Современные реалии в сфере образования остро поставили вопрос о повсеместном применении такой формы обучения, как дистанционная. В нынешних создавшихся условиях on-line обучение стало единственно возможным.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ» трактует определение дистанционных образовательных технологий как: «реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Таким образом, технологии, которые реализуются при дистанционном обучении, используют информационно-телекоммуникационные сети, исключающие личный контакт учащихся и учителя, что является в настоящее время, время карантина, наиболее востребованным.
Начиная с 2016 года одним из многих проектов, приоритетным государственным проектом стал проект «Современная цифровая образовательная среда», предполагающий создание таких условий обучения, которые позволили бы организовать: во-первых, непрерывное обучение учащихся в случаях карантина (или продолжительного пропуска занятий по различным причинам); во-вторых, возможность расширения образовательной программы за счет включения в программу дополнительных материалов для учащихся, которые хотели бы расширить свой кругозор.
Одним из новых образовательных стандартов становится дистанционное образование, которое соединило в себе почти все преимущества очного и заочного и освободило участников обучения от большинства недостатков этих обеих форм. Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернета невозможно без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой – особенностей поведения человека в этой среде. Технология дистанционного обучения дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент всех субъектов этой формы обучения.
Таким образом, дистанционное обучение - это обучение, соответствующее современным тенденциям в образовании, позволяющее включать в образовательный процесс современные информационно-телекоммуникационные технологии, которые позволяют создать комфортную среду для тех, кто учится, и для тех, кто обучает, и создающие атмосферу активной включенности в учебный процесс.
Конечно, дистанционное обучение обладает рядом преимуществ:
удобство планирования времени;
личная заинтересованность в получении образования;
удобство места обучения;
разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов;
широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов.
Однако есть и минусы:
у слушателей возникает соблазн отложить работу до лучших времен;
сложность встраивания мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы;
отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем;
временные ограничения;
вопрос доступности их для слушателя в условиях цифрового неравенства регионов России.
Бесспорно, данная работа требует и от педагога значительных усилий и больших временных затрат. Но если она даёт положительные результаты, то стоит взять её на вооружение. Ведь грамотно разработанный курс послужит не один год, и позволит систематизировать накопленный материал.
В помощь организации дистанционного образовательного процесса в школах созданы предлагаемые рекомендательные списки литературы.
Все представленные в списке документы можно заказать по Межбиблиотечному абонементу.
Данным знаком отмечены книги и статьи из периодических изданий, которых нет в фондах Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена. Возможен заказ по МБА.
Организация дистанционного образования
2068682 кро
Сырцова, Е. Л. Дистанционное образование: особенности организации на начальной, средней и старшей ступенях школы : учебное пособие / Е. Л. Сырцова ; М-во образования и науки РФ, Вят. гос. гуманит. ун-т. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2010. – (Киров : Старая Вятка). – 113 с. : ил.
2062227 кро 2062228 кр
Сырцова, Е. Л. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации : учебное пособие / Е. Л. Сырцова Е. Л., О. В Токмакова. – Киров : ВятГГУ, 2009. – (Киров : Старая Вятка). – 177 с.
***
Аллен, М. E learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / М. Аллен // Управление персоналом. – 2016. – № 9 (373). – С. 48-57. – (Бизнес-литература). Представлена глава из книги «E learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным».
Ананченкова, П. И. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс: проблемы организационного, методического, кадрового и технологического обеспечения / П. И. Ананченкова, Е. Г. Пономарева // Труд и социальные отношения. – 2016. – Т. 27, № 2. – С. 21-32.
Баранков, В. Л. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционной форм реализации образовательных программ / В. Л. Баранков // Журнал российского права. – 2017. – № 3. – С. 129-137. – (Трудовое право и право социального обеспечения). – Библиогр.: с. 137. Статья посвящена правовому регулированию образовательных программ в современной России, а также таким новым формам образования для школьного образования России, как сетевая, дистанционная, электронная. Раскрыты проблемы и преимущества применения той или иной формы образования, проанализированы различия между вышеуказанными формами обучения. Автор приходит к выводу, что необходимы разработка порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, принятие стандартов оказания конкретных услуг дистанционного образования.
Бабанова, Е. М. Дистанционное обучение как часть непрерывного инклюзивного образования / Е. М. Бабанова // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 251-256. – (Инклюзивное образование и особенности социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью). Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с актуальностью дистанционного образования для людей с инвалидностью. Автор показывает, что эффективнее всего дистанционное обучение реализуется в системе непрерывного инклюзивного образования.
Баранников, А. В. Организация открытого (мобильного) образовательного пространства / А. В. Баранников // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 19-27. – (Научные сообщения). В статье рассматриваются перспективы и возможности организации в образовательном учреждении открытого (мобильного) информационно-образовательного пространства. Предлагается модель открытой мобильной школы, ориентированной на ученика. Характеризуется новый подход к организации общего образования как образования без границ.
Булаева, Н. Цифровая адаптация : как педагогам учить тех, кто рожден в цифровую эру : [беседа редакции] / Н. Булаева // Профессиональное образование. – 2019. – № 7. – С. 49-50.
Василик, Л. Технология смешанного обучения. И снова о «Перевернутом классе» / Людмила Василик, Надежда Лозинская // Управление школой – Первое сентября. – 2015. – № 5/6. – С. 40-42 : табл. – (Школьный уклад)(Новые образовательные условия). В статье представлен реальный опыт работы образовательного учреждения, широко использующего «Перевернутый класс» в учебном процессе. Авторы показывают, как эта модель смешанного обучения живет в школе, гармонично совмещая преподавание в классе и дистанционное обучение.
Вифлеемский, А. Б. От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? = From Distance Learning To Virtual Summer Vacations? / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. – 2020. – № 2. – С. 145-158.орелова, Н. В. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении / Н. В. Горелова // Управление современной школой. Завуч. – 2019. – № 7. – С. 74-79. Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.
Дьякова, О. И. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников? / О. И. Дьякова, Н. В. Никуличева // Народное образование. – 2016. – № 6. – С. 60-65.
Изменились требования к электронному обучению // Справочник заместителя директора школы. – 2017. – № 12. – С. 10. Минобрнауки утвердило требования к использованию электронных и дистанционных технологий в школьном образовании.
Колесенков, А. Н. Информационная поддержка принятия решений при организации и построении систем дистанционного обучения / А. Н. Колесников // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – № 5. – С. 62-68.
Колесникова, И. А. Уроки в зеркале самоизоляции = Lesson In The Mirror Of Self Isolation / И. А. Колесникова // Народное образование. – 2020. – № 2. – С. 7-19.
Круглый стол «Научно-методическое сопровождение деятельности сельских школ в условиях оптимизации» = The roundtable discussion «The scientific and methodical support for rural schools` workwhile optimizing their structure and activity / материалы подгот. Р. С. Бозиев, А. Э. Максаева // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 27-48. – (Вопросы обучения и воспитания). Статья посвящена работе круглого стола, посвященного проблемам развития и оптимизации управления деятельностью сельских школ в современных социокультурных условиях.
Левкин, Г. Г. Организация дистанционного обучения в образовательной организации / Г. Г. Левкин, В. А. Шамис, Е. А. Левкина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 4. - С. 50-53 Организация дистанционного обучения с учетом формирования образовательной среды.
Маркитанова, Р. М. Обучение на дому в России в разные исторические периоды / Маркитанова Р. М. // Практическая дефектология. – 2017. – № 2. – С. 8-19. – (Актуальные проблемы образования детей с ОВЗ). Автором подробно представлены подходы надомного воспитания и обучения, раскрыта их понятийная сторона.
Осипова, О. П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов / Ольга Петровна Осипова // Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 127-133. – (Технология и практика обучения). Основные этапы и обоснование педагогического проектирования, моделирования, конструирования, апробации и экспертизы электронных образовательных ресурсов.
Пинская, М. Вызовы, стоящие перед директорами школ / Марина Пинская, Наталья Козина, Сергей Косарецкий // Управление школой – Первое сентября. – 2015. – № 11. – С. 36-41 : рис. – (Наука управлять) (Исследование). Осенью-зимой 2014-2015 учебного года НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Аналитическим центром Юрия Левады провели опрос руководителей общеобразовательных организаций в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО). Цель обследований МЭО образования – информационная поддержка разработки и реализации образовательной политики, обеспечение органов управления образованием актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией об экономическом положении российской системы образования, формирование информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования. В статье представлен анализ данных по ряду вопросов.
Попова, И. Н. Стратегии развития неформального образования / Ирина Николаевна Попова // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 38-44 : 4 табл. – (Образовательная политика). Развитие неформального образования на основе использования ресурсов существующей в настоящее время в системе образования нормативной базы.
Самсонова, Т. В. Сетевая модель обучения с использованием ИТК: опыт становления / Т. В. Самсонова, В. Н. Рамазанова // Народное образование. – 2016. – № 4/5. – С. 94-105. Рассматривается вопрос создания единого информационно-образовательного пространства с открытым пакетом образовательных программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и возможность разработки гибких модульных индивидуальных образовательных траекторий (на основе учета интересов, способностей и потребностей учащихся).
Сулима, Е. Н. Инновационные модели обучения в современном образовании / Е. Н. Сулима // Педагогика. – 2017. – № 5. – С. 11-18. Автором предпринята попытка рассмотреть актуальные инновационные модели обучения, которые используются в современном образовании и будут востребованы в ближайшем будущем.
Хуторской, А. В. Семь ошибок управления дистанционным образованием = Seven Mistakes In Managing Distance Education / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2020. – № 2. – С. 141-144. Рассматриваются ключевые ошибки организации дистанционного обучения в стране: системные, педагогические, дидактические, юридические, политические и иные.
Ямбург, Е. А. Казусы эпохи пандемии. В чем плюсы и минусы дистанционного обучения = Incidents Of The pandemic Era. What are the prost and cons of distance learning / Е. А. Ямбург // Народное образование. – 2020. – № 2. – С. 41-43.
Психологические аспекты дистанционного обучения
74.4
А 95 2136208 аб 2136207 оф Ахметова, Д. З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий : научно-методическое пособие / Д. З. Ахметова ; Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2014. – 63 с.
2026633 оф
Громова, Т. В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения : монография / Т. В. Громова. – Самара : Изд-во «Глагол», 2007. – 268 с.
О-83 2091241 кро 2091242 кр
Открытая образовательная среда как средство личностной самореализации участников образовательного процесса : инновац. проект (сентябрь 2010 г. – декабрь 2011 г.) / Ин-т развития образования Киров. обл., МОУ СОШ с углублен. изучением отд. предметов № 51 г. Кирова ; [авт.-сост. Г. Н. Карсакова ; науч. ред. Г. А. Русских]. – Киров : ИРО Киров. обл., 2011 (Киров : Старая Вятка). – 50 с.
2093366 оф
Федосеева, О. И. Психолого-педагогическое сопровождение электронных учебных курсов : (на примере дисциплин педагогического цикла) : учебно-методическое пособие / О. И. Федосеева, В. В. Половинкина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГОУ ВПО Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова. – Нижний Новгород : НГЛУ, 2011. – 89 с.
***
Бакаева, И. А. Особенности учебной и познавательной мотивации школьников в условиях дистанционного обучения/ И. А. Бакаева // Психология обучения. – 2016. – № 11. – С. 21-34. Вопросы инициации учебной и познавательной мотивации школьников. Теоретический анализ исследований влияния мотивационных и личностных факторов на успешность обучения в дистанционной форме.
Ганат, С. Проект «Сетевая школа» / С. Ганат // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2016. – № 8. – С. 66-68. В рамках сетевого взаимодействия школа может сотрудничать с вузом. И неважно, как далеко он находится, ведь занятия могут проходить дистанционно. В рамках реализации проекта "Сетевая школа" преподаватели МФТИ читают лекции по основным техническим наукам для учащихся и педагогов. Школа работает дистанционно, но во время лекций происходит живое общение. Учителя могут комментировать объяснения лектора, вести дискуссию, выступать модераторами, ученики - задавать вопросы. Чтобы стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на сайте и заполнить анкету.
Горина, Г. Удаленный доступ/ Г. Горина // Здоровье школьника. – 2016. – № 8. – С. 66-67. Удаленное образование становится доступной альтернативой занятиям в классах: насколько такое образование нужно именно вашему ребенку?
