем прояснить значительные факты и обстоятельства творческой судьбы Марка Шагала российской поры: годы учёбы у Льва Бакста, участие в деятельности еврейских художественных объединений, творческое взаимодействие с широким кругом выдающихся деятелей искусства, таких как Абрам Эфрос, Яков Каган-Шабшай, Юлий Энгель, Соломон Михоэлс, Александр Ромм и др. Некоторые статьи сопровождаются важными архивными материалами. Особый интерес представляет предпринятый в 1960-е годы перевод (в сокращении) книги «Моя жизнь», распространявшийся в качестве самиздата. Издание, включающее значительное число редко воспроизводимых шагаловских работ (графика 1910-1920-х), адресовано широкому кругу почитателей художника и любителей искусства ХХ века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Варенцова, Ю. О. Передвижники : [художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века : 150 лет с момента основания Товарищества]. - Москва, 2020. - 253, [1] с.

Биографические портреты знаменитых русских художников конца 19 - начала 20 века и исследование их главных полотен на фоне эпохи: от «великих реформ» Александра Второго до первых десятилетий. Юлия Варенцова – тележурналист, сценарист и режиссёр документальных фильмов. Автор телевизионных циклов «Апостолы», «Старцы», «Пророки», «Проповедники», «Передвижники» на телеканале "Россия-Культура».

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Близнюк, М. И. Прекрасная Маруся Сава ... : русская эмиграция на концертных площадках и в ресторанах Америки. - Москва, 2007. - 415, [1] c., [24] л. ил., факс., портр.

Первое на русском языке исследование культурной жизни русского Нью-Йорка 20–60-х годов прошлого столетия. Русские виртуозы-балалаечники, артисты и музыканты появились здесь лет на пятнадцать раньше, чем в Париже. На сценах нью-йоркских концертных залов, подмостках ресторанов и кабаре, на благотворительных вечерах и балах блистали десятки и сотни талантливых русских певцов и солистов, ныне незаслуженно забытых. О многих из них (Насте Поляковой, Васе Фомине, Аде Кузнецове, Саше Полинове и др.) рассказывается на страницах этой книги. В центре повествования — жизнь и творческая судьба примадонны русской и цыганской песни в Америке Маруси Савы. Издание богато иллюстрировано редчайшими и впервые публикуемыми фотографиями из собрания автора.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Юденкова, Т. В. Другой Третьяков : судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи : [к 120-летию передачи художественного собрания братьев П. М. и С. М. Третьяковых в дар городу Москве]. - Москва, 2012. - 390, [1] с.

Книга посвящена московскому купцу Сергею Михайловичу Третьякову, младшему брату М.П. Третьякова, вошедшему в историю в качестве одного из основателей Третьяковской галереи. В книге исследуется не только история и судьба собрания С.М. Третьякова и реконструируется созданная им коллекция, но и рассматривается его деятельность в сфере художественного просвещения и на общественном поприще.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Репин, И. Е. Свет и тени русской жизни : заметки художника. - Москва, 2023. - 222, [1] с. (Кто мы?)

«Традиционная задача империи – воспитывать своих подданных в постоянном унижении, невежестве, побоях и безволии, – писал великий русский художник Илья Ефимович Репин в начале прошлого века. – У нас везде темно, очень темно... Свету трудно пробиться в эту тьму административного невежества и тупого давления, набрасывающегося на всякую светлую мысль, клеймящего позором всякое свободное слово». Выходец из самых низов общества, Репин хорошо знал русскую жизнь, её светлые и темные стороны. В своих заметках, письмах, воспоминаниях, вошедших в данную книгу, он писал о величии русского народа, о служении Родине и жертвенности его лучших представителей.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Никольский, В. А. История русского искусства : [12+]. - Москва, 2021. - 348, [4] с. (History of Russian art) (Всеобщая история искусств)

Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского была непростой. Искусствовед погружался в древнерусский декоративный мир, живопись В.И. Сурикова, творчество П.П. Кончаловского и А.В. Куприна. Двухтомный труд В.А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И.Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объёме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В.Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П.П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, – не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древних творчеств реет над нашей древней страной. История русского искусства, не ведомая Европе и до сих пор мало известная нам самим, изображает нас верными наследниками Византии, хранителями навсегда исчезнувших на Западе черт эллинизма, владетелями сказочных кладов, таящихся в нашей земле и обнаруживающих себя на протяжении всех веков в народном искусстве».

