Главная > Выпуск №6 > На обложке. Татьяна Дедова

На обложке. Татьяна Дедова

Татьяна ДедоваНа обложке нашего альманаха известный старинный особняк, именуемый в народе как Дом архитектора Витберга. Немало жильцов и гостей проживало и перебывало в нём за два века. В их числе и вятская писательская организация. Это рисунок художницы Татьяны Дедовой, творчество которой сопряжено с вятской книжной культурой.

Более тридцати лет она была бессменным художником областной молодёжной газеты «Комсомольское племя» и кабинет её находился против кабинета писателей. Многие молодые поэты-шестидесятники были друзьями. Потому она с особенным чувством оформляла поэтическую страничку в газете. И первая небольшая книжка – сборник «Молодость» украсил рисунок Татьяны Дедовой. Позднее уже мэтр, известный краевед Е. Д. Петряев, создатель литературного музея имени Салтыкова-Щедрина, постучался в её дверь, чтобы заказать рисунок для своей книги. Его подкупила не только точность изображения, но и проникновение художницы во времена ушедшие. С тех времён книга стала составляющим элементом творчества Татьяны Дедовой, почти каждый год, считая и нынешний, выходят книги с её оформлением.

Татьяна Дедова родилась в нашем городе, в старой его части, и с детства прониклась любовью и грустью к рушившейся красоте. А ещё влекли просторы за Вяткой, ведь первый кружок рисования был во Дворце пионеров в старом архиерейском особняке на высоком берегу реки. Туристические походы, костёр, песни под гитару. После них впечатления просились на бумагу, и рождались пейзажи, которые она с лёгкостью раздаривала друзьям. В газету привёл её случай. И здесь в среде творческой, провоцирующей на разговоры о высоком, она поняла, как не хватает знаний. С книгой она дружила с детства, ведь родители были поклонниками А. С. Пушкина и даже имя ей дали «пушкинское». На соседних улицах находились любимые библиотеки и музей. Страсть к путешествиям теперь уже не только к природе, но к необъятной, ещё сохранявшейся вопреки всему России с памятниками архитектуры и музеями, поманила Татьяну Павловну. Москва и Питер с их музейными сокровищами, древнерусские города и монастыри, в которые тогда ещё не ступала нога туристов, знаменитости и простые сердечные люди на дорогах, всё волновало и восхищало. Вместе с фотографиями, рисунками стали появляться в газете её зарисовки и очерки о путешествиях. Так она стала полноправным членом журналистского сообщества.

«Девочка с вербой». Обложка сборника «Молодость. Стихи молодых» (Киров, 1963)
«Девочка с вербой».
Обложка сборника «Молодость. Стихи молодых»
(Киров, 1963)

Менялись времена, робко поначалу зазвонили церковные колокола. И Татьяна Павловна продолжала свой путь познания. Мы читали её публикации о путешествиях по пушкинским местам, по древним восстанавливаемым обителям. И не только читали. Каждый год в городе – в библиотеках, доме народного творчества, клубах – проходили выставки. Многоцветные акварельные пейзажи, на которых исторические места России, и родная старая Вятка, в которой тоже происходили перемены.

И совсем не случайно подруга привела Татьяну в дом А. Г. Тинского, преподавателя института, увлечённого исследователя вятской архитектуры. Понадобился рисунок нашего древнего Хлыновского кремля, к сожалению, не сохранившегося, но будоражившего наше воображение. Тинский с женой создавали его макет.

И не только план и строение нашей древней крепости показал Анатолий Гаврилович в тот день, но и вынул целую картотеку по вятским архитектурным жемчужинам. Встретились два увлечённых человека, две щедрые души способные достать из забвения и явить нашему взору творения талантливых предков.

Татьяна Павловна окунулась в большую созидательную работу. Её всегда востребованные выставки перекочевали в книги. Вместе с коллегой по газете С. А. Шешиной были изданы два авторских альбома «Старая Вятка» и через четыре года «Старая Вятка. Города и сёла губернии». Бескорыстный труд Татьяны Павловны был востребован земляками. Выставки оригинальных работ Дедовой и сегодня продолжают свой путь уже по области. Люди вглядываются в её работы, словно воскрешая в генетической памяти давно забытое, и звонят ей, и приезжают, чтобы рассказать, что она подвигла их к возрождению местных святынь. И это для неё как высшая награда.

Друзья попросили Татьяну Павловну, и она написала воспоминания о жизни своей, о чаяниях, раздумьях, о красоте, которая являет себя, стоит лишь присмотреться.

Надежда Перминова

Рисунок из серии «Путешествие по Руси»
Рисунок из серии «Путешествие по Руси»

Иллюстрации из поэтического сборника «Только любовь» (1993)Иллюстрации из поэтического сборника «Только любовь» (1993)
Иллюстрации из поэтического сборника «Только любовь» (1993)