Александр ДЁМЫШЕВ
Александр Васильевич Дёмышев родился в 1973 г., вырос и живёт по сию пору на Филейке, северной окраине Вятки, работает на заводе «АВИТЕК» в группе сопровождения грузов. Специфика работы связана с командировками, маршруты которых пролегли через Заполярье и пустыни Средней Азии, Прибалтику, Калининград и Тихоокеанскую бухту Золотой Рог, другие города и сёла. Участник литературного клуба «Молодость», областных семинаров молодых литераторов. Александр Дёмышев сегодня автор книг «Витькины небеса» и «Тихий океан… только называется тихим», «ERIKA» (электронной версии). Награждён дипломом областной выставки-конкурса «Вятская книга года», лауреат первого Межрегионального фестиваля литературы и кино «Солдаты Отечества, областной премии имени поэта-фронтовика О. М. Любовикова. А с 2017 года – член Союза писателей России.
Без оружия на Украину
Волков боишься – дома сиди
(пролог)
...А небо надо мной – синее-синее! От этого небесного синего цвета – сочного, яркого – даже в глазах рябит. Под высоченным небесным сводом раскинулось бескрайнее жёлтое поле. Ветерок колышет колосья пшеницы, и колыхания эти похожи на переливы морских волн. Я пробираюсь сквозь летний зной и колосящуюся плотно траву. Стебли высокие – почти до плеч. Поле вытянулось за горизонт, оно и взаправду как море. Но я должен успеть выбраться с этого поля. Обязан выбраться для того, чтобы жить. Я чувствую их – крадущихся вслед за мной преследователей. Пшеница скрывает серые спины, но по движению стеблей, по едва различимому звериному рыку я знаю – они тут, они меня окружают, всё ближе, ближе. Прибавляю шаг, бегу, прорываясь сквозь пыльные жёлтые заросли. Задыхаюсь. Пот, стекая со лба, застилает глаза. Тру глаза на ходу, чтобы можно было хоть что-то видеть. Слышу рычание, они слишком близко! В ужасе обернувшись, я вижу сквозь стебли оскал серых морд. Рядом со мной волчья стая. Тяжёлое звериное дыхание, клацающие клыки, слюна свисающая из пасти вожака – громадного волка, подобравшегося вплотную. Секундная пауза. Волк бросается на меня...
Этот сон проживал я ночами десятки раз. Он снился мне с детства – не часто, но регулярно. Примерно раз или два в год я бежал от волков по жëлто-пшеничному полю, а небо давило сверху всей тяжестью синевы. Каждый раз тот кошмарный сон обрывался одним и тем же. Волк бросался, и я подскакивал на кровати в ужасе и холодном поту. Но однажды – случилось это, кстати, на территории Украины – сон не прервался. Я увидел его продолжение. И, знаете, с тех пор – слава Богу! – кошмар про волков мне больше пока не снился.
* * *
Слухи о том, что нам маячит «прогулка» на Украину курсировали в отряде ещё чуть ли не с прошлого года. Перспектива заманчивая. Россия давно уж изъезжена вдоль, поперёк. Армения, Казахстан, Белоруссия... Хотелось чего-то нового. Но вот и сюрприз: пересечь всю территорию Нэзалэжной предстояло нам без оружия.
А груз-то серьёзный, других мы не возим. И вот приблизилось лето. Начальник нашей Группы сопровождения грузов (сам по фамилии Бесарчук, хохол из хохлов, усы висячие при разговоре шевелятся, правда, вместо чуба надо лбом залысина) на инструктаже нам и говорит:
– До границы, ребятки, с оружием вчетвером. Восемь вагонов с пиротехникой, изделия крупногабаритные. А помимо того ещё кое-что из мелочи с вами в теплушке поедет.
«Знаем мы вашу “мелочь”, одним ящиком можно небольшой городок вдребезги разнести, ёлы-палы!» – мысленно отвечал я начальнику. Бесарчук между тем продолжал:
– Охраняете, значит. Всё как обычно. А в Брянск мы «Газель» к вам пришлём. Одному из вас пушки сдадите по описи, шмотки лишние, и он на «Газели» домой. Остальные трое – дальше через всю территорию Украины без оружия едут. Груз в Николаев везёте, в порту там сдадите, его уже дальше по морю без вас отправят то ли в Индию, то ли в Индонезию... Короче! Поскольку Украина – это как бы другое государство, вы на её территории будете официально уже не военизированная охрана, а как бы проводники грузовых вагонов. Удостоверения железнодорожные вам оформим. Но за грузом вы там смотрите в оба, всё ж это... как бы... как бы...
Выражение «как бы» было любимой присказкой Бесарчука. Мы за глаза его иногда даже так называли – Какбыч.
– И кто же из нас от границы домой вернётся? – спросил я, напуская и в голос, и на лицо максимум равнодушия.
Парни запереглядывались. Каждому из нас хотелось на Украину сгонять хоть с оружием, хоть без. Ведь это уже зарубежье, пусть и не очень дальнее. А значит, суточные светят совсем другие: полтос баксов в рублях по курсу. Да и открыть пляжный сезон купанием в Чёрном море желали все.
Начальник уставился на меня, долго смотрел, что-то прикидывая. Настроение моё быстро портилось. Но Бесарчук, окинув медленным взглядом и остальных, изрёк:
– Сами, ребята, решайте. Вы как бы жребий бросьте – кому возвращаться.
Какбыч нам доверял. И (я потом уже это понял) доверял слишком сильно...
