Главная > Выпуск №33 > Италия. 30-я сессия ИФЛА

Италия. 30-я сессия ИФЛА

К. М. Войханская

В 1960-е годы Клавдия Михайловна Войханская, будучи директором Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена, состояла членом Международной федерации библиотечной ассоциаций и учреждений (ИФЛА/ФИАБ) и в составе делегации библиотечных специалистов Советского Союза была привлечена к работе в сессиях ИФЛА. На ежегодных сессиях (конгрессах) рассматривались предложения по улучшению качества работы библиотек, проводились различные дискуссии по всем направлениям библиотечного дела, развивалось международное сотрудничество. Делегаты посещали лучшие библиотеки страны, где проходили сессии ИФЛА, знакомились с постановкой работы. Кроме того, у них была насыщенная культурная программа. В выпусках альманаха «Герценка: Вятские записки» мы будем знакомить читателя с интересными записками-воспоминаниями Клавдии Михайловны об этих днях.


1   2

Рим. 12 сентября 1964 года в 5 часов вечера наш самолет ТУ-114 приземлился в римском аэропорту Чампино. Современный, шикарный аэропорт в жёлто-голубых тонах. Температура 25о. С волнением ступаем на землю города, с которым связаны сотни великих имён — от Горация и Вергилия, Сешерона и Цезаря, Брута, Спартака, до Микеланжело и Рафаэля, Джордано Бруно и Гарибальди. Сразу же в аэропорту нас поражает большое и многообразное обилие священнослужителей всяких возрастов и орденов, от названия которых зависит цвет одежды, расположение пояса и т. п. у мужчин и белого обрамления у женщин. Оказывается, в Ватикане проходит Вселенский собор и священнослужители стран мира постепенно собираются на этот собор. Нет в мире города, в котором так тесно переплетались бы и история, и современность. Рядом с оживлённейшими магистралями, по которым мчатся сотни автомобилей, застыли руины древности. Современным римлянам служат античные мосты, крупнейшие фонтаны города, в том числе и знаменитый фонтан Треви; пользуются они водой водопровода Аква Вирго, построенного в I веке до н. э. при императоре Августе. Есть два Рима. Один — это живой современный город, другой — представляет собой гигантское поле развалин античного Рима, среди которых попадаются древнехристианские церкви и редкие церкви средневековья, они воспринимаются как памятники великих трудов человечества, они вызывают чувства о вечности человеческих стремлений, творческих исканий и вечности прекрасного.

Шоссе, соединяющее аэропорт с городом, пролегает вблизи старой Аппиевой дороги — древнейшей античной (она была сооружена в IV–V в. до н. э.), но которая используется до сего времени как транспортная артерия не только Рима, но и всего мира. По ней подступала к Риму в I веке до н. э. армия Спартака. Здесь каждый камень проникнут духом истории.

Нашу группу обслуживает частная фирма «Колосио», представитель которой любезно приветствовал нас в аэропорту, раздал планы городов на итальянском языке и познакомил с водителем автобуса — Цезаре, который будет возить нас по всей Италии. Группу разместили в гостинице «Метрополи» недалеко от ультрасовременного железнодорожного вокзала Термини и церкви Санта Мария дельи Анджели. Строительство базилики началось во второй половине XVI века по проекту выдающегося творца всех времён — Микеланджело Буонаротти — на месте руин античных терм Диоклетиана (начало IV в).

Группа расположилась в двухкомнатных номерах со всеми удобствами. Настроение у всех приподнято-напряжённое: через день, 14 сентября, начнёт работать сессия ФИАБ, на которой надо поставить и решить ряд важных вопросов библиотечного дела, имеющих международное значение. Сессия будет проходить во дворце Барберини.

Вечером всей группой отправляемся осматривать вечерний подсвеченный Колизей. Построенный при императорах Веспасиане и Тите в 75–80 годах н. э. Колизей представляет собой гигантский эллипс размером 156 метров в ширину и 188 метров в длину. В центре помещалась, ныне разрушенная, арена. Во время гладиаторских боев в ней размещалось 50 тыс. римлян. Наружная стена достигает 50 м в высоту (12—14-этажный дом), сложена из коричневато-жёлтого травертина, красиво рисуется при подсветах и особенно днём. Колизей сильно пострадал при разграблениях Рима варварами в IV–V в. и при землетрясениях. В XV–XVI вв., когда в Риме развернулось обширное строительство, Колизей был превращён в каменоломню. Из его травертина построены: Палаццо, Венеция, Дворец Сенаторов, Собор св. Петра и др. В 10-х годах XVI в. Рафаэль (ставший главным архитектором Рима) ходатайствовал перед папой Львом X о необходимости сохранить Колизей. В XVII в. разрушение было приостановлено, а в XIX в. начались реставрационные работы. Колизей потрясает своими масштабами и архитектурно-художественным решением. Слева от него развалины римского форума, который мы осматриваем в течение всего пребывания в Риме.

