КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2023 ГОДА
950 лет (1073)
«Изборник 1073 года»
Древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономии, географии, права, политэкономии, истории и пр.).
765 лет (1258)
Саади Ширази «Гулистан» («Розовый сад»)
Гулистан состоит из 8 глав – аспектов житейской мудрости. Эти главы – о жизни царей, о нравах дервишей, о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. Главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. Рассказы и приключения взяты из жизни Саади, его путешествий и наблюдений. Эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. Ее задача – пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе.
670 лет (1353)
Боккаччо Д. «Декамерон»
«Декамерон», произведение итальянского писателя Раннего Возрождения Джованни Боккаччо, представляет собой серию тонких, ироничных новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали. Эротические картинки, жизнеутверждающий юмор весьма неожиданно являют нам нравы XIV века.
510 лет (1513)
Макиавелли Н. «Государь»
Шедевр итальянского писателя и дипломата – «Государь» – был задуман как учебник для самодержцев всех времен. Никколо Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ее укрепления. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя – вот от чего зависит, по мнению Макиавелли, успех проводимой им политики.
430 лет (1593)
Шекспир У. «Укрощение строптивой»
Эта замечательная комедия Уильяма Шекспира не оставит вас равнодушными. Гордая красавица, дочь богатого патриция делает все возможное, чтобы унизить своих женихов, которых подыскивает ей несчастный отец. Но однажды нашелся человек, который сумел подчинить себе ее неукротимый нрав.
360 лет (1663)
Мольер Ж.-Б. «Школа жен»
Комедии Жана-Батиста Мольера наносили удары салонно-аристократическому искусству, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологических переживаний, социальной сатирой и гуманистической моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой «высокой комедии» Мольера – «Школе жён», в центре которой – образ деспотического буржуа, сторонника собственнической патриархальной морали Арнольфа. «Школа жён», имевшая огромный успех у демократического зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актёров.
270 лет (1753)
Гольдони К. «Трактирщица»
Блестящая комедия великого итальянца с бенефисной ролью для примы театра. Бессмертная комедия Карло Гольдони «Трактирщица» актуальна всегда, но, как ни странно, последние 40 лет эта пьеса почти не ставилась. Вечные темы: Любовь и Страсть. Хитрая Женщина и Состоятельный Мужчина. Нежное Чувство и Циничный Расчет.
210 лет (1813)
Остин Д. «Гордость и предубеждение»
Гордость женщины, практически нищей и совершенно свободной – в своей бедности, в своей иронии, в силе своего характера... Есть ли нечто равное такой гордости?.. Предубеждение женщины, поверить в искренность мужского чувства и перестать об этом думать. Это – «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Книга, без которой сейчас не существовало бы, наверное, ни «психологического» романа, ни «феминистской» литературы, ни – попросту – «элитной» прозы как таковой!
205 лет (1818)
Байрон Д. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Ни один английский поэт XIX века не произвел на своих современников такого глубокого впечатления, как Джордж Гордон Байрон. Стихи его жадно читали, заучивали наизусть, цитировали и бурно обсуждали. Его герои пленяли своей необычностью, смелостью, таинственностью, и все искали в них сходство с самим автором. После выхода в свет поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» он действительно стал «властителем дум» своего поколения не только у себя на родине, но еще больше за ее пределами. В России этой поэмой зачитывались Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов.
200 лет (1823)
Пушкин А. С. «Бахчисарайский фонтан»
Поэтическая легенда о фонтане Бахчисарайского дворца воскрешает образы далекого прошлого. Герои поэмы – воинственный крымский хан Гирей, его любимая жена – красавица Зарема и пленная польская княжна Мария.
Любовь – как пожар, ревность – как безумие, боль утраты и вечная скорбь воспоминаний.
Скотт В. «Квентин Дорвард»
Знаменитый роман Вальтера Скотта – о противостоянии французского короля Людовика XI, дипломатичного и коварного политика, и герцога Карла Бургундского, человека смелого и честного. Главный герой романа – молодой шотландец, спасающийся бегством от врагов, погубивших членов его семьи. Дорвард покидает родные места и поступает на службу к Людовику XI. На долю бесстрашного королевского телохранителя выпадает множество романтических приключений...
195 лет (1828)
Пушкин А. С. «Полтава»
Пушкин обращается к славным страницам истории нашей Родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Поэма состоит из трех песен.
190 лет (1833)
Бальзак О. «Евгения Гранде»
Роман Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» входит в цикл «Сцены провинциальной жизни». Созданный после повести «Гобсек», он дает новую вариацию на тему скряжничества: образ безжалостного корыстолюбца папаши Гранде блистательно демонстрирует губительное воздействие богатства на человеческую личность. Дочь Гранде – кроткая и самоотверженная Евгения – излюбленный бальзаковский силуэт женщины, готовой «жизнь отдать за сон любви».
