Возрастное ограничение 12+
Режим работы библиотеки Версия для слабовидящих английская версия ВКонтакте Телеграм Рутуб
 

Анонсы
Новости
Календарь событий
Конкурсы
О библиотеке
Ресурсы
Издательская деятельность
Читателям
Коллегам
Конференции — 2025
Контакты
 
Электронный каталог
Электронная доставка документов
Спроси библиотекаря
Продление онлайн
Комплектуемся вместе
Библиотека предлагает
Списанные книги
Оцените работу нашей библиотеки! Сейчас!
***

Консультационный пункт по правовым вопросам

***

Важная информация для читателей «ЛитРес». Квартальный лимит исчерпан. Приобретение новых электронных и аудиокниг временно прекращено

Рекомендуем к просмотру

***

Из новых поступлений

Авторский миф в творчестве Гаврилы Романовича Державина. Лекция А. Г. Масловой

10 мая 2023 года в конференц-зале библиотеки им. А. И. Герцена в рамках совместного проекта с Вятским государственным университетом «Беседы о русской словесности» состоялась публичная лекция профессора кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, доктора филологических наук Анны Геннадьевны Масловой «Авторский миф в творчестве Гаврилы Романовича Державина», посвященная 280-летию со дня рождения поэта.


В. Боровиковский. Портрет Державина. 1811

Лектор познакомила слушателей с незаурядной личностью Державина, который, рано потеряв отца, вынужден был своими силами пробиваться в жизни. Не получив систематического образования, он увлекся поэзией и поначалу лишь подражал своим более успешным старшим современникам – М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову. Но впоследствии, под влиянием новых идей, которые он впитал в кружке Н. А. Львова, объединившего молодых поэтов, музыкантов и художников, Державин воспринял новый взгляд на поэзию – писать так, как велит сердце, не ориентируясь на каноны и образцы. В своей автобиографии Державин писал, что, не имея таланта подражать Ломоносову, с 1779 года он избрал «совсем другой путь». Этот новый путь заключался в самораскрытии личности автора.


Анна Геннадьевна Маслова, профессор кафедры русской и
зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ, доктор филологических наук

Поэзия Державина с 1779 года обретает новое звучание, что нашло отражение в таких стихах, как «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «На смерть князя Мещерского». В них Анна Геннадьевна выделила:

  • Синтез ранее изолированных жанров, их взаимопроникновение
  • Контрастность образная и интонационная
  • Зрительно ощутимые картины, яркие детали (наглядность, живописность)
  • Включение в поэзию фактов личной, частной жизни автора, его друзей и современников.

В дальнейшем в творчестве Г. Р, Державина продолжаются наметившиеся открытия. Но тематика поэзии не остается однородной. В 1780-е годы поэт создает стихи, посвященные Екатерине II. которую он именует «Фелицей». Разочаровавшись впоследствии в идеалах просвещенной монархии, в 1790-е годы Гавриил Романович обратился к свободолюбивым стихам, декларируя мысль о свободе поэта от сильных мира сего. Поэт подчеркивал, что льстить монархам – не его стезя.

С иронией писал Державин о ситуации, царящей при дворе императрицы:
Где чертог найду я правды?
Где увижу солнце в тьме?
Покажи мне те ограды
Хоть близ трона в вышине,
Чтоб где правду допущали
И любили бы ее.
Стихи в честь монархини, которая уже не является для поэта идеалом, Державин писать отказывается.


Внимательные слушатели

В лирике Державина большое место стала занимать героико-патриотическая лирика, посвященная блестящим победам русских войск в различных сражениях. Среди наиболее ярких полководцев эпохи конца XVIII века – Александр Васильевич Суворов. О его военных заслугах Державин написал немало стихотворений, а смерть Суворова стала ярким потрясением для поэта-гражданина, вылившимся в проникновенное стихотворение «Снигирь».


Анна Геннадьевна Маслова со своими студентками, читавшими на лекции стихи Гавриила Державина

В начале XIX века Державин, побывав в должности Первого Министра Юстиции в России, был отправлен в отставку. Поселившись в своем имении Званка, поэт посвятил себя созданию стихотворений, воспевавших красоту русской усадебной жизни. Он воспевал русские народные танцы, русскую природу, русскую пищу, самую обыкновенную жизнь, которая дает удовлетворение человеку вдали от интриг придворной жизни, вдали от завистливых недоброжелателей и нечистых на руку чиновников.

В целом Державин в своей поэзии предстает перед нами как человек, всегда выступающий за правду, но в то же время способный найти успокоение и в обычной повседневной жизни. Он поэт, который не боится открыться читателю во всем многообразии своей жизни: и как поэт, и как государственный деятель, и как обычный человек, не чуждый слабостей и страстей. В одном из свои итоговых стихотворений «Признание» Г. Р. Державин, обращаясь к читателям и признавая свои слабости, пишет: «Падал я, вставал в мой век./ Брось, мудрец! на гроб мой камень,/ Если ты не человек».

Именно человеком – многогранным, ярким, незаурядным, не чуждым государственных забот и в то же время умеющим принять тот факт, что он вдруг оказался ненужным на государственной службе, и предстает перед нами Державин, пророчески заявивший в своем стихотворении «Памятник» о том, что имя его останется бессмертным для потомков.


У книжной выставки «Падал я, вставал в мой век»

Интерес пришедших на лекцию вызвала книжная выставка «Падал я, вставал в мой век», подготовленная к лекции сотрудниками отдела обслуживания. Огромное спасибо Анне Геннадьевне за прекрасную лекцию!




Поделитесь нашей новостью с друзьями






Герценка: Вятские записки | Вятская электронная библиотека | Книга Вятских родов | Центр экологической информации и культуры | Книжная палата | Научно-исследовательский центр регионоведения | Краеведение на Вятке | Центр научной информации по культуре и искусству | Вятские книголюбы | Краеведческий четверг | Зелёная лампа | Библиотеки Кировской области | Библиотека предлагает
Яндекс.Метрика