Новости

19.10.2022

Интеллектуальные права несовершеннолетних и развитие творческих изобретательских способностей детей

Как известно, наиболее творческой порой является детство. Именно в это золотое время дети бывают активно вовлечены в различные творческие процессы.

Дети дали этому миру множество интересных изобретений: 15-летний Луи Брайль придумал шрифт Брайля, 13-летний Дмитрий Резников создал зубную щетку для космонавтов, 15-летний Жозеф Арман Бомбардье соорудил первый в мире прообраз снегохода. Интеллектуальные права несовершеннолетних ничем не отличаются от совершеннолетних авторов и так же требуют защиты. Кто распоряжается интеллектуальной собственностью детей в разные возрастные периоды и как защитить результаты творчества юным авторам?

Предлагаем рассмотреть актуальные правовые вопросы, связанные с особенностями реализации (осуществления) и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних.

Что касается интеллектуальных прав, то данные права регламентируются ст. 1226 ГК РФ. Признаются права на интеллектуальную собственность, то есть на различные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, перечисленные в п. 2 ст. 1225 ГК РФ.

1. Гаврилов, Э. П. Интеллектуальные права в современной России: теоретические проблемы // Патенты и лицензии. – 2013. – № 1. – С. 3–9.

Статья Э. П. Гаврилова, докт. юрид. наук, посвящена некоторым теоретическим проблемам, стоящим перед российским законодательством по интеллектуальным правам. Интеллектуальные права – это набор, комплекс различных гражданских прав, возникающих на ряд объектов гражданского права. В п. 1 ст. 1225 перечислены виды объектов интеллектуальных прав, охраняемых на основе части четвертой ГК РФ. Этот перечень является закрытым, исчерпывающим: объекты, в него не входящие, не охраняются интеллектуальными правами.


2. Городов, О. А. К дискуссии об интеллектуальных правах // Патенты и лицензии. – 2014. – № 4. – С. 18–24.

В статье О. А. Городова – докт. юрид. наук, проф., рассматриваются спорные вопросы, касающиеся закрепленной в российском законодательстве юридической модели интеллектуальных прав, в структуру которых включены так называемые «иные» и «другие» права, часть из которых не относится по смыслу действующего законодательства ни к имущественным, ни к личным неимущественным разновидностям субъективных авторских прав.


3. Гаврилов, Э. П. Интеллектуальные права несовершеннолетних // Хозяйство и право. –2011. – № 9. – С. 56–63.

Автор дает характеристику несовершеннолетних, согласно п.1 ст. 21 ГК РФ и отвечает на вопросы – какие интеллектуальные права могут принадлежать несовершеннолетним и как они их осуществляют? Несовершеннолетние вправе создавать интеллектуальную собственность независимо от того, являются ли создаваемые объекты РИД или нет. До четырнадцати лет все интеллектуальные права малолетних осуществляют их законные представители. При этом они должны спрашивать мнение ребенка (ст. 57 СК РФ, ст. 12 Конвенции о правах ребенка). Лица, достигшие четырнадцати лет, осуществляют свои интеллектуальные права в отношении результатов интеллектуальной деятельности самостоятельно.


4. Ермаков А. В., Сергеева Н. Ю. Интеллектуальные права несовершеннолетних: особенности реализации и судебной защиты // Журнал Суда по интеллектуальным правам. – 2020. – № 3. – С. 41–48.

Статья посвящена малоизученной в отечественной цивилистике проблематике – интеллектуальным правам несовершеннолетних. В рамках темы поднимаются вопросы, связанные с особенностями осуществления и защиты интеллектуальных прав, на созданные несовершеннолетними результаты интеллектуальной деятельности, рассматриваются отдельные проблемы, являющиеся дискуссионными в настоящее время. В частности, рассматриваются вопросы: 1. Каковы особенности осуществления интеллектуальных прав несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, их законными представителями, и есть ли необходимость в их ограничении? 2. Имеются ли особенности по осуществлению интеллектуальных прав несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, и следует ли предусмотреть в действующем законодательстве возможность их самостоятельной (личной) защиты?


5. Букшина, С. В. Несовершеннолетний автор в межотраслевом пространстве // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. – 2014. – Т. 10. – № 1. – С. 66–70.

Несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно осуществляют права автора произведения науки, литературы или искусства и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Способность иметь права автора является элементом гражданской правоспособности. Но для полноценного осуществления авторских прав требуется участие несовершеннолетнего в правоотношениях разной отраслевой принадлежности. Имущественные права автора реализуются посредством заключения договоров, требующих государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Вознаграждение автора является объектом налогообложения, так как относится к доходам физического лица. Нарушение авторских прав подлежит защите в судебном порядке. Современное законодательство Российской Федерации построено по принципу отраслевого регулирования, что вызывает трудности взаимосвязи дееспособности и механизма осуществления прав. Для эффективности правового регулирования общественных отношений системообразующим фактором должен являться несовершеннолетний субъект, а не общественные отношения.

6. Кочегарова Д. Ф., Бердников А. А. Дееспособность несовершеннолетних с ограниченными возможностями // Адвокат. 2015. № 3.

В статье рассматривается дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, страдающих заболеваниями, не позволяющими самостоятельно оформлять документы. Согласно действующему законодательству несовершеннолетние такого возраста осуществляют сделки лично с письменного согласия своих законных представителей, однако закон не определяет действия несовершеннолетних детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет, когда они, обладая сохранным интеллектом, физически не могут самостоятельно оформить документы. Авторы предлагают изменить законодательство в пользу детей-инвалидов, наделив орган опеки и попечительства полномочиями выдавать доверенности законным представителям для совершения сделок от имени и в пользу несовершеннолетних детей-инвалидов. Доводы к изменению законодательства построены на основных положениях Конвенции о правах инвалидов и действующем законодательстве Российской Федерации, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни детей-инвалидов, уважения их развивающихся способностей и права сохранять свою индивидуальность.



КНИГИ:

7. Основы интеллектуальной собственности: вопросы и ответы для учащихся / ВОИС; Национальное управление интеллектуальной собственностью Китая (CNIPA). – Пекин ; Женева, 2019. – 71 с., илл.

Пособие посвящено различным видам интеллектуальной собственности и разделено на пять глав, в которых изложены основы: интеллектуальной собственности, патентов, авторского права, товарных знаков и других форм ИС. Авторы постарались охватить самые разные виды интеллектуальной собственности. Книга содержит 128 вопросов и ответов, которые помогут молодым читателям получить начальное, но в тоже время всестороннее представление об истории, типах и общих правилах функционирования систем ИС.


8. Иванов, Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. – М.: ФОРУМ, 2016. – 304 с.

Автор книги – конструктор по профессии, имеющий более 100 изобретений, отвечает на актуальные вопросы сегодняшнего дня: зачем человеку творчество? Почему мы плохо изобретаем? Как надо изобретать? На многочисленных примерах, взятых из практики и доступных учащимся среднего и старшего школьного возраста, убедительно показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня.


9. Петров, В. М. Простейшие приемы изобретательства. – М.: СОЛОН-Пресс, 2019. – 134 с. (Сер. «Библиотека создания инноваций». ТРИЗ от А до Я).

Книга описывает наиболее общие способы решений изобретательских задач и получения новых идей. Материал легко и быстро усваивается, показывает, что изобретать можно по определенным правилам, методам.


10. Соколов, Д. Ю. Об изобретательстве понятным языком на доступных примерах. – М.: Техносфера, 2011. – 152 с., илл.

Каждому человеку в течение дня приходится решать различные изобретательские задачи. Эта книга поможет всем. Она рассказывает о великих изобретателях, о том, как они создавали свои большие и малые изобретения. Для состоявшихся изобретателей приведены примеры подготовки заявок на различные типы изобретений и эффективной патентной защиты широкого круга результатов интеллектуальной деятельности.


11. От идеи к изобретению. Для любознательных учителей и заботливых родителей: учеб.-метод. пособие / под ред. проф. Е. Л. Богдановой, проф. Т. Г. Максимовой. – СПб, 2019. – 172 с., илл.

Пособие предназначено для проведения занятий и самостоятельной работы учителей и педагогических работников со школьниками-изобретателями, а также для родителей, пытающихся объяснить детям правила изобретательства и охраны интеллектуальной деятельности.


