Предлагаем познакомиться с новинками литературы по искусству
Долин, А. В. Как смотреть кино : [12+]. - Москва, 2020. - 150, [1] с.
Эта книга задумывалась как детская, но получилась книгой для всех. Самое важное и интересное о безбрежном и сложном мире кинематографа вы узнаете в кратчайший срок. Антон Долин, один из самых известных российских кинокритиков, разобрал главные вопросы о кино и постарался дать на них простые и внятные ответы:
• можно ли застраховать себя от разочарования?
• как отличить искусство от развлечения (и нужно ли это делать)?
• с чего начинать знакомство с классикой кинематографа?
• Умрет ли кино и когда, или будет жить вечно?
Конечно, это только начало длинного пути для внимательного и пристрастного зрителя – простейший гид, правила выживания. Но не это ли самое важное? Поэтому авторы книги так ответственно подошли к своим задачам – Антон Долин тестировал текст на собственных детях (испытания прошли удачно!), а Константин Бронзит, знаменитый аниматор и художник (а еще номинант на премию «Оскар»), создал забавные и необычные иллюстрации. С их помощью вы совершите прекрасное путешествие по лабиринту кино — увлекательное, загадочное.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Схейен, Ш. Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917-1935 : [18+]. - Москва. - Санкт-Петербург, 2019. - 511 с., [8] л. цв. ил., портр.
«Авангард – это не направление и не стиль в искусстве и, на мой взгляд, не теория. Авангард – это менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в каждой фибре их души, в их убеждениях и поведении. Авангард носил радикальный характер, в том смысле, что отвергал существующий порядок, загнавший искусство в угнетающее прокрустово ложе академических канонов. Только в качестве методов борьбы с этим гнетом художники использовали не камни, ружья или бомбы, но провокационные акции, перформанс и эпатаж, а также высмеивали «общественный вкус».
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Уилсон, Э. Богема: великолепные изгои. - Москва, 2019. - 308, [1] с. (Библиотека журнала «Теория моды» / сост.: О. Вайнштейн; ред.: Л. Алябьева)
Художники парижского Монпарнаса, завсегдатаи кофеен в мюнхенском Швабинге, обитатели нью-йоркского Гринвич-Виллидж, тусовщики лондонского Сохо… В городской среде зародилось пестрое сообщество, на которое добропорядочный горожанин смотрел со смесью ужаса, отвращения, интереса и зависти. Это была богема, объединившая гениев и проходимцев, праздных мечтателей и неутомимых служителей муз, радикальных активистов и блистательных гедонистов. Богема явилась на мировую сцену в начале XIX века, но общество до сих пор не определилось, кого причислять к богеме и как к ней относиться. Сохраняя свою смысловую неоднозначность, это понятие чаще всего остро полемически противопоставляется ценностям промышленного капитализма и образу жизни буржуа. Книга известной исследовательницы культуры Элизабет Уилсон рассказывает о ярких представителях богемы, истории зарождения этого явления и его судьбе на протяжении трех веков..
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Энтуисл, Д. Модное тело. - Москва, 2019. - 387, [1] с. (Библиотека журнала «Теория моды» / сост.: О. Вайнштейн; ред.: Л. Алябьева)
Мода давно перестала быть маргинальным феноменом. В современном мире, где экономика движима идеями креативного и интеллектуального труда, диалог о моде приобретает все большую значимость. Английский социолог Джоан Энтуисл в книге «Модное тело» предлагает взглянуть на современное общество сквозь призму одежды. Анализируя исторические, социальные и антропологические функции моды в культуре, автор показывает, что мода играет решающую роль в формировании современной идентичности – через тело, гендер и сексуальность. В отличие от своих предшественников Энтуисл настаивает на неразрывной связи между телесностью и модой: именно одежда проявляет социальное измерение тела. Отмечая, что мода как феномен возникла в Европе, Энтуисл тем не менее утверждает, что одежда функционирует во всех культурах схожим образом, благодаря чему мода становится важнейшим элементом социального порядка во всем мире.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Русские художники за рубежом, 1970-2010-е годы. - Москва, 2020. - 687 с., [24] л. цв. ил., портр.
Сборник, посвященный творческой жизни русского зарубежья в космополитичных мировых столицах – Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине и Лондоне – затрагивает актуальные темы: взаимодействие культур, интеграция и политика идентичности, мобильность, самоорганизация сообществ и др. В него вошли интервью с 80 художниками нескольких «волн» эмиграции и аналитические статьи 40 международных кураторов, галеристов, коллекционеров, критиков, то есть тех, кто выставлял, собирал, изучал русское искусство за рубежом в течении последних пятидесяти.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Яйленко, Е. В. Венецианская палитра. Мир частного человека в искусстве Венеции эпохи Возрождения. - Москва, 2020. - 446, [1] с.
