Что нужно знать заявителю


Патентный поиск
Процедура получения патента
Изобретение
Полезная модель
Промышленный образец
Средства индивидуализации
Преимущества охраняемых инноваций



Если Вы решили запатентовать Вашу разработку, необходимо провести предварительный патентный поиск по тематике Вашего изобретения (полезной модели, промышленного образца), чтобы убедиться в том, что никто не запатентовал идентичное техническое решение.

В процессе поиска необходимо найти также решения, аналогичные Вашему, и выявить отличительные признаки.

После этого можно приступать к составлению формулы изобретения/полезной модели и оформлению заявочных материалов (описание, реферат, заполнение бланков заявки).

Подготовленную заявку необходимо подать в Роспатент, оплатив предварительно установленные государственные пошлины.

Если Вы решили зарегистрировать ваш логотип, этикетку, наименование организации в качестве товарного знака, необходимо провести исследование Вашего обозначения на соответствие критериям товарного знака.

Как запатентовать идею?

К сожалению, идею как таковую запатентовать невозможно. Зато запатентовать можно изобретение, полезную модель или промышленный образец.


Патентный поиск


Если вы планируете зарегистрировать какой-либо объект интеллектуальной собственности, первым этапом предстоит провести патентные исследования на предмет чистоты (новизны) и патентоспособности данного объекта.

При проведении патентных исследований анализируется технический уровень объекта, его патентоспособность, патентная чистота.

Целью патентных исследований является анализ уровня техники по созданию и развитию аналогичных технических решений (изделий), определение на основе патентных данных уровня конкурентоспособности продукции.

Патентные исследования строго регламентированы и проводятся в соответствии с ГОСТ 15.011-96.

Патентный поиск является одним из самых важных этапов при получении патента на изобретение или полезную модель. Необходимость проведения полного и точного поиска обусловлена тем, что по результатам этого исследования будет приниматься решение о новизне и возможности получения патента. В общем случае патентные исследования дают возможность определить уровень конкурентоспособности этой продукции.

Прежде чем зарегистрировать товарный знак, также необходимо проверить уникальность вашего знака, провести исследование заявленного обозначения на сходство и тождество с уже зарегистрированными знаками или поданными на регистрацию заявками.

Патентное исследование поможет вам:

• исключить дублирование уже зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности;
• определить степень новизны объекта;
• избежать возможного отказа Роспатента в регистрации, а также претензий со стороны патентообладателя, если такой объект уже зарегистрирован;
выявить существующие аналогичные технические решения;
• определить уровень конкурентоспособности своей разработки.

По результату проведения патентного исследования специалист выдает вам письменное заключение. Это аналитический документ, в котором перечислены все источники патентных данных и методы исследования, а также сделаны выводы о степени новизны и возможности использования данного объекта интеллектуальной собственности без нарушения зарегистрированных прав других лиц.

Для получения данной услуги вам необходимо обратиться в патентный сектор библиотеки им. А.И. Герцена, расположенный по адресу: г.Киров, ул. Герцена, д. 20, новое здание, 2 этаж. 204 каб.


Этапы проведения предварительного патентного поиска.

Перед началом работы составляется задание и разрабатывается программа исследования. Затем проводится патентный поиск и анализируются его результаты. В задании определяются задачи исследования, наименование темы и ее шифр, сроки исполнения и формы отчетности.

Программа (регламент) поиска информации определяет область проведения поиска по фондам патентной, научно-технической и экономической информации. В программе исследования определяется предмет поиска и его классификация в соответствии с Международной патентной классификации (МПК), Международной классификацией промышленных образцов (МКПО).

В зависимости от цели патентного исследования выбираются страны, по которым будет производиться патентная работа. При выборе стран решающее значение имеют степень развития исследуемой отрасли, возможности реализации экспортной продукции, продажи лицензий, уровень конкуренции в выбранном сегменте.

При работе с источниками патентной информации определяется глубина (ретроспективность) поиска, которая зависит от конкретных задач исследования. При установлении технического уровня и тенденций развития вида техники глубина поиска обычно составляет 15 лет, при определении новизны – 50 лет. При выявлении патентной чистоты глубина поиска зависит от срока действия патента в стране поиска.

По результатам патентной работы составляется отчет, в котором содержатся выводы и результаты патентного исследования, а также основные сведения и ответы на вопросы, поставленные в задании. Отчет о патентном исследовании позволяет оценить вероятность получения патента и определит наиболее перспективные направления развития инновационной деятельности.

