Главная > Выпуск №5 > Драматургия. Нина ТОДЫБАЕВА

Драматургия. Нина ТОДЫБАЕВА

Нина ТодыбаеваНина Тодыбаева родом из солнечной Хакасии, служит заведующей литературной частью в Кировском областном драматическом театре. Училась драматургии у Николая Коляды в Екатеринбургском театральном институте. Первая пьеса «Рухнувшая крыша» была поставлена в 2011 году в Хакасском национальном драматическом театре имени А. М. Топанова; пьеса «Душа героя» вошла в шорт-лист Всероссийского драматургического конкурса «Асыл» в 2019 году.


Душа героя

пьеса в двух действиях по мотивам хакасского фольклора

Действующие лица:

Эйле – 17 лет;
Хут – его душа, 17 лет;
Тимир – его брат, 30 лет;
Степан Павлович Осколин – ректор вуза, 50 лет;
Таня Осколина – его племянница, студентка, 19 лет;
Римма Ивановна – секретарь Степана Павловича, 60 лет;
Николай Санников – студент, 21 год;
Офицер – лет 40;
Свитсмайл – 50 лет;
Следователь – 50 лет;
Тренер – 60 лет;
Андрей – 10 лет;
Катя –15 лет;
В эпизодах – родители Эйле, его братья, друзья, люди Свитсмайла, студенты и т. д.

Действие первое

Картина 1

Степь. Небесная синь. Суховей.
Раскалённая змейка асфальта, уходящая в далёкие горы…
Проносится синее авто. Исчезает.
Мальчик 13-ти лет смотрит ему вслед.
Улыбается глазами. Жадно.
Снова степь. С высоты полёта. Одинокий мальчик в степи.
Проносится белое авто. Чуть притормаживает. Исчезает.
Мальчик 17-ти лет смотрит ему вслед.
– Эйле! Эйле! – доносится далёкий мужской голос.

Картина 2

Одинокий дом в степи. Старый. Серый. С виду – давно уже не жилой, с выцветшей и облупившейся обшивкой и покосившимся забором. Во внутреннем дворе хозяйственные предметы: лопаты, топоры, пилы – разбросаны по земле, часть из них поломана. Одна лопата воткнута в землю. Из-за дома плетётся Тимир – крепкий, коренастый мужчина, одетый по-рабочему. Опираясь рукой на чурку, он опускается на колени и вынимает из живота стрелу. В его спину летят ещё две стрелы, но Тимир нагибается и они пролетают мимо. Подбегает Эйле – долговязый, жилистый парень в футболке и джинсах.

ЭЙЛЕ. Почему ты не умираешь?
ТИМИР. Кто будет тебя воспитывать?

Эйле садится на крыльцо, вертит в руках стрелу. Тимир берёт лопату,
наводит порядок во дворе. Дважды лает собака. Потом скулит.
Тимир садится рядом с братом.

ТИМИР. Я запру твои стрелы в сундук, как это делал Арис.
ЭЙЛЕ. Хм, когда был живой.
ТИМИР. Да, когда Арис был живой.
ЭЙЛЕ. Я не хотел его убивать.
ТИМИР. А других братьев?
ЭЙЛЕ. Это было на охоте. Это не считается, ты сам сказал!
ТИМИР. Думаешь, я не заметил, с каким удивлением ты обнаружил меня живым? Твоя сила неуёмна, твой ум жаждет свободы…
ЭЙЛЕ. Так не мешай мне.

Эйле направляется к калитке.

ТИМИР. Арис спрятал стрелы, подаренные тебе дедом, не просто так. Помнишь, почему?.. Те старые могилы за домом.
ЭЙЛЕ. Неправда!
ТИМИР. Одним выстрелом.
ЭЙЛЕ. Я не убивал их! Это была не моя стрела, это… была твоя стрела, Тимир! Мы целились в одну мишень. Мы стояли рядом. Я – ребёнок. И ты – шестнадцати лет. Я и лук-то криво держал, а ты уже натягивал взрослые стрелы! Это ты убил родителей.
ТИМИР (подходит, обнимает брата). Эйле, ты не виноват, что родился без хут. Родители не злятся, они знают, что обладать таким даром и не иметь главного, души героя, проклятье. Поклянись на могиле брата своего Ариса, которого я похоронил сегодня, поклянись богам, что откажешься от оружия до тех пор, пока не получишь души…

Эйле вырывается.