Монография Е. В. Яйленко представляет собой исследование искусства венецианского Возрождения, которое можно изучать лишь в тесной связи с основополагающими проявлениями духовной жизни эпохи. В работе рассмотрены произведения не только корифеев венецианского ренессансного искусства – Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Паоло Веронезе, – но и художников, малознакомых отечественному читателю. Автор воссоздает картину мира ренессансного человека в двух основных ее аспектах – отношение к женщине и к природе, что подразумевает обращение к широкому кругу мировоззренческих проблем. При этом живописные и графические произведения рассматриваются в тесной связи с художественной проблематикой: вопросы стиля, смыслового значения и т.д.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Художественные миры XXI века. Пути интеграции архитектуры и арт-практик = Art worlds of the 21st century. Ways of integrating architecture and art practices : коллективная монография : [сборник статей]. - Москва, 2020. - 498, [1] с.
Эта книга посвящена осмыслению урбанистического феномена мирового художественного развития на исходе второго десятилетия XXI века. В центре внимания авторов коллективной монографии – город урбанистической эры, место человека в нем и роль разнообразного художественного мира в созидании нового пространства для жизни людей. Современный город, который представляет собой сложное подвижное пространственно-информационное образование, становится объектом творчества архитектора, художника, дизайнера.
В книге освещается многогранный актуальный зарубежный и отечественный опыт этого сотрудничества. Тематика статей охватывает широкий круг вопросов, касающихся методологии исследования процессов художественной интеграции архитектуры, других видов искусства и арт-практик.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Сироткина, И. Е. Танец: опыт понимания : эссе. Знаменитые хореографические постановки и перформансы : антология текстов о танце : [12+]. - Москва. - Санкт-Петербург, 2020. - 253 с.
Книга известного историка культуры Ирины Сироткиной подводит читателя к углубленному пониманию танца. Танец предстает как вид искусства и составная часть двигательной культуры человечества; в самых разных культурах он служит спутником ритуалов и празднеств. В семи эссе автор задает вопросы о том, что такое танец, чем он отличается от пляски, стихия это или искусство; размышляет о том, что танец может быть философией, а может служить синонимом «желания»; спрашивает, как танец действует на зрителя, и существует ли идеальное тело для танца; заглядывает в далекое прошлое и в будущее танца; выясняет, что такое танец постмодерн; исследует, как танец соединяется с повседневной жизнью.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие : коллективная монография / [Н. А. Авдюшева-Лекомт, Т. Л. Астраханцева, В. В. Бабияк и др.] ; под науч. ред. Е. П. Яковлевой ; сост.: Е. Н. Каменская, Е. П. Яковлева. - Москва : БуксМАрт, 2019. - 376 с. : ил. ; 28 см.
Коллективное исследование посвящено разным аспектам творческой судьбы, искусства и наследия Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). В статьях отечественных и зарубежных ученых содержатся новые сведения о петербургском, петроградском, ленинградском и грузинском периодах жизни художника, о его многолетней творческой деятельности в эмиграции и в заключении на Колыме. Основное внимание авторов монографии заострено на искусстве Шухаева – уникальном академическом рисунке, живописи, произведениях книжно-журнальной графики и театрально-декорационного искусства, а также на малоизвестных выставках и педагогическом наследии художника, что в целом актуализирует его обширное творческое наследие. Книга предназначена для специалистов и широкого круга любителей искусства.
Ссылка на книгу в электронном каталоге
Островский, О. Б. Александр I и русская художественная культура : 16+. - Москва. - Берлин, 2019. - 622 [1] с. (Научно-популярная серия РФФИ) (История : Новый взгляд)
В книге доктора исторических наук О. Б. Островского прослеживается влияние на русскую художественную культуру основных исторических факторов эпохи на трех этапах правления Александра I: эстетических вкусов императора, императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны, членов царской фамилии; системы народного образования; государственных учреждений культуры (Академия художеств, дирекция Императорских театров, Придворная певческая капелла, Эрмитаж, Комитет строений и гидравлических работ и др.); цензуры, книгоиздания и печати; литературно-художественных объединений, частных салонов и отдельных меценатов. Рассмотрено также влияние преходящих факторов эпохи: реформ «либерального курса», последствий Тильзитского мира, Отечественной войны 1812 года, аракчеевщины, движения декабристов. В работе использовано большое количество исторических и искусствоведческих научных публикаций, мемуарной литературы, прессы 1801-1825 годов, опубликованных и архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Книга написана доступным, увлекательным языком, адресована историкам, культурологам, искусствоведам, литературоведам, а также может представлять интерес для всех, интересующихся отечественной историей и культурой.
Ссылка на книгу в электронном каталоге