Безусловно, можно провести необходимую патентную работу самостоятельно, но в этом случае Вы не застрахованы от большого количества ошибок, которых можно избежать. Каждый заявитель должен обладать следующими знаниями:
1. следует знать, какие требования, согласно действующему законодательству, предъявляются к объекту исследования для соблюдения условий патентной чистоты и патентоспособности (т.е. должны быть учтены все критерии охраноспособности объекта промышленной собственности);
2. необходимо правильно классифицировать область применения объекта исследований, точно определить, по какому классу международной патентной классификации (МПК), международной классификации промышленных образцов (МКПО) следует проводить патентный поиск;
3. нужно обладать необходимым практическим опытом, специальными знаниями в области патентной деятельности.

Поэтому проведение патентных исследований лучше доверить специалистам патентного сектора библиотеки им. А.И. Герцена.


Проверка созданного обозначения на «чистоту», т.е. на возможность его регистрации (патентный поиск).

1. Для начала устанавливается принципиальная возможность регистрации обозначения в качестве товарного знака.

Дело в том, что существует множество ограничений в отношении того, что не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Например, не могут быть зарегистрированы обозначения описательного характера по отношению к товарам и услугам (такие как: «Молочные продукты» по отношению к молочным продуктам). Есть еще много других ограничений: не допускается регистрация обозначений, не обладающих различительной способностью, к которым относятся обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющиеся общепринятыми символами терминами и т.д.

На этом этапе определяется количество классов международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых регистрируется заявленного обозначение.

2. Следующий этап – проверка обозначения на предмет тождества и сходства до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. Это необходимый этап, так как выясняется, что ранее уже были зарегистрированы точно такие же или сходные обозначения, которые могут помешать регистрации Вашего товарного знака, т.к. основная функция товарного знака – различительная, т.е. товарный знак служит для того, чтобы отличать товары/услуги одного производителя от однородных товаров/услуг другого производителя.

Если окажется, что Ваше обозначение не соответствует критериям товарного знака, тогда наши специалисты подскажут, как можно доработать или видоизменить его, чтобы можно было получить положительный результат.

В результате положительного прохождения этапа предварительной проверки заявленного обозначения на соответствие критериям товарного знака можно приступать к регистрации товарного знака (оформление документов на подачу заявки на получение свидетельства о регистрации товарного знака , подготовка описания заявленного обозначения).


Процедура получения патента


Ниже прилагаем схему последовательности действий при получении патента:

1. Изложить сущность и дать название своему новшеству.

2. Провести информационный поиск с целью выявления аналогов и прототипа. Патентный сектор библиотеки им. А.И. Герцена оказывает услуги проведения поиска по всей патентной документации БД ФИПС – Федерального института промышленной собственности.

3. Опираясь на признаки прототипа, сформулировать отличия своего новшества – существенные признаки.

4. Составить описание, формулу и реферат в соответствии с требованиями Регламента (см. Формы документов). Патентный сектор библиотеки им. А.И. Герцена оказывает Услуги по полному циклу оформления материалов заявки.

5. Заплатить пошлину за подачу заявки в ФИПС: для каждого вида интеллектуальной собственности свой тариф (см. Пошлины).

6. Заполнить заявление и отослать все материалы заявки, включая оригиналы платежных документов, заказным письмом в ФИПС.


Изобретение


Изобретением является такая новая идея, которая позволяет на практике решить конкретную проблему в области техники.

Изобретение – это категория интеллектуальной собственности, которая подразумевает функциональные или технические свойства какого-нибудь вновь разработанного процесса или объекта.

Объектами изобретения могут быть устройство, способ,вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Условия, необходимые для патентоспособности изобретения: новизна (изобретение никогда ранее не создавалось и не использовалось), изобретательский уровень (неочевидность изобретения для специалистов в данной области) и промышленная применимость (полезность).

Новым считается изобретение, если оно не известно из уровня техники.

Изобретательский уровень предполагает, что для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. При этом при оценке Уровня техники, учитываются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, в том числе запатентованные, но активно не используемые. Другими словами, даже если вы никогда не слышали об аналогичных решениях, это не значит, что их не существует.

А) Порядок регистрации

К изобретению предъявляются требования единства: заявка должна относиться к одному изобретению или группе изобретений, если они образуют единый изобретательский замысел.

