Новости21.01.2025 09.01.2025 28.12.2024 25.12.2024 23.12.2024 09.12.2024 03.12.2024 29.11.2024 21.11.2024 12.11.2024 Благоустройство города Вятки в годы нэпаБлагоустройство города Вятки в годы нэпа
В начале 1921 г. город Вятка, где проживало 40 810 чел.1, вступал в нэп с множеством нерешенных проблем коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания населения, благоустройства, обеспечения пожарной безопасности. Негативный отпечаток накладывал его прифронтовой характер в годы Гражданской войны, резкий, практически неконтролируемый рост населения, естественная нехватка средств в годы военного коммунизма.
Первые годы нэпа оказались крайне сложными для Советского государства и в политическом, и в социально-экономическом плане. В подобных условиях сил, времени и средств на обеспечение благоустройства городов в начале 1920-х гг. попросту не было. Не оказалась исключением и Вятка. Горсовет начал мероприятия по благоустройству города лишь с 1923 г. Еще осенью 1924 г. на заседании коммунальной секции Вятского горсовета было заявлено, что «коммунальное хозяйство города Вятки еще очень недалеко вышло из периода организационного и периода собирания коммунальных предприятий, разбросанных по разного рода наркоматам и учреждениям… Это собирание коммунального хозяйства в одно целое, безусловно, не могло не отразиться на работе как отдельных отраслей коммунального хозяйства, так и его в целом. Отдельные части коммунального хозяйства все еще являются недостаточно организованными и требуют тщательного изучения и проработки»2. Однако и в сложных условиях организационного периода необходимо было срочно решать насущные проблемы благоустройства города.
Особо стоял жилищный вопрос. Общий жилой фонд города к 1914 г. составлял 235 290 кв. м. В городе было до пяти тысяч домов, более 70% из которых были деревянными. За годы Первой мировой и Гражданской войн жилой фонд сократился на 20%3. С 1923 г. начались работы по капитальному ремонту и восстановлению жилья. За три года было восстановлено 338 коммунальных домов, организовано шесть районных и один городской жилищно-строительный кооператив, создано акционерное общество «Жилстрой»4. Кроме того, в 1921–1925 гг. был построен 161 частный дом5.
Несмотря на ряд мер, принятых Губисполкомом и подчиненных ему органами, ведающими жилищным делом, в плане уплотнения советских и иных учреждений6, выселения по суду так называемого «нетрудового элемента» из муниципализированных домов, ремонта разрушенных строений и др., квартирный кризис не терял своей остроты. Одной из причин его являлся неограниченный въезд граждан в г. Вятку. Так, по данным адресного стола, население города за сентябрь 1924 г. увеличилось на 1 162 чел., за октябрь – на 2 035 чел.7 К 1925 г. жилищный фонд Вятки составлял 298 124 кв. м, которым пользовались 53 808 жителей. При законодательно установленной норме в 16 кв. аршин (8,1 кв. м) на человека, жилищный фонд города должен был равняться 435 844,8 кв. м, то есть почти в 1,5 раза больше имеющегося.
В дальнейшем жилищная ситуация только усугублялась. Вследствие отсутствия ремонта многие дома приходили в негодность, новое жилье строилось в недостаточном объеме из-за нехватки денег и бюрократических проволочек8. Согласно отчету Вятского горсовета о работе за ноябрь 1925 – март 1926 г., в Вятке было 2 254 домовладения с числом жилых домов 3 724 и общей жилой площадью 411 761,35 кв. м. Из этого количества жилой площади было занято различными учреждениями и организациями 98 084,35 кв. м, таким образом, под жилье для 61 724 чел. оставалось 313 677 кв. м. На долю одного вятчанина приходилось 5,1 кв. м, тогда как санитарная норма, согласно постановлению ВЦИК, была равна уже 9,1 кв. м (2 кв. сажени)9. Для преодоления жилищного кризиса необходимо было фактически построить новый город, равный по площади существовавшему, что в тех условиях оказалось невозможным.
Интересно, что в 1926 г. в Вятке было обнаружено подпольное квартирное агентство по распределению квартир в частных домах10. Нелегальное учреждение вскоре ликвидировали.
В начале 1920-х гг. губернский город оказался практически без замощенных улиц и тротуаров, которые были построены еще до революции и пришедшие в ветхость в военное время. В 1923–1925 гг. были замощены отдельные участки улиц Розы Люксембург, Свободы, Дрелевского (современная ул. Спасская), проведен капитальный ремонт мостовых на улицах Карла Маркса, Ленина, Коммуны (современная ул. Московская) и площади Революции (бывшая площадь Александро-Невского собора, район современных парка им. Гагарина и филармонии). Было замощено около 12 тыс. метров11.