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости : [сборник : 16+]. - Санкт-Петербург, 2023. - 540, [1] с., [8] л. цв. ил. (Non-Fiction. Большие книги)

«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Василий Кандинский в своем программном философском сочинении «О духовном в искусстве», увидевшем свет в 1910 году. Выпускник юридического факультета Московского университета, он принял решение стать художником в последнем десятилетии XIX века. В это время радикальных экспериментов и рождения искусства нового столетия Василию Кандинскому суждено было завоевать всемирную славу выдающегося теоретика и практика авангардной живописи. «О духовном в искусстве», «Текст художника. Ступени», «Точка и линия на плоскости» — эти труды, в которых Кандинский формулирует теоретические предпосылки собственного творчества и абстракционизма в целом, по сей день остаются одним из важнейших ключей к пониманию искусства XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Лифарь, С. М. Я, балет и Сергей Дягилев : [12+]. - Москва, 2023. - 254, [1] с. (Покорившие мир)

Серж Лифарь в 18 лет стал танцовщиком Русского балета в Париже. Вскоре он уже был звездой, премьером и учеником Сергея Дягилева. В его книге перед нами открываются судьбы звезд русского зарубежья – Игоря Стравинского, Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной… Но в центре повествования – загадочная, эксцентричная и притягательная фигура величайшего импресарио всех времен Сергея Дягилева. Не менее интересен и сам автор, ставший самым известным танцовщиком и хореографом Франции в ХХ веке. При этом в душе он оставался русским человеком, последним представителем Серебряного века нашей культуры.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Брезгин, О. П. Сергей Дягилев : [16+]. - Москва, 2016. - 638, [1] с., [16] л. ил., портр. (Жизнь замечательных людей. серия биографий. основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким. вып. 1797 (1597))

В истории русской и мировой культуры есть период, длившийся более тридцати лет, который принято называть «эпохой Дягилева». Такого признания наш соотечественник удостоился за беззаветное служение искусству. Сергей Павлович Дягилев был одним из самых ярких и влиятельных деятелей русского Серебряного века – редактором журнала «Мир Искусства», организатором многочисленных художественных выставок в России и Западной Европе, в том числе грандиозной Таврической выставки русских портретов в Санкт-Петербурге (1905) и Выставки русского искусства в Париже (1906), организатором Русских сезонов за границей и основателем легендарной труппы «Русские балеты». Человек необыкновенно одарённый и энергичный, дерзновенный и даже властный, он обладал тонким вкусом и чутьём, умением выявлять в людях таланты в самом начале их формирования и давать им мощный импульс для развития и становления. Во многом благодаря Дягилеву имена российских художников, композиторов, певцов, танцовщиков и хореографов прогремели по всему миру.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Лифарь, С. М. Дягилев и с Дягилевым : [16+]. - Москва, 2022. - 556, [3] с., [12] л. ил.

К 150-летию великого русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева издается капитальный труд знаменитого танцовщика, известного во всем мире хореографа и исследователя балетного театра Сергея Михайловича Лифаря. Книга состоит из двух частей. Первая –«Дягилев» – это увлекательная биография великого реформатора русского искусства – вдохновителя и организатора творческого объединения и журнала «Мир искусства», художественных выставок и концертов русской музыки, создателя существовавшей в 1909-1929 годах антрепризы «Русский балет». Вторая часть – «С Дягилевым» – это откровенные и глубокие воспоминания Лифаря об их личных отношениях, длившихся с 1923 года (когда юный танцовщик вступил в его труппу) до последнего дня жизни Дягилева.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Дягилев. Генеральная репетиция : к выставке 4 октября 2022 - 5 февраля 2023 : 12+]. - Москва, 2022. - 218, [1] с.