13 сентября, воскресение. Свободный день. С раннего утра осматриваем Рим, а в 10 ч 30 мин. по предложению О. С. Чубарьяна отправляемся на площадь Святого Петра, чтобы в 12 часов прослушать воскресную речь перед парадом папы Павла VI. Несколько слов о государстве Ватикан. Государство Ватикан примыкает справа к собору Святого Петра — это 22 гектара римской земли, обнесённое со всех сторон высокими стенами. Население этого государства не превышает 1 тыс. человек, здесь чеканится своя монета, есть министерство иностранных дел и своя армия — наёмная швейцарская гвардия, до сих пор одетая по моде XVI в. Но то, что видишь у подножия собора Святого Петра, это лишь видимая часть государства папы. Гораздо важнее иная её часть — это огромные капиталы «Банка святого духа», вложенные в земли и предприятия всего мира, и деньги в крупнейших банках Европы и Америки, огромная армия католических священников и монахов, наводняющих Рим, всю Италию (особенно в данный момент, когда проходит Вселенский собор) и многие другие страны.

На правом берегу Тибра начинается виа делла Кончилиационе, подводящая к площади и собору Святого Петра. Фасад собора замыкает перспективу улицы, надо сделать не одну сотню шагов, чтобы очутиться на площади. Строительство собора было начато в 1506 г. Браманте, в 1514 г. его сменил Рафаэль, а с 1547 по 1564 г. строительство возглавлял Микеланджело. В настоящее время длина собора 211,5 м, максимальная высота 141,5 м. 284 колонны в четыре ряда опоясывают площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине, расходясь в стороны, открывают фасад собора. Весь этот ансамбль рассчитан на торжественные процессии. Такой торжественной процессией является ежевоскресная торжественная речь папы перед народом. То, что мы видели в воскресенье 13 сентября, удивило и заинтересовало. К площади наша группа подошла около 11 ч 15 мин. К этому времени вся площадь была запружена народом всех возрастов и национальностей, большое количество автомашин и извозчиков убеждает, что многие из присутствующих на площади не только пришли, но и приехали. Наша группа разместилась в тени с левой стороны колонн, эта позиция была очень удобна, так как, по достоверным сведениям, папа должен появиться с правой стороны в одном из окон сикстинской капеллы. Кроме светских лиц на площади были монахи и монашки, количество которых всё прибавлялось. К 12 часам народу набралось так много, что места становилось всё меньше и меньше.

За две минуты до 12 часов в третьем окне Сикстинской капеллы опустилось красное полотно с гербом Ватикана, в 12 часов папа Павел VI начал свою воскресную речь, обращённую к народу, о дружбе между людьми. Речь переводила Т. И. Савина. После окончания речи папа начал читать молитву, которую повторяли все присутствующие на площади католики, стоя на коленях. Гул от молитвы был довольно сильным и ритмичным, читали её не только люди, присутствующие на площади, но её подхватили монахи, монашки, вышедшие из собора. Вся речь и молитва продолжалась 15 минут. После этого народ стал расходиться и разъезжаться по домам. Вот здесь перед нашими глазами прошли интересные и необычные картины. Молодая сверхмодная пара, очевидно муж и жена, садятся в коляску конца XIX века, а четыре монашки, из которых трём не меньше, чем по 50 лет, подходят к сверхмодной американской автомашине, и за руль садится самая пожилая из них. Уходившая толпа людей дала нам возможность ближе подойти к собору, и мы увидели ещё необычную для современного глаза картину — это швейцарская средневековая стража, которая охраняет Ватикан, их желтовато-красноватая и синяя форма, шляпы с перьями и средневековые копья в руках дают право на въезд и выезд в Ватикан и из Ватикана современным машинам, эти картины кажутся игрушечными. Но это ещё не всё, дальше последовала не менее любопытная картина. Из дверей собора стройными парами выходили девочки в белом одеянии «невесты» и, как правило, женщины средних лет. Это матери и дочери. Дочери в этот день совершали акт конфирмации. После этого акта они вступают в права девушки. За ними следуют отцы и братья. Зрелище потрясающее и неповторимое.