180 лет (1843)
Бальзак О. «Утраченные иллюзии»
«Утраченные иллюзии» – один из центральных романов Оноре де Бальзака, вошедший в рамки монументальной эпопеи «Человеческая комедия». Он вбирает в себя все мотивы творчества зрелого Бальзака и по праву считается вершиной «Человеческой комедии». «Утраченные иллюзии» – один из лучших образцов реалистического романа, и отображает широчайшую картину парижской жизни – и будни, и праздники аристократии, и нищий быт литературной богемы, и театральные нравы, и все соблазны светского общества…
Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
Английский писатель Чарльз Диккенс понятен и дорог читателям всех поколений и национальностей. Гениальное воображение Диккенса давало ему возможность пережить множество жизней за своих героев. На долю одного из них – Оливера Твиста выпала нелегкая судьба, но этот лукавый, трогательный и чистый душой мальчик, пройдя воровскую школу Феджина, пережив множество невзгод и опасностей, все-таки вознагражден судьбой за свою стойкость и жизнелюбие.
Эдгар А. П. «Золотой жук»
Влияние на мировую литературу Эдгара По – американского поэта, прозаика, журналиста и критика – очень велико. Он по праву считается родоначальником нового для своего времени литературного жанра – детективных рассказов. Таинственные истории, в которых трудно провести грань между реальностью и вымыслом, а ужас подавляет все остальные чувства, завораживают и заставляют поверить в необъяснимое.
175 лет (1848)
Александр Дюма-сын «Дама с камелиями»
«Дама с камелиями» – самый известный роман французского писателя Александра Дюма-сына. Нестареющий роман о великой любви и страшной трагедии.
Сюжет романа явился основой для одноименной пьесы, которая впоследствии многократно экранизировалась и послужила либретто к гениальной опере Джузеппе Верди «Травиата». Роман о любви прекрасной, смертельно больной «королевы полусвета» и юного аристократа – любви страстной, трагической, заведомо обреченной – не уступает по драматизму «Травиате» и превосходит даже лучшие экранизации.
Теккерей У. М. «Ярмарка тщеславия»
Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман «Ярмарка тщеславия». Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в «вечный круг горя и страдания». Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман «Ярмарка тщеславия» занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.
Диккенс Ч. «Домби и сын»
Роман создавался в годы наивысшего подъема чартизма – наряду с другими шедеврами английского критического реализма. Роман выделяется особенно острым и многообразным сатирическим обличением английской буржуазии. Созданный Ч. Диккенсом образ мистера Домби – один из наиболее ярких образов английского капиталиста, холодного дельца, знающего одно мерило поступков и чувств – выгоду.
165 лет (1858)
Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука»
«Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает… Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – так написал однажды Сергей Тимофеевич Аксаков во время создания своей знаменитой книги «Детские годы Багрова-внука». Задача состояла в том, чтобы создать «историю ребенка» и чтобы это была книга для детей и для взрослых. Блестяще справился автор с этой задачей, книга была высоко оценена современниками и завоевала любовь читателей всех возрастов.
Гончаров И. А. «Фрегат «Паллада»
Цикл очерков Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада» был впервые опубликован в середине 50-х годов XIX века. В основу его легли впечатления от экспедиции на военном фрегате «Паллада» в 1852-1855 годах к берегам Японии с дипломатическими целями. Очерковый цикл представляет собой блестящий образец русской прозы, в котором в полной мере раскрывается мастерство И. А. Гончарова – художника, психолога, бытописателя.
Тургенев И. С. «Ася»
«Ася» – трогательная, нежная и необыкновенно лиричная повесть о любви. Писатель отобразил замечательный женский образ, занявший особое место в русской классической литературе – «тургеневскую девушку». В этом произведении описана первая любовь, переполненная счастьем и горечью, радостью и отчаянием. Подлинная жемчужина творчества И. С. Тургенева.
160 лет (1863)
Толстой А. К. «Князь Серебряный»
Исторический роман рассказывает о жестоких временах царствования Ивана IV (Грозного), опричнине и о людях, которые – подобно главному герою романа – сумели среди окружающего зла устоять в добре и идти по жизни прямой дорогой.
Чернышевский Н. Г. «Что делать?»
В романе «Что делать?» Чернышевский описал жизнь новых людей – «разумных эгоистов», которые живут своим трудом, по-новому устраивают семейную жизнь, ведут практическую пропаганду идей социализма. Роман, предрекавший победу революции и рисовавший картины грядущего общества, явился синтезом социально-политических, философских и этических воззрений Чернышевского и давал практическую программу деятельности передовой молодёжи.
155 лет (1868)
Достоевский Ф. М. «Идиот»
Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя...
