«О чём говорят иконы. Сюжеты и тайные символы»
10 апреля с просветительской лекцией «О чем говорят иконы. Сюжеты и тайные символы» в библиотеке им. А.И. Герцена выступила заведующая кафедрой культурологии, социологии и философии ВятГУ, кандидат культурологии, доцент Марина Голенок.
Лекция проходила в рамках просветительского проекта «Спрятавшиеся церкви Вятки» доцента той же кафедры Светланы Дождевых.
Марина Петровна Голенок
Икона – одно из самобытных и уникальных явлений русской культуры. Каждый, кто обращается к живописному образу, невольно задумывается: в чем его красота? Смысл? Какие тайны спрятаны в глубинах истории иконы?
Просто о столь сложном феномене повествовал автор лекции, подчеркивая уникальность русской православной иконы, имеющей многослойную символику и разные смысловые прочтения, приводя примеры её лучших образцов.
Логично и последовательно были обозначены уровни восприятия иконы: буквальный, когда воспринимается конкретное изображение; символический, где прослеживается основная богословская мысль; наивысшая степень - молитвенное общение с первообразом.
М.П. Голенок и слушатели лекции «О чём говорят иконы. Сюжеты и тайные символы»
Весь зал, как на одном дыхании, слушал содержательный и глубокий материал о
тайнах «богословия в красках».
Принципы и художественные средства создания икон формировались в течении многих веков, постепенно закрепляясь, прежде чем появился особый канон создания иконографического образа.
Например, цвет в иконе, в отличие от картины, не ограничивается декоративными задачами, он, прежде всего, символичен.
Композиция иконы как будто вовлекает нас в божественное пространство. Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона приближает зрителя к изображенному образу. И кажется, что образ того или иного святого словно идёт навстречу, становится частью нашей земной жизни.
Икона строится по принципу текста – каждый элемент её прочитывается как знак. Можно знать и читать эти знаки. Однако, процесс прочтения иконы намного глубже. Знание теории, как знание алфавита, ещё не научит нас думать, верить, чувствовать, понимать. Необходимо длительное созерцание, участие не только ума, но и сердца.
Зал вслушивается в каждое слово Марины Петровны Голенок, зав. кафедрой культурологии, социологии и философии ВятГУ.
Автору лекции были заданы вопросы, ответы на которые стали продолжением знакомства с религиозно-эстетическим феноменом, который нами воспринимается как «видимое невидимого, не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» образа бестелесной, сверхчувственной красоты (Иоанн Дамаскин).
Сердечно благодарим Марину Петровну за глубокую, интереснейшую лекцию.
И ждём новых встреч!