Отдел абонемента рекомендует:
Книги серии «Культура повседневности»
Издательство «Новое литературное обозрение» с 2001 года издаёт серию книг «Культура повседневности». Цель данного проекта — расширить традиционные представления о рамках и границах культуры, показать, как элементы повседневной жизни (предметы быта, мода, еда, напитки, запахи, ритуалы досуга и развлечений) закладывают основу глубоких цивилизационных процессов и определяют траекторию развития общества в исторической перспективе. Выход каждой книги — это введение в широкий оборот уникальных материалов современных исследований, переосмысление традиций нашей ежедневной жизни в культурном контексте.
Богданов, И. Лекарство от скуки, или История мороженого [Текст] / И. Богданов. — М. : Новое литературное обозрение, 2007. — 191 с. — (Культура повседневности)
Книга петербургского историка и литератора Игоря Богданова посвящена истории мороженого. Историю этого, возможно, самого популярного лакомства автор прослеживает с III тысячелетия до нашей эры, когда в Древнем Китае начали готовить замороженные десерты. Хотя автор сообщает много фактов из «мировой истории мороженого» (например, рассказывая какое мороженое ел император Нерон, какие десерты подавали на свадьбе Екатерины Медичи и как эскимо завоевало Америку), главный сюжет книги — «приключения» мороженого в России. Читатель узнает о том, как совершенствовались технологии производства сладкого продукта, полюбившегося еще Екатерине I и почему потребовался разгром армии Наполеона, чтобы пленить и французские способы приготовления этого продукта, как мороженое изготавливали кустари-одиночки и как в 1930-х годах в СССР появились первые фабрики по изготовлению мороженого; о том, как осваивались новые рецепты и как относились к мороженому российские писатели и политики.
Болонь, Жан-Клод. История безбрачия и холостяков / Жан-Клод Болонь ; [пер. с фр. О. Смолицкой]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2010. — 476, [1] с.,[8] л. цв. ил. — (Культура повседневности)
Когда-то безбрачие было для многих «залом ожидания», в нем задерживались только старые девы и закоренелые холостяки, их жалели, над ними смеялись. Сейчас безбрачия никто не стыдится, ряды холостяков все время пополняются теми, кто развелся. Известный бельгийский историк Жан-Клод Болонь рассказывает об эволюции понятия безбрачия и отношения к нему, знакомит читателей с образами и типажами западных холостяков, существовавшими с древних времен до наших дней.
Вайнштейн, О. Б. Денди [Текст] : мода, литература, стиль жизни / О. Б. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Новое литературное обозрение, 2006. — 639 с. : ил. — (Культура повседневности)
Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн «Денди». Среди главных героев книги — знаменитый британский денди Джордж Браммелл, французские щеголи граф д’Орсе, Барбе д’Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескью. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и «оптических дуэлях», о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам.
87.8
В 14 |
2114254 аб
2117699 аб |
Вигарелло, Жорж. Искусство привлекательности [Текст] = Histoire de la beaute : история телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Жорж Вигарелло ; [пер. с фр. А. Лешневской]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2013. — 427, [1] с.: ил. — (Культура повседневности)
В книге Жоржа Вигарелло, профессора Университета Париж V, автора многих работ о репрезентации и культурной истории тела, прослеживается изменение концепции телесной красоты в Европе — от Ренессанса до наших дней. Какое тело считалось красивым, а какое безобразным? Какие средства по уходу за телом ценились в разные эпохи? Как повлияли на представление о красоте поп-культура и пропаганда здорового образа жизни? Насколько прочен идеал, в погоне за которым иногда ломаются судьбы? На материале изобразительного искусства, литературы, медицинских и эстетических трактатов, прессы, кинематографа и рекламы Жорж Вигарелло выстраивает увлекательный экскурс, позволяющий ответить на эти вопросы.
Костюхина, М. С. Детский оракул [Текст] : по страницам настольно-печатных игр / М. Костюхина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2013. — 643, [1] с., [16] л. цв. ил. — (Культура повседневности)
Настольные игры в России были излюбленным занятием для детей и взрослых: дождливой осенью и холодной зимой семья рассаживалась вокруг стола, доставалась коробка, раскладывалось поле, вынимались фигурки — и начиналась игра. Лото, карты, панорамы, «гуськи» — все эти виды игр должны были не только развлекать, но и, по замыслу их создателей, образовывать и воспитывать. С помощью настольных игр обучали иностранным языкам и правилам благопристойности, рассказывали об устройстве мира и текущем политическом моменте, проверяли знание истории и литературы. Какие игры были общеупотребительными в России XVIII-XX веков, как эти игры конкурировали с азартными, каким целям, помимо досуговых, следовали составители игр и как к этому относились дети — об этом рассказывает «Детский оракул», новая книга Марины Костюхиной — культуролога, историка, исследователя русского детства. В книгу включено множество уникальных иллюстраций, а также даны правила редких и забытых игр.
