Виртуальная выставка живописи Наталии Викторовны Рукавишниковой (19. 12. 1949 – 16. 03. 2006)
Вятское художественное училище им. А.А. Рылова совместно с библиотекой им. А.И. Герцена представляют виртуальную выставку живописи, приуроченную к 70-летию художника, педагога ВХУ, читателя библиотеки им. А.И. Герцена Рукавишниковой Наталии Викторовны.
Выставка начнёт работу с 2 мая
Наталия Викторовна Рукавишникова (19. 12. 1949 – 16. 03. 2006)
Родилась в г Кирове. В 1973 году окончила художественно-педагогическое отделение Кировского училище искусств. В 1978 году— Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной.
С 1978 по 2006 год преподавала рисунок, живопись, композицию в Вятском художественном училище им. А. А. Рылова. Подготовила и выпустила три группы дизайнеров, группу керамики (дымковская игрушка), пять групп живописцев.
Ученики с уважением и благодарностью о ней вспоминают.
Одновременно с педагогической работой создавались художественные произведения в технике графики и живописи, которые были представлены на городских, областных и зональных выставках по линии союза художников России.
Творческие увлечения Наталии Викторовны разнообразны. Она создавала одухотворенные пейзажи с видами храмов. С явно выраженным чувством утонченного романтизма, включала в пейзажи лошадь— символ природного совершенства и надежную опору для человека или голубя-носителя идеи добра и мира. Другие пейзажи «Благоухают» цветущими деревьями, в них отразилась жизнь людей или настроение времени года в образах неба или растений.
Наталия Викторовна была прекрасной рисовальщицей. Ее рисунки очень уверенны, карандаш в её руках становится хорошо отлаженным инструментом, безукоризненно выполняющим волю автора. В результате получались конструктивные рисунки с крепко построенным пространством, выразительными линиями и тональностями штриховок, четкой конкретностью предметных характеристик. Таковы виды Истобенска, где роскошная природа и разнообразный рельеф местности облагорожен видами храмов, силуэты которых не только 3авершают композиции, но приподнимают их над обыденностью, возносят идейно-художественный смысл изображений в небесную высь.
Истобенск присутствует во многих графических произведениях Н. В. Рукавишниковой. Тревожное, ветреное состояние погоды, рвущиеся, быстро бегущие лохматые облака и травы, прижатые ветром к земле, — все это мир любимого села, где рисовать и писать было легко и радостно. Часто объектом художественного исследования становятся тихие уголки дворов и узких улиц, виды колодезных журавлей, полных деревенской экзотики и национальной романтики. Колодезные шесты, как гигантские птичьи ноги, возвышаются над жильем в ожидании своих посетителей.
Очень эмоциональны зимние пейзажи, где главным действующим героем является тяжелая, темная вода рек. Снег, лежащий на берегах, второстепенен, подчинен угрюмой воде и не способен (пока) победить ее непреклонные потоки. Словно измученные борьбой друг с другом, снег и вода тихи и мрачны, но в их противостоянии тайно зреет то ли скорая победа, то ли новая битва.
Идиллической романтикой наполнен пейзаж «Наедине с природой». В бесконечный путь природной красоты и к высотам поднебесья уходила автор в мечтах, когда писала эту картину. Где-то там растворилась теперь ее душа, соединившись с нежностью бог отворения.
Особую пристрастность Наталия Викторовна питала к цветам. В пейзажных зарисовках и живописи встречаются роскошные кусты сирени и черёмухи, а иногда – изысканная красота одного цветка во всей прелести его природного совершенства.
Удивительны цветы в натюрмортах. С присущей тщательностью автор умелой кистью и тонким лессировачным методом изображает стебли и листья, прихотливые соцветию, уделяя внимание каждому лепестку и световому блику. От этого цветы в ее натюрмортах хранят природную свежесть и эстетическую сущность, оставаясь щедрым даром автора и для зрителей.
Иногда в натюрмортах встречаются атрибуты творчества художника: этюдник, холсты, кисти и др. Они изображаются готовыми к работе и лишь ждут своего часа.
Смело и уверенно Наталия Викторовна создавала портреты. В них чувствуется очень уважительное отношение к собеседнику, в общении с которым и возникал портрет. И в рисунках, и в живописных портретах созданы образы интеллектуалов.
Чуткость к музыкальному творчеству, любовь к классической музыке выразила художница в образах музыкантов. В их изображениях с помощью композиционных линий, через движение рук и выражение лиц, через цветовые ассоциации передается звуковая гармония и эмоциональное состояние.
Картина «Старинное крыльцо» – это своеобразный смысловой ключ для понимания взаимоотношений отношений человека с окружающим миром. В опорно-балочном просвете крыльца под старинной надежной крышей и над ступеньками, будто в раме, видны жилые дома и деревья. Люди, построившие это церковное крылечко в Истобенске, живут рядом, и жизнь их охраняется их трудом и ими же созданным, уже устаревшим храмом, взойти на ступеньки которого приглашает нас автор. Теплота цветовых отношений, тщательность живописного исполнения и убедительная реалистичность молитвы взывает чувство основательности жизненного уклада, доверия к его традициям и проявлениям духовно-эстетической ценностей.
Почти 30 лет педагогического стажа – это уже трудовой подвиг. Педагогическая профессия жертвенна. Она требует от учителя всех умственных, душевных и физических сил. Не всем художникам-педагогам удается после изнурительной ежедневной работы переключаться на творческое созидание. Тем ценнее сознавать, как много чувств и душевных сил вкладывала Наталия Викторовна Рукавишникова в свои произведения. В художественных образах ее картин она представала перед своими коллегами и учениками как человек великой культуры, интеллигентного ума, утончённой нежности и романтической душевной чистоты. Эти личностные качества, как и преданное служение6 искусству, она бережно пронесла в своей жизни до конца.
Н.Д.Сметанина