Издание «Дягилев. Генеральная репетиция» посвящено 150-летию знаменитого импресарио «Русского балета». Вступительные статьи Е. Илюхиной и О. Мазур характеризуют представленный в экспозиции одноименной выставки материал и историю знаменитых аукционных продаж конца 1960-х – начала 1970-х годов костюмов и декораций дягилевской антрепризы. В альбомной части опубликованы уникальные костюмы по эскизам А. Головина, Н. Гончаровой, Л. Бакста, А. Матисса, приобретенные Третьяковской галереей за последние 3 года, а также аутентичные фотографии звезд антрепризы и балетных мизансцен, эскизы оформления балетов и раритетные афиши дягилевских сезонов.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Кузнецов, Д. И. Сергей Жаров : [16+]. - Москва, 2020. - 318, [1] с., [8] л. портр. (Жизнь замечательных людей. cерия биографий. основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким. вып. 2057 / (1857))

Созданный в 1920 году Донской казачий хор под управлением С. А. Жарова был уникальным явлением русской культуры. Его популярность в межвоенной и послевоенной Европе была огромной, поистине оглушительный успех сопровождал гастроли прославленного коллектива в США и Японии. Количество пластинок с записями хора перевалило за 12 миллионов экземпляров. И при всём этом история, репертуар и даже название самого коллектива, созданного и долгие десятилетия выступавшего только за границами России, до недавнего времени были практически неизвестны в нашей стране. Книга А. Дьяконова и Д. Кузнецова закрывает этот досадный пробел, рассказывая историю создателя, регента и руководителя самого известного в мире русского хора.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Цявловская, Т. Г. Рисунки Пушкина. - Москва, 2023. - 445, [1] с.

Огромное графическое наследие А. С. Пушкина – более полутора тысяч рисунков – разбросано по сотням страниц черновых рукописей, на отдельных листках, в альбомах его друзей. В фундаментальном труде выдающегося ученого Т. Г. Цявловской впервые произведен подробнейший анализ и расшифровка многих из них.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Семенова, Н. Ю. Московские коллекционеры: С. И. Щукин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов. Три судьбы, три истории увлечений : [16+]. - Москва, 2022. - 438, [1] с., [24] л. цв. ил. (Жизнь замечательных людей. серия биографий. основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким. вып. 2130 (1930))

Историю каждого собрания можно разделить на судьбу вещей и судьбу человека, их собравшего. Счастьем лицезреть лучшие в мире картины французских импрессионистов, а также Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо мы обязаны двум москвичам: дерзкому новатору, не боявшемуся эпатировать московскую публику, безжалостному к конкурентам коммерсанту Сергею Щукину и миллионеру Ивану Морозову, которого в Париже называли «русский, который не торгуется». Третий герой – Илья Остроухов по профессии был художник, но по призванию – собиратель и музеестроитель, с невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью он покупал французскую живопись и русскую графику; восточную бронзу и античное стекло. Именно ему ставят в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой ранее ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Кушниров, М. А. Звезды немого кино : Ханжонков и другие : [16+]. - Москва, 2021. - 250, [3] с., [8] л. ил. (Жизнь замечательных людей. серия биографий. основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким. вып. 2071 (1871))

Новая книга киноведа и культуролога Марка Кушнирова посвящена самому малоизвестному периоду истории российского кино – первому досоветскому десятилетию его существования. Её героями являются создатели первых кинофильмов Александр Ханжонков и Павел Дранков, режиссёры Владимир Гардин, Евгений Бауэр, Яков Протазанов, сценарист Александр Гончаров, знаменитые актёры Вера Холодная, Вера Каралли, Ольга Преображенская, Иван Мозжухин, Владимир Гайдаров и многие другие. Их лаконичные портреты-эскизы вписаны в широкую панораму становления русского кинематографа и его постепенного превращения из зрелища в искусство. Источником для книги стали старые киножурналы и афиши из собрания автора, чудом сохранившиеся киноленты, устные и письменные воспоминания звёзд немого кино.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Чернявский, Г.И. Русский Голливуд : выходцы из российского пространства и их потомки на "фабрике грез" : [16+]. - Москва, 2021. - 462, [2] с., [14] л. ил. (Жизнь замечательных людей. cерия биографий. основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким. вып. 2089 (1889))