Вечерний Рим поражает огромным потоком маленьких автомашин, которые выпускает итало-американская фирма «Фиат». Стоимость их не превышает 45 тыс. итальянских лир, они невелики по объёму, не больше наших «Запорожцев», они так малы и их так много, что название блошки, как их в шутку окрестила наша группа, к ним очень подходит. Трудно определить с какой скоростью мчатся эти «блошки», но несутся они, превышая всякую нормальную скорость, но тогда, когда светофор указывает на перекрёстках — идите, они останавливаются с молниеносной быстротой. Не страшно, что ты попадёшь под машину также на «зебрах». «Зебра» — это переходы, где нет светофора, а есть ярко-белые полосы на асфальте, в местах перехода. Но, берегись пешеход, если ты идёшь по мостовой. По сигналу «АЛТ» машины мчатся отовсюду и с необычайной быстротой.

Прекрасен Рим в ночном освещении с подсвеченными фонтанами. Фонтаны в облике города играют необычайно значительную роль, их встречаешь на площадях, и никогда один не повторяет облика другого. Лучшие фонтаны на площади Святого Петра, фонтан Тритон, украшающий пьяцца Барберини, и огромный фонтан Треви, созданный Николо Сальви по рисункам Дж. Бернини. Перед каскадами Треви всегда очень оживлённо. Существует поверье, что тот, кто хочет когда-нибудь вернуться в Рим, должен бросить в его воду монету. Направившись всей группой к фонтану Треви, мы оживлённо разговаривали и бросали монетки. У фонтана Треви к нашей группе подошла с изумлением группа молодых людей, не веря, что в Риме могут быть русские. Их возгласам и изумлению не было конца, одни из них говорили, что русских за границу не пускают, другие утверждали, что у рядовых советских людей нет столько средств, чтобы приехать в Италию. Наши утверждения, что перед ними рядовые библиотекари не убедили изумлённых молодых людей, но то, что они увидели русских у фонтана Треви их радовало и импонировало их национальным чувствам. Идём в отель «Метрополь», чтобы собраться и подготовиться к началу 30-й сессии ФИАБ, которая начнется завтра во дворце Барберини.

На 30-й сессии присутствовало около 300 человек делегатов и наблюдателей из Европы и Америки. 2 представителя из Австралии и Японии. От СССР было представлено 3 делегата: Виктор Иванович Шунков — вице-президент ФИАБ, Н. П. Кондаков — Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина и Н. Ф. Гаврилов — Министерство культуры СССР и 27 библиотекарей из различных городов СССР: Ленинграда, Москвы, Харькова, Кирова и Саратова. Вторая многолюдная делегация была от США. На 30-й сессии ФИАБ были представлены и 3 библиотекаря Ватикана. На сессии принят новый устав. Избран руководящий состав.
Из советской делегации выступили: М. К. Архипова, В. А. Артисевич, Н. П. Кондаков, О. А. Дьяконова, Мельник, К. В. Лютова, А. А. Хренкова, Матьина и В. И. Шунков. Всего 9 человек из 30 делегатов.

За время прохождения сессии в Италии её называли «конгресс». Участники конгресса были на официальных приёмах и концерте классической итальянской музыки. 1-й приём прошёл во дворце Костел Сент Анджело, теперь музей красоты и старины. 2-й приём — в библиотеке инкунабул, где была выставка древнейших инкунабул и книг, и концерт классической итальянской музыки, 3-й приём был в загородном дворце сестры Наполеона и 4-й приём 18 сентября был в Ватиканской библиотеке после осмотра библиотеки и Сикстинской капеллы. Все приёмы проходили в обстановке установления деловых связей и решения сложных вопросов библиотековедения, библиографии, оформления книг, книгообмена и т. п. Кроме того, нашу группу принимало общество итало-советской дружбы.

18 сентября продолжаем осмотр Рима. Возвращаемся к внутреннему содержанию собора Святого Петра — потрясает своим необычным размахом и обилием пышной декоративности XVII в. И на фоне этой пышности впечатление оставляет своей красотой простотой и сосредоточенностью Пьета Микеланджело (1500–1501), как бы в тихой скорби застыла среди этой шумной роскоши.

