Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – одна из ключевых фигур советской литературы и главный певец революции.

В 2018 году исполнилось 125 лет со дня рождения поэта. Кроме того, в начале февраля 1928 года в рамках гастрольного тура Маяковский посетил нашу Вятку – с тех событий прошло 90 лет. Две эти важные даты, несомненно, заслуживали внимания, а наши богатые книжные фонды и, в частности, собрание прижизненных изданий Маяковского в Библиотеке (44 издания), позволили превратить этот юбилейный год в настоящее событие – был разработан культурно-образовательный проект «Год Маяковского в Герценке».

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Программа проекта состояла из цикла различных мероприятий, посвященных поэту, главным среди которых стала книжно-иллюстративная выставка прижизненных изданий «Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее».

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

На выставке были представлены прижизненные издания автора из фондов библиотеки – это книги двадцатого столетия, имеющие выдающееся историко-культурное значение и отражающие эпоху начала советской власти.

В заглавной витрине разместились самые ранние издания Владимира Маяковского, сохранившиеся в нашей библиотеке, – это книги, вышедшие в издательстве «Искусство молодых» (ИМО), организованном самим поэтом: первое и второе издания пьесы «Мистерия-Буфф» (Пг., 1918, 1919), второе издание поэмы «Война и мир» (Пг., 1919) и «Все сочиненное Владимиром Маяковским, 1909-1919» (Пг., 1919). Поскольку эти книги посвящены поэтом Лиле Юрьевне Брик, то репродукция фотографии молодой пары стала своеобразным дополнением композиции этого подраздела. Здесь нами рассказывалась история знакомства и непростых взаимоотношений Лили Брик и Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Следующая витрина раскрывала Маяковского как художника и состояла из изданий, обложки к которым рисовал сам автор. Среди них «Маяковская галерея», «Вон самогон!», «Ни знахарь, ни бог, ни ангелы бога – нам не подмога». Все они вышли в 1923 году в издательстве «Красная новь». Дополнениями этого фрагмента выставки стали оригинальная открытка «Окно Роста» (1920) с сатирическим изображением изгнания Врангеля из России, сделанным рукой художника Маяковского, и репродукция последнего его рисунка «Человек, шагающий навстречу заходящему солнцу» (январь 1930).

Отдельно мы рассматривали книги Владимира Маяковского, вышедшие в соавторстве с другими писателями. Так, например, интересно, что в коллекции театральных пьес хранится 2 экземпляра книги «Радио-Октябрь» (М., 1927), написанной к десятилетию со дня революции. Прозаическая часть произведения принадлежала руке Осипа Брика, а стихотворная – руке Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Оформление советских книг – особая тема. С начала 1920-х годов предпочтение в оформлении печатной продукции отдаётся производственному искусству и конструктивизму, который вырос из футуризма и дадаизма. В следующей витрине мы представили оригинальные обложки изданий Владимира Маяковского, ставшие лицом своего времени.

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Наверное, каждый образованный человек слышал имена Эль Лисицкого и Александра Родченко – ярких представителей советской культуры. Они же художники-оформители самых известных книг русского конструктивизма.

В наших фондах хранится факсимильное издание необыкновенной книги Владимира Маяковского «Для голоса» (Вых. дан. оригинала: Берлин-Москва, 1923). Её иллюстратором выступил «конструктор книги Эл Лисицкий». Конструкция издания напоминает записную или телефонную книжку, где боковой обрез представляет собой ступеньки-закладки с названиями стихотворений. Монтаж иллюстраций производится средствами типографского набора, печать в две краски. В результате такого подхода к оформлению книга стала визуальной, она заговорила голосом автора: «Как художественное целое, книга «Для голоса» – визуальный вихрь, соответствующий мужественной революционной страстности и динамике стиха Маяковского, книга-фильм, образ-движение».

Книги, представленные на выставке интересны не только своим содержанием и оформлением, но и историей бытования. Большинство книг поступило в библиотеку в 1920-е годы в качестве обязательного экземпляра книжной продукции РСФСР, несколько изданий – из собраний местных жителей. Их владельческие записи украшают обложки некоторых сборников. Кроме того, на выставке можно было познакомиться с журналами «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Наше собрание журналов почти полное: отсутствует лишь второй выпуск «ЛЕФа» за 1923 год. Замечательно также, что все оригинальные обложки сохранились.

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Украшением выставки стали работы конкурса детских рисунков «Маяковский в красках».

Владимир Маяковский. Поэт, звавший в будущее

Выставка была посвящена памяти Надежды Павловны Гурьяновой (1957-2018) – директора Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, ценителя творчества В. Маяковского и вдохновителя выставки.

Подробнее о проекте «Год Маяковского в Герценке» можно узнать из статьи:
Кожевникова, Е. А. «Год Маяковского в Герценке»: культурно-образовательный проект отдела редких книг // Вятская книга, 2018 год: сборник / Мин-во культуры Киров. обл., КОУНБ им. А.И. Герцена ; сост. Н.В. Стрельникова; редкол.: С.Н. Будашкина и [др.]. – Киров, 2019. – С. 83-97.


назад