Семинар А. Белоусова «Как помочь подростку в выборе профессии?»
22 января в рамках «Родительского клуба» состоялась встреча «Как помочь подростку в выборе профессии», ее провел Андрей Белоусов, профориентолог, автор проекта «Профпримерка», ведущий подкаста «Маршрут построен», менеджер по развитию ИЦАЭ Киров.
Встреча прошла в форме лекции-мастер-класса, на котором участники получили ответы на вопросы:
- Как выбрать профессию по душе?
- Как поддержать ребёнка в выборе профессии?
- Как определить сильные стороны своего ребёнка;
- Что делать, если подросток ничего не хочет? Мотивация и формирование ответственности;
- А также ответы на другие вопросы.
Лектор очень подробно остановился на том, что сегодня родителям очень непросто. Ведь большинство просто не знает, как помочь подростку в выборе профессии, как его поддержать, по какой вообще методике работать. Решение есть! Лектор рассказал о том, что можно идти по «методике пяти шагов осознанного выбора профессии». Что такое осознанный выбор профессии? Это выбор с выбором, определение наиболее подходящего и принятие на себя ответственности за свой выбор.
Первый шаг методики – ОСТАНОВИСЬ. Здесь нужно остановиться и заглянуть вглубь себя, проанализировать, изучить свои склонности, интересы. Пройти профориентационные тесты, выполнить специальные упражнения, чтобы собрать необходимые данные о себе - информацию, которая поможет в выборе профессии.
Второй шаг – ИССЛЕДУЙ. Здесь подростку важно определиться с ведущей сферой деятельности, и затем подробно изучать, какие профессии есть в этой сфере. Например, если ведущая сфера получилась IT, то нужно максимально подробно изучить профессии в этой сфере. Для этого можно использовать сайты, такие как учеба.ру, вузопедия, профгид, поступи онлайн и другие.
Третий – ВЫБЕРИ, то есть нужно сравнить несколько профессий по разным параметрам, изучить плюсы и минусы, риски, медицинские противопоказания, прочие нюансы, особенности и прийти к какой-то профессии-гипотезе, которую нужно проверить на практике.
Четвёртый – ПОПРОБУЙ. Для этого есть много современных методик, например, «Профессиональные пробы», когда подростку даётся возможность на своём опыте «прожить» профессию, смоделировать какую-то профессиональную ситуацию. Например, девочка может стать радиоведущей, прийти на радио (сейчас многие организации идут навстречу и устраивают у себя такие экскурсии), увидеть изнутри жизнь и даже попробовать записать сводку новостей или прогноз погоды. Такой реальный опыт, возможность «пощупать» профессию даст ребёнку понимание, «зажигается» ли у него внутри лампочка или нет.
Наконец, пятый шаг – ПОДЕЛИСЬ. Здесь важно провести саморефлексию, поделиться своим выбором с родителем, обсудить план развития, выбор учебных предметов. Только на этом шаге можно выбирать вуз, в то время как многие начинают профориентацию именно с этого. Но выбор вуза – это верхушка айсберга, до этого нужно проделать глубинную работу по изучению себя.
Андрей Белоусов отвечает на вопросы
Участники встречи