ЭЙЛЕ. Я всё равно уйду, Тимир!
ТИМИР. Нет, Эйле, ты покинешь эту стоянку только со мной и пойдёшь туда, куда я укажу. Сначала мы найдём твою душу.

Эйле пинает брата, тащит его к дереву, привязывает за руки и ноги.

ЭЙЛЕ. Слушай, Тимир! Надоело: кони эти, козы, туда нельзя, это нельзя. Если ты всю жизнь проторчал в этой халупе с овечками, это не значит, что я чего-то должен тебе, богам, братьям. Вы уходили в большой мир, а теперь я пойду: всё справедливо.

Эйле уходит. Хут, душа Эйле – точно такой же юноша, только в кольчуге, доспехах и в шлеме, крадётся к Тимиру шагом игрушечного солдатика. Он смотрит на парящего в небе орла: птица кличет протяжно и победоносно. Хут восторженно улыбается Тимиру. Брат улыбается в ответ и склоняет обессилевшую голову...

Картина 3

Актовый зал университета.
За кафедру становится ректор – Степан Павлович. Аплодирующий зал стихает.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Дорогие родители, коллеги, студенты нашего университета. Поздравляю всех с завершением Студенческого фестиваля «Синяя птица»! Напоминаю, что по итогам конкурса лучший студент получит стипендию Учёного совета и грант на поездку в любой партнёрский университет Европы. Приглашаю на сцену финалистов конкурса.

На сцену выходят две девушки
и трое юношей.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Вскрываю конверт. Волнуюсь. Итак, нашим победителем становится… Илья Айдасов, студент первого курса Института естественных наук!!! Вручаю диплом и медаль. Самый юный участник фестиваля и самый перспективный студент-физик.

Степан Павлович обнимает Эйле.

Картина 4

Административный корпус вуза. Николай заходит в кабинет ректора.
Степан Павлович собирает со стола бумаги, укладывает в портфель.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Санников! Говори скорее, я тороплюсь.
НИКОЛАЙ. Извините, но я не согласен с решением Совета. Я четыре года добивался этой стипендии, Степан Павлович. Я подам апелляцию.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Оставь заявление у секретаря, если это так тебя заботит. Но… брать назад своё слово – это не по-мужски, и не по-научному. Сработал банальный закон Дарвина, Санников. Ты был одним из самых умных, а потом пришёл Илья.
НИКОЛАЙ. И стал лучшим после одной сессии?
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. В нём гигантский потенциал.
НИКОЛАЙ. То же самое вы говорили обо мне. Степан Павлович, мои успехи всё время растут: я занимаю призовые места на конференциях, у меня опубликовано двенадцать проектов. В Венском институте будет слёт молодых архитекторов городской среды. Этой осенью. Я уже подал заявку… Чем Илья лучше?
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Как ты разговариваешь с ректором, Санников? Тебе не стыдно?
НИКОЛАЙ. Извините, но вы несправедливы.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Мне пора на лекцию.
НИКОЛАЙ. Илье не нужна наука. Ему ничего не нужно, кроме успеха.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Не завидуй сироте, Санников! У тебя всё сложится, а для него это первая, и вполне возможно, единственная удача в жизни.

Степан Павлович выводит Николая из кабинета, закрывает дверь, уходит.
По коридору бежит Эйле. Николай толкает его.

ЭЙЛЕ. Эй! Остынь.

Картина 5

Приёмная. За столом сидит женщина – Римма Ивановна.
Ведёт учёт. Забегает Эйле.

ЭЙЛЕ. Меня запишите, Римма Ивановна!
РИММА ИВАНОВНА. Пишу… Айдасов Илья Николаевич.

Эйле заглядывает в журнал.

