Рекомендательный список литературы за 2010-2020 гг.
Книги
74.200.5
Д 93 брошюры без номера чз Дьячкова, С. А. Профилактика нетерпимости и ксенофобии : материалы для классных часов в старших классах / С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Классное руководство», вып. 9).
2054118 оф Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников : / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 191 с. – (Методика воспитательной работы).
74.200.5
С 28 2066724 чз Северина, О. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности : разработки занятий, праздники, классные часы, тесты / О. А. Северина, Т. А. Дронова. – Москва : ГлобусВолгоград : Панорама, 2008. – 236 с. : табл. – (Классное руководство).
М987399 кро М987400 кр Уроки толерантности : сб. учеб. и игровых занятий. Ч. 1. для дошкольников и учащихся 1-4-х кл. / Муницип. учреждение «Библиотека», Центр. гор. б-ка им. А. С. Пушкина, информ.-библиогр. отд. ; [сост.: М. П. Лаптева, А. А. Давыдова]. – Киров : [б. и.], 2004. – 26 с.
Статьи
Абдина, Р. П. Воспитание толерантности на уроках изобразительного искусства / Р. П. Абдина // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 21-23. Знакомясь с народным искусством своего и других народов, школьники приобщаются к национальной культуре и учатся уважительному отношению к культурным ценностям других этносов.
Аверзаев, И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. Ч. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. – N 7. – С. 64-66. Краткий перечень компонентов педагогической системы по воспитанию у молодежи навыков этнотолерантного поведения.
Андрейчук, Г. Б. «Дружба не знает границ» : (общешкольный праздник) / Г. Б. Андрейчук, Е. В. Жеренкова // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С. 22-27. Методическая разработка общешкольного праздника «Дружба не знает границ», посвященного Международному дню толерантности. Публикуются приложения к статье: темы бесед и классных часов по вопросам толерантности.
Байдалинова, И. С. Формирование у младших школьников основ толерантного поведения / И. С. Байдалинова // Воспитание школьников. – 2014. – № 5. – С. 37-41. Проблемы, связанные с формированием толерантности и толерантного поведения у младших школьников. Рассматриваются разные трактовки и разные стороны понятия «толерантность».
Белоусов, Л. С. Воспитание толерантности у школьников как актуальная задача паралимпийского движения / Л. С. Белоусов // Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 48-60. Рассмотрены вопросы воспитания толерантности у школьников через паралимпийский спорт. Рост популярности паралимпийского спорта способствует внедрению инклюзивной физической культуры в школах, а также облегчает организацию адаптивного спорта вне школ.
Бирюкова, С. В. Классный час «Воспитание толерантности» / С. В. Бирюкова // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 41-46. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения друг к другу. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации и улицу проникают в семью и школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания. Приведена разработка классного часа «Воспитание толерантности».
Бокуть, Е. Л. Толерантность как условие профилактики агрессивного поведения подростков и молодежи в образовательной среде / Е. Л. Бокуть, Е. А. Пономарева, Д. И. Пономарева // Практическая дефектология. – 2016. – № 4. – С. 12-19. Представлены результаты исследования толерантности, личностной агрессивности и конфликтности подростков и студентов педагогических учебных заведений. Приведены доводы о необходимости разработки специальных программ формирования толерантности для профилактики агрессивного поведения у школьников и студентов.
Вачков, И. В поиске эмпатии : деловая игра / И. Вачков // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 7/8 (141). – С. 12-13. Деловая игра в рамках психологического тренинга, направленная на формирование педагогической толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Вачков, И. Встречи во Вселенной : развитие толерантности / И. Вачков // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 7/8 (141). – С. 32-35. Психологическая игра для старшеклассников в форме космического путешествия, в процессе которой у школьников и классного руководителя появится материал для анализа и обсуждения позиции каждого, что они вкладывают в понятия «свой» и «чужой», какой видят свою жизнь.
Гаврилова, Е. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика. – 2010. – N 1. – С. 45-49. О воспитательной работе в школе, направленной на формирование толерантности.
Гербер, А. Е. Школа: тест на толерантность / А. Е. Гербер // Директор школы. – 2012. – № 4. – С. 13-15. Интервью с президентом фонда «Холокост» Аллой Ефимовной Гербер о роли школы в воспитании толерантности у подростков.
Градусова, Г. Взаимный шанс : игры и упражнения / Галина Градусова // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 12 (145). – С. 22-24. Ролевые игры и упражнения на развитие толерантности школьников.
Дружинина, А. Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве / А. Е. Дружинина // Воспитание школьников. – 2011. – N 6. – С. 15-18. Определение толерантных отношений в образовательном процессе. Модель и технология формирования толерантных отношений в образовательной среде.
Ершова, Н. Ф. Как обучать толерантности? / Н. Ф. Ершова // Нарконет. – 2015. – № 5. – С. 37-38. О формировании толерантных взаимоотношений в образовательном учреждении.
Зарецкий, В. Больше чем толерантность : воспитательный потенциал инклюзии / В. Зарецкий // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2013. – № 12 (135). – С. 13-16. Рассмотрен воспитательный потенциал инклюзивного образования для всех его участников: учителей, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их родителей.
Калягин, В. А. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления / В. А. Калягин // Социальная политика и социальное партнерство. – 2016. – № 9. – С. 5-9. Анализ исследования социальной адаптации детей с нарушениями речи, толерантности современного российского общества, готовности их принять и помочь им.