С 1925 г. началось первое асфальтирование тротуаров (до этого они были деревянными). Первоначально асфальтовые тротуары воспринимались городскими властями как непозволительная роскошь. 20 мая 1925 г. на заседании секции коммунального хозяйства горсовета в прениях по данному вопросу часты были высказывания в том духе, что «на окраинах города даже деревянных тротуаров нет с отсутствием освещения», с асфальтом можно и подождать. В итоге было принято компромиссное решение об устройстве асфальтовых тротуаров только на центральных улицах (Ленина, Коммуны, Дрелевского)12. К 1926 г. было сделано асфальтовых тротуаров 2 709,54 кв. м и отремонтировано существующих 594,9 кв. м13.
Точечно благоустраивались проблемные места города. Так, в сентябре 1924 г. закончилось мощение Спасского спуска14. 25 июня 1926 г. коммунальная секция горсовета предложила коммунальному отделу «представить свои соображения о постройке лестницы в овраге на углу улиц Свободы и Розы Люксембург»15. В 1927 г. планировалась постройка моста через реку Хлыновка для проезда к лесопилке16.
В 1924–1925 гг. на улицах города появилось 131 электрических фонаря. К 1926 г. их стало 20617. Силами населения города были приведены в порядок сады и скверы, на улицах посажено 320 деревьев18. 20 марта 1925 г. на заседании секции коммунального хозяйства горсовета директор городского театра Долгов, в ведении которого находился сад им. Степана Халтурина (современный Александровский сад), отметил, что сад находился «в громадном запущении; деревья постепенно уничтожаются, кустарниковые почти уже отсутствуют. Здания, находящиеся в саду, также требуют больших ремонтов и приведения в надлежащий вид; изгородь требует капитального ремонта»19. В связи с этим весной–летом 1925 г. производились достаточно большие работы по благоустройству парка.
Горсовет всячески старался сделать Вятку уютнее, в частности, очистить улицы от пыли в летние месяцы. 31 марта 1926 г. комиссия по благоустройству, строительству и земельному делу коммунальной секции признала «поливку улиц в центральных кварталах желательной, в течение жарких дней лета в срок не менее 1,5 месяца, использовав для этой цели пожарные краны на улицах»20.
В 1920-е гг. проводилась телефонизация города. Вятская центральная телефонная станция была открыта в 1897 г. с расчетной емкостью на 600 абонентов. В декабре 1924 г. было принято обязательное постановление президиума Вятского губисполкома, которое предписывало «в целях сохранения надлежащего порядка, для принятия срочных мер во время краж, скандалов, несчастных случаев, установления… связи для извещения о возникших пожарах… установить телефонные аппараты» в пивных, лавках, ресторанах, столовых21. К 1 апреля 1926 г. в городе было подключено уже 748 абонентов22. Расширение телефонной сети наталкивалось на технические трудности, так как дополнительные аппараты достать было невозможно, ибо таковых, ввиду их устаревшей конструкции, в СССР не производилось23. Кроме того, было необходимо переоборудовать телефонную станцию на двухпроводную систему24.
Традиционной была проблема водоснабжения. Вполне естественно, что существующий водопровод, который практически не подвергался модернизации со времени своей постройки в 1899 г., не мог удовлетворить растущие потребности населения Вятки 1920-х гг. По состоянию на 1925 г. протяженность городских улиц и проездов составляла 60 верст (64 км), в то время как длина водопроводной сети равнялась 21 версте (22,4 км) (в 1926 г. – 24 км или 36% к общей протяженности улиц и проездов). Из 2 500 домовладений к сети было подключено всего лишь 604 или 24%. Этот недостаток сети частично восполнялся 14 водоразборными будками, разбросанными по городу25.
Кроме того, как показывала разница объема воды, выкаченной насосами и фактически оплаченной населением, в 1923–1924 гг. 39–40 % воды составляло утечку или оказалось неучтенной26. Дело в том, что лишь 40% абонентов имело водомеры, остальным учет воды велся, исходя из суточной нормы потребления в 25 литров на человека27. Неучтенной оказывалась вода, использованная сокрытыми потребителями, шедшая на тушение пожаров, а также потерянная в результате многочисленных протечек. Актуальной в связи с этим оставалась задача установки водомеров и ремонт существующих водопроводных труб.
