Лекция В. А. Поздеева «Свадебные обряды и фольклор в Вятке»
17 января состоялась лекция Вячеслава Алексеевича Поздеева «Свадебные обряды и фольклор в Вятке». Это была первая встреча наступившего года в рамках совместного проекта факультета филологии и медиакоммуникаций и библиотеки им. А. И. Герцена «Беседы о русской словесности с ВятГУ».
В. А. Поздеев — докт. филол. наук, профессор каф. русской и зарубежной литературы ВятГУ
История брачного обряда уходит глубоко своими корнями. Первые сведения о брачных обычаях древних славян относятся к VI–IX векам. В древнерусских памятниках литературы есть упоминания о свадьбах («Повесть временных лет», XII в.).
Вячеслав Алексеевич отметил, что многие из вятских свадебных обрядов совпадают с общерусскими. Можно выделить общие элементы: сватовство, период подготовки к свадьбе (смотры, рукобитие, богомолье; шитник; девичник), «свадебный поезд», поездка в церковь и закрепление брака; свадебный пир, проводы на подклет.
Играли свадьбы большей частью осенью и зимой (в межговенье) или после Троицы (до начала страды). В прежние времена решение о женитьбе обычно принимали родители. Жених и невеста, как правило, сводились насильно, иногда даже не зная друг друга до свадьбы.
После сватовства наступало богомолье. Его рассматривали как начало свадьбы: именно с этого момента невеста считалась просватанной. На богомолье собирались ближайшие родственники жениха и невесты. Встав за стол, молились на иконы, выпивали вино, после чего сватовья (отцы жениха и невесты) ударяли по рукам, а тот, кто сватал (сват, сватовщик, сватанец), разнимал их. Этим ритуалом открывался «богомольный стол».
После богомолья начинались приготовления к свадьбе — шитьё приданого и подарков для родственников и гостей. Днём подруги шили дома, а вечерами собирались в доме невесты и работали под пение песен и плаканий. Этот период назывался шитник.
За шитником следовал девичник — встреча невесты и подруг перед свадьбой, прощание с девичеством.
Утром свадебного дня собирался «свадебный поезд». Жених с родственниками собирались дома. Руководил всеми дружка — друг жениха, который выполнял функции распорядителя, балагура-шутника и колдуна-ведуна. Свадебный поезд двигался к дому невесты, где происходил выкуп, после которого следовала поездка в церковь, закрепление брака и свадебный пир. Завершался день свадьбы проводами на подклет (первую брачную ночь).
Свадьба могла продолжаться неделю. Были и послесвадебные обряды: тёщины блины, золовкины посиделки.
Слушатели лекции
Вячеслав Алексеевич очень ярко представил читателям традиционный свадебный обряд, уделяя внимание специфическим для районов Кировской области особенностям и сопровождая свой рассказ иллюстрациями и музыкальными фрагментами.
Подводя итог, Вячеслав Алексеевич подчеркнул, что современный свадебный обряд сохраняет основные элементы. И хотя они перешли в разряд веселья, сущность сохранилась.
Читатели не спешили расходиться
Даже после окончания встречи продолжались вопросы от заинтересованных читателей.
У выставки, посвящённой свадебным обрядам в России и на Вятке
Сотрудниками отдела обслуживания была подготовлена книжная выставка, посвящённая свадебным обрядам.
Благодарим Вячеслава Алексеевича Поздеева за интересную лекцию.