Грачев, Г. В. Кибербуллинг как социально-психологический феномен / Г. В. Грачев, А. А. Батеева // Социальная политика и социальное партнерство. – 2020. – № 3. – С. 75-84. Рассмотрен кибербуллинг как деструктивная форма межличностных отношений обучающихся общеобразовательной организации в виртуальном пространстве. Выявлены научные основы педагогической профилактики кибербуллинга среди подростков.
Дегтярева, А. Беспокойный век: обучение и цифровой мир / А. Дегтярева // Знание-сила. – 2020. – № 4. – С. 29-31. С развитием технологий получить новые знания становится все легче и легче. Но смотря на мир через призму Интернета, школьники все дальше уходят от реального положения вещей и гораздо сильнее страдают от рассеянного внимания, чем все предыдущие поколения. Но человек - изначально существо социальное, и потому его развивает общение, обучение, взаимодействие между людьми и обмен опытом.
Дементьева, Л. А. Развитие социальной активности и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания / Л. А. Дементьева // Социальная педагогика. – 2018. – № 1. – С. 97-105 ; № 4. – С. 36-44. Одна из актуальных проблем современной системы образования - создание условий для формирования родительских компетенций и гармоничных детско-родительских отношений. В работе представлен региональный социально-педагогический проект, в основу которого легла идея системного обучения родителей основам детской психологии и эффективным способам преодоления семейных конфликтов.
Казакова, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся / Т. Ю. Казакова // Начальное образование. – 2017. – № 1. – С. 25-28. Рассматриваются направления психолого-педагогической поддержки в зависимости от содержания дистанционного обучения школьников.
Каменева, Т. Н. Технологии, методы и средства электронного обучения / Т. Т. Каменева // Управляющие системы и машины. - 2015. - № 1. - С. 47-56 Рассмотрены технические, социально-экономические и психолого-педагогические факторы развития технологий электронного обучения. Выделены структурные компоненты системы дидактического обеспечения такого обучения. Освещены ключевые проблемы организации учебно-педагогического процесса в модели организации обучения на базе электронных средств.
Малиновская, М. А. Информационно-психологическая безопасность детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в интернетсреде в условиях инклюзивного образования / М. А. Малиновская, О. А. Савельева // Информатика и образование. – 2017. – № 6. – С. 35-38. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Марголис, А. А. Что смешивает смешанное обучение? / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 3. – С. 5-19. Рассматривается смешанное обучение, получившее широкое распространение в системе высшего и общего образования и понимаемое обычно как сочетание дистанционного и очного обучения. Анализируются основные модели смешанного обучения на уровне общего образования, оценка их преимуществ и недостатков, изменение существующей модели педагогической деятельности и требований к педагогу.
Мирошниченко, А. А. Педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода / А. А. Мирошниченко, Д. Р. Мерзлякова // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. – 2018. – № 1 (19). – С. 85-91. Влияние обучения с помощью видеометода на формирование психического здоровья обучающихся.
Михно, О. С. Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения школьников в системе электронного обучения / О. С. Михно, Е. В. Чмыхова // Психология обучения. – 2020. – № 1. – С. 96-104. Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения школьников, обучающихся дистанционно. Создание программы психологического сопровождения, адаптированной для целей электронного обучения.
Можаев, Е. Е. Современные психолого-педагогические технологии обучения / Е. Е. Можаев // Ректор вуза. – 2017. – № 7. – С. 10-17. Рассматривается актуальная проблема современных интерактивных психолого-педагогических технологий обучения. Особое внимание уделено обучающим играм и дистанционному обучению.
Новикова, Н. П. Психологическое сопровождение дистанционного обучения / Н. П. Новикова // Социальная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 53-57. Стартовый мониторинг уровня развития социального интеллекта ребенка с тяжелыми ментальными нарушениями.
Подготовили программу «Безопасный мир», чтобы предотвратить травлю в школе // Справочник заместителя директора школы. - 2019. - № 11. - С. 9 Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов по профилактике агрессивного поведения и конфликтов среди школьников 4-11 классов.
Пшеничная, А. А. Обучение как игра. Занятия с психологом А. А. Пшеничная // Социальная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 58-61. Рассматриваются развивающие дистанционные видеоуроки для детей с тяжелыми ментальными нарушениями.
Собкин, В. С. Современный подросток в социальных сетях / В. С. Собкин // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 61-73. Статья посвящена исследованию особенностей отношения современных подростков к социальным сетям. Анализируется место сетевого общения в структуре досуга подростков, степень их активности в использовании социальных сетей. Особое внимание уделено мотивам и содержанию общения подростков в социальных сетях, а также вопросам агрессивности сетевого общения.
Ступак, Г. Р. Эффективное сотрудничество на благо семей / Г. Р. Ступак // Социальная работа. – 2017. – № 4. – С. 31-34. Рассказывается о социальном проекте "Родительский университет - дистанционное обучение родителей", который призван сформировать педагогическую культуру родителей.
Тихомирова, Е. В. Потенциалы информационных ресурсов в воспитании современного поколения / Е. В. Тихомирова, А. Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 4. - С. 29-34 Авторы считают, что важным залогом эффективной конкуренции за внимание воспитанников в реалиях цифрового мира, в условиях неограниченного доступа к информации и распространения дистанционных форматов обучения и воспитания, является создание собственными силами цифрового качественного воспитательного интерактивного контента на базе конкретного учреждения, реализующего воспитательные функции.
Царева, А. Массовое открытие онлайн-образования / А. Царева : бесплатно и в любое время // Школьный психолог – Первое сентября. – 2016. – № 1. – С. 28-31. Об использовании онлайн-технологий в деятельности педагогов и -сихологов.
Методика преподавания отдельных предметов в режиме on-line
Биология
[Электронное приложение № 2 к журналу «Биология в школе» № 8/2015] // Биология в школе. – 2015. – № 8. – С. 2-3. В электронном приложении к журналу представлены материалы, посвященные преподаванию уроков биологии в школе.
География
Вахнина, О. В. Космические снимки и аэрокосмический интернет-атлас Московского университета в географо-экологическом образовании / О. В. Вахнина, Е. Р. Чалова // География и экология в школе XXI века. – 2016. – № 2. – С. 46-51. Школьное географо-экологическое образование получило возможность неограниченного выбора источников информации не только по содержанию, но и по форме ее представления. Интернет-источники, интернет-атлас, космические снимки, карты, фотографии могут использоваться как на уроках географии и краеведения, так и для самостоятельных внеклассных занятий. Студенты могут использовать эти источники для составления карт определенной территории, для прокладывания туристических маршрутов, для географических исследований.