Жребий благополучно выпал мимо меня, и в понедельник 3 июня 2013 года ровно в 12:00 по московскому времени, будучи членом экипажа, состоящего из четырёх охранников, выбыл я по маршруту Киров (Россия) – Николаев (Украина) со спокойной душой. Жена на дорожку перекрестила. Дома с ней ждать моего возвращения оставался наш маленький первенец-сын.
Поначалу ехали-похахатывали: для чего нам летом буржуйку в вагон воткнули? Но в ночи стало влажно, свежо. Дежурный чуток подтопил – нормально, можно даже сказать – комфорт. Из комфорта имелись ещё деревянные нары, наспех сколоченный столик и настенный подсвечник. Свечами мы как-то не пользовались – прошлый век, да и пожароопасность. К чему свечи тусклые жечь, если у каждого из нас на лбу по диодному фонарику? В дальнем углу дырку в полу прорубили, чтобы надобности на ходу испражнять. К стене примастырили умывальник, сделанный из пластиковой пятилитровки. На предприятии – особо секретном военном заводе – нам выделили три оцинкованных столитровых бака из-под пороха. С помощью волшебного средства «Сказка» мы их отмыли почти до блеска, наполнили из артезианской скважины, так что с наличием воды проблем никаких. Плитка с газовыми баллончиками у нас имелась, хоть по инструкции это запрещено. Но на газу летом в вагоне готовить гораздо правильнее, чем на буржуйке. Чугунную печь ведь ещё растопить надо, а в летние дни в теплушке и без того жарко.
В общем, выехали мы с попутным ветром и дней через пять добрались до приграничного Брянска. Почему долго ехали? Если вы никогда не путешествовали в грузовых вагонах, я поясню. Состав грузовой – это не литерный поезд. Путешествие теплушкой в основном состоит из ожидания отправки на полустанках больших и малых. Пассажирские, электрички – мы всех пропускаем. То тут, то там – смена экипажа, замена лошади (так мы называли локомотив) и т. д. А ещё в каждой области – сортировочная станция, где весь ваш состав распускают, а затем формируют по новой. На сортировке вы можете проторчать от нескольких часов до нескольких дней, это зависит от того, насколько быстро набираются вагоны в попутном направлении. Вот и выходит, что на месте стоять приходится во много раз дольше, чем ехать.
Но всё ж таки добрались почти к самой границе. В Брянске, как уговорено, ждала нас «Газель». Втроём мы переоделись в старую камуфляжную форму со споротыми нашивками. Отныне мы не охрана, а команда проводников. Настоящую нашу форму и кое-что из вещей, ставшее лишним, сгрузили в «Газель». Наш четвёртый напарник, с которым мы отправляли домой оружие и красные корочки, отозвав меня в сторону, украдкой шепнул:
– Санька, слушай, ты там за Николаевичем присматривай, особенно, если гроза случится.
Напутственные слова прозвучали довольно странно, но уточнять было некогда. Я лишь кивнул:
– Разберёмся.
«Газель» с лишними шмотками, спецсредствами (дубинками, наручниками, газовыми баллончиками), а также с нашим оружием (пистолетами, автоматами) укатила в Киров. Следующим утром мы втроём – липовые проводники грузовых вагонов – въехали на территорию Украины. Честно скажу, сопровождать такой груз, как у нас, без оружия (ножовка и молоток не в счёт) было нам не привычно. Чувство такое – как голый едешь. Но это лишь поначалу, вскоре обвыклись. Младшим из нашего экипажа был Сергей Виноградов. Серый – так мы его называли. Здоровенный парняга, в прошлом году ефрейтором дембельнувшийся из ВДВ. Серый был рыж и голубоглаз, возрастом – чуть за двадцать. Задиристый малый, дух десантуры так и бурлил в его венах.
Старшим по возрасту (уже под полтинник) был Евгений Буторин – жилистый, худощавый и лысоватый мужичок, майор ВВС в запасе. Выслужив положенное в авиации, он устроился в Группу сопровождения грузов. Майора мы звали всегда по отчеству – Николаевич. Был он товарищ себе на уме.
Ну и я. В ту поездку Бесарчук назначил меня старшим наряда охраны. По возрасту же и комплекции был я в то время что-то среднее между двумя моими напарниками. Да, раз уж начал рассказывать о том, кто из нас где служил, скажу сразу и за себя. Срочную я проходил в стройбате и был рядовым если что. А командовать нашим нарядом предстояло именно мне по самой простой, но веской причине – из нас троих я был наиболее опытным в деле охраны грузов. Не хвастовства ради, а чисто для понимания – за плечами моими на тот момент числились две с половиной сотни успешных командировок за почти двадцать лет в Группе сопровождения.
Добавлю ещё несколько слов о напарниках. Оба устроились в наш отряд прошлой осенью. Охранять груз вместе с ними отправился я впервые. И парни – старожилы отряда – мне намекали, посмеиваясь, чтобы держал с новичками ухо востро. Своеобразные они типа личности, оба ершистые да ещё и не особо сошлись характерами. Серёга успел прослыть пареньком одновременно и слишком резким, и туповатым. А Николаевич – было видно – мужик с хитринкой, и всё с него словно с гуся вода. По службе без нареканий, однако слухи ходили про него, что начальству стучит. Но то были лишь домыслы, а не конкретные факты.
Конечно, напарники мне достались, как бы помягче, немного не те... Ну а что теперь? Ведь я и сам далеко не подарок! Не отказываться же от выгодной командировки из-за всяческой ерунды. Главное – груз довезти в целости, а остальное... Я и не предполагал тогда, каких горьких щей мне придётся хлебнуть с такими напарничками.