Среди звезд на Голливудском бульваре есть те, которых удостоились кинодеятели российского происхождения в знак признания их выдающегося вклада в киноискусство. Российская эмиграция оказала значительное влияние на многие сферы мировой культуры ХХ и XXI столетий. Среди тех, кто приехал в США из Российской империи, СССР, постсоветского пространства, и их потомков были деятели, сыгравшие заметную роль во всех направлениях американской киноиндустрии, получавшие премию «Оскар» или номинированные на нее. Среди них – создатели крупнейших кинокомпаний, актёры, режиссёры, продюсеры, композиторы, художники, мастера грима и костюма. О них, о «русском Голливуде», новая книга Георгия Чернявского и Ларисы Дубовой.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Дубровина, С. Н. Жорж Питоев - французский режиссер из России : [12+]. - Москва, 2023. - 316, [1] с., [6] л. ил.

Выходец из Российской империи, выдающийся режиссёр-новатор и актёр Жорж Питоев (1885-1939), с ранних лет одержимый театром и посвятивший ему, по сути, всю свою жизнь, уехал из России ещё до революции, и полное раскрытие его таланта пришлось уже на годы эмиграции. Неудивительно, что до сих пор о его вкладе в развитие европейского театра знают гораздо больше в Швейцарии и во Франции, где он работал, чем на родине, с которой его внутренняя связь никогда не прерывалась. Монография Светланы Дубровиной прослеживает и укрепляет эту связь сегодня, представляя читателям рассказ о творчестве Жоржа Питоева, чьё по-настоящему жертвенное служение театру вместе с ним разделила его сподвижница и жена выдающаяся актриса Людмила Питоева. В книге приводится множество документов, в том числе интервью, мемуары и отзывы современников, фрагменты эпистолярного наследия; впервые на русском языке публикуется переписка Питоева с известным режиссёром Жаком Копо. Также впервые подробно рассматривается тема взаимоотношения Питоевых с русской эмигрантской средой. Книга адресована широкому кругу читателей, в первую очередь тем, кто интересуется историей театра.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений : [каталог выставки], Москва, 18 мая - 1 октября 2023 : [16+]. - Москва, 2023. - 311 с.

В издание, подготовленное к выставке «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений», вошли произведения, пополнившие собрание Третьяковской галереи за последние 20 лет. Это графика 73 художников – как крупных мастеров, так и менее известных авторов, чьи работы представляют характерный пример стилистики своего времени. Особое внимание уделено творчеству преподавателей и студентов основополагающих для искусства графики педагогических учреждений – Вхутемаса и Московского полиграфического института. Каталожная часть следует драматургии экспозиции, включает краткую информацию биографического характера и комментарии к произведениям художников. Материал структурирован по двадцатилетиям, что позволяет наглядно показать изменения, происходившие в графическом искусстве в течение столетия: с 1917 года до современности. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех : [каталог выставки : перевод]. - Москва, 2018. - 253, [2] с.

Концептуалисты Илья и Эмилия Кабаковы принадлежат к числу самых знаменитых современных художников своего поколения. Широко известные нонконформистскими инсталляциями и работой с фиктивными персонажами, они обращаются к таким универсально значимым темам, как утопия и условия человеческого существования. Издание охватывает почти шесть десятилетий творческой деятельности и прослеживает удивительный путь Кабаковых, который начался в Москве 1960-х с картин, рисунков, альбомов и скульптур неофициального художника Ильи Кабакова, изменил направление в конце 1980-х после его переезда в Нью-Йорк и ознаменовался созданием масштабных иммерсивных инсталляций в сотрудничестве с Эмилией Кабаковой. В издании, альбомная часть которого содержит более ста иллюстраций в сопровождении цитат из текстов Ильи Кабакова, основательно исследуется художественная практика Кабаковых , отмеченная новаторством и оригинальностью.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Борзенко, В. В. Ида Рубинштейн. - Москва, 2019. - 311 с.