12. Буду изобретать! Для школьников и их родителей: учеб пособие для школьников / под ред. проф. Е. Л. Богдановой, проф. Т. Г. Максимовой. – СПб., 2019. – 94 с., илл.

Пособие предназначено для самостоятельной работы школьников, подготовке к урокам, посвященным вопросам интеллектуальной собственности и изобретательской активности, а также для совместного с родителями изучения норм и правил изобретательской деятельности и охраны результатов интеллектуального труда учащихся.


13. Учимся изобретать: педагогам и родителям об основах интеллектуальной собственности: краткое пособие / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; Патентный сектор. – Киров, 2020. – 62 с., ил.

Руководство содержит основные сведения об ИС, необходимые для знакомства и изучения данного вида деятельности. А также оно будет полезно для тех учащихся, кто имеет желание патентования объектов интеллектуальной собственности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Руководство будет полезно, как родителям, научным руководителям, педагогам технического творчества, наставникам, занимающимся с детьми творчеством.


14. Юным изобретателям и их родителям: краткое руководство к действию: краткое пособие для школьников по вопросам интеллектуальной собственности и изобретательской деятельности / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; Патентный сектор. – Киров, 2020. – 41 с., ил.

Руководство содержит основные сведения об интеллектуальной собственности, необходимые для знакомства и изучения данного вида деятельности. Оно будет полезно, как юным, так и молодым изобретателям.



Подведём итоги, какими же интеллектуальными правами законодатель наделяет несовершеннолетних:

1. Независимо от возраста, автором результата интеллектуальной деятельности является гражданин, трудами которого было создано произведение (1228 ГК РФ). Творчество создается в любом возрасте, поэтому ребенок, написавший стихотворение, песню, композицию или создавший уникальное изобретение, всегда будет признан его автором.

2. Авторские права ребенка включают в себя два вида прав: личные неимущественные и исключительные (имущественные). По своему характеру личные неимущественные права всегда закреплены за автором и не могут отчуждаться другому лицу — к ним относится право на имя, право авторства, право на обнародование и право на неприкосновенность. А исключительное право отчуждаемо, позволяет совершать сделки имущественного характера и реализовывать творение любым способом, который не противоречит закону: продавать, отчуждать, передавать третьим лицам, воспроизводить.

3. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ, малолетний вправе публично исполнять произведение, перерабатывать и доводить его до всеобщего сведения, использовать его любыми другими способами, прямо не запрещенными законом.

4. В отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов автору принадлежит лишь личное неимущественное право признаваться таковым, а также право на подачу патента. Права на использование самого объекта будут принадлежать лицу, которому Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) выдаст соответствующее свидетельство о регистрации (ст. 1356-1358 ГК РФ).

4. Немного иначе регулируются авторские права несовершеннолетних. Не просто так паспорт выдается именно в 14 лет: начиная с этого возраста, подросток перестает быть малолетним и получает право совершать некоторые виды сделок без согласия родителей и законных представителей, а также нести самостоятельную имущественную ответственность.

5. Законом, регулирующим авторские права ребенка от 14 до 17 лет, является Гражданский Кодекс РФ. В соответствии со статьей 26, юным творцам открывается возможность осуществлять права автора произведений литературы, искусства, науки и других охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

6. С 14 лет подросток вправе сам выбирать способ указания своего имени: подписываться настоящим именем, под псевдонимом или оставаться анонимным. Также он может распоряжаться правами на обнародование и неприкосновенность произведения и совершать сделки имущественного характера, так как в этот возрастной период подросток вправе заключать любые договоры о принадлежности исключительного права.

7. Если автор создал изобретение, полезную модель или промышленный образец, в подростковом возрасте ему доступна самостоятельная подача заявки на регистрацию патента и впоследствии заключение сделок, например, относительно выдачи лицензии или отчуждения исключительного права на объект интеллектуальной деятельности. То же самое с селекционными достижениями, топологиями интегральных микросхем, средствами индивидуализации — последние принадлежат только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (ИП), а статус ИП можно получить с 18 лет.


Полезная информация в открытых источниках:

Авторские права несовершеннолетних
Авторские права несовершеннолетних и недееспособных
Интеллектуальные права несовершеннолетних
Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности несовершеннолетних детей и родителей: особенности правового регулирования

Возврат к списку