РИММА ИВАНОВНА. Зрачки с журнала убрал!
ЭЙЛЕ. А какой я… по счёту?
РИММА ИВАНОВНА. Двадцать третий.
ЭЙЛЕ. Так много желающих?
РИММА ИВАНОВНА. Расчищать реку после затопления? Конечно, все экологи и пожарные записались. Им за волонтёрство повышенную дадут. Хотя они и сами ребята неплохие. Придурка три точно по зову души едут…
ЭЙЛЕ. Что с собой нужно?
РИММА ИВАНОВНА. Только тебе зачем, никак не вразумлю. Им – курсовые засчитают, лабораторные... А ты ж физик. А-а-а… А не тебе Учёного совета стипендию дали? В три моих зарплаты?
ЭЙЛЕ. Мне.
РИММА ИВАНОВНА. Так что, по зову души?
ЭЙЛЕ. Какие документы нужно?
РИММА ИВАНОВНА. Темнишь ты, Илюша. Я тебя, конечно, запишу, и список дам, что в дорогу взять, но что-то здесь не то.
ЭЙЛЕ. А вы Айдасовых знали?
РИММА ИВАНОВНА. Айдасовых в городе все знали: отец – мышь, а мальчишки – золото. Они при мне учились, да, помню-помню. Все четверо в люди вышли. А-а-а… Так ты их? Пятый?
ЭЙЛЕ. Я – первый. На «А». Напишите меня первым.

Римма Ивановна показывает ему фигу.

РИММА ИВАНОВНА. Шуруйте отсюда, юноша! Когда станешь первым, тогда и напишу. Соберёшь тонну мусора…
ЭЙЛЕ. Соберу.
РИММА ИВАНОВНА. Ишь, какой уверенный!

Эйле убегает.

Картина 6

Вечер. Комната в общежитии. Эйле лежит на кровати в наушниках, слушает музыку. Николай сидит на соседней кровати. Смотрит на Эйле.

НИКОЛАЙ. Ты фильм «Омен» смотрел? Ты «Омена» смотрел? Старого?! Вторую часть?

Эйле снимает наушники.

ЭЙЛЕ. Что старое?!

Николай ложится на кровать, отворачивается к стенке.

ЭЙЛЕ. Надоел вообще дуться.

Николай вскакивает.

НИКОЛАЙ. Ты не мог! Не мог все ответы знать! Ты списал!
ЭЙЛЕ. Иди ты.
НИКОЛАЙ. Всё мне испортил, все планы!
ЭЙЛЕ. Я умный.
НИКОЛАЙ. Тебе семнадцать лет. Ты ходил в деревенскую школу. Без интернета. Без библиотеки. Без нормальных учителей. Что ты в своей глуши мог знать? Какие, к чёрту, законы физики, какие задания на логику? Да ты… ты комп не умел включать, придурок! Ты не мог ничего знать!!! Не мог! Я, я тебя научил, я тебя, дикаря, я тебя в люди вывел, научил всему…

Эйле надевает наушники, закрывает глаза. Николай берёт подушку,
накрывает Эйле, душит. Эйле, раскинув руки, включает на телефоне видеокамеру.
Снимает сбоку, наугад.

НИКОЛАЙ (отскакивая). Извини…

Эйле встаёт, идёт к двери.

НИКОЛАЙ. Эй, эй… Илья, стой!
ЭЙЛЕ. Ты попал.

Эйле уходит. Николай садится на пол, скулит.

НИКОЛАЙ. Я не хотел, Илья, я не хотел. Илья, не ходи к Осколину, Илья, куда ты…

Николай убегает вслед Эйле.

Картина 7

В комнате громко тикают часы. Эйле возвращается. Он оглядывает комнату, заправляет аккуратно кровати, смотрится в зеркало, открывает дверь –
на пороге стоит Таня.

ЭЙЛЕ. Я сказал, что ты моя сестра.

Таня проходит, садится на кровать Эйле, достаёт из сумки тетради и учебники.

ТАНЯ. Мы не похожи. А где твой сосед?

Эйле пожимает плечами.

ТАНЯ. Я думала, вы дружите. Колю отчислили?

Эйле садится рядом, заглядывает в тетрадь.

ЭЙЛЕ. О! Я это быстро решу. Подождёшь?
ТАНЯ. Это твой ролик был, так ведь? С подушкой. Вот в этой самой комнате. Твой...

Таня выхватывает у него тетрадь.

ТАНЯ (отскакивая). Ты знаешь, что он за два часа по всему универу разлетелся? Этот идиотский ролик. Все узнали: и преподы, и ректор. Дебилы с инженерного Коле всю стену в сети изгадили, ты даже слов таких не знаешь. Но ничего! Ничего! Коля отмоется: иногда надо таких умников проучивать, надо. А вот ты, Илья, ты… ты теперь на всю жизнь – стукач. И знаешь, я этого так не оставлю. Не оставлю! Я тебе жизни не дам, я против тебя весь универ подниму, и мне плевать, что ты…

Эйле подходит, целует Таню, она вырывается, колотит его.
Эйле возвращается на своё место.

ТАНЯ (уже спокойно). Я должна была с Колей в Австрию лететь. Это был мой последний шанс изменить жизнь. Теперь он упущен. И этого я тебе никогда не прощу.

Таня хлопает дверью. Эйле надевает наушники, достаёт свои тетради,
и как ни в чём ни бывало, решает математику.
Появляется Хут: садится на соседнюю кровать, берёт
со стола телефон Эйле, смотрит ролик с подушкой.

ЭЙЛЕ (не отрываясь от тетради). Ты приходи на алгебру завтра. Профессор из Питера прилетает. Говорят, крутой какой-то.

Картина 8

Берег реки. Всюду поваленные деревья, мусор, ил.
Отряд волонтёров шерстит берег с мусорными пакетами.
Эйле подходит к воде. Смотрит на своё отражение. Долго.

ГОЛОС ДЕВОЧКИ. Илья! Илья, я золотое колечко нашла. Чьё-то. Не мамино.
ЭЙЛЕ. А я мертвяка нашёл.

Появляется Катя.

ЭЙЛЕ. Пусть МЧСники сами достают.

Эйле собирает мусор.

КАТЯ. Ой, страшно, у меня мурашки… Посмотреть или нет… Посмотрю… А мертвец, он там весь, целиком?! Не подгнил?.. Не люблю, когда они без рук или рыбами покусанные. Ой-ой… Мама, это мама моя! Нашлась! Илья, Илья, помоги! Тут мамочка моя…

Эйле собирает мусор. Думает… Возвращается. Вытаскивает женщину из воды.

КАТЯ. Мамочка моя… Поможешь похоронить? Мне некого просить больше, Илья.

Эйле подходит к мёртвой женщине, смотрит на неё долго, сталкивает обратно в реку.

КАТЯ. Что ты наделал, Илья? Как я её достану?
ЭЙЛЕ. В воде тоже хоронят. Слушай, вместе с этим мешком у меня выйдет тонна мусора?
КАТЯ. Мама, прости! Мамочка, я тебя достану, я тебя обязательно достану, мама! Ей земля нужна, Илья! Она землю любила!

Эйле уходит, волоча за собой огромный мешок с мусором (самый большой из всех!).

КАТЯ. Не уходи, я опять её потеряю! Не уходи, все уже ушли! Я тебе три тонны соберу, обещаю, только ты верни мне её… Илья! Эйле! Тебя ведь Эйле зовут, я знаю. Помоги мне.

Эйле уходит. Появляется Хут.

КАТЯ. Ты вернулся… Ты самый лучший мой друг.

Хут ведёт Катю к реке.

Картина 9

Стадион. Студенческие соревнования. Забег на тысячу метров.
Свисток тренера – Эйле приходит первым.

ТРЕНЕР. Так. Айдасов первый. Смирнов второй. Межиров третий. Кривенко. Лукин.

Тренер переговаривается с юношами, затем подходит к Эйле.
Он встаёт с лавки, разминается: вертит шеей, прыгает, мнёт кисти рук…

ТРЕНЕР. Я знал твоего брата. Ариса. Он ко мне в секцию ходил. Вижу, он и тебя натаскал... Жаль, что Арис всё бросил. Это был мой лучший ученик: техничный, с идеальным здоровьем. Он знал, что такое спорт. Никогда не позорил школу, меня, своё имя. В наше время это… знаешь, он даже говорил без брани. У него была какая-то особенная, тонкая, чистая душа. Я рад, что ты тренируешься у меня.