Ким, Р. Б. Формирование этнической толерантности как один из аспектов нравственной основы личности учащегося в современной российской школе / Р. Б. Ким // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – N 6. – С. 173-176. Педагогические принципы воспитания толерантности у учащейся молодежи.
Ковальчук, М. Нам в этом мире нечего делить : игровая программа для подростков о толерантности / М. Ковальчук // Сценарии и репертуар. – 2016. – № 17. – С. 55-59. Сценарий игровой программы для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Крушельницкая, О. И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России / О. И. Крушельницкая // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 75-85. Обсуждается проблема формирования толерантности и проанализирован контекст работы по ее формированию у младших школьников. Выявлены психологические условия ее формирования и показатели.
Кулакова, Е. Содружество непохожих : воспитание толерантности / Е. Кулакова // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 9 (142). – С. 20. Методическая разработка классного часа по формированию толерантности у школьников.
Малинина, Л. И. Прощальные посиделки : сказка о толерантности / Л. И. Малинина // Образование в современной школе. – 2014. – № 8. – С. 33-40. Представлен сценарий мероприятия, посвященный теме толерантности.
Михеева, И. Н. Час общения «Толерантность – путь к миру» : (16 ноября – Международный День толерантности) / И. Н. Михеева // Классный руководитель. – 2016. – № 5. – С. 120-128. Представлен сценарий часа общения для школьников «Толерантность – путь к миру». Целью классного часа является знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Мы – разные! : занятие по толерантности / подгот. М. Тыртышная // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2016. – № 2 (157). – С. 18-22. Опыт работы Лицея Бауманского по развитию толерантности у школьников.
Неклюдова, Л. В. Формирование этнической толерантности учащихся в условиях международного школьного сотрудничества / Л. В. Неклюдова // Воспитание школьников. – 2016. – № 2. – С. 5-14. Опыт международного сотрудничества средней общеобразовательной школы с. Норья (Удмуртская Республика), финской школы д. Селкие и начальной школы пос. Уналаклиит (Аляска, США) в воспитании этнической толерантности учащихся.
Платонов, В. Н. Воспитание межэтнической толерантности / В. Н. Платонов, Н. А. Платонова // Физическая культура в школе. – 2010. – N 2. – С. 49-53. Народные подвижные игры как средство воспитания межэтнической толерантности в Алтайском крае. Предлагаются игры народов, проживающих в этом регионе.
Полищук, О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения / О. Н. Полищук // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 8-11. Учитель начальных классов о воспитательной работе с младшими школьниками, направленной на развитие межэтнической интеграции в классе.
Полякова, Т. По школьному бездорожью : особый ребенок в новом классе / Т. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 7/8 (141). – С. 53-57. Опыт работы классного руководителя по сплочению недружного класса и воспитанию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ратникова, Г. А. Терпеливость и уважение / Г. А. Ратникова // Нарконет. – 2015. – № 1. – С. 46-47. Статья о профилактике негативных проявлений среди учащихся школ.
Саватеева, М. Дюймовочка из сказки : отношения в классе / М. Саватеева // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2014. – № 11 (144). – С. 60-61. Опыт работы классного руководителя по воспитанию у школьников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Силина, О. Открывая другие миры... : игра для младших подростков / О. Силина // Школьный психолог – Первое сентября. – 2013. – № 11. – С. 43-45. Психологическое занятие, направленное на развитие толерантного отношения к индивидуальности другого человека, развитие собственного Я.
Тремаскина, Т. И. Толерантность сегодня – мир навсегда / Т. И. Тремаскина // Воспитание школьников. – 2011. – N 9. – С. 73-80. Методическая разработка мероприятия, посвященного воспитанию в школьниках альтруизма, открытости и уважения к другим людям.
Тютенко, Н. В. Праздник «Путешествие в мир двух культур» / Н. В. Тютенко, Н. С. Соколова, И. В. Басина // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 99-101. Предложен сценарий праздника для детей, целью которого является формирование культуры межнационального общения и толерантного сознания. Проведение праздника может быть приурочено к Международному дню дружбы (30 июля).
Хромченко, Е. День толерантности : классный час / Е. Хромченко // Начальная школа – Первое сентября. – 2013. – № 10. – С. 48-52. Предложен классный час для младших школьников «Все мы разные», посвященный Дню толерантности.
Чебыкина, О. А. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантной личности / О. А. Чебыкина // Воспитание школьников. – 2012. – № 1. – С. 44-48. Примеры бесед с родителями о формировании представления о жизненном сценарии подростка и понятия «толерантность».
Чебыкина, О. А. Воспитание толерантности : (занятия с подростками) / О. А. Чебыкина // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 57-65. Практические разработки занятий для участников образовательного процесса по развитию толерантности, которые направлены на умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.
Шалагинова, К. Установить контакт : формирование у школьников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ / К. Шалагинова // Здоровье детей – Первое сентября. – 2015. – № 10. – С. 46-49. Освещаются элементы тренинга, направленные на формирование установок понимания и принятия чужого мнения, развития умения понимать эмоции, действия, отношение других людей, овладение умениемсопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Ярошук, Н. Нетолерантные записки : как и почему стоит воспитывать в себе терпимость к «другим» / Н. Ярошук // Школьный психолог – Первое сентября. – 2012. – № 11. – С. 10-17. О проблеме межнациональных отношений.
Составитель: главный библиограф Информационно-библиографического отдела Крюковских Т.А.