В соборе Святого Петра, Ватиканских музеях и Сикстинской капеллы находятся всемирно прославленные росписи Рафаэля и Микеланджело. В дворцовом комплексе Ватикана поверхности сводов покрыты фресками, это прославленные станци Рафаэля и его учеников (1509–1517). Вся эта роспись была задумана и выполнена как своеобразная энциклопедия гуманистического духа Возрождения, апофеоз человеческой культуры. Это фреска «Парнас» дышит лирическим одухотворением, «Диспут» — её композиция подчинена задаче вписать фигуры, «Афинская школа» подчинена музыкальной теме и архитектуре как бы сотканной из воздуха и света. Станца д´Элиодоро 1512–1514 г. навеяна политической философией Ренессанса, идеями национального освобождения, борьбы за объединение Италии.

Лоджии Рафаэля (написаны в 1516–1518 г.) долгое время находились открытыми и поэтому сильно пострадали от дождя, солнца и воздуха, в настоящее время отреставрированы. Сикстинская капелла построена в 70-е годы XV века. Здесь работали Микеланджело, Боттичелли, Синьорелли, Перуджино и др. Здесь собирается конклав, избирающий пап, и изредка совершаются богослужения. В 1508 году Юлий II поручил Микеланджело расписать плафон капеллы, центр плафона заполнен картинами из сюжетов Библии. Плафон очень хорошо освещён и производит необычайно сильное впечатление, которое слагается в основном из двух ощущений. Во-первых, это ощущение титанических размеров, деяний и страстей, изображённых фигур «Сотворение Адама», «Грехопадение» и др. Второе ощущение связано с тем, что все эти фигуры написаны в очень светлой и лёгкой цветовой гамме. Несмотря на то, что масштаб велик, но плафон в целом производит впечатление полного торжества человеческих сил.

Спустя четверть века Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу (после падения Флоренции) и пишет на алтарной стене фреску «Страшный суд», которая оставляет трагическое впечатление по содержанию, но исключительное впечатление по цветовым решениям. Ватиканская пинакотека — относительно невелика в сравнении с флорентийскими музеями и галереей Брера. Но здесь хранятся картины галерей Брера, картины Рафаэля «Коронование богородицы», «Мадонна ди Фолиньо» и огромное «Преображение», которую Рафаэль не успел закончить (дописал Джулио Романо). Одним из больших шедевров галереи является картина Микеланджело да Караваджо (1573–1610) «Положение во гроб». Караваджо — один из тех художников, творчество которого в основном сосредоточено в Риме в галереях Капитолия, Лориа-Памфили, Боргезе, Национальной, в палаццо Барберини, в церквах Сан-Луиджи-деи-Франчези и Санта-Мария-дель-Пополо и, наконец, в Ватикане.

Картины молодого Караваджо «Юноша с корзиной фруктов», «Сатир с гроздью винограда» хранятся в галерее Боргезе. В творчестве Караваджо характерно стремление приукрасить натуру, отсюда соединение натуралистической иллюзорности и жеманства. Со временем натура всё более отчётливо становится для Караваджо объектом самоценного созерцания — в таких картинах, как «Вакх» (Уффици), «Гадалка» (Капитолийская пинакотека). Нарастание драматической силы у Караваджо сказалось в ватиканской картине «Положение во гроб». Окончательно творчество Караваджо сформировалось в Сицилии.

В Ватиканской пинакотеке показаны редчайшие издания книг и рукописей, хранящихся в Ватикане, интересны сравнительные показы. Самая большая и самая маленькая рукопись, самая большая и маленькая книга XVIII столетия и т. п. После осмотра ватиканских залов, лоджий и Сикстинской капеллы был устроен приём библиотекарям 30-й сессии ФИАБ.

Рим обладает едва ли не лучшими в мире коллекциями античной скульптуры, мозаик и прикладного искусства, они хранятся в 3-х основных музеях: в Национальном римском (музее терм), в Ватикане, и в Капитолийском. В частности, в Ватиканском музее находятся такие всемирно известные произведения античной скульптуры, как римские копии «Апоксиомена» — работа Лисиппа, «Аполлона Сауроктона» — Праксителя, «Мелеагра» — Скопаса, «Аполлона Бельведерского» — Леохара и множество других.