Изношенность водопроводной сети тревожила городские власти и в связи с проблемой загрязнения воды. 22 июля 1925 г. на заседании президиума горсовета было принято решение о прокладке чугунных труб, организации специальной лаборатории с целью осуществления постоянного санитарного контроля. Кроме того, было указано, что, «так как место забора воды находится в черте города [и] влияет на изменение свойства воды, необходимо приступить к изысканию новых, более мощных источников водоснабжения вне городской черты, а также приступить к подготовительным работам по устройству канализации в городе»28. Дело в том, что городской водопровод питался ключами, собранных дренажами в среднем и нижнем водоносных слоях Кикиморской горы (район современной ул. Водопроводной). С развитием города в ключи, а также в поврежденные железные водопроводные трубы (прослужившие к тому времени уже более 15 лет при нормальном сроке эксплуатации в 8–10 лет29) стали попадать нечистоты, которые при отсутствии в городе канализации проникали в водоносные слои. В связи с этим качество воды неуклонно падало.
К середине 1920-х гг. перед городом Вятка возник сложный вопрос: что делать с городской электрической станцией постоянного тока, построенной еще в 1903 г., – расширять ли ее или же приступать к постройке новой с современным оборудованием переменного тока высокого напряжения30?
Еще в 1923 г. заведующий электростанцией В. Салин указывал на необходимость замены использовавшихся проводов на более совершенные в целях увеличения их производительности31. Однако, учитывая то, что старая станция не могла удовлетворить потребности растущего населения и развивающейся промышленности, а также сложности с подвозом основного вида топлива – дров, – городские власти решили строить новую электростанцию. Существовавшее состояние оборудования сети и мощность станции не позволяли ни уменьшить себестоимость энергии, ни улучшить качество освещения, ни увеличивать число абонентов, а наоборот, угрожали дальнейшим уменьшением мощности, увеличением потерь и уменьшением выработки электроэнергии. В 1922–1924 гг. годовая выработка электричества постоянно падала, состояние станции заставляло сильно ограничивать число абонентов, практически исключив подключение новых. Так, установленная мощность станции 490 кВт, вследствие износа машин, снизилась до 420–430 кВт32. Существовали проекты строительства дровяной или дизельной электростанции на окраине города, гидроэлектрической станции на Белохолуницких прудах, а также станции на торфяниках в селе Бобино (ныне в Слободском районе Кировской области) либо на торфяном массиве «Гадово болото» (ныне район поселка Торфяной в Орловском районе Кировской области)33. Однако эти проекты так и остались планами в виду отсутствия денежных средств.
1920-е гг. был временем развития торговли и предпринимательства в рамках советского строя. Нэпманы всячески заботились о привлечении покупателей, а двигателем торговли, как известно, является реклама. 3 августа 1925 г. бюро коммунальной секции горсовета обсуждало проект обязательного постановления губисполкома «об урегулировании постановки различного рода плакатов рекламного характера на улицах города Вятки». Однако «ввиду имеющихся по сему вопросу возражений губ[ернского] прокурора, а также отсутствия более или менее веских оснований к изданию такого рода постановления» проект был отклонен34. Установка рекламных щитов и плакатов откладывалась на более позднее время.
Примечательно, что на улицах губернского центра еще работали чистильщики сапог, придавая неповторимый колорит нашему городу. Остается не совсем ясным, сколько всего их было в Вятке. По крайней мере, 18 февраля 1926 г. на заседании эксплуатационной комиссии коммунальной секции горсовета чистильщику сапог Давыдову было предоставлено дальнейшее право работать на углу улиц Ленина и Коммуны у дома № 7/6935.
Город неуклонно рос. Согласно результатам первой Всесоюзной переписи населения СССР, в Вятке в 1926 г. проживало 61 009 чел., из них мужчин – 29 870 и женщин – 31 13936. По состоянию на 1 января 1929 г. численность жителей нашего города составляла уже 68 445 чел.37 Подобные темпы роста количества населения ставили перед Вяткой качественно новые задачи, которые предстояло решать в новых социально-экономических условиях индустриализации страны.
Таким образом, в годы нэпа городские власти и простые жители всячески пытались благоустроить Вятку. Конечно, материальных средств на масштабные проекты не хватало, однако те усилия, которые предпринимали вятчане в 1920-е гг. для улучшения условий городской жизни делали наш город гораздо привлекательней.