Документы, прилагаемые к заявке, направляются в Российское агентство по патентам и товарным знакам, где осуществляются:формальная экспертиза. Если заявка содержит все необходимые документы, соблюдены требования к ним, и заявленное предложение относится к патентоспособным объектам, заявитель уведомляется о положительном результате формальной экспертизы. Следующий этап – экспертиза заявки по существу, где проводятся: установление приоритета изобретения, проверка соответствия условиям патентоспособности заявленного изобретения, а также проверку дополнительных материалов, принятых во внимание при рассмотрении заявки.


Б) Документы, необходимые для регистрации изобретения

• заявление установленного образца;
• описание изобретения;
• формула изобретения;
• комплект чертежей и иные материалы (если они необходимы);
• реферат изобретения.


В) Пошлины

Регистрация заявки на выдачу патента РФ на изобретение (далее-заявка на изобретение) и принятие решения по результатам формальной экспертизы – 3300 + 700 за каждый пункт формулы изобретения свыше 10.

Проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по ее результатам – 2450 руб. + 1950 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1 (но не более 10) + 3400 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 10.

Пошлина за выдачу патента – 3250 руб., за ежегодное поддержание патента в силе - за третий 1700 руб. с увеличением к 20-му году действия до 16200 руб.


Г) Документы на выдачу

Патент на изобретение.


Полезная модель


Полезная модель – это категория интеллектуальной собственности, которая в соответствии со ст. 1351 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает техническое решение, относящееся к устройству.

Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.

Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели в соответствии с пунктом 5 ст. 1351 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; топологиям интегральных микросхем.

Преимущества полезной модели в том, что для полезных моделей установлены менее строгие условия патентоспособности, сокращенные сроки и упрощенные процедуры рассмотрения заявки. Однако, срок действия патента на полезную модель в 2 раза короче, чем патент на изобретение. Срок действия патента на изобретение – 20 лет (с правом продления на 5 лет для изобретений, относящихся к лекарственному средству, пестициду, агрохимикату), на полезную модель – 10 лет (без права продления, согласно изменениям ГК РФ от 12.03.2014 г.).

А) Порядок регистрации

К полезной модели предъявляются требования единства: в формуле полезной модели, имеющей один независимый пункт, охарактеризована одна полезная модель; в формуле полезной модели, имеющей несколько независимых пунктов, охарактеризована группа полезных моделей.

Документы, прилагаемые к заявке, направляются в Российское агентство по патентам и товарным знакам, где осуществляются: формальная экспертиза. Если при проведении формальной экспертизы заявки на полезную модель выявлено, что она оформлена с нарушением установленных требований, заявителю направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков и соответствующих норм правил, а также предложением предоставить отсутствующие и исправленные документы в течение 2 месяцев с даты его получения. Экспертиза заявки полезной модели ограничена стадией формального рассмотрения, которое, как правило, завершается вынесением решения о выдаче охранного документа.


Б) Документы, необходимые для регистрации полезной модели

• заявление установленного образца;
• описание полезной модели;
• формула полезной модели;
• комплект чертежей и иные материалы;
• реферат изобретения.


В) Пошлины

Регистрация заявки на выдачу патента РФ на полезную модель (далее-заявка на полезную модель) и принятие решения по результатам экспертизы заявки - 1400 + 700 за каждый пункт формулы полезной модели свыше 10.

Пошлина за выдачу патента – 3250 руб., за ежегодное поддержание патента в силе – от 1700 руб. с увеличением к 10-му году действия до 4900 руб.


Г) Документы на выдачу

Патент на полезную модель.


Промышленный образец


Промышленный образец – это объект интеллектуальной собственности, который характеризует внешние, декоративные свойства объекта, например, дизайн или внешний вид какого-либо изделия.

Промышленный образец представляет собой орнаментальный аспект полезного изделия. Орнаментальный аспект может состоять из трехмерных элементов (форма изделия) или двумерных элементов (очертание, рисунок, расцветка), но он не должен диктоваться исключительно или главным образом техническими или функциональными соображениями. Для того, чтобы промышленный образец подпадал под охрану в области промышленной собственности в стране, он должен быть оригинальным или новым и должен быть зарегистрирован в государственном ведомстве (обычно в том же ведомстве, которое выдает патенты). Охрана промышленного образца означает, что без согласия владельца охраняемого промышленного образца третьи стороны не могут изготавливать, продавать или импортировать изделия, содержащие или включающие образец, который является копией или по существу является копией охраняемого промышленного образца, если такие действия осуществляются в коммерческих целях.