Литвин, Л. П. Особенности подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по географии / Л. П. Литвин // География в школе. – 2016. – № 3. – С. 47-51. Представлен опыт работы по подготовке учащихся к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Петрова, В. Н. Использование дистанционных образовательных технологий в рамках индивидуализации процесса обучения / В. Н. Петрова // География в школе. – 2019. – № 7. – С. 23-27. Представлены материалы для проведения мастер-класса по использованию дистанционных образовательных технологий в рамках индивидуализации процесса обучения.
Смирнова, С. В. Дистанционное обучение как инструмент повышения качества базового географического образования школьников в отдаленных территориях Пермского края / С. В. Смирнова // География в школе. – 2018. – № 3. – С. 58-60, 64. Об организации дистанционного обучения школьников.
Иностранные языки
Бухаркина, М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в период с 1980 до 2010 г. = ICT in foreign language teaching in the period of 1980-2010 / М. Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 6. – С. 10-18. В статье кратко описываются основные этапы внедрения ИКТ в обучение иностранным языкам в период с 1980 годов до наших дней, роль и вклад научной школы Е. С. Полат в научное обоснование и практическое внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы учителей как инновационного средства обучения и его влияние на учебно-воспитательный процесс в школе.
Ивкина, М. И. Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram) / М. И. Ивкина // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 2, ч. 1. – С. 204-210. О варианте дистанционного смешанного обучения русскому языку как иностранному посредством социальной сети Instagram.
Колесников, А. А. Самостоятельная работа студентов с иноязычным литературным произведением на основе сервисов Веб 2.0 / А. А. Колесников // Иностранные языки в высшей школе. – 2016. – № 4. – С. 76-82. Предложен новый способ организации самостоятельной работы студентов языкового вуза с иноязычными литературными произведениями, а также разработана образовательная технология, основанная на использовании обучающих возможностей социальных сервисов Веб 2. 0 и создании обучающих блогов.
Павловская, И. Ю. Культура речи и дистанционное обучение произношению: «за» и «против» = Culture of speaking and distant learning of pronunciation: pros and contros / И. Ю. Павловская // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 12. – С. 17-20. В статье дается анализ современного состояния обучения иностранным языкам на начальной ступени школьного образования в республиках РФ в условиях сложившейся ситуации политкультурности.
Пичкова, Л. С. Практические аспекты разработки курса дистанционного обучения = Practical aspects of developing a distance-learning course (using the example of MGIMO-university distance-learning program of training school leavers) : (на примере дистанционной программы довузовской подготовки МГИМО) / Л. С. Пичкова, Л. В. Катрич // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 1. – С. 38-42.
Сороковых, Г. В. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО Moodle на уроках английского языка = Using LMS moodle for moral and aesthetic aspect of efl teaching / Г. В. Сороковых, А. С. Бобунова // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 9. – С. 18-23. Статья посвящена технологии передачи воспитательного аспекта иностранного языка. Описан алгоритм и этапы формирования нравственно-эстетических качеств школьников при помощи системы дистанционного обучения.
Степанова, Н. В. Дистанционные формы работы со студентами в условиях расширения образовательного пространства в сфере иностранных языков = Online learning forms for students in times of educational space expansion in foreign language teaching / Н. В. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 6. – С. 62-66. В статье речь идет об организации и проведении студенческой интернет-олимпиады по французскому языку.
Татаринова, М. Н. Дистанционные курсы по английскому языку в Кировском экономико-правовом лицее как одно из направлений модернизации содержания иноязычного образования / М. Н. Татаринова, А. В. Бычков, Е. М. Волкова // Право и образование. – 2017. – № 4. – С. 52-63 Характеристика дистанционных межпредметных спецкурсов по английскому языку, организованных на базе экономико-правового лицея г. Кирова.
Щукина, И. В. Реализация смешанного обучения в курсе методики преподавания английского языка в системе профессионального педагогического образования = Implementing blended learning in the course of EFL methodology in the system of pre-service teacher education / И. В. Щукина // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 3. – С. 39-45. В статье рассматривается совершенствование модели подготовки учителя английского языка в вузе с учетом современных требований ФГОС профессионального образования.
Информатика
Бельчусов, А. А. Формирование универсальных учебных действий в ходе решения заданий дистанционного конкурса = Formation of universal educational actions while solving the tasks of the distance contest / А. А. Бельчусов // Информатика и образование. – 2016. – № 6. – С. 57-60 Влияние решения задач дистанционных конкурсов по информатике на формирование универсальных учебных действий школьников на примере конкурса «Инфознайка».
Нефедов, Ю. В. Анализ методик онлайн-курсов в сфере ИТ, доступных на платформе Coursera = Analysis of educational methods of online IT-courses available on Coursera platform / Ю. В. Нефедов // Прикладная информатика. – 2017. – Т. 12, № 6 (72). – С. 40-49 Рост популярности платформы Coursera в России свидетельствует о том, что образовательное пространство фактически стало единым в мире, и иностранные курсы сделались прямыми конкурентами российских. Курсы на платформе Coursera адаптированы к обучению без отрыва от производства за счет недельного формата обучения и лаконичного стиля видеоуроков.
Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7-11 классов / Я. О. Скоробогатов // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2017. – № 2. – С. 101-109 Дистанционное обучение школьников заполняет новую «нишу» – углубленное изучение отдельных предметов, например, обучение школьников программированию на уровне, выходящем за рамки школьной программы.
Математика
Носков, А. Дистанционное обучение математике / А. Носков // Математика – Первое сентября. – 2018. – № 4. – С. 16-17 В статье рассматриваются условия обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных образовательных технологий.
Рефераты электронных публикаций // Математика. Первое сентября. – 2015. – № 10: Эти вечные таблицы. – С. 62-63. Представлен обзор электронных публикаций учителей математики, в которых авторы делятся опытом использования элементов занимательности, игры и образовательных технологий на своих уроках.
