Детское чтение для сердца и разума
Выставка «Детское чтение для сердца и разума» была названа по имени одного из первых отечественных детских журналов, появившихся во время правления Екатерины II благодаря издателю Николаю Новикову. В 1785 году журналист и издатель Николай Новиков начал выпускать специальное приложение к газете «Московские ведомости» – «Детское чтение для сердца и разума», адресованное «русскому юношеству». Новиков выступал против иностранной литературы и в первом выпуске написал: «Несправедливо оставлять свой собственный язык, ещё и презирать его. Всякому, кто любит своё Отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски». В «Детском чтении» публиковали повести о добродетелях и пороках, рассказы о природных явлениях, дневниковые записи путешественников, анекдоты, полезные факты, восточные сказки, беседы о нравственности. Новиков стремился привлечь к детской литературе популярных авторов, и вскоре к созданию журнала присоединились Николай Карамзин и Александр Петров. Журнал был очень популярен и переиздавался несколько раз. На выставке было представлено переиздание журнала, предпринятое в 1819 году.
Однако в журнале «Детское чтение для сердца и разума» не было картинок. Иллюстрации в детской книге появились не сразу, и даже литература для детей появилась не сразу. Такие книги как «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера», сказки Пушкина, Шарля Перро и т.д., которые сейчас считаются классикой детской литературы, были изначально задуманы для взрослых. В прошлом круг чтения детей и взрослых был общим. Так, например, многие на Руси учились читать по Псалтири. В XVII–XVIII веках появляются детские энциклопедии. Сначала в них почти или вовсе нет иллюстраций. Затем авторы и издатели начинают осознавать, что в иллюстрациях есть польза. Родоначальницей иллюстрированных книг для детей стала книга Яна Амоса Коменского «Мир в картинках» / «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Автор – чешский педагог, создатель учебников по латинскому языку. «Мир в картинках» – своеобразная энциклопедия для детей, начинающих своё образование. В книге было 150 картин. Для их описания было использовано два языка: родной и иностранный. Книга имела большой авторитет и ежегодно издавалась на разных языках. Так, в России книга издавалась пять раз в XVIII веке и начале XIX века. На нашей выставке было представлено издание 1768 года. В нём ещё не было иллюстраций, а название перевели как «Видимый свет». Другое российское издание книги, представленное на выставке, вышло спустя 20 лет: название было переведено как «Зрелище вселенныя». Книга содержит текст на трёх языках: русском, латинском и немецком. Из 150 глав (и картин) оригинала сохранены были только 80. Иллюстративный ряд составили гравюры не из первого оригинального издания 1658 года, а из более поздних европейских переизданий труда великого чешского педагога. Также на выставке были представлены репринты «Мира в картинках», выпущенные в советское время.
В экспозицию вошли и детские энциклопедии начала XIX века. Например, детская энциклопедия 1808 года, составленная в форме вопросов и ответов. Интересен экземпляр книги «Детский музеум или собрание изображений» 1828 года из коллекции известного библиофила Е. Д. Петряева. В нём содержится не только описание диковинных зверей, но и их красочные портреты.
Большой раздел выставки составляли дореволюционные детские журналы. Среди них: «Детский вестник», «Детское чтение», «Друг юношества», «Детский отдых». Уже в середине XIX века некоторые детские журналы стали разделяться по гендерному признаку. Например, появился журнал для девочек «Звездочка».
Внимание посетителей привлёк раздел выставки, на котором были представлены детские книги с автографами известных писателей и художников из нескольких коллекций отдела редких книг: коллекции книг с автографами, коллекции книг Альберта Лиханова, коллекции книг Ивана Халтурина. Так, на выставке можно было увидеть книги с автографами Агнии Барто, Юрия Васнецова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Виктора Васнецова и других знаменитых людей.
Дореволюционная детская литература была представлена книгами лучших отечественных издательств. Например, «Экспедиции заготовления государственных бумаг» и «Издательства Иосифа Кнебеля». Эти издательства работали с лучшими художниками-иллюстраторами, поэтому их книги отличаются запоминающимся художественным оформлением.
Выставка о детской книге не была бы полной без произведений А. С. Пушкина, со дня рождения которого в 2024 году исполнилось 225 лет. Здесь можно было увидеть его сказки с иллюстрациями Ивана Билибина.
Выставку украсило издание «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина с иллюстрациями Виктора Васнецова. Оформление, созвучное строфам былинных стихов А. С. Пушкина, было выполнено художником в стиле богато украшенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Книга-гармоника появилась к 100-тию со дня рождения поэта в 1899 году. В фонде отдела редких книг есть переиздание, выпущенное «Товариществом скоропечатни А. А. Левенсон» в 1914 году. Копию издания в натуральную величину можно было увидеть на одной из стен выставочного пространства. В 1980-х годах было выпущено переиздание книги в уменьшенном формате. Это переиздание тоже можно было увидеть на выставке.
Украсила выставку книга «Сказки с иллюстрациями Уолтера Крейна». Знаменитый английский художник проиллюстрировал «Кота в сапогах», «Али-бабу и 40 разбойников», «Синюю бороду» и другие произведения. Это классика английской детской иллюстрации.
На выставке был также представлен экземпляр из фонда отдела литературы на иностранных языках – книга «The English Struwwelpeter or Pretty Stories and Funny Pictures» (букв. «Неряха Петер») или «Степка-Растрепка» в изданиях на русском языке. Эту книжку-страшилку в 1845 году создал психиатр Генрих Гоффман для своего сына, потому что в книжном магазине не оказалось подходящих детских книг. В книге 10 назидательных историй о детях, которые не слушались родителей или вели себя не очень хорошо. «Struwwelpeter» – это первая детская книжка-картинка в Германии.
Отдельный раздел выставки составили советские детские книги. В 1920-е и 1930-е годы выходило немало пьес, рассчитанных на самого непритязательного читателя. Это, например, известные тексты таких сказок, как «Аленький цветочек», «Золушка», «Красная шапочка», адаптированные под новое время. Но наряду с простыми и дешёвыми книгами появились знаменитые советские книги-картинки с иллюстрациями Владимира Лебедева, Елены Сафоновой, Веры Ермолаевой, Владимира Конашевича и других художников. Например, книги «для детков» Владимира Маяковского.
Посетителей выставки особенно поразили миниатюрные издания детских произведений. Так, например, в 1940-х годах Детгизом был выпущен набор миниатюрных книг для детей. К набору из 22 книг прилагалась игра «Моя библиотека». Детям предлагалось смастерить для книг полочку, вложить в каждый экземпляр формуляр и выдавать книги читателям, в соответствии с их возрастом. Однако в правилах игры прописано, что перед выдачей книги маленький «библиотекарь» должен обязательно посмотреть чистые ли руки у «читателя», и если нет, то книгу не выдавать!
Путешествие по истории детской книги завершалось витринами с современными детскими книгами. Никого не оставила равнодушным книга-сувенир «Чангит и дети» из бересты. Экземпляр был предоставлен на выставку давним читателем и другом библиотеки Екатериной Васильевной Быковой. Удивила посетителей книга художника «Красная Шапочка» Екатерины Клауцан из фондов краеведческого отдела. Эта книга была награждена специальным дипломом «Уникальная книга» на конкурсе «Вятская книга года – 2008». Екатерина Клауцан вручную сделала конструкцию книги и украшения переплёта, проиллюстрировала произведение оригинальными рисунками, а текст напечатала авторским шрифтом «Буквица». Тираж книги составил всего 10 экземпляров, отличающихся оформлением переплета.
На выставке были представлены и новые современные форматы изданий для детей, среди которых были объемные книги, книги с дополненной реальностью, виммельбухи, фотикулярные книги и многое другое.
Дополнила выставку фотозона с «парящими» разноцветными животными, выполненными в технике оригами.