Римский форум. Слева от Колизея развалины колонн двойного храма Венеры и Ромы, построенного по проекту императора Адриане в конце II века, за которыми видна арка Тита. Арка Тита была построена в честь взятия Иерусалима и окончена в 81 г. н. э. Сквозь арку открывается вид на комплекс римских форумов времён республики и ранних империй. Здесь был центр политической жизни столицы мира, украшавшийся на протяжении веков базиликами для собраний, храмами и мемориальными сооружениями. Теперь это поле руин, протянувшееся в низине между холмом Палатином и Велиа с южной стороны, холмом Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала. Первое чувство, которое испытываешь при виде этого запустевшего, заросшего кустарником и травой, усыпанного обломками места — это чувство печального одиночества и сожаления, но по мере того, как идёшь вглубь Форума, приближаешься к пятипролётной триумфальной арке Септимия Севера (начало III в. н. э.), и когда видишь на Капитолийском холме колонны портика храма Сатурна (начало I в. н. э.) и пышные колонны храма Веспасиана (начало 80 г.), эти остатки сохраняют ныне несколько романтический характер. Первоначальное грустное ощущение сменяется всепроникающим чувством величия человеческого гения, побеждающего время, преодолевающего дух разрушения.

Палатинский холм — это одно из самых поразительных мест Рима. Это гигантский комплекс дворцов эпохи Юлиев, Флавиев и Северов. Эти многоэтажные сооружения были разрушены нашествием варваров. В VI–VIII веках Рим обезлюдел, холм был заброшен, руины заросли травой и деревьями.

До сих пор руины Палатина ещё до конца не исследованы. С вершины Палатинского холма открывается широкая панорама Рима, весь комплекс республиканских форумов и самый величественный форум Траяна и 38-метровая колонна Траяна, построенная в честь покорения Дакии, но на вершине колонны уже нет статуи императора, её заменило изображение апостола Петра. Остатки форума Траяна пересекает одна из самых оживлённых улиц Рима — Виа деи Фори Империали (улица императорских форумов). Здесь проходят военные парады и самые большие митинги.

Пантеон — самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима. Фасад этого храма построен в начале II века н. э. Аполлодором Дамасским, украшен египетским обелиском. Снаружи здание производит впечатление тяжёлой каменной глыбы, глубоко ушедшей в землю. Тёмно-серый цвет стен, почерневшие колонны. Войдя внутрь через бронзовую дверь, ты оказываешься в огромном, наполненном светом круглом пространстве. Облицованные мрамором стены, ниши и колонны создают лёгкость и изящество. Кессонированный купол как бы спокойно парит над тобой. Это самый большой купол античности, настоящее чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Его диаметр 43,2 метра (купол собора Святого Петра 42,5 м), он имеет правильную полусферическую форму, его сравнивают с небесным сводом. Из круглого десятиметрового отверстия в центре купола падает сияющий сноп света, видна глубокая голубизна итальянского неба, вокруг торжественный покой. В пространство Пантеона вписывается шар, и чувствуешь себя как бы в центре этого шара, в центре Вселенной.

В нишах Пантеона стоят пышные саркофаги членов савойской династии. Но каждый из пришедших спешит в левый дальний сектор храма, где на скромной могильной плите всегда лежат живые цветы, маленькие букеты красных гвоздик. Здесь похоронен Рафаэль.

Капитолий. Знакомство с Римом эпохи Возрождения начинается с Капитолия. В 1347 г. здесь была провозглашена Римская республика, упразднившая почти на 20 лет власть пап. У подножия Капитолийской лестницы сейчас стоит памятник руководителю этой республики — народному трибуну Кола ди Риенцо.

В 1546 г. Микеланджело возглавил строительство Капитолия. Капитолий образует три здания: Палаццо Сенатори, увенчанное башней Палаццо Консерватори, справа и слева здание Капитолийского музея, между ними образуется площадь трапециевидной формы, расширяющейся к двору Сенаторов. Капитолий один из прекраснейших ансамблей Рима. Спустившись с Капитолия на площадь Венеции, видишь всю красоту этих сооружений. На площади Компартия Италии проводит свои митинги и крупные торжества. Нам довелось осматривать это место на закате солнца, восприятие виденного было тем более сильным, что это место связано с работой Коммунистической партии Италии. Побывали мы также и возле здания Компартии Италии, которое расположено в одной из немноголюдных, но центральных улиц Рима в особняке римского купца, здание в сдержанных красных тонах с белыми колоннами, недалеко расположена типография, издающая газету «Унита», и библиотека.