Чошанов, М. А. Дидактическая инженерия, или Как учить в цифровую эпоху / Марат Аширович Чошанов // Народное образование. – 2016. – № 4/5. – С. 113-132 : 8 рис., 4 табл. – (Технология и практика обучения). Рассматривается феномен дидактической инженерии – особенности интеграции дидактики и инженерии в условиях информатизации образования. Зарождение идеи в процессе разработки и преподавания «гибридного» (частично онлайнового) и полностью дистанционного курсов для учителей математики в Техасском университете.
Окружающий мир
Рябуха, Н. В. Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету «Окружающий мир» / Н. В. Рябуха // Социальная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 47-52 Авторская методика организации и проведения дидактических игр для детей с глубокой степенью умственной отсталости.
Основы мировой художественной культуры
Медведева, Д. М. «Мир искусства» – территория развития ребенка / Д. М. Медведева // Социальная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 72-75 Знакомство с уроками дистанционного обучения предметной области «Мир искусства».
Фомина, Н. «Я как-то люблю ко всему прислушиваться...» : (из истории консультирования увлеченных искусством подростков) / Н. Фомина // Искусство в школе. – 2016. – № 2. – С. 5-10. В статье описана методика дистанционного, заочного консультирования в рамках художественного воспитания детей и подростков, активно используемая в начале прошлого века. Автор статьи также рассматривает возможности применения опыта прошлых лет в современной системе художественного образования.
Русский язык
Грищенко, А. И. Дистанционный урок «Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами» (XI класс) / А. И. Грищенко // Русский язык в школе. – 2016. – № 7. – С. 29-31. Конспект дистанционного урока по теме «Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами», на котором ученики работают самостоятельно, без реального присутствия учителя.
Острикова, Т. А. Диктанты с частичным и полным техническим обеспечением как универсальный тип работ для школьников и студентов : (опыт классификационного описания) / Т. А. Острикова // Русский язык в школе. – 2019. – № 1. – С. 32-38. В технико-дидактическом аспекте рассмотрены проблемы технологии и классификации частично и полностью технизированных (технически опосредованных) диктантов для школы и вуза. По комплексу параметров описаны их группы и виды, выполняемые контактно и дистантно, коллективно и индивидуально, с педагогом или полностью самостоятельно с помощью компьютера, смартфона и бескомпьютерных устройств со специализированными физическими носителями информации.
Родионова, А. Е. Методика работы с текстовыми заданиями в условиях дистанционной олимпиады по русскому языку в 5 классе / А. Е. Родионова, А. Г. Юнусова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2016. – № 5. – С. 71-81 Дано подробное описание методики работы с текстом на примере обучающихся среднего звена.
Сулимова, Е. Н. Инновационные подходы к подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку / Е. Н. Сулимова // Методист. – 2018. – № 1.. – С. 44-53 В статье представлен опыт работы при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Филоненко, Ю. Тесты в сторону / Юлия Филоненко // Русский язык – Первое сентября. – 2016. – № 1. – С. 4. Вопросы, которые были в центре внимания на III Межрегиональном педагогическом марафоне учебных предметов в Омске.
Технологии
Думенко, Т. Г. Опыт использования компьютерных тренажеров и тестов в образовательном процессе / Т. Г. Думенко // Школа и производство. - 2015. - № 8. - С. 30, 35-37 : вклеены 2 л. ил., 2 рис. - (Теория и методика обучения технологии). Автор сообщает о своем опыте по использованию интерактивных тестов и тренажеров на уроках технологии и в дистанционном обучении.
Жбанкова, Т. В. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации общеразвивающих программ технической направленности / Жбанкова Т. В. // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 9. – С. 34-39 На нескольких порталах Красноярского краевого Дворца пионеров – «Виртуальная школа» и «Научное общество учащихся» – реализуются дополнительные общеразвивающие программы в очно-заочной и заочной формах с использованием дистанционных образовательных технологий, а также проводятся конкурсные мероприятия. В статье особое внимание уделено программам технической направленности, реализуемым на порталах «Виртуальная школа» и «Школа программиста».
Физика
Дегтярева, А. П. Востребованность учащимися непрофильных классов интернет-поддержки школьного курса физики / А. П. Дегтярева // Физика в школе. – 2015. – № 7. – С. 31-35. Описан опыт преподавания физики в химико-биологическом потоке СУНЦ МГУ, рассмотрены проблемы, возникающие при преподавании физики в непрофильных классах, проанализирована попытка оптимизации преподавания предмета с помощью общедоступного Интернет-ресурса.
Дегтярева, А. П. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования = The e-learning strategies and efficiency / А. П. Дектярева, В. В. Загорский // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 67-74. – (Общая педагогика). – Библиогр.: с. 73-74 (9 назв.). Анализируется эффективность и востребованность интернет-поддержки школьного курса физики. Проводится анализ стратегий выполнения заданий в среде дистанционного образования разными группами обучающихся. Рассматривается влияние мотивации на эффективность работы в Интернете. Оцениваются положительные и отрицательные моменты обучения в Интернете.
Ковалева, С. Я. Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование / С. Я. Ковалева // Физика – Первое сентября. – 2015. – № 3. – С. 21-29 ; № 4. – С. 25-29 ; № 5/6. – С. 19-29 ; № 7/8. – С. 44-49. Представлены фрагменты нового дистанционного курса.
Плужникова, Н. А. Электронная поддержка элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по физике» / Н. А. Плужникова // Физика – Первое сентября. – 2015. – № 3. – С. 4-5. Представлен опыт использования электронного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.
Ущеко, В. П. Методические аспекты создания курсов дистанционного обучения физике в школе / В. П. Ущеко // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Естественные и физико-математические науки. – 2018. – № 12. – С. 119-131. Вопросы практического построения курсов дистанционного обучения.
Физическая культура
Петров, П. К. Возможности системы электронного обучения «Moodle 3.x» в создании дистанционного курса по дисциплине «Методика преподавания гимнастики в школе» / П. К. Петров // Педагогическая информатика. – 2018. – № 3. – С. 80-90. Раскрываются особенности разработки дистанционного курса для студентов бакалавриата по направлению подготовки Физическая культура в системе электронного обучения «Moodle 3. x».
Химия
Ганина, Н. В. Тестовые задания при смешанном обучении / Н. В. Ганина // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 28-31. Методика разработки тестовых заданий при дистанционном и смешанном обучении слушателей системы довузовской подготовки.
Костенчук, И. А. Формирование предметных умений: обучающие тренажеры / И. А. Костенчук // Химия в школе. – 2017. – № 5. – С. 33-36. О составлении задания тестового типа с обратной связью в программе PowerPoint.