Ида Рубинштейн – одна из самых загадочных и противоречивых фигур театрально-художественной жизни России и Европы первой половины XX столетия. И по сей день биография этой незаурядной танцовщицы, актрисы и музы знаменитых писателей и композиторов сопровождается мифами, слухами, домыслами… В её драматической судьбе, вобравшей в себя парадоксы и потрясения эпохи, переплелись триумфы и падения, личные трагедии и всеобщее признание, готовность к самопожертвованию и преданная дружба, богатство и одиночество. Лев Бакст, много лет работавший с Идой Рубинштейн, считал, что ее творчество отличает «талант непревзойденного мима» и «редкое сочетание трех искусств: литературы, живописи и музыки». Книга адресована читателям, интересующимся культурой и театральным искусством России и Европы первой половины XX века.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Русакова, А. А. Зинаида Серебрякова : [16+]. - Москва, 2017. - 226, [1] с., [16] л. цв. ил. (Жизнь замечательных людей. серия биографий. основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким. вып. 1510 (1310))

Лишь раз увидев портреты кисти Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, их невозможно спутать с произведениями других авторов. Не получив серьезного художественного образования, она соединила в себе гены известных творческих семей Бенуа и Лансере и была фанатично предана искусству. В её творчестве лиричные женские и детские портреты соседствуют с монументальными картинами, посвящёнными русским крестьянам. Её живопись стала известна уже в первое десятилетие XX века, но после вынужденного отъезда во Францию «выпала» из русской художественной культуры, и наши современники начинают постигать её заново. Доктор искусствоведения А. А. Русакова повествует о судьбе художницы на основании воспоминаний, писем, а также глубокого знания её творчества.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Берберова, Н.Н. Чайковский. История одинокой жизни : [16+]. - Москва, 2023. - 284, [1] с., [12] л. ил. (Чужестранцы)

Нина Берберова, одна из самых известных писательниц и мемуаристок первой волны эмиграции, в 1930-х пишет беллетризованную биографию Петра Ильича Чайковского. Она не умалчивает о потаённой жизни композитора, но сохраняет такт и верность фактам. Берберова создает портрет живого человека, портрет без маски.

Ссылка на книгу в электронном каталоге




Лобанов-Ростовский, Н. Д. Эпоха. Судьба. Коллекция. - Москва, 2010. - 583, [1] c.

Известный коллекционер, представитель одного из древнейших в российской истории родов, ведущего своё начало от Рюрика, родился в эмиграции. Эта книга — его воспоминания о детстве и юности в Болгарии, учебе в Оксфордском и Колумбийском университетах в США, освоении профессии геолога, банковской работе, сотрудничестве с алмазной фирмой «Де Бирс». Но главное — о деле его жизни — собирании уникальной коллекции работ русских художников для театра. О творчестве художников и истории приобретения их произведений, непростой жизни антикварного рынка, подвижнической деятельности автора по организации выставок сокровищ из собственного собрания, многочисленных дарах и, наконец, продаже коллекции в Россию. И конечно, о замечательном роде Лобановых-Ростовских, служившем России и давшем ей выдающихся государственных деятелей. В книге более 500 иллюстраций — хроника жизни семьи, репродукции произведений из собрания, история самой коллекции — выставки, издания, ей посвященные. Судьба автора и его собрания представлены на фоне эпохи — гражданский раскол, идейные противоречия, нищета и богатство…

Ссылка на книгу в электронном каталоге







Поделитесь с друзьями



Герценка: Вятские записки | Вятская электронная библиотека | Книга Вятских родов | Центр экологической информации и культуры | Книжная палата | Научно-исследовательский центр регионоведения | Краеведение на Вятке | Центр научной информации по культуре и искусству | Вятские книголюбы | Краеведческий четверг | Зелёная лампа | Библиотеки Кировской области | Библиотека предлагает
Яндекс.Метрика