Примечания
1. История города Кирова. 1374–1974: Краткий очерк / науч. ред. А. В. Эммаусский, Е. И. Кирюхина. Киров, 1974. С. 180.
2. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 185. Л. 2.
3. История города Кирова… С. 194.
4. Суходоев В. Вятка в годы восстановления народного хозяйства // Спутник агитатора. 1974. № 9. С. 27.
5. История города Кирова… С. 194.
6. В 1925 г. из Вятки выехала Десятая пехотная школа, освободив 18 домов полезной площадью 2 667,03 кв. саженей (12 140,9 кв. м), каковая была распределена под общежития рабочих и прибывающих в город общественных работников (ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 35. Л. 16).
7. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 185. Л. 8.
8. ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 13. Л. 17 об.
9. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 205. Л. 137 об.; там же. Д. 251. Л. 112 об.; см. также: Как велик жилищный голод? // Вятская правда. 1927. № 4. 6 янв. С. 3.
10. ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 49 а. Л. 66.
11. История города Кирова… С. 195; см. также: Мощение улиц заканчивается // Вятская правда. 1924. № 180. 9 авг. С. 5; План работ по мощению улиц // Вятская правда. 1924. № 201. 4 сент. С. 6.
12. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 185. Л. 112 об. – 114; там же. Д. 212. Л. 51.
13. Там же. Д. 205. Л. 1; см. также: Вятка строится // Вятская правда. 1926. № 23. 29 янв. С. 7.
14. «Вятская правда» с удовлетворением сообщала: «Недавно закончены работы по мощению Спасского спуска (дороги к лесной пристани). Место это в осеннее время обычно называлось крестьянами «гиблым местом», так как здесь неоднократно наблюдались случаи, когда лошади ломали ноги, разбивали телеги и т. д. В настоящее время по Спасскому спуску открыто движение. Дорога прочно замощена. По сторонам вырыты водоотводные каналы, благодаря чему в осеннее время дорога будет вполне удобной для перевозки грузов» (Ремонт «гиблого места» // Вятская правда. 1924. № 211. 16 сент. С. 5).
Переустройство Спасского спуска предполагалось еще в 1922 г., но ввиду нехватки средств мощение состоялось только через два года (ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 6. Л. 56.).
15. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 211. Л. 39 об.
16. Там же. Д. 346. Л. 3.
17. Там же. Д. 205. Л. 1; Освещение улиц // Вятская правда. 1924. № 187. 19 авг. С. 5; Освещение улиц города недостаточно // Вятская правда. 1927. № 18. 22 янв. С. 5.
18. История города Кирова… С. 195; ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 6. Л. 56.
19. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 185. Л. 94.
20. Там же. Д. 251. Л. 239.
21. Там же. Д. 185. Л. 34.
22. Там же. Д. 205. Л. 143.
23. Там же. Д. 211. Л. 3.
24. ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 49 а. Л. 1.
25. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 205. Л. 142 об.; ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 49 а. Л. 1; Салин В. Водопроводы общественного пользования в губернии // Вятско-Ветлужский край. 1925. № 5–6. С. 68.
26. ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 13. Л. 59 об.; Салин В. Водопроводы общественного пользования… С. 69.
27. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 185. Л. 27.
28. Там же. Д. 212. Л. 152 – 152 об.; см. также: К устройству канализации // Вятская правда. 1924. № 193. 26 авг. С. 5.
29. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 212. Л. 265.
30. Салин В. Электроснабжение города Вятки // Вятско-Ветлужский край. 1925. № 8. С. 62.
31. ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 6. Л. 54.
32. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 205. Л. 142.
33. Например, 23 апреля 1926 г. вопрос о постройке новой электростанции на «Гадовом болоте» мощностью в 15 000 кВт обсуждался на заседании коммунальной секции горсовета (ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 211. Л. 25 – 25 об.). См. также: ГАСПИ КО. Ф. П-72. Оп. 1. Д. 49 а. Л. 1.
34. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 212. Л. 163.
35. Там же. Д. 251. Л. 131 об.
36. Цифры о Вятке // Вятская правда. 1927. № 3. 5 янв. С. 3.
37. Районы Нижегородского края: статистический справочник. Н. Новгород, 1930. С. 6–7, 22–23.
(Опубл.: Город на Вятке: история, культура, люди: материалы Всерос. науч. конф., Киров, 4–5 июня 2014 г. / науч. ред. М. С. Судовиков. Киров: ИД «Герценка», 2014. С. 71–78).
|