Нечитайлова, Е. В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» / Е. В. Нечитайлова // Химия в школе. – 2015. – № 2. – С. 10-15 : ил., табл. – (Методика и обмен опытом). Использование модели «Автономная группа» в рамках технологии смешанного обучения в средней школе.
Пухальская, Н. В. Дистанционный межшкольный исследовательский проект / Н. В. Пухальская, М. М. Шерман // Химия в школе. – 2017. – № 7. – С. 74-79. Эксперимент по организации дистанционного обучающего проекта с участием команд нескольких школ.
Романова, О. В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе их подготовки к дистанционным химическим олимпиадам / О. В. Романова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 5. – С. 72-81 Проблема подготовки учащихся школ к дистанционным химическим олимпиадам.
Использование дистанционных форм обучения в библиотеках
Книги:
78.0
Б 59 2134309 си 2134310 си Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития : монография / [И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова ; под науч. ред. И. С. Пилко]. – Москва : Литера, 2014. – 300 с. – (Современная библиотека). – Библиогр.: с. 254-267.
78.0
Д 69 2163051 си Доронина, Инна Николаевна. Функциональное моделирование библиотечно-информационных образовательных систем : [монография] / И. Н. Доронина. – Москва : Пашков дом, 2016. – 189 с. – Библиогр.: с. 132-150.
78.0
С 43 2162103 си 2168108 си Склярова, Евгения Александровна. Гипертекстуализация библиотечно-информационной образовательной среды : монография / Е. А. Склярова, З. А. Сафиуллина, В. Н. Шадрина. – Москва : Литера, 2016. – 135 с. – (Современная библиотека). – Библиогр.: с. 121-135.
78.3п
Э 45 2015655 си 2124480 си Электронное обучение : рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / под ред. М. Меллинг ; [пер. с англ. Н. А. Багровой, К. Э. Корбут ; науч. ред. пер.: Я. Л. Шрайберг]. – Москва : Омега-Л, 2006. – 214, [10] с. – Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. – Указ.: с. 201-214.
Статьи:
Безменова, А. Молодые – молодым : профессиональное общение как форма мотивации и помощи / А. Безменова // Библиотека. – 2019. – № 9. – С. 16-19. Рассказывается о дистанционной форме профессионального общения и обучения библиотечных специалистов.
Бубекина, Н. В. Дистанционное обучение в библиотеках: информационный обзор электронных источников / Н. В. Бубекина // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2016. – № 3. – С. 39-42. Об опыте применения мультимедийных обучающих технологий в российских библиотеках: история и современное состояние.
Дударева, Е. Высшие библиотечные курсы. Как организовать дистанционное обучение / Екатерина Дударева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 6. – С. 78-84. Российская государственная библиотека делится опытом реализации профессиональной образовательной программы с использованием дистанционных технологий.
Дударева, Е. Б. Дистанционное обучение проектным технологиям : социальная сфера / Екатерина Борисовна Дударева, Татьяна Викторовна Козлова // Библиотечное дело. – 2016. – № 19. – С. 33-34. О социокультурном проектировании как передовой технологии, направленной на решение социальных проблем средствами культуры.
Дударева, Е. Б. Опыт реализации дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки «ВБК – дистант» с использованием дистанционных образовательных технологий / Е. Б. Дударева // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 10. – С. 81-87. Освещены краткая история и современная деятельность Учебного центра РГБ. Рассмотрены направления обучения специалистов библиотечно-информационной сферы. Раскрыт опыт создания и реализации программы профессиональной переподготовки «Высшие библиотечные курсы – дистант». Освещены содержание программы и результаты ее реализации.
Захарова, Е. С. Специальный факультет / Е. С. Захарова // Современная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 67-69. Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского инициировала создание дистанционного обучающего курса «Специальный факультет» для того, чтобы помочь библиотекарям освоить специфику обслуживания инвалидов по зрению.
Ивина, К. В. Дистанционная предпрофильная образовательная среда в структуре подготовки библиотечно-информационных специалистов / К. В. Ивина, Н. В. Лопатина, М. А. Харинцева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 5. – С. 164-169. Раскрывается идея дистанционной предпрофильной образовательной среды. Представляется её модель, и определяются условия её применения в библиотечном образовании. Обосновывается роль информационно-библиографической деятельности в создании дистанционной предпрофильной образовательной среды. Показаны возможности применения аутсорсинговых и открытых сетевых информационных ресурсов в дистанционной предпрофильной подготовке библиотекарей.
Ивина, К. В. Наш ответ пандемии / К. В. Ивина, Ю. В. Жегульская // Современная библиотека. – 2020. – № 4. – С. 32-35. Организация дистанционного обслуживания студентов в научной библиотеке Государственного университета управления г. Москвы.
Квашнина, Е. С. Дистанционная мастерская на ВикиСибириаДе «Интерактивный читательский дневник и другие бумажные хитрости» / Е. С. Квашнина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2019. – № 11. – С. 42-43. Обучение традиционным и современным приемам ведения читательских дневников в дистанционной мастерской, представлен ее план работы.
Козлова, О. В. Не смигни, так и не страшно : библиотекарь в учебной инфосреде / Ольга Викторовна Козлова // Библиотека в школе - Первое сентября. – 2015. – № 5/6 (330). – С. 44-46. Даны развернутые определения смешанного, интерактивного, дистанционного обучения библиотечных работников и информационно-образовательной среды.
Колтер, М. Массовые открытые онлайновые курсы / М. Колтер ; пер. А. И. Земскова // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 8. – С. 49-54. Кратко изложена история возникновения массовых открытых онлайновых курсов в контексте инструментов дистанционного образования. Рассмотрено, как университет (в данном случае Стэнфордский) в целом и его библиотеки в частности, интегрируют эти методы в процесс образования.
Кузьмина, О. В. Обучение по месту жительства / Ольга Валентиновна Кузьмина, Ирина Леонидовна Сабельникова // Мир библиографии. – 2016. – № 1. – С. 130-132. В статье освещается опыт работы Самарской областной универсальной научной библиотеки с системой дистанционного образования библиотечных специалистов.
Левченко, А. Методическая служба в формате 3D / Алла Левченко // Библиополе. – 2015. – № 2. – С. 7-13. Обзор методической деятельности Псковской ОУНБ, реализуемой на основе активного использования информационных технологий, интерактивных и онлайн-форм общения и обучения библиотекарей.
«Лодка «БИЧ»: выход в онлайн-океан в условиях пандемии». Ч. 2. «Спасательный круг: дистант как срочная цифровая помощь» / Н. Н. Квелидзе-Кузнецова, К. В. Ивина, Е. Н. Струков [и др.] // Современная библиотека. – 2020. – № 5. – С. 32-36. Смена формата обслуживания в вузовских библиотеках в период пандемии коронавируса.
Огнева, И. Осваиваем виртуальную среду : организация онлайн-общения / Ирина Огнева // Библиотека. – 2016. – № 2. – С. 21-24. В статье рассказывается о вышедшей на новый уровень развития благодаря интернет-технологиям методической деятельности Арзамасской централизованной библиотечной системы (Нижегородская область).
Олефир, С. В. Медиа- и информационная грамотность школьного библиотекаря / С. В. Олефир // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2016. – № 8. – С. 29-33. Приобретение навыков медийной и информационной грамотности, их уровни преподавания. Способы формирования МИГ детскими и школьными библиотеками. О приобретении навыков МИГ библиотекарями при участии в сетевых проектах и на дистанционных курсах.
Осадчая, Н. Видеоурок: инструкция по созданию : скринкаст как виртуальная форма методической работы / Наталья Осадчая // Библиополе. – 2017. – № 5. – С. 36-38. Описаны основные этапы создания видеоурока, перечислены необходимые для его записи оборудование и компьютерные программы, рассмотрены типичные ошибки, допускаемые при работе над видео: из опыта работы Бирюченской ЦРБ Белгородской области по разработке скринкастов как доступного электронного продукта для дистанционного обучения библиотекарей.
Пекшева, М. А. Информационная школа ученого: модернизация в эпоху цифровизации / М. А. Пекшева // Библиосфера. – 2019. – № 4 (октябрь-декабрь). – С. 54-63. Определены пути модернизации образовательного курса «Информационная школа ученого», который проводится в Центральной научной библиотеке Уральского отделения РАН. Представлены направление содержательной трансформации курса и вариант его перевода в дистанционную форму.
Пилко, И. Профессиональное обучение в дистанционной форме : практика переподготовки / Ирина Пилко // Библиотека. – 2016. – № 11. – С. 19-22. Статья посвящается профессиональному стандарту «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», который в скором времени после официального утверждения будет определять кадровую политику в отрасли.
Разработка и реализация онлайн-курса в среде дистанционного обучения «Мираполис» : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации // Библиотека и закон. – 2019. – № 47. – С. 174-183.
Расстояния – не помеха? : где и как получать знания, необходимые для работы // Библиотека. – 2018. – № 5. – С. 12-14. Рассматривается внедрение дистанционных форм повышения квалификации библиотечных кадров.
Северина, Л. В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении по специальности 071901 «Библиотековедение»: возможности и проблемы / Л. В. Северина // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 1. – С. 49-51. Рассмотрены вопросы дистанционного обучения в свете ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г. ), организационные и технические возможности учебных заведений среднего профессионального образования.
Скурихина, Я. Е. Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в областной научной библиотеке / Я. Е. Скурихина // Библиосфера. – 2017. – № 1 (январь-март). – С. 99-102. В статье рассмотрен опыт Калининградской областной библиотеки по профессионализации библиотечно-информационных специалистов государственных и муниципальных библиотек региона.
Смутнева, Е. Г. Книжный шкаф поколения Next / Е. Г. Смутнева // Современная библиотека. – 2015. – № 5. – С. 30-33. Дистанционное обучение библиотекарей и педагогов по созданию электронных читательских дневников прошло в рамках межрегионального сетевого библиотечного проекта «Книжный шкаф поколения Next», созданного для продвижения детского чтения.
Соколова, Ю. В. Дистанционный курс «Электронные библиотеки»: информационно-коммуникационная среда обитания» – некоторые итоги программы ДПО / Ю. В. Соколова // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 1. – С. 81-87. Статья посвящена дистанционному обучению. Обоснована актуальность этой темы: необходимо массово обучать сотрудников библиотек и информационных центров работе с большими массивами собираемой библиотеками цифровой информации. Представлены методика и технология разработки дистанционного курса повышения квалификации «Электронные библиотеки»: информационно-коммуникационная среда обитания». Освещены результаты обучения, в том числе статистика системы тестирования. Проанализированы сильные и слабые стороны курса исходя из мониторинга обратной связи, а также отзывы слушателей.
Спасательный круг: дистант как срочная цифровая помощь // Университетская книга. – 2020. – № 6 (июль-август). – С. 54-58. В условиях пандемии Минобрнауки России рекомендовало перевести студентов на дистанционное обучение, поручив вузам обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме.
Стрелкова, И. Б. Программы дополнительного профессионального образования: запросы практики и возможности эффективного партнерства учреждения дополнительного образования взрослых с университетской библиотекой / И. Б. Стрелкова // Научные и технические библиотеки. – 2015. – № 2. – С. 11-17. В докладе рассмотрены возможности эффективного партнерства библиотек Беларуси и России с Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского национального технического университета по разработке и реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях системы дополнительного профессионального образования взрослых.
Сыромятников, И. В. Организационно-методические особенности формирования профессиональной субъектности будущего специалиста гуманитарного профиля в вузе с дистанционной технологией обучения / И. В. Сыромятников // Инновации в образовании. – 2019. – № 11. – С. 100-112. Рассматриваются целевые параметры, содержание и организационно-методические особенности профессиональной подготовки психолога в вузе, применяющем дистанционную технологию обучения студентов.
Удаленная библиотечная аттестация: от слов к делу // Университетская книга. – 2015. – № 11. – С. 65-67. Профессиональная аттестация работников учреждений культуры будет проводиться в удаленном режиме, с учетом достижений дистанционного обучения. Анализ результатов тестирования позволит изменить систему библиотечного образования.
Удаленная аттестация библиотекарей: за и против // Университетская книга. – 2015. – № 12. – С. 38-41. Профессиональная аттестация работников учреждений культуры будет проводиться в удаленном режиме, с учетом достижений дистанционного обучения. Анализ результатов тестирования позволит изменить систему библиотечного образования.
