Для пользователей патентной информации - Наименование места происхождения товара, географические указания и региональные бренды
Центр поддержки технологий и инноваций предлагает подробнее познакомиться с объектами интеллектуальной собственности (ИС), с географическим указанием (ГУ) и наименованием места происхождения товара (НМПТ).
В действующем законодательстве отсутствует понятие «региональный бренд». В то же время в силу широкого использования под этим понятием подразумевают зарегистрированные в Роспатенте средства индивидуализации, а именно, географические указания, наименования места происхождения товаров и товарные знаки (знаки обслуживания), элементы которых содержат указание на географическую область, в которой локализовано производство товара или предоставление услуги.
Географическое указание и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации.
Определения ГУ и НМПТ закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Понятие географического указания и наименования места происхождения товара
Географическое указание — обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).
НМПТ — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Чем географическое указание отличается от НМПТ?

Примеры зарегистрированных НМПТ

Обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве географических указаний

Значение географического указания и НМПТ
Значение географических указаний и НМПТ проявляется, прежде всего, в том, что эти объекты являются составляющими комплекса характеристик, дающих широкой общественности представление об изготовителе и высоком качестве товара, многообразии традиций регионов и о связи этого товара с конкретной территорией, т.е. «брендом» соответствующего региона.
Регистрация географических указаний и НМПТ в отношении традиционных товаров и местной продукции является наиболее эффективным механизмом с точки зрения продвижения и защиты региональных брендов. В результате регистрации географического указания и НМПТ право использования соответствующего обозначения закрепляется исключительно за производителями региона, чья продукция обладает обусловленными географическим происхождением особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.
Кто получает преимущества от использования географического указания и НМПТ?
Прежде всего, использование географических указаний и НМПТ выгодно производителю, поскольку дает возможность отличать его продукцию от продукции конкурентов. Это может влиять на успешное продвижение товара на рынке и увеличение объемов реализации, что, в свою очередь, должно способствовать расширению и развитию производства.
В использовании географических указаний и НМПТ заинтересованы и потребители. Приобретая товар, сопровождаемый географическим указанием или НМПТ, потребитель может быть уверен, что товар обладает теми характеристиками или особыми свойствами, на которые он рассчитывает. Это вызывает доверие к производителю и готовность платить больше за продукцию, сопровождаемую географическим указанием и НМПТ.
Заинтересованность в использовании географических указаний и НМПТ должна проявляться и со стороны администрации регионов. Наличие в регионе географических указаний и НМПТ позволяет установить устойчивую ассоциативную связь между уникальными товарами и территорией региона, что создает благоприятные условия для привлечения инвестиций, которые, в свою очередь, могут быть направлены на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, организацию новых рабочих мест, сохранение сельских поселений (мест традиционного бытования народных художественных промыслов), развитие туризма на их территориях.
Все что нужно знать о процедуре регистрации
Информация о порядке получения государственной услуги