Галерея Боргезе. Здание построено в XVII столетии кардиналом Шипионе Боргезе, в 1876 г. галерея была передана государству. В нижнем этаже размещены коллекции скульптур. Среди них «Бюст кардинала Шипионе Боргезе», основателя музея, «Аполлон и Рафия», «Давид» — Бернини, «Полина Боргезе» (сестра Наполеона) — Канова и др. Во втором этаже разместилась пинакотека, славящаяся картинами Рафаэля «Мужской портрет» и «Положение во гроб». Две замечательные картины Тициана «Земная и небесная любовь» (1512), «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565).

И, наконец, палаццо Барберини, где проходила 30-я сессия ФИАБ. В нём расположена Национальная римская галерея — это самая молодая художественная коллекция Рима, в которой собрано большое количество первоклассных произведений мастеров XIV–XVI вв. Такова картина «Мадонна с младенцем» Симоне Мартини, «Портрет дворянина» Бартоломео Венето, «Нарцисс» Караваджо, «Портрет Генриха VIII» короля Англии работы Г. Гольбейна (не итальянец) и др. Среди галерей Рима — это собрание выделяется своей современной экспозицией и производит очень приятное впечатление.

19 сентября в 7 часов утра выезжаем из Рима в Неаполь. По пути в Неаполе выезжаем в местечко Гагры (расколотая гора), которая по преданию раскололась от прикосновения сильного моряка, потерпевшего кораблекрушение. В расколотой горе видны отпечатки руки человека. С XVI столетия на вершине горы разместились два монастыря — мужской и женский, действующие по настоящее время. После спуска с горы купаемся в Средиземном море. Проезжаем военную морскую базу, принадлежащую НАТО.

Неаполь. Капри. Расположенный в центральной части Средиземноморья, Неаполь на протяжении всей своей истории сохраняет важное значение как крупнейший город, порт, политический и экономический центр Южной Италии. Население Неаполя свыше миллиона человек. Город раскинулся на берегу живописного Неаполитанского залива. Километрах в десяти к востоку высится вечно дымящийся конус Везувия — «ужас и гордость» Неаполя. Кто не слышал песен о красоте этого города? «Увидеть Неаполь и умереть», — гласит старая итальянская пословица.

Город был основан 2,5 тысячи лет назад выходцами из Греции и назван Неаполисом — «новым городом». История Неаполя богата бурными событиями. Он пережил эпохи норманнского, французского, испанского владычества, каждая из которых оставила свой след в архитектуре и общем его облике. В 1860 г. освобождённый Гарибальди Неаполь вошёл в состав единого итальянского государства, как центр области Кампания и «южная столица» страны.

Центр Неаполя — прибрежный район между площадью Муниципалитета и площадью Плебисцита. Рядом с площадью Муниципалитета вздымается громада крепости Кастель Нуово (Новый замок), построенной в конце XIII в. Неподалёку на маленькой площади Сан-Фердинандо находится оперный театр Сан-Карло, считающийся вторым после Ла Скала оперным театром Италии. В Сан-Карло с успехом выступала в роли Кармен известная советская певица Ирина Архипова.

Узкие улочки, сбегающие к морю, приводят на широкие набережные — Санта Лючия, Партенопе, Кьяйя; здесь — роскошные отели для иностранных туристов. С набережной открывается чудесный вид на залив, на Везувий, вдали смутно виднеются очертания острова Капри, а справа от города, среди тёмной тропической зелени, белеют виллы неаполитанской знати и богатых иностранцев. Возле мола высится другой древний замок Неаполя — Кастель дель Ово (замок яйца, прозванный так за свою форму). А в прибрежном квартале Санта Лючия внимание туристов привлекают выходящие прямо на море старинные траттории «Берсаглиери» и «Тетка Тереза», славящиеся своей неаполитанской кухней, в частности красным от перца и томата «морским супом» с кусками рыбы, осьминогов, каракатиц, с креветками и другими дарами моря. Пожалуй, только здесь ещё можно услышать старые неаполитанские песни.

Но стоит повернуться спиной к морю и войти в лабиринт извилистых улиц, как чарующая картина «города солнца и песен» тускнеет. Тысячи жителей кварталов Фуоригротта, Толедо, Вакария, Мерджеллина и других живут в старых перенаселённых домах, часто без воды и канализации. Улицы и переулки заполнены множеством ребятишек, играющих прямо посреди мостовой и на тротуарах. Дети постарше работают в бесчисленных барах, кафе, парикмахерских, мастерских. Школ не хватает, и далеко не все дети учатся даже в младших классах.

Характерный уголок старого Неаполя — рыночная площадь Пьяцца дель Меркато, хранящая воспоминание о начавшемся на ней в 1647 г. революционном выступлении неаполитанцев во главе с рыбаком Мазаньелло.

В Неаполе немало прекрасных памятников архитектуры, богатых музеев, церквей, украшенных росписью выдающихся художников прошлого. В архитектуре здесь преобладают готический стиль и барокко. Пересекающая почти весь город улица Виа Рома (неаполитанцы чаще называют ее по-старому — Виа Толедо) приводит к зданию Национального музея — одного из самых известных в мире музеев античной скульптуры, который имеет особенно важное значение для изучения культуры и искусства древней Греции. Музей обладает также обширной картинной галереей, в которой особенно полно представлены художники неаполитанской школы. Другой интересный музей — древний монастырь Сан Мартино.

В центре города находятся две картинные галереи — современного искусства и галерея Каподимонте, в которых, главным образом, представлены художники неаполитанской школы XIX века. Интересно также посещение сада, тянущегося вдоль набережной Кьяйя — Виллы Национале с субтропическими деревьями и большим аквариумом.

Корсо Умберто (или Реттифило) — оживлённая артерия в самом центре города. На этой улице находится огромное здание Неаполитанского университета — одного из древнейших в Европе (основан в 1224 г.).

Неаполитанский порт — второй после Генуи порт Италии, по перевозкам пассажиров он занимает первое место, обслуживая в основном связи Италии со странами Африки и Америки.

Неаполь — важный промышленный центр Юга. Металлургические заводы, химические и коксогазовые заводы находятся в его пригородах — Баньоли и Поццуоли. Оба эти прибрежные города обладают также целебными горячими источниками и с древности служат курортами. Весь тянущийся к западу от города район носит название Флегрейские Поля. Это своеобразная местность, сравнительно недавнего вулканического происхождения, усеянная небольшими потухшими кратерами, озёрами, серными источниками. Большой интерес представляет посещение самого обширного и наиболее деятельного из всех флегрейских кратеров — Сольфатара, или «Форума Вулкана», как называли его древние.

Посещение острова Капри, пожалуй, одна из самых заманчивых для туриста экскурсий в Южной Италии. Путь на катере на этот остров, находящийся в южной части Неаполитанского залива, занимает около двух часов. С моря открывается широкая панорама Неаполя, холмов Позиллипо, Везувия.

Поверхность острова Капри — гористая, берега сильно изрезаны, имеют много гротов. С севера к острову можно пристать в бухточке Марина Гранде, с юга — в бухточке Марина Пиккола. На горе раскинулись два курортных городка — Капри и Анакапри. Растительность острова, пожалуй, самая богатая в Италии. Мягкий климат, безоблачное небо, живописные пейзажи издавна снискали Капри славу одного из лучших в мире морских курортов. Если Генуэзская ривьера несколько напоминает Черноморское побережье Кавказа, то Капри скорее походит на Крым. Только на Капри всё очень миниатюрное: и дома, и площади, и садики, и виноградники. На Капри жива память о великом советском писателе Максиме Горьком. В доме, где он некогда жил и работал, ныне помещается гостиница. Сюда в 1908 г. на несколько дней к Горькому приезжал Владимир Ильич Ленин.

Экскурсия на Капри обычно завершается посещением «Лазурного грота». Лодка вплывает под низкие своды. Дневной свет проникает в грот, преломляясь о поверхность воды, и наполняет его голубым сиянием.

Удивительно, до сего времени итальянцы знают и гордятся, что на Капри жил М. Горький. На вопрос, где жил Горький, немолодой итальянец, красиво жестикулируя, быстро вскакивает и ведёт к дому, где жил Горький, при этом всё время восторженно восклицает Горький — Пешков — Ленин.

Предприимчивый домовладелец выкрасил дом в ярко красно-оранжевый цвет. Виден даже при приближении к Капри.

22 сентября выезд из Рима во Флоренцию. Располагаемся в современном отеле, под вечер осматриваем город с пьяццале Микеланджело. Город лежит внизу по правому берегу р. Арно. Экскурсию ведёт русский граф С. Н. Оболенский, старый человек в коричневом, далеко не свежем костюме и очевидно страдающий бронхиальной астмой (имение Оболенских было в Кирсановском районе Тамбовской области. В 1922 г. в нём образована первая американская коммуна). В августе 1944 года, говорит Оболенский, фронт проходил по берегам Арно — справа от движения автобуса были немцы, слева итальянцы. До войны во Флоренции было шесть мостов, но 5 из них уничтожены отступавшими немцами и один только Понте-Веккьо, в основе которого лежит ещё сооружение древнеримского времени, спасён восставшими флорентийцами. Проезжали площадь Синьории с расположенном на ней палаццо Веккьо или палаццо Синьории. Впечатление от здания остаётся суровым, которое усиливается от зубчатых стен. С площадью и дворцом связаны многие важнейшие события Флоренции эпохи Возрождения. Перпендикулярно палаццо Веккьо расположена лоджия дей Ланци, сооружённая в XIV в., в которой во время коммуны заседал Совет приоров. За лоджией стоит галерея Уффици, где установлена в 1554 г. прекрасная бронзовая статуя Бенвенуто Челлини «Персей». Глядя на эту статую и сравнивая её с другими работами, хочется сказать, что Бенвенуто Челлини — мастер одной работы и эта работа «Персей».

Флоренция оставляет какое-то умиротворяющее впечатление. По словам гида, во Флоренции каждый третий взрослый коммунист. На площади Синьории неоднократно выступал П. Тольятти и всё напоминает о демократических традициях Флоренции: и палаццо Веккьо, и «Давид». Здесь как-то с особой силой (чего не было в других городах) чувствуешь слияние истории и современности. Флоренция — это город Микеланджело. Здесь он родился, здесь он и похоронен. Флоренции принадлежат почти все его скульптурные произведения, которые в основном собраны в капелле Медичи. Многие из них не полностью окончены, на всех фигурах и лицах видна большая мысль и мечта Микеланджело об идеальном государстве. «Ночь», «День», «Фигура», «Утро» кажутся воплощением мысли, а «Вечер» лишен активности, «Мадонна с младенцём» поражает своей грустью, её можно сравнить с Сикстинской мадонной Рафаэля и, наконец, «Давид», который поражает своей мощью и убедительностью им содеянного (убийство Голиафа).

Галерея Уффици. Построена в XVI веке для произведений искусства, собранных Медичи. Собрание живописи галереи Уффици самое обширное в Италии и весьма разнообразное, кроме итальянских картин имеются прекрасные образцы искусства Нидерландов, Германии, Голландии и Франции. В галерее находятся лучшие и богатейшие в мире собрания картин Сандро Боттичелли. Среди них особенно привлекает «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего», его же «Аллегория Весны», «Рождение Венеры»; из французской живописи особенно запоминается картина Жана Симеона Шардена «Мальчик, строящий карточный домик».

Галерея Палатина (палаццо Питти). В настоящее время здесь расположены 3 музея. В первом этаже — музей ювелирных изделий и галерея современного искусства, во втором — собственно галерея Питти или, как её называют, Палатинская галерея. Здесь находится 13 картин Рафаэля, 12 — Тициана, 16 — Андреа дель Сарто, 8 — Тинторетто. Экспозиция картин желает лучшего, она сохранила облик типичного дворцового собрания, картины развешаны сплошным ковром, только некоторые из них находятся в подвижных рамках.

По картинам Рафаэля можно полностью познакомиться с его творчеством: «Портрет беременной женщины», «Портрет Аньоло Дони», «Донна Велата», «Мадонна в кресле», создаётся впечатление, что без этих картин Рафаэль не мог бы создать свою «Сикстинскую мадонну».

Тициан представлен серией портретных картин: «Портрет Томмазо Мости», «Портрет Ипполито Риминальди», портреты Тициана удивительно тонко и убедительно передают внутренние качества людей.

Во Флоренции нам довелось в свободное время побывать на развалах, которые сосредоточены неподалёку от собора Санта Мария дель Фьоре. И здесь мы встретились с необычным изумлением, что русские во Флоренции. Это была пожилая женщина, хорошо говорившая по-русски. Услышав русскую речь, она высказала удивление, как нас выпустили из России, у неё в России живёт сестра и её не выпускают.


1   2