Чупандина, Е. Е. Реализация онлайн-образования в Воронежском государственном университете / Е. Е. Чупандина, А. В. Семенихина // Высшее образование в России. – 2018. – № 8/9. – С. 103-110. Рассматривается современное состояние онлайн-обучения в Воронежском государственном университете, даётся краткая характеристика его основных элементов: электронных библиотечных ресурсов, электронной системы управления обучением, онлайн-курсов университета.
Использование компьютерных технологий и современных гаджетов
в онлайн-обучении школьников
Азова, О. Решение проблем обучения с помощью информационных технологий / Ольга Азова // Здоровье детей – Первое сентября. – 2015. – № 3. – С. 34-35. Приводятся краткие характеристики компьютерных логопедических комплексов.
Вершинина, О. Дистанционное обучение: ключевая роль платформы / Ольга Вершинина // Университетская книга. – 2016. – № 5. – С. 37. Программа SphereLive предоставляет новые возможности в дистанционном образовании.
Воробьев, Г. А. Интеллектуально-обучающая игра «Математики против программистов» / Г. А. Воробьев, И. А. Шуйкова, М. В. Первеев // Информатика в школе. – 2017. – № 10 (133). – С. 12-17. Представлена интеллектуально-обучающая игра «Математики против программистов».
Гончарова, Е. Л. Бездумное чтение: чем могут помочь информационные технологии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 3-8. Описаны авторские компьютерные упражнения, направленные на стимулирование у детей умения извлекать информацию, представленную в тексте в неявной форме.
Гончарова, Е. Л. Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Русская словесность. – 2015. – № 5. – С. 53-59. Использование информационных технологий в диагностике и коррекции нарушений читательского развития ребенка.
Грек, А. Кодабра. Цифровое творчество / Александр Грек // Популярная механика = Popular Mechanics. – 2017. – № 6. – С. 28-31. Российская школа цифрового творчества «Кодабра» обучает детей и подростков программировать и создавать компьютерные игры.
Диков, А. В. Новые образовательные технологии: применение интерактивной доски в режиме онлайн / Диков Андрей Валентинович // Ученый совет. – 2017. – № 1. – С. 60-64. В статье рассматриваются возможности веб-доски, которые первоначально нашли применение не в школьном, а в корпоративном образовании. Рассматриваются функции онлайн-досок, в том числе предназначенных для совместного обсуждения какого-либо проекта участниками, находящимися на удалении друг от друга. Анализируются возможности виртуальных досок, предназначенных в основном для демонстрации разнообразного контента, включающего видеоролики и аудиозаписи, а также заметки на доске или рисунки, и позволяющих размещать на них многостраничные документы, презентации, веб-страницы.
Думенко, Т. Г. Опыт использования компьютерных тренажеров и тестов в образовательном процессе / Т. Г. Думенко // Школа и производство. – 2015. – № 8. – С. 30, 35-37. Автор сообщает о своем опыте по использованию интерактивных тестов и тренажеров на уроках технологии и в дистанционном обучении.
Ивашина, М. Как сделать компьютер союзником книги: синтез гуманитарных и онлайн-технологий / Марина Ивашина // Библиополе. – 2015. – № 9. – С. 10-13. О задачах и реализации межрегиональных сетевых проектов по руководству чтением детей и подростков «Классика в неформате» и «Книжный шкаф поколения Next», инициированных муниципальными библиотеками Екатеринбурга.
Костенчук, И. А. Формирование предметных умений: обучающие тренажеры / И. А. Костенчук // Химия в школе. – 2017. – № 5. – С. 33-36. О составлении задания тестового типа с обратной связью в программе PowerPoint.
Крамер, Е. А. Обучение младших школьников навыкам безопасного поведения в виртуальном пространстве / Е. А. Крамер // Начальное образование. – 2016. – № 5. – С. 33-37. О воспитании младших школьников в условиях глобальной информатизации общества.
Кукушкина, О. И. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ОВЗ – миссия и особенности / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 8. – С. 16-18. Краткий обзор развивающих и обучающих компьютерных игр, созданных специально для детей с различными нарушениями развития.
Лучшие приложения для детей // Домашний очаг. – 2016. – № 9. – С. 180-181. Как превратить популярные гаджеты в полезные обучающие устройства с помощью приложений.
Новое здание – новые возможности / материал подготовил Тимофей Звягин // Здоровье детей – Первое сентября. – 2015. – № 7/8. – С. 41. Представлена подборка статей о воздействии на развитие обычных и особых детей через тренажеры, компьютеры, искусство.
Портнягина, М. Цифра зовет / Мария Портнягина // Огонек. – 2018. – № 40. – С. 26-30. О курсах и школах программирования для детей.
Таранова, М. В. Веб-технологии в исследовательской деятельности учащихся малокомплектной школы / М. В. Таранова // Сибирский учитель. – 2016. – № 3. – С. 45-47. В статье рассматриваются возможности организации методической помощи учителю малокомплектной школы. Предложен вариант реализации индивидуализированного подхода в использовании информационных технологий и интернет-ресурсов при вовлечении учеников в учебно-исследовательскую деятельность по математике.
Трухина, О. Е. Опыт использования современных информационных технологий при обучении на базовом и профильном уровне / Трухина О. Е. // Управление современной школой. Завуч. – 2018. – № 7. – С. 104-106. Получение знаний с помощью электронных платформ – непременная составляющая учебного процесса в любом учебном заведении.
Шарифова, Д. А. Компьютерные игры в мотивации к изучению иностранного языка учащихся инженерного лицея / Д. А. Шарифова // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. – 2017. – № 11 (188). – С. 144-149. Взаимосвязь увлеченности учащихся онлайн-играми на английском языке и уровнем их учебной мотивации к изучению английского языка.
Экспорт: «Ми-ми-мишки» в Америке // Эксперт. – 2018. – № 28. – С. 5. Сообщается об использовании в американских магазинах Apple Store разработанного российской компанией «Интерактивный мульт» развивающего приложения «Ми-ми-мишки: рисование» для демонстрации детям особенностей работы программы ApplePencil.
Янушкявичене, О. Компьютерное обучение в младшей школе / О. Янушкявичене, Р. Янушкявичюс // Школьные технологии. – 2015. – № 3. – С. 25-27. Статья посвящена исследованию влияния компьютера на формирование личности ребенка.