Тренер отходит в сторону.

ТРЕНЕР. Так, размялись, пришли в себя?! Соберитесь с силами, осталась только полоса препятствий. Давайте. На старт, внимание, газ!

Ребята проходят полосу препятствий. Эйле добегает до финишной черты.
Тренер свистит. Финишируют остальные. Тренер свистит ещё несколько раз.

ТРЕНЕР. Айдасов – первый! Ничего себе, какое время! Новый рекорд университета!

Тренер подходит к Эйле.

ТРЕНЕР. Ты всегда первый, это… это невероятно!!! Совсем как Арис, один в один. Нет, даже лучше чем Арис, в сто раз лучше. А знаешь почему, знаешь? Потому что ты алмаз. Такие спортсмены рождаются раз в сто лет. Поверь, у тебя будет всё, что захочешь. В сборную – легко, на Олимпиаду – раз плюнуть. Нас с тобой ждут блестящие успехи. Я уверен, тебе не нужна наука. Зачем? Спорт – твоя судьба.
ЭЙЛЕ. Я в понедельник в Берлин лечу.

Эйле уходит.

ТРЕНЕР. Такой ребёнок, такие способности!!! И всё к чёрту… тьфу!

К тренеру подходит мальчик лет десяти – Андрей.

АНДРЕЙ. Тренер, а, тренер, ну возьмите меня!
ТРЕНЕР. Я с детьми не работаю. Будет двенадцать – приходи.
АНДРЕЙ. Но я сейчас уже шестиклассников обгоняю. Я правда во все игры играю. В футбол. В волейбол. В теннис. И в походы хожу. И плаваю. Я очень хочу в вашу школу.
ТРЕНЕР. Видал его? Вот он – чемпион от природы. Он мне нужен. А самое обидное, что ничего не знает парень – не знает, куда вляпался…
АНДРЕЙ. Возьмите меня к себе, я тоже чемпионом стану. Пожалуйста! Бабушка хочет, чтобы я на рисование ходил. А я лучше к вам. Я вас не брошу, тренер, я до конца пойду.
ТРЕНЕР. Вон, видишь, куртка на восточной трибуне?
АНДРЕЙ. Вижу.
ТРЕНЕР. Сгоняй.
АНДРЕЙ. Так вы решили? Вы меня возьмёте? Я вас не подведу, обещаю! Я бабушке скажу, что вы согласились! Спасибо, тренер! Спасибо!

Андрей убегает за курткой.

Картина 10

Эйле возвращается в общежитие: весь коридор изрисован надписями и клеймами. Эйле заходит в комнату: подушки и одеяла разбросаны, вещи вынуты из шкафа и порезаны, провода компьютера изодраны, монитор разбит – и всё залито красной краской. Эйле встаёт на стул, вынимает из угла комнаты маленькую камеру, включает: на видео Таня разрывает и топчет подушки. Эйле нажимает на две-три кнопки, оставляет камеру, начинает прибираться в комнате, пытаясь отыскать целые вещи. Слышит голос с улицы, выглядывает в окно.

ГОЛОС ТАНИ. Ты не можешь меня исключить!
ГОЛОС СТЕПАНА ПАВЛОВИЧА. Так меня опозорить! Сначала этот ненормальный, потом ты… Илья – наш лучший ученик!
ГОЛОС ТАНИ. Он стукач и подлец, он заслужил.

Звук шлепка…

ГОЛОС ТАНИ. Дядя, не надо… Дядя, не бей меня! Я хотела его наказать, его одного!
ГОЛОС СТЕПАНА ПАВЛОВИЧА. Завтра же отправлю Илью в Европу.

Эйле собирает в рюкзак пару дисков, камеру, тапки и уходит.