Срок действия патента на промышленный образец – 5 лет с даты подачи заявки. Срок может быть продлен неоднократно на 5 лет по ходатайству патентообладателя, но не более чем на 25 лет.

Промышленный образец может быть трехмерным (когда речь идет о форме изделия), либо двухмерным (когда речь ведут о поверхности изделия). Примеры: скальпель хирурга, фонарь автомобиля, троллейбус, гибкий рукав высокого давления, декоративное покрывало.

Условия, необходимые для охраны промышленного образца: для регистрации промышленный образец должен обладать новизной, оригинальностью и быть воспроизводимым промышленным способом.

А) Порядок регистрации

К промышленному образцу предъявляются требования единства: заявка должна относиться к одному промышленному образцу и может включать варианты этого промышленного образца.

Документы, прилагаемые к заявке, направляются в Российское агентство по патентам и товарным знакам, где осуществляется формальная экспертиза.

Если заявка содержит все необходимые документы, соблюдены требования к ним, и заявленное предложение относится к патентоспособным объектам, заявитель уведомляется о положительном результате формальной экспертизы.

Следующий этап – экспертиза заявки по существу, где проводятся: установление приоритета промышленного образца, проверка соответствия условиям патентоспособности заявленного промышленного образца, а также проверку дополнительных материалов, принятых во внимание при рассмотрении заявки.


Б) Документы, необходимые для регистрации промышленного образца

• заявление установленного образца;
• описание промышленного образца;
• перечень существенных признаков;
•комплект изображений изделия, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия.


В) Пошлины

Регистрация заявки на выдачу патента РФ на промышленный образец (далее-заявка на промышленный образец) и принятие решения по результатам формальной экспертизы – 1700 + 700 за каждый промышленный образец свыше 1.

Пошлина за выдачу патента – 3250 руб., за ежегодное поддержание патента в силе – 850 руб. с увеличением к 15-му году действия до 6100 руб.


Г) Документы на выдачу

Патент на промышленный образец.


Средства индивидуализации


Товарный знак – это категория интеллектуальной собственности, которая подразумевает любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги (далее - товары) одного предприятия от товаров других предприятий. Слова, буквы, цифры, изобразительные элементы и комбинации цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Товарный знак необходим для того, чтобы Ваши товары выделялись из общей массы однотипных товаров, т.е. товарный знак – это идентификатор, символ товара. Кроме того, товарный знак – это знак-рекламист, представляющий собой основу фирменного стиля, свидетельствующий о высоком качестве товаров и играющий роль в их продвижении на рынке.

Для чего необходима регистрация товарного знака (торговой марки)?

Незарегистрированный товарный знак, в который вложены средства для того, чтобы он стал хорошо известным, становится уязвимым для фирм-конкурентов. На рынке товаров ни одна из фирм не застрахована от недобросовестной конкуренции (выбор логотипа, который незначительно отличается от логотипа конкурента, ввод потребителя в заблуждение, сравнительная реклама, дискредитация и другие действия). Охрана товарного знака позволит защитить вложения капиталов в «раскрутку» товарного знака, что и объясняет, почему регистрация товарного знака выгодна. Зарегистрированный товарный знак играет в данном случае роль защитника.

Виды товарных знаков.

Словесные. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.

Изобразительные. К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.

Объемные. К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром.

Комбинированные. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений.

Другие. К другим обозначениям относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов.

Обозначение может быть заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в любом цвете или цветовом сочетании.

Требования к товарному знаку.

К товарному знаку предъявляются 2 основных требования: знак должен обладать различительной способностью, и знак не должен вводить в заблуждение.

Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (согласно ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Согласно п. 3 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Согласно п. 4 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в кол-лекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Согласно п. 6 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.

Согласно п. 6 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
2) имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.

А) Порядок регистрации

Документы, прилагаемые к заявке, направляются в Патентное ведомство, где осуществляются: предварительная экспертиза, экспертиза заявленного обозначения, установление приоритета товарного знака, проверка дополнительных материалов. На основании предоставленных материалов Патентным ведомством принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации.

Срок, в течение которого регистрирующий орган должен провести экспертизу заявки по существу, не ограничен и, при общем порядке регистрации составляет от 12 месяцев.

