«Мистические мотивы в рассказах “Портрет” Николая Гоголя, “Таинственный портрет” Вашингтона Ирвинга и в романе “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайльда»
19 ноября в Лекционном зале состоялась вторая встреча Литературного проекта «Незнакомая классика, или Тайнопись известных произведений», ориентированного на переосмысление русской классической литературы. Событие было посвящено теме мистических мотивов в произведениях «Портрет» Николая Гоголя, «Таинственный портрет» Вашингтона Ирвинга и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.
Встречу открыла Наталья Владимировна Булдакова, филолог, почетный работник общего образования.
Наталья Владимировна Булдакова
Наталья Владимировна, говоря о повести Н. В. Гоголя «Портрет», отметила, что повесть была написана в 1833-1834 гг. Первоначальная редакция повести вызвала отрицательный отзыв Белинского, указавшего на противоречие между её первой частью, выдержанной в реалистическом духе, и второй, насыщенной религиозно-мистическими мотивами. «Портрет», – писал в связи с этим Белинский, – есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде». В конце 1841 – начале 1842 года первую редакцию повести Гоголь значительно переработал. Автор рассказывает историю художника Черткова, который приобретает портрет и неожиданно для себя находит в нём деньги. Жизнь художника казалось бы налаживается. Он богат. Но вскоре понимает, что из истинного художника он превращается в ремесленника, для которого деньги стали важнее искусства. Смысл повести в том, что нельзя всё и всегда мерить деньгами, в жизни должно быть место духовному. Меркантильность убивает душу и талант.
Гости встречи
Продолжая рассказ, ведущая напомнила, что роман «Портрет Дориана Грея» – самое популярное произведение Оскара Уайльда. Он экранизировался более 30 раз с 1910 года. Главная мысль произведения – невозможно скрыть порочную и уродливую душу под красивой внешностью. В начале повествования читатель знакомится с Дорианом Греем. Это молодой, очень красивый человек, с которого художник Бэзил писал портрет. В мастерской Бэзила Дориан познакомился с лордом Генри. Здесь же он признается, что очень хотел бы, чтобы старел всегда портрет, а он оставался красивым. Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Себялюбие Дориана толкнуло его на порочный путь. Оно стало причиной смерти не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображенный на нём юноша превратился в безобразного старика. Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его от всех. Оскар Уайльд пытается донести мысль, что бороться с собственными пороками важно. Нельзя позволить своей гордости и эгоизму овладеть душой. Роман-притча приводит к умозаключению: жизнь порождает искусство, а искусство отражает жизнь.
У Вашингтона Ирвинга, классика американской литературы, есть множество мистических произведений. Одно из них – «Таинственный портрет», написанный в 1824 году. Говоря о нём, Наталья Владимировна отметила, что в основе сюжета этого произведения лежит процесс расчеловечивания личности.
Юлия Павловна Санникова
Подводя итоги, Юлия Павловна Санникова, кандидат психологических наук, доцент, спросила присутствующих о том, какие новые ракурсы увидели гости встречи в обсуждаемых произведениях? И отметила, что основная цель занятия – побудить интерес, вернуться вновь к классической литературе, перечитать эти произведения.