Картина 11

Аэропорт. Пункт встречи пассажиров рейса Берлин – Москва.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Всё просто, Танюш. Не волнуйся. Подкрась губки, они такие замечательные, когда ты их подкрашиваешь.
ТАНЯ. Сначала кто был? Какой-то ядерщик, умотавший в Штаты. Даже имени не помню. Потом… это дурацкий олимпиец, сменивший гражданство. Куда он делся? Променял меня на гречку!
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. На жительницу Кипра, Танюша.
ТАНЯ. Хуже всего было с боксёром. Этот ваш мегаталант напивался и лез ко мне своей перебитой мордой целоваться. У него после ринга зубы с кровью выпадали… пару раз. Самым нормальным Коля был. Полный адекват. Со всех сторон.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Его мы проехали четыре года назад.
ТАНЯ. Иногда думаю – надо было мне выйти за Колю и всё это бросить.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Но Илья-то, Илья-то лучше.
ТАНЯ. У него даже друзей нет.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Он будет весь наш. Рассматривай это как достоинство личности.
ТАНЯ. А Коля меня звал… замуж и дети, и тихая жизнь… Без амбиций. Он знает всё, и про боксёра, и про этого ядерщика, и всё равно… Любит, наверное.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Просто ты – Осколина, вот и зовёт.
ТАНЯ. Но, может, я ему и сама… (пауза) И надо было в Москву лететь! Могли и дома встретить, а так ещё три часа трястись.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Танюш, ты ничего в этом не смыслишь. Илья должен окончить магистратуру в нашем вузе и получить наш диплом. Тогда мы по праву сможем сказать: мы тебя воспитали, вывели в свет, дали стартовый капитал. Так что будь добр, оказывай спонсорскую помощь родному университету. Финансирование везде режут, студентов стало мало…
ТАНЯ. Я его не прощу. Никогда!
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Подкрась губы, Танюш…
ТАНЯ (красит губы). Учитель рисования, с его способностями! А ведь Коля мог сделать такую карьеру!
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Колька? Санников? Карьеру? Уймись и улыбайся. Он идёт.

Появляется Эйле – красивый повзрослевший юноша в костюме и с чемоданом.

ЭЙЛЕ. Степан Павлович, здравствуйте.

Степан Павлович обнимает Эйле.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Как ты возмужал! Богатырь… Богатый богатырь! А это Танюша, племянница моя. Единственная.
ТАНЯ. Мы знакомы.
ЭЙЛЕ. Разве?
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Физики так шутят. Верю. Охотно верю. Давай свой чемодан. Что в нём? Диссертация? Не могу поверить – наш студент, а ведь сумел… три года по обмену вместо одного! Лучшие научные гранты! Два патента на изобретения! Секретные разработки! Слушай, секретные разработки были у тебя?
ЭЙЛЕ. Были.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Тсс! Они же секретные, так что… молчим. Мало ли в тебе какой жучок.

Степан Павлович с Эйле уходят. Таня идёт следом.

Картина 12

Административный корпус вуза. Кабинет Степана Павловича. Заходит Николай.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. О! Санников. Чего тебе? О восстановлении не проси.
НИКОЛАЙ. Я на Тане хочу жениться.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Она за тебя не выйдет.
НИКОЛАЙ. Выйдет.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Не выйдет.
НИКОЛАЙ. Вы же говорили, я хороший жених.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Хороший жених тот, у кого есть вот такая бумажка. Видишь? Приглашение на работу в научно-исследовательскую лабораторию Сток-гольма.
НИКОЛАЙ. Мы семь лет вместе.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Кто мне говорил, что Илье наука не нужна? Кто? А это видишь? Видишь? Ты по природе второй. Всю жизнь второй. Я тебе этого не говорил, потому что втайне верил, что ты возьмёшься за ум, но из моих стараний ничего не вышло. Татьяна Осколина – самая богатая и красивая невеста в городе. И замуж она выйдет вот за эту бумажку.
НИКОЛАЙ. Она меня не предаст.

Степан Павлович смеётся. Николай стремительно уходит.

