Межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение чтения и медийно-информационной грамотности в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы». День первый
15 ноября конференц-зале библиотеки успешно прошёл первый день работы Межрегионального научно-практического семинара «Продвижение чтения и медийно-информационной грамотности в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы».
Татьяна СергеевнаМазур, министр культуры Кировской области
С приветственным словом к участникам Семинара обратились министр культуры Кировской области Татьяна СергеевнаМазур и Сергей ДмитриевичБакейкин, исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат педагогических наук (г. Москва).
Сергей ДмитриевичБакейкин, исполнительный директор Межрегионального центра
библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат педагогических наук (г. Москва)
Они отметили высокий уровень проведения подобных мероприятий в нашем городе, назвав Вятский край одним из самых читающих регионов России, и пожелали участникам Семинара успешной, плодотворной работы.
В зале собрались библиотечные работники города Кирова и Кировской области, представители СМИ.
Были затронуты самые животрепещущие вопросы современного продвижения чтения как среди взрослых, так и среди самых юных граждан, состояния и тенденций российского книгоиздания в России, медийно-информационной грамотности и другие.
Как всегда глубокий, яркий доклад «Зададим себе снова вопрос: чтение чего, для кого, зачем и как мы продвигаем?» представил Евгений Иванович Кузьмин, автор Национальной программы поддержки и развития чтения.
Евгений Иванович Кузьмин, заместитель председателя Межправительственного совета
и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,
президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат педагогических наук (г. Москва)
Участие в семинаре в онлайн-формате приняли спикеры из Москвы и Санкт-Петербурга: Александр Николаевич Воропаев, Татьяна НиколаевнаВладимирова,Любовь Александровна Казаченкова, Татьяна АнатольевнаМурована и Сергей АлександровичБасов; а такженаходящиеся в настоящее время в Таджикистане преподаватели ВятГУ Елена Олеговна Галицких и Елена ВасильевнаДинер.
Александр Николаевич Воропаев, прочитал доклад о российском книгоиздании, выделил основные проблемы и тенденции российского книжного рынка.
Александр Николаевич Воропаев, начальник отдела поддержки литературного процесса,
книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки
периодической печати
и книжной индустрии Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва)
О вредоносном контенте в интернете и основах работы с информацией рассказала Татьяна Николаевна Владимирова.
Татьяна Николаевна Владимирова, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета,
профессор, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук (г. Москва)
Любовь Александровна Казаченкова представила доклад «Современные тенденции продвижения чтения в библиотеках». Лектор отметила рост цифрового контента (стриминговые и видео сервисы), игровой индустрии (квесты, викторины) и поделилась советами о том, как применить эти платформы на практике.
Любовь Александровна Казаченкова, главный редактор журнала «Современная библиотека»,
член Постоянного комитета Секции по международному сотрудничеству
Российской библиотечной ассоциации (г. Москва)
«Медийно-информационная грамотность и формирование критического мышления» – доклад по такой теме представила Татьяна АнатольевнаМурована. Лектор поразмышляла о разных типах мышления, способах самопознания, развитии кругозора, принятии сложностей мира и др.
Татьяна Анатольевна Мурована, программный специалист Института ЮНЕСКО
по информационным технологиям в образовании, ответственный секретарь
Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (г. Москва)
С опытом работы «Публичная библиотека в эпоху постмодерна и цифровизации» выступил Сергей АлександровичБасов.
Сергей АлександровичБасов, заведующий научно-методическим отделом библиотековедения
Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук (г. Санкт Петербург)
Елена Олеговна Галицких и Елена Васильевна Динер поделились впечатлениями о путешествии в солнечный Таджикистан, необычайном гостеприимстве местного населения и представили блестящие доклады по теме научно-практического семинара.
«Чтение с увлечением» – тема доклада Галицких Елены Олеговны,
заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения Вятского
государственного университета,
профессор, доктор педагогических наук (г. Киров)
Елена Васильевна Динер, и. о. заведующего кафедрой журналистики и интегрированных коммуникаций
Вятского государственного университета, профессор, доктор педагогических наук (г. Киров), представила доклад «Принцип эргономичности как фактор приобщения к чтению в цифровой среде»
Наталья Ильинична Злыгостева, главный научный сотрудник научно- исследовательского центра регионоведения
Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, доцент, кандидат философских наук (г. Киров),
с докладом «Проблемы продвижения чтения в молодежной среде»
Немало полезного и чрезвычайно интересного для себя участники семинара нашли на выставке,
подготовленной сотрудниками методического отдела библиотеки им. А. И. Герцена
Подводя итог работы Семинара, Евгений Иванович Кузьмин высказал озабоченность обилием чужеродных терминов, проникших в русскую речь и деформирующих нашу жизнь: «Мы стали рабами зарубежных слов». Он напомнил собравшимся слова Канта : «Имей мужество пользоваться своим умом». Не зря в Китае запрещено ссылаться на западных авторов, аргументируя какие-то положения докладов или исследований. «Жить своим умом – должно стать девизом российских библиотек – призвал Е. И. Кузьмин.
Евгений Иванович отметил также важность роли духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и читателей в целом. «Надо воспитывать молодое поколение так, чтобы они понимали: они растут в великой стране, давшей миру великую культуру…», – подчеркнул он.