Лебина, Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии [Текст] : от военного коммунизма к большому стилю / Н. Лебина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2015. — 482, [1] с., [8] л. ил. : ил. — (Культура повседневности)
Новая книга известного историка и культуролога Наталии Лебиной посвящена формированию советской повседневности. Автор, используя дихотомию «норма/аномалия», демонстрирует на материалах 1920-1950-х годов трансформацию политики большевиков в сфере питания и жилья, моды и досуга, религиозности и сексуальности, а также смену отношения к традиционным девиациям — пьянству, самоубийствам, проституции. Основной предмет интереса исследователя — эпоха сталинского большого стиля, когда обыденная жизнь не только утрачивает черты «чрезвычайности» военного коммунизма и первых пятилеток, но и лишается достижений демократических преобразований 1920-х годов, превращаясь в повседневность тоталитарного типа с жесткой системой предписаний и запретов.
Мельшиор-бонне, Сабин. История зеркала [Текст] / С. Мельшиор-бонне ; [предисл. Ж. Делюмо ; пер. с фр. Ю. М. Розенберг]. — М. : Новое лит. обозрение, 2006. — 453 с. : ил. — (Культура повседневности)
Среди всех предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. В Античности с ним связано множество мифов и легенд. В Средневековье целые государства хранили тайну его изготовления. В зеркале видели как инструмент исправления нравов, так и атрибут порока. В разные времена, смотрясь в зеркало, человек находил в нем либо отражение образа Божия, либо ухмылку Дьявола. История зеркала — это не просто история предмета домашнего обихода, но еще и история взаимоотношений человека с его отражением, с его двойником. Соединяя истину и видимость, внешнее и внутреннее, сокровенно личное и коллективное, зеркало вбирает в себя человеческие страсти и представления о мире. Французская исследовательница Сабин Мельшиор-Бонне рассматривает многочисленные аспекты этого предмета-символа, описывает то поразительное воздействие, какое он оказывает на людей. Человек сталкивается со своим отражением и открывает себя как личность. Этот феномен, названный Ж.Лаканом «стадией зеркала», показан в книге на фоне тысячелетней истории.
63.3(3)
М 60 |
2125806 аб
2127431 аб |
Мильчина, В. А. Париж в 1814-1848 годах [Текст] : повседневная жизнь / В. Мильчина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2013. — 938, [1] с. : ил., портр. — (Культура повседневности)
Париж первой половины XIX века был и похож, и не похож на современную столицу Франции. С одной стороны, это был город роскошных магазинов и блестящих витрин, с оживленным движением городского транспорта и даже «пробками» на улицах. С другой стороны, здесь по мостовой лились потоки грязи, а во дворах содержали коров, свиней и домашнюю птицу. Книга историка русско-французских культурных связей Веры Мильчиной — это подробное и увлекательное описание самых разных сторон парижской жизни в позапрошлом столетии. Как складывался день и год жителей Парижа в 1814–1848 годах? Как парижане торговали и как ходили за покупками? как ели в кафе и в ресторанах? как принимали ванну и как играли в карты? как развлекались и, по выражению русского мемуариста, «зевали по улицам»? как читали газеты и на чем ездили по городу? что смотрели в театрах и музеях? где учились и где молились? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в книге, куда включены пространные фрагменты из записок русских путешественников и очерков французских бытописателей первой половины XIX века.
Сальникова, А. А. История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку [Текст] / А. Сальникова. — Москва : Новое Литературное обозрение, 2011. — 234, [2] с. : цв. ил. — (Культура повседневности)
Елочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью, которая прочитывалась в елочной игрушке как в открытой книге. В центре исследования доктора исторических наук Аллы Сальниковой находится советская елочная игрушка, хотя большое внимание уделено и ее предшественницам — игрушкам дореволюционным. Как наряжали советские елки? Как и из чего делали украшения? Как их использовала власть и как относились к ним дети и взрослые? И что произошло с елочными игрушками после распада СССР?
Сцены частной и общественной жизни животных [Текст] : этюды современных нравов / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. В. Мильчиной. — Москва : Новое литературное обозрение, 2015. — 649 с. : ил. — (Культура повседневности)
«Сцены частной и общественной жизни животных» (1842) — знаменитый сборник, для которого тексты написали известные французские писатели, а иллюстрации выполнил замечательный рисовальщик Гранвиль. Сквозной сюжет книги — история о том, как звери собрались на свою Генеральную ассамблею и решили освободиться от власти человека, а для этого — рассказать каждый свою историю. Читателя ждут монологи Зайца-конформиста и Медведя-байрониста, Крокодила-эпикурейца и Пуделя, сделавшегося театральным критиком, английской Кошки, осужденной за супружескую измену, и французской Кошки, обманутой Котом-изменником. Имена и некоторые приметы у персонажей звериные, а проблемы, разумеется, — человеческие, те самые, которые вставали перед французами первой половины XIX века в их повседневной жизни. Это производит комический эффект, который довершают блистательные рисунки Гранвиля. Перевод сборника выполнен известным российским исследователем французской культуры — Верой Мильчиной, автором книги «Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь».