ОБРАЗ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Скачать (zip-архив с документом в формате doc)
Если войну не забывают – появляется ненависть,
Если войну забывают – начинается новая.
|
Составитель: Е. А. Чемоданова, гл. библиотекарь НМО, Кировской ордена Почета государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.
Образ войны в современной художественной литературе / Киров. ордена Почета гос. универ. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; Сост. Е.А.Чемоданова.- Киров, 2004. - 57с.
9 мая 2005 года наша страна отмечает 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Победные залпы поставили точку в войне. Но года идут и точка оборачивается многоточием, а то и мучительными вопросами, побуждая литературу - кого же еще? - искать новые ответы.
Военная тема всегда была значима для русской литературы – и не в силу ее, литературы, особой воинственности, а как раз наоборот: потому что она своими средствами помогала понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.
Родоначальниками советской военной прозы считаются Василий Гроссман («Народ бессмертен», 1941), Вера Панова («Спутники», 1946), Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда», 1946) и Эммануил Казакевич («Звезда», 1947). Это была настоящая, художественно состоявшаяся, честная проза. Это были книги, положившие начало осмыслению темы войны в литературе, и потому летоисчисление этой темы ведется именно с них.
Мы уже столько прочли книг о войне, знаем, как мы воевали, а вот на вопрос, почему именно так, отвечать придется еще долго. Романы и повести В. Астафьева, Г. Владимова, В.Быкова - одна из попыток ответа на этот вопрос.
Молодые писатели не пишут о Великой Отечественной войне.
Возможно, они не хотят писать о том, чего не видели, возможно, кажется, что о ней все уже написано. И все – таки, война неисчерпаема - сколько ни написано о ней, все кажется: что-то важное остается недосказанным или еще не открылось.
«Скажу, надеясь не ошибиться, что художественное исследование Великой Отечественной еще продолжится. Самое значительное событие уходящего XX века в жизни России, она еще пошевелит умы наших внуков и побудит к новым поискам, новым выводам и решениям. Будут меняться взгляды на нее, вызревать новые концепции, по мере того, как она будет открывать одни свои тайны и заманивать другими», - писал Г. Владимов. (Знамя.-2000.-№5).
Век жесток, люди не перестают воевать друг с другом - и литература в XXI веке по-прежнему, как и много лет назад, пытается осмыслить это явление. Сегодня появляются книги о новых войнах, которые вторгаются в нашу жизнь - афганская, абхазская, приднестровская, чеченская…
Но о современных войнах у нас совсем другая литература. Потому что сейчас идут совсем другие войны.
Великая Отечественная война была безусловной – по целям, масштабам, отношению к ней. То была Война с большой буквы, в той войне все участвовали, все разделяли Победу, все несли вину и ответственность.
И та литература о Великой Отечественной войне, которой мы гордимся, писалась в обществе, которое признавало ее безусловно справедливой.
Герои Ю.Бондарева, В.Астафьева, В.Кондратьева, В.Быкова, Г.Бакланова воевали с внутренним ощущением правоты – святой и неоспоримой.
Мир, в котором они существовали, мог быть страшен, ужасен, но все-таки внутренне стабилен и ясен. В нем могли быть не только враги, но и «свои» подлецы и предатели, но бесспорным, несомненным оставался смысл совершающегося, недискуссионной – победа, которая «одна на всех».
В «новой» военной прозе это нечто, объединяющее всех, изначально отсутствует. В новейшей российской истории кровоточат как минимум две очень серьезных войны – афганская и чеченская. А писатели только подступают к этой теме.
«Вероятнее всего потому, что не знают не только, как рассказывать, но даже, собственно, и что»,- пишет Мария Ремизова. (Октябрь.-2002.-№7).
Изменилось время. Изменилось общество. Нет того единого социального организма, нет однородности и единства мнений. Война перестала быть делом всего общества, оставаясь делом только одной его части. Массовый общественный интерес смещается совсем в другие сферы. Максимум, что может принять современное общество - причастность к войне на безопасном расстоянии, с экрана домашнего телевизора. Сегодняшние войны мы наблюдаем и переживаем в реальном времени.
Писатель А. Кабаков говорит о том, что все эти «послевоенные» войны не воспринимаются общественным сознанием как настоящие. «Они воспринимаются как несчастья, катастрофы, как преступления, как страшное зло – но не как Войны. Это не наши войны, и мы не хотим, и как нам кажется, не можем за них отвечать. Мы видим войну как картинку на экране телевизора – война потеряла сакральность и стала частью повседневной сводки новостей». (Знамя.-2000.-№5).
И все –таки такая литература появляется и в ней есть, хотя и немногочисленные, художественные успехи. Критик М. Ремизова надеется, что молодые и почти неизвестные авторы скажут о новой войне свое новое слово. «По крайней мере вырисовывается картина современной военной прозы, и картина эта совсем не такая, какую, кажется, настроились ожидать. Нынешняя российская «окопная правда» оказалась гораздо ближе к какому-нибудь «Возвращению» Ремарка или «Нагим и мертвым» Нормана Мейлера, чем к классическим отечественным образцам», - пишет она (Октябрь.-2002.-№7).
Времена неумолимо изменились, и мы, как и положено, столь же сильно изменились вместе с ними. Военная история народа на сегодняшний день, видимо, закончена. Потому что об этой истории сказано уже достаточно.
В ход пошла ненаписанная пока на русском языке личная история индивидуума, волею не зависящих от него обстоятельств заброшенного в кровь и смерть.
Это - данность, с которой литература обязана считаться. Именно поэтому настоящаялитература о войне стала теперь очевидно другой. Нетрадиционной. Не укладывающейся в рамки привычных представлений о русской военной прозе.
«Так случилось, что европейцы прошли этим путем несколько раньше. Ничего страшного. Русская литература всегда сперва отстает. А потом нагоняет. И так нагоняет, что ее - потом - уже никому никогда не догнать», - пишет М. Ремизова (Октябрь.-2002.-№7).
Каждый из современным писателей, коснувшийся в своем творчестве темы войны, по-своему осуществляет этот процесс. Объединяет - при всей разности художественных, творческих, стилистических, даже идеологических подходов одно - неравнодушие к судьбе человека, попытка понять и осмыслить цену войны и цену победы, феномен «человека на войне».
Виктор Астафьев
Георгий Владимов
Василь Быков
Анатолий Азольский
Михаил Кураев
Александр Исаевич Солженицын
Гюнтер Грасс
Ромен Гари
Светлана Алексиевич
Владимир Маканин
Олег Ермаков
Аркадий Бабченко
Александр Проханов
Андрей Геласимов
Владимир Березин