Картина 13

Кафе. Идёт свадьба. Эйле и Таня сидят рядом. Таня плачет…

ТАНЯ. Десять дней ада. Когда ж аренда кончится, а? Когда ж ты все свои проклятые деньги просадишь?
ЭЙЛЕ. Если надо, свадьба будет идти и месяц.
ТАНЯ. Разве ты не видишь, как все устали, как все эти люди ненавидят тебя?
ЭЙЛЕ. Поцелуешь меня при них, остановлю.
ТАНЯ. Ты зверь, тебе неведом людской закон: берёшь, что дают, и играешь, играешь, как играет маленький медведь с куклой или человеческой рукой. Играет, играет, да как укусит!!!

Таня с силой сжимает в руке бокал вина. Он бьётся. Таня ранит руку.
Появляется Николай.

НИКОЛАЙ. Так ты бережёшь мою Таню?
ТАНЯ. Коль, я сама…

Николай бьёт Эйле.

РИММА ИВАНОВНА. Наконец-то драка! Ура! Ура! Ура мужикам!

Таня кричит. Николай набрасывается на Эйле, но поскальзывается и падает.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ (гостям). Неприятный инцидент, приношу свои извинения.
РИММА ИВАНОВНА (подходит к Степану Павловичу, говорит гостям). Неразделённая любовь… никто не застрахован.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. А на охране жених сэкономил. Пришлось самому. Вот…
РИММА ИВАНОВНА. Что ж… Свадьба, дорогие гости, подходит к концу.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Если вы торопитесь домой, я не обижусь. Спасибо.
РИММА ИВАНОВНА. Спасибо, что пришли.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Вам я позвоню.
РИММА ИВАНОВНА. А вас проводят на поезд.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Дорогие мои, конечно, к вам я тоже приеду.
РИММА ИВАНОВНА. Вы самые замечательные в мире родственники.
СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Как славно, что мы друг друга понимаем!

Гости расходятся. Степан Павлович пожимает всем руки.
Эйле встраивается в вереницу гостей, идущих к выходу.
Степан Павлович по инерции пожимает ему руку, не замечая, что это жених….

Картина 14

Аэропорт. Эйле изучает расписание рейсов. К нему крадётся Степан Павлович.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Это замечательно, что оформили самозащиту. Ты сможешь продолжать свои исследования. Таня прилетит следующим рейсом. Сегодня похороны… друг всё-таки и… Я её отправлю. Да. Она приедет. Можешь мне верить. Я тебя никогда не подводил. Но… знаешь, ты так много потратил на свадьбу. У тебя что-нибудь осталось от премии? Ты же всё-таки мой зять, думаю, ты должен помогать родному институту, Илья. Это сделает тебя успешным. Известным. Такой пиар-ход. Ты прославишься, правда! Я обещаю…

Эйле вытаскивает портмоне, раскрывает его. На пол сыплются деньги и карты.
Степан Павлович собирает всё в свой портфель.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Это правильное решение, Илья.

Эйле складывает билет вчетверо и суёт в рот ректору.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ (вынув бумагу). Билет? Это неправильное решение, Илья! Илья! Это твоё будущее!

Эйле идёт к выходу. Степан Павлович бежит за ним, спотыкаясь.

СТЕПАН ПАВЛОВИЧ. Если ты не улетишь в Стокгольм, разразится скандал! Международный скандал! Наших больше никуда не пустят, ты понимаешь? Мои студенты больше не выедут за границу, я пропал!!! Моя карьера кончена! Подумай о Тане! Илья, – ты скотина! Ты последняя скотина! Я тебя в люди вывел, я тебе шанс дал, тебе, сопляку! Я всё для тебя сделал, и даже больше! Больше, чем мог! Скотина какая, а, бездушная скотина…

Степан Павлович падает.

Картина 15

Светает. Орёл кличет протяжно и победоносно. Тимир сидит на крыльце с закрытыми глазами. Хут сидит рядом. Он снял шлем и внимательно его разглядывает. В небе появляется ещё один орёл, кличет ещё громче, чем первый. Хут смотрит то на орлов, то на шлем.
Приходит Эйле, садится рядом с Тимиром с другой стороны. Сидят. Молчат.

ХУТ. Он меня не видит?
ТИМИР. Нет.
ХУТ. И не слышит?
ТИМИР. Не слышит.
ХУТ. Моя очередь идти в мир.
ТИМИР. Никто не видит и не слышит тебя.
ЭЙЛЕ. Я умный. Сильный. Я лучший.
ТИМИР. Без хут всё получается легко и быстро.
ЭЙЛЕ. Я всё могу, всё, что захочу! Только я ничего уже не хочу, не надо мне – всё просто, и все одинаковые вокруг, все! Мне скучно. Теперь я понимаю, почему ты тут. Ты отличаешься от них. Ты один – другой. Почему?
ТИМИР. Я твой брат.
ХУТ. Я его боюсь.
ТИМИР. Не бойся.
ЭЙЛЕ. Я не боюсь, с чего ты взял?
ТИМИР. Отец прогневил чаянов…
ЭЙЛЕ. Я никого и ничего не боюсь.
ТИМИР. На охоте отец загнал медведицу, но убивать не стал, несмотря на голод. Это была сама мать Ымай. В благодарность она подарила нашему роду новую хут – душу героя. Она сказала: у тебя родится пять сыновей, и все они станут героями…
ЭЙЛЕ. Сильными и смелыми, как древние алыпы! Знаю я!
ТИМИР. Об одном просила Ымай – никому не говорить об этой встрече. Но успехи старших сыновей так вскружили отцу голову, что он не выдержал и похвастался родне. Богиня разгневалась и не дала тебе души. Твоя хут родилась, но она не успела вселиться в тебя…
ЭЙЛЕ. Если я получу душу, мне не будет скучно?
ТИМИР. Ты не можешь вообразить, как изменится мир: люди станут для тебя разными, очень разными, ты научишься любить и наконец-то станешь героем, как и предначертано тебе судьбой.
ХУТ. Я так ждал этого часа, а теперь он слишком силён, слишком жесток!
ТИМИР. Не бойся.
ЭЙЛЕ. Я не боюсь, сколько можно повторять?!

Тимир встаёт, берёт лопату, роет могилу.

ЭЙЛЕ. Мне, что ли?
ТИМИР. Я должен совершить обряд. (к Хут) Не бойся.
ЭЙЛЕ. Ты достал уже! Я не боюсь!
ТИМИР. Всё готово. Прыгай. И ты тоже.
ЭЙЛЕ. С кем ты говоришь?
ТИМИР. С твоей душой, Эйле.

Эйле и Хут прыгают в яму.

ТИМИР. Чир Суу, услышь меня. Ымай отвергла мои молитвы… Чир Суу, он будет тебе верным сыном! Помоги этой душе родиться, и она будет принадлежать только тебе. Я растил его вместо отца, я знаю, он не предаст тебя, Чир Суу. Он будет выполнять все твои приказы, самый лучший из нас, пятерых, он будет служить за всех!

Тимир закапывает их вместе, заходит в дом. Ставит вариться суп в казанке. Светает. Тимир смотрит в окно: Эйле выходит из могилы и бежит к реке. Тимир мешает суп, Эйле заходит в дом; мокрый, лохматый и в рваной кольчуге, он смотрит на себя в зеркало и в ужасе отстраняется.

ЭЙЛЕ. Я не узнаю себя.
ТИМИР. В твоих глазах поселилась хут.
ЭЙЛЕ. Моя голова говорит со мной.

Эйле замечает, что одет алыпом, и тут же освобождается от непривычной одежды, складывает в сундук, находит кроссовки, футболку, джинсы. Одевается.

ТИМИР. Тебя ждёт много испытаний, Эйле. Если ты докажешь, что достоин своей души, ты станешь героем, но если нет – Ымай заберёт твою душу, а Чир Суу заберёт твоё тело. На тебе наш род прервётся.
ЭЙЛЕ. Моя голова…
ТИМИР. Хут.
ЭЙЛЕ. Хут говорит… всё время. Я не понимаю, что… но голос… говорит и говорит… говорит и говорит… у меня голова лопнет!
ТИМИР. Не лопнет.
ЭЙЛЕ. Я должен идти.

Эйле берёт рюкзак, уходит. Тимир выходит во двор: всюду земля, куски дёрна, глина и камни. Тимир смотрит в яму. Сажает молодую берёзу. Поливает. Дует ветер,
покачивая берёзку.

 

Продолжение...