Важно отслеживать все запросы и уведомления экспертизы заявки и готовить своевременные ответы. Отсутствие ответов на запрос или уведомление ведомства часто становятся причиной признания заявок отозванными. Обычно срок, в течение которого необходимо подготовить ответ, устанавливается равным 2 месяцам, а для ответа на уведомления экспертизы – 6 месяцам. Отраженная в ответе позиция должна быть обязательно подкреплена.

После принятия решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.


Б) Документы, необходимые для регистрации товарного знака

• заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;
• заявляемое обозначение;
• перечень товаров/услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков;
• описание заявленного обозначения.


В) Пошлины

Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее-заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы – 3500 руб + 1000 за каждый дополнительный класс МКТУ свыше 5.

Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака и принятие решения по ее результатам – 11500 руб. за 1 класс + 2500 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ (Международная классификация товаров и услуг).

Пошлина за регистрацию товарного знака 16000 рублей и за выдачу Свидетельства на товарный знак – 2000 руб.


Г) Документы на выдачу

Свидетельство на товарный знак. Свидетельство выдается в РФ сроком на 10 лет, продлевать которое можно неограниченное число раз.


Преимущества охраняемых инноваций


«Преимущества охраняемых инноваций проявляются не только в том, что благодаря монопольному положению на рынках кривые денежных потоков от реализации товаров и услуг значительно выше, чем соответствующие кривые для неохраняемых инноваций. Эффективность ОИС повышается и в связи с тем, что наряду с продажей товаров и услуг для охраняемых инноваций существует возможность продать лицензии на использование ОИС, благодаря чему дополнительно увеличиваются денежные потоки. Происходит суммирование денежных потоков от реализации товаров и услуг и лицензионных поступлений за весь период инновационной деятельности.

Из сопоставительного анализа жизненных циклов неохраняемых инноваций и инноваций ОИС можно говорить о конкурентных преимуществах последних. Они проявляются в следующем:

• монопольное положение правообладателей и лицензиатов на товарных рынках продуктов и услуг на территории действия охранных документов, что позволяет владельцам и пользователям интеллектуальной собственности обеспечивать максимальные объемы продаж, высокие цены и наивысшую прибыль из-за отсутствия на рынке конкурентов;
• избегать ограничений, связанных с применением антимонопольного законодательства на территории стран действия охранных документов. Антимонопольное законодательство, а также законы о недобросовестной конкуренции не распространяются на монопольные преимуществ в отношении использования результатов интеллектуальной деятельности (далее РИД) и средств индивидуализации, охраняемых законодательством о патентном и авторском праве;
• более высокая конкурентоспособность реализуемых на рынке товаров и услуг на основе ОИС с учетом изобретательского уровня, новизны, оригинальности и качества продукции и услуг, формирующих потребительский спрос на рынке;
• применение охраняемых инноваций (ИС) обеспечивает быстрый рост деловой репутации (гудвилл) корпораций, их имиджа, популярности товарных знаков и фирменных наименований компаний, их превращение в «бренды» и быстрый рост рыночной стоимости компаний за счет нематериальных активов;
• на основе использования охраняемых инноваций получили развитие в ведущих странах мира и являются перспективными для России такие формы предпринимательской деятельности, как франчайзинг (коммерческая концессия), производственная кооперация на лицензионной основе, создание совместных предприятий с использованием собственных или приобретенных ОИС и др.

Если на ранней стадии формирования системы правовой охраны РИД ее целью ставится защита этих объектов от конкурентов, то современная система правовой охраны этих результатов позволяет создать синергетический эффект от комплексного использования вышеуказанных конкурентных преимуществ.

Лишь практическая деятельность по реализации потенциала ОИС в качестве инноваций для производства конкурентоспособной продукции и перевооружения производства подводит итог всем направлениям управления интеллектуальной собственностью, включая процессы ее создания, экспертизы, правовой охраны, стоимостной оценки и учета, вовлечения в хозяйственный оборот и др.

Очевидно, что без получения итогового результата все эти виды деятельности, связанные с большими затратами средств, не принесут положительного эффекта и не могут быть признаны экономически оправданными. Системный подход к управлению ИС должен предусматривать систему мероприятий, связанных с разработкой, правовой охраной и учетом РИД, … и приоритетным условием функционирования этой системы должны стать получение конечного и/или социального эффекта от их реализации.»

В.И.Мухопад «Коммерциализация интеллектуальной собственности». Издательство «Магистр», Москва, 2010 г.