5 апреля прошла презентация работ юных исследователей из общеобразовательных школ, Лицея естественных наук и Дворца творчества-Мемориала г. Кирова.
Уже не в первый раз выступают юные исследователи перед читателями нашей библиотеки. И каждый раз приятно удивляют своими интересными докладами на самые разные темы. Помимо учащихся на мероприятии присутствовали и научные руководители юных исследователей — педагог ДО «Дворец творчества-Мемориал» Наталья Сергеевна Махнёва и педагог Кировского лицея естественных наук Галина Геннадьевна Двинина.
Ульяна Санникова с научным руководителем Н. С. Махнёвой
Ульяна Санникова (ученица 4 класса СОШ № 51, педагог — Наталья Николаевна Крутикова) представила слушателям работу «Удивительный мир балета глазами детей». В своём исследовании Ульяна задалась целью изучить особенности восприятия искусства балета современными детьми. Гипотезой исследования стало предположение о том, что современные дети мало знакомы с искусством балета, он для них кажется слишком сложным, непонятным и поэтому скучным, бесполезным занятием. Чтобы получить ответ на свои вопросы, Ульяна провела анкетирование среди семидесяти шести младших школьников из школы № 51 и сорока восьми учащихся начальных классов детской школы классического балета. Результаты исследования носили неутешительный характер: «дети представляют, что такое балет, в общих чертах, он их мало эмоционально затрагивает, не вызывает положительных переживаний...». Сама же Ульяна уже 4 года занимается балетом, ходит на все спектакли и восхищается этим видом искусства.
Выступление Алины Перминовой
Ученица 2 класса Алина Перминова (СОШ № 51 г. Кирова, педагог — Ирина Валентиновна Минина) выступила с докладом «Сравнение образов животных в рассказах Е. И. Чарушина с описанием в энциклопедиях». Алина поставила перед собой задачу — выяснить, как описание образов животных в рассказах Е. И. Чарушина сочетается с энциклопедической достоверностью. Для этого она подробно познакомилась с творчеством Е. И. Чарушина, сравнила некоторые образы животных из его рассказов с их описанием в энциклопедиях. Кроме того, Алина познакомила своих одноклассников с творчеством Е. И. Чарушина и провела в классе конкурс рисунков.
Доклад Павла Братухина
Доклад Павла Братухина (5 класс, СОШ № 51 г. Кирова, руководитель — Наталья Сергеевна Махнёва, педагог ДО «Дворец творчества-Мемориал») назывался «Вятка — универсальная лошадка». В основе исследования автора лежал интерес к лошадям породы Вятка. Павел всесторонне изучил вопрос появления этих лошадок в Вятском крае, а чтобы лично познакомиться с представителями данной породы, побывал на агрофирме «Гордино» и в конном клубе «Вятка». В результате своего исследования он пришёл к выводу, что «именно вятская порода лошадей, выведенная в нашем регионе, могла бы быть изюминкой Вятского края».
Выступление Артёма Швецова
Артём Швецов (ученик 3 класса ЧОУ НЭПШ, педагог — Людмила Аркадьевна Деветьярова) представил работу «Дневник моего прадеда». Поводом для данного исследования стала интересная находка: дневник прадеда Артёма — Николая Яковлевича Монахова. Артём поведал гостям о нелёгкой судьбе Николая Яковлевича, начиная с его детских лет до ухода добровольцем на фронт. Из дневника прадеда и рассказов взрослых о нём Артём узнал много интересного.
Артём показывает награды своего прадеда
Основной вывод, сделанный Артёмом в его работе, прозвучал так: «На мой взгляд, мерилом жизни человека является не то, сколько „сундуков с золотом“ он накопил за жизнь, а то, сколько любящих людей окружают заботой его старость и сколько теплоты он оставил в сердцах родных после своего ухода...»
Выступает Кирилл Коковякин
Коковякин Кирилл (4 класс СОШ № 51 г. Кирова, руководитель — Наталья Сергеевна Махнёва, педагог ДО «Дворец творчества-Мемориал») выступил с докладом «История и современность кузнечного ремесла». Кирилл поставил себе цель — изучить современное состояние кузнечного ремесла на Вятке, а также узнать, сохраняются ли традиции старинных мастеров ковки в наше время. Для этого юный исследователь не только прошёл с экскурсией по исторической части Вятки и сфотографировал объекты кузнечного ремесла, но и лично пообщался с мастерами современной ковки.
Весь собранный материал Кирилл опубликовал в своем издании «Кузнечное дело от А до Я» (Киров, 2018). Это уже вторая книга автора. Первой его работой стал «Каталог кованых изделий современных мастеров Вятки 2015–2016 гг.» (Киров, 2016).
Учащиеся Лицея естественных наук с научным руководителем Г. Г. Двининой
Далее свои работы представили учащиеся Лицея естественных наук (научный руководитель — Галина Геннадьевна Двинина).
Выступление Виталия Колупаева
Первым выступил Виталий Колупаев (5 класс, Лицей естественных наук, педагог — Елена Сергеевна Колупаева). В своей работе «Связь творчества Юрия Васнецова с вятской народной игрушкой» Виталий попытался найти связь иллюстраций детской книги Юрия Алексеевича Васнецова с народной дымковской игрушкой. В качестве исследования была взята случайная выборка иллюстраций на поисковых сайтах Яндекс и Google по запросу «Иллюстрации Юрия Васнецова». Подсчитывалось количество иллюстраций, в которых содержались элементы дымковского орнамента, схожесть иллюстраций и дымковской росписи по цветовой гамме, схожесть по форме персонажей, схожесть сюжетов, наличие юмора в характере изображения персонажей. По итогам работы был составлен каталог иллюстраций Ю. А. Васнецова, содержащий 58 иллюстраций, с указанием названия и года создания.
Выступает Ульяна Ловкова
Ученица 8 класса Ульяна Ловкова (руководитель — Галина Геннадьевна Двинина) рассказала о проекте создания атласа-определителя «Млекопитающие животные Государственного природного заповедника „Нургуш“». Созданию атласа предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся лицея совершили две экскурсии (летнюю и зимнюю) на территории заповедника в Котельничском районе, где фотографировали и описывали следы млекопитающих животных, общались с сотрудниками заповедника. Впоследствии была составлена 21 энциклопедическая справка и написаны стихи, сказки, рассказы. Были созданы оригинальные иллюстрации: отпечатки следов, рисунок — силуэт, иллюстрация к художественному тексту, а также заставки — буквицы. Были подготовлены элементы аппарата будущего издания: вступительная статья, комментарии специалистов, примечания, библиографический список. Осталось найти средства на издание атласа.
Выступает Анастасия Медведева
Завершились выступления учащихся докладом Анастасