21 мая цикл «Беседы о русской словесности с ВятГУ» был продолжен лекцией доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания Вятского государственного университета Дмитрия Николаевича Черниговского «Пушкин под маской: автобиографический подтекст в “Маленьких трагедиях"».
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания ВятГУ Д. Н. Черниговский
Одно из вершинных творений А. С. Пушкина — «Маленькие трагедии» — были созданы во время болдинской осени 1830 года, когда Пушкин испытал необыкновенный взлет творческой энергии. Четыре небольших по объему драматических произведения исполнены художественного совершенства и философской глубины, им посвящено огромное количество литературоведческих работ, каждая из которых раскрывает все новые и новые грани пушкинских гениальных текстов. Жанровое определение «маленькие трагедии» у Пушкина сложилось не сразу. Поначалу он называл их «драматическими сценами», «драматическими очерками», «драматическими изучениями», «опытом драматических изучений».
Поражает скорость работы над «маленькими трагедиями»: «Скупой рыцарь» написан 23 октября, «Моцарт и Сальери» 26 октября, «Каменный гость» 4 ноября, «Пир во время чумы» 6 ноября.
Отчасти эта быстрота объясняется тем, что замысел первых трех трагедий возник еще в Михайловском в 1826 году, где был задуман цикл из десяти произведений: «Скупой», «Ромул и Рем», «Моцарт и Сальери», «Дон Жуан», «Иисус», «Беральд Савойский», «Павел I», «Влюбленный бес», «Димитрий и Марина», «Курбский». Совершенно понятно, что Пушкин уже давно обдумывал планы трех трагедий из этого списка и только дал этим давним замыслам окончательную отделку в Болдино. Казалось бы, сюжеты трагедий взяты Пушкиным из далёкого прошлого западноевропейской истории. Каким образом в них могла отразиться не только личность создателя, но даже события его жизни?
Ссылаясь на труды Владислава Ходасевича, Анны Ахматовой, Дмитрия Благого, Станислава Рассадина и других знаменитых исследователей творчества Пушкина, Дмитрий Николаевич успешно доказал, что все четыре сочинения Пушкина, составившие «Маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы» — действительно автобиографичны. Но если в основу сюжета драмы «Скупой рыцарь» лёг конфликт Пушкина с отцом, то, например, в «Моцарте и Сальери» прямой автобиографизм отсутствует, он, скорее, психологический.
Невозможно в короткой новости пересказать даже всё самое интересное из услышанного на лекции. Подобные встречи, согласитесь, лучше не пропускать.
Гости встречи
В завершение встречи Дмитрий Николаевич ответил на многочисленные вопросы.
Не осталась без внимания книжная выставка «Над страницами "Маленьких трагедий" Пушкина».
У книжной выставки «Над страницами "Маленьких трагедий" Пушкина»
Огромное спасибо профессору Черниговскому за прекрасную лекцию!