Монтессори-педагогика: к 150-летию врача, педагога Марии Монтессори
Рекомендательный список литературы
2010 – 2020 гг
Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире. Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна.
Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.
В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.
В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.
6 января 1907 года, М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.
«Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.
Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.
В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.
Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.
* * *
74.1
М 77 2134042 аб
Монтессори, М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития / М. Монтессори ; [пер. с нем., предисл., послесл., коммент. К. Е. Сумнительного]. – Москва : Карапуз : АСТ, 2014. – 316, [3] с. – (Методики раннего развития).
74.1
М 77 2150529 аб
Монтессори, М. Мой метод : руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет / М. Монтессори ; [пер. с англ. А. В. Колесниковой, Е. А. Рязанцевой]. – Москва : Центрполиграф, 2014. – 414, [1] с. : ил, рис., табл.
74.1
М 77 М958797 чз 2107850 аб
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому : статьи, советы и рекомендации / М. Монтессори. – Москва : Карапуз, 2001. – 272 с. : ил. – (Педагогика детства). – Библиогр.: с. 268-270.
74.1
М 77 2133739 аб
Монтессори, М. После 6 месяцев уже поздно. Помоги мне сделать это самому : [уникальная методика раннего развития] / М. Монтессори ; [сост.: М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов]. – Москва : Карапуз : АСТ, 2014. – 255, [1] с. : ил., рис. – (Методики раннего развития). Содерж. также: Гуманистическая педагогика М. Монтессори / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. Что дает ребенку Монтессори-педагогика / Т. Афанасьева. Что такое сензитивные периоды в развитии детей / Д. Сороков. Физические упражнения в Монтессори-методе ; Как правильно пользоваться Монтессори-материалом / Л. Гребенников.
Монтессори, М. Получать высокую зарплату или стать директором – это не настоящее счастье / Мария Монтессори ; подготовила Марина Степанова // Управление школой – Первое сентября. – 2015. – № 9. – С. 57-59. В историю науки Монтессори вошла как один из идеологов гуманной психологии и педагогики. Решением ЮНЕСКО Мария Монтессори отнесена к числу педагогов, сформировавших педагогическое мировоззрение XX века. Ее идеи обращены в будущее, в наш XXI век. У нас есть возможность в этом убедиться, задавшись целью отыскать в книгах Монтессори ответы на вопросы, волнующие современных педагогов, независимо от того, кому и какой предмет они преподают и кого воспитывают. В статье представлены отрывки из книг Марии Монтессори.
* * *
88
А 66 2083361 аб 2102206 оф
Андрущенко, Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия : [учебник] / Н. В. Андрущенко. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 315 с. : ил. – Библиогр.: с. 293-306.
74.9
А 67 2157540 чз
Аникеева, Н. П. Главное о воспитании детей : М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон : / Н. П. Аникеева. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. – 127 с. : ил., рис., табл. – (Родителям о детях). – Библиогр.: с. 126-127.
74.9
Д 33 2180174 чз
Денерво, С. Принципы Монтессори : [35 практических советов : 0+] / Соланж Денерво ; [пер. с фр. О. Долгачевой]. – Москва : #эксмодетство, 2019. – 184 с. : цв. ил. ; 24 см. – (Серия «Монтессори. Учимся и играем дома») (Занимаемся дома).
74.9
Д 53 2159378 аб 2093648 чз
Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – Москва : Эксмо, 2012. – 222, [1] с. : ил., рис., табл. – (Популярные развивающие методики).
74.1
М 18 2078807 чз 2079030 аб
Мальцева, И. В. Раннее развитие: методика М. Монтессори : от рождения до 6 лет / И. В. Мальцева. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. – 253, [1] с. : ил., табл. – (Программа для мамы.).
74.9
Т 41 2088194 чз 2088195 аб
Тимошенко, Е. И. Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний : заметки для родителей / Е. И. Тимошенко. – Москва : Форум, 2011. – 247 с. – Библиогр.: с. 240-241.
74.1
Ф 28 2159264 чз
Фаусек, Ю. И. Мария Монтессори. От трех до пяти: воспитание личности : творчество, самостоятельность, трудолюбие : [12+] / Ю. И. Фаусек ; [сост., авт. вступ. ст. К. Е. Сумнительный]. – Москва : АСТ : Карапуз, 2016 (макет 2017). – 239 с.. – (Методики раннего развития. статьи, советы и рекомендации).
74.9
Х 35 2128423 аб 2091064 оф
Хейнсток, Э. Гениев учат с рождения : система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток ; [пер. с англ. Анны Степановой]. – Москва : Эксмо, 2013. – 204, [1] с. : ил.
* * *
Гиппенрейтер, Ю. Все, что требуется, – это вера в ребенка / Ю. Гиппенрейтер, Л. Тархова // Нарконет. – 2010. – № 3. – С. 28-31. О системах воспитания Марии Монтессори и Александра Нилла.
19 заповедей Марии Монтессори для родителей // Нарконет. – 2016. – № 1. – С. 44. Советы родителям о воспитании.
Куваева, С. В. Раннее развитие и раннее обучение детей. Две стороны одной «медали» / С. В. Куваева // Школьные технологии. – 2011. – № 3. – С. 29-35. Рассматриваются позитивные и негативные стороны раннего обучения детей.
Кузьминых, Е. Что нашел «Поиск» у Монтессори / Екатерина Кузьминых ; авт.-сост. П. И. Анофриков // Я вхожу в мир искусств. – 2015. – № 8. – С. 45-47. Использование системы Монтессори в деятельности Студии раннего развития детей в Новосибирской Детской киностудии «Поиск».
Нарышкина, Н. Инициалы ММ / Наталья Нарышкина // Дошкольное образование – Первое сентября. – 2015. – № 2. – С. 22-23. Методика итальянского педагога Марии Монтессори используется не только в частных детских садах по всему миру и в России, но и привлекает внимание государственных дошкольных образовательных учреждений. Некоторые из них даже пытаются использовать основные принципы Монтессори в своей работе.
Ратнер, Ф. Л. Использование педагогических идей М. Монтессори при обучении иностранным языкам / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 5. – С. 52-58. Авторы обращаются к вопросам преподавания иностранных языков с позиции педагогики Марии Монтессори.
Степанова, М. Свободное воспитание Марии Монтессори : педагогические взгляды знаменитого итальянского ученого и практика / М. Степанова // Школьный психолог – Первое сентября. – 2015. – № 7/8. – С. 42-47. Описывается жизнь и творчество итальянского деятеля в области педагогики, психологии и медицины Марии Монтессори (1870-1952).
Сумнительный, К. Е. Почему не устарел метод Монтессори? = Why Is The Montessori Method Not Out Of Date? / К. Е. Сумнительный // Народное образование. – 2020. – № 2. – С. 100-110. Освещается современность и востребованность педагогической системы М. Монтессори.
Юсупова, А. Ю. Педагогические идеи М. Монтессори на уроках иностранного языка / А. Ю. Юсупова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 10-14. Рассматриваются педагогические идеи М. Монтессори в области обучения иностранному языку.