145 лет (1878)
Островский А. Н. «Бесприданница»
Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», – такова пьеса А. Н. Островского «Бесприданница». Написанная в XIX веке, она ничуть не устарела. Как и все остальные знаменитые пьесы.
Лесков Н. С. «Очарованный странник»
Николай Семенович Лесков был признан современниками как «самый русский из писателей» и подлинный художник слова. Профессиональным литератором он стал к тридцати годам, а через несколько лет опубликовал свои первые крупные произведения. Повесть «Очарованный странник» является классическим произведением русской литературы XIX века».
140 лет (1883)
Мопассан Г. «Жизнь»
«Жизнь» – подлинный шедевр Ги де Мопассана, роман, завораживающий читателя глубиной проникновения в женскую душу и яркостью реалистичного, бесстрастного, а порой беспощадного авторского взгляда на извечное «бремя страстей человеческих».
«Жизнь» – это история утраченных иллюзий, несбывшихся надежд и преданных чувств. Не трагедия, но – тихая, незаметная драма человеческой жизни...
Стивенсон Р. Л. «Остров сокровищ»
В руки юного Джима попадает карта знаменитого флибустьера Флинта. Джим и его друзья отправляются в опасное путешествие на поиски пиратского клада. На Острове Сокровищ им пришлось пережить опасные приключения. Авантюрный сюжет, психологически достоверные и колоритнейшие образы пиратов, зримо решаемые проблемы добра и зла.
125 лет (1898)
Куприн А. И. «Олеся»
История о чистой, самоотверженной любви, жестокости мира и хрупкости человеческого бытия.
Чехов А. П. «Человек в футляре»
Рассказ Чехова «Человек в футляре» повествует историю учителя древнегреческого языка – Беликова, жившего в постоянном ужасе перед многообразием и яркостью бытия, опасающегося, как-бы чего не вышло и державшего в страхе весь город своей несокрушимой мещанской тупостью. И только смерть, пришедшая от случая, не вписывающегося в рамки его представлений о жизни, примиряет его с окружающей действительностью.
Уэллс Г. «Война миров»
В романе автор, опираясь на новейшие научные концепции, прогнозирует последствия научного и технического прогресса человечества. Автор многое угадал из явившегося вскоре глазам его современников, завоевав репутацию провидца.
120 лет (1903)
Чехов А. П. «Вишнёвый сад»
«Вишнёвый сад» – лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.
105 лет (1918)
Блок А. «Двенадцать»
С начала поэмы мы как будто попадаем в совершенно особый, не цветной мир (чёрно-белое кино): черный вечер – белый снег. Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это, возможно, цвет будущего. В поэме также вкрапляется красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. А возможно ли перерождение в хаосе?..
100 лет (1923)
Арсеньев В. А. «Дерсу Узала»
В романе описывается путешествие натуралиста-исследователя Арсеньева в 1907 году по Дальнему Востоку. Охотник Дерсу из рода Узала, который всю свою жизнь провел среди девственной природы, стал Арсеньеву проводником и верным другом. Дерсу раскрыл ученому тайны уссурийской тайги, где каждый неверный шаг грозит смертью, рассказал о повадках диких животных, познакомил с бытом, обычаями и верованиями местных народов.
95 лет (1928)
Грин А. С. «Бегущая по волнам»
Одно из наиболее значительных произведений Александра Грина. Особенная судьба ожидает того, кто ступит на палубу корабля «Бегущая по волнам», названного так в честь девушки, скользившей по морю как по паркету бального зала. В этой книге все необычно и все реально, все фантастично и вместе с тем буднично.
Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев»
Роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» смело можно назвать первым плутовским романом с элементами острой сатиры, написанным в советской России. Первые главы были опубликованы в иллюстрированном ежемесячнике «30 дней» в январе 1928 года – роман писался практически в номер. Со временем он утратил злободневность, а в конце 1940-х был даже признан антисоветским и запрещен. Теперь это бесспорная классика советской литературы, давно разошедшаяся на цитаты.
90 лет (1933)
Шмелев И. С. «Лето господне»
«Лето Господне» по праву можно назвать одной из вершин позднего творчества Ивана Сергеевича Шмелева. Страница за страницей читателю открывается удивительный мир простого русского человека, вся жизнь которого проникнута духом Христовым, освящена Святой Церковью, согрета теплой, по-детски простой и глубокой верой. «Лето Господне» является самым известным произведением автора.
85 лет (1938)
Ремарк Э. М. «Три товарища»
Роман «Три товарища» известного немецкого писателя Э. М. Ремарка рассказывает о трагической судьбе немецких солдат, вернувшихся с полей Первой мировой войны, о так называемом потерянном поколении, разочаровавшемся в буржуазных ценностях и стремящемся найти опору во фронтовом товариществе, в крепкой мужской дружбе и верной любви.
80 лет (1943)
Бунин И. А. «Темные аллеи»
«Темные аллеи» – это истории о любви. О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого. Или – минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь. Возможно – просто поэтичной легендой, которую расскажет, как умеет старенькая странница. А возможно – изысканным «жестоким романсом» времен Серебряного века. И каждая из историй – «темная аллея» в самом запутанном из лабиринтов мира – в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви-Войне, в коей не бывает победителей...
Гессе Г. «Игра в бисер»
Книга лауреата Нобелевской премии Германа Гессе «Игра в бисер» стала откровением для читателей всей планеты. Гессе создал страну, в которую попадают самые талантливые ученые и целеустремленные люди. Все институты этой страны подчинены Игре, собирающей в единое целое наиболее совершенные творения человеческой мысли.
Однако и здесь человеческий дух неспокоен…
65 лет (1958)
Брэдбери Р. Д. «451 градус по Фаренгейту»
Роман антиутопия о трагическом действии на культуры дегуманизирующих сторон научно-технического прогресса. Пожарные, которые разжигают пожары, книги, которые запрещено читать, и люди, которые уже почти перестали быть людьми… Роман Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» – это классика научной фантастики.
Маркес Г. Г. «Полковнику никто не пишет»
«Полковнику никто не пишет» – одно из лучших произведений писателя, где под «внешним уровнем» холодного реализма скрывается «внутренний уровень» повествования – мрачная и темпераментная притча.
60 лет (1963)
Ефремов И. А. «Лезвие бритвы»
Роман «Лезвие бритвы» – приключения и фантастика, древняя Индия и современная Италия, могущество паранормальных способностей и поиски легендарной короны Александра Македонского…
Иванов А. С. «Тени исчезают в полдень»
Остросюжетный роман, посвященный нелегким судьбам людей в переломные моменты истории. Отец убивает собственного сына. Так разрешается их многолетняя кровная распря. А вчерашняя барышня-хохотушка становится истовой сектанткой, бестрепетно сжигающей заживо десятки людей. Смертельные враги, затаившись, ждут своего часа... В небольшом сибирском селе Зеленый Дол в тугой неразрывный узел сплелись судьбы разных людей, умеющих безоглядно любить и жестоко ненавидеть.
55 лет (1968)
Абрамов Ф. А. «Две зимы и три лета»
Федор Абрамов – уроженец села Архангельской области, все свое творчество посвятил родной северной деревне. Его роман «Две зимы и три лета» охватывает период 1945–1948 годов и рассказывает о героическом труде жителей деревни – женщин, стариков и подростков, взваливших на свои плечи тяжелую мужскую работу их отцов и сыновей, ушедших защищать Родину и погибших на полях сражений.
Белов В. И. «Плотницкие рассказы»
«Плотницкие рассказы» – поэзия и проза современной сельской жизни, история русской деревни, художественное исследование народного характера. «...перечитал «Плотницкие рассказы» Белова. Великолепная, первоклассная вещь! И, пожалуй, не слабее «Ивана Африкановича», а кое в чем, может быть, даже сильнее. Мирное, даже полюбовное сосуществование жертвы и мучителя - это глубоко. В этом вся история советской России с ее одна нелепее другой несообразностями и парадоксами» (Ф. Абрамов).
Солженицын А. И. «В круге первом»
Название романа «В круге первом» – это аллегорическое сравнение, отсылающее читателя к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Один из героев романа Лев Рубин объясняет это так: «Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг – в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался – куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место».
50 лет (1973)
Васильев Б. «Не стреляйте в белых лебедей»
Проза Бориса Васильева всегда строится вокруг сильных характеров и драматических судеб – идет ли речь о войне или о мирной жизни. Роман о борьбе добра и зла, о моральной силе добра, но не о всесилии его.
Очень нежное и доброе произведение. Не о защите природы, не о протесте – о любви к жизни и миру. О нравственном выборе, который встает перед каждым человеком.
Искандер Ф. А. «Сандро из Чегема»
Истории романа – картины жизни Чегема, неспешной сельской жизни, любви, ненависти, мести и воздаяния. Большинство из них представляют собой рассказ от третьего лица – воспоминания много повидавшего на своём веку пожилого Сандро, которыми он делится с безымянным автором романа. Жанровая принадлежность историй весьма разнообразна: драма, сказка, притча, детектив.
35 лет (1988)
Высоцкий В. С. «Я, конечно, вернусь…»
В эту книгу вошли песни, написанные В. Высоцким специально для кинофильмов. Герои произведений – воины Великой Отечественной войны, наши современники, спортсмены – люди, умеющие ценить настоящую любовь и дружбу.