В этом году они были посвящены актуальным вопросам просвещения и воспитания в свете идей великого русского философа Ивана Александровича Ильина (1883 — 1954).
Вступительное слово координатора Культурно-исторического объединения «Русское слово» Юрия Генриховича Казаринова: «Иван Александрович Ильин теперь один из востребованных философов, идеи которого до сих пор, как никогда, актуальны. Почему? К началу девяностых годов мы пришли к тупику сознания, тупику перспектив нашей страны и идеи Ильина подсказывают, что не стоит изобретать велосипед, им уже это всё изложено и философски обосновано».
Максим Ёлкин, историк, сотрудник музея истории Хлынов: «От священства нам надо ждать совета и помощи. Русский человек должен вернуть себе веру, в которой сердце и разум, сознание и воля сольются в единый поток. Роль и значение церкви в современной жизни России велика, стезя нашего православного священства — указать правильный путь».
Алексей Николаевич Харин, кандидат исторических наук, доцент РАНХ ГС: «Творческое наследие Ивана Александровича Ильина велико, его личность является знаменитой, известной. Есть люди, которые скептически относились к его творчеству, но даже противники признавали его талант. Есть такая легенда: Ивана Александровича арестовывали два раза, и Ленин позвонил Дзержинскому, чтобы к Ильину никаких репрессивных мер не применять, поскольку он единственный специалист по Гегелю и автор единственной книги о нем в России. Самое главное событие в жизни Ильина — революция 1917 года. Она стала для него катастрофой и сыграла в его творчестве двоякую роль — и положительную, и отрицательную».
Эмма Леонидовна Павлова, директор издательства «Буквица»:
«Русский язык у нас живой, богатый, он постоянно развивается и анатомия слова “пошлый” тоже меняется. Иван Александрович пишет: “Пошлым становится то, что выходит из божьего луча, утрачивает свой священный смысл и становится духовно ничтожным” ».
Ирина Александровна Николаева, философ, преподаватель МГУ (г. Москва): «Метод Ильина и размышления о судьбах России обладают качеством живого и действительного познания национальной судьбы народа. Делает он это через индивидуальный опыт и даёт право на осознание личной оценки русской жизни. Он не культивирует этот опыт, а опирается на признание его как права на самосознание действительности русской жизни».
Александр Николаевич Солодянкин, зам. начальника административно-правового отдела КСП КО: «Сегодня нам не нужно выяснять, любил И. А. Ильин советскую власть или нет, а попытаться взять от него какие-то рациональные вещи, которые мы можем прямо сейчас применить и использовать в нашей действительности. Ильин считает, что все стадии, которые прошло общество — демократия социализм, тоталитаризм все это не вдохновит русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру. Что же он предлагает: он считает, его идея, она религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию».
Лекционный зал библиотеки им. А. И. Герцена. Четвёртые Ильинские чтения.
ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ:
«Творческое наследие Ивана Александровича Ильина в свете вызовов современности». Харин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент РАНХиГС.
«Иван Ильин: анатомия пошлости». Павлова Эмма Леонидовна, директор издательства «Буквица».
«Метод размышления И. А. Ильина о судьбах России и его действующие лица». Николаева Ирина Александровна, философ, преподаватель МГУ (г. Москва).
«Чего мы ожидаем от священства? Роль и значение Церкви в современной жизни России». Ёлкин Максим, историк, сотрудник «Музея истории Хлынова.
«Формирование русского национального самосознания». Казаринов Юрий Генрихович, координатор культурно-исторического объединения «Русское Слово».
«Основная задача грядущей России». Солодянкин Александр Николаевич, зам. начальника административно-правового отдела КСП КО.
К открытию чтений была подготовлена выставка «Философ Иван Ильин: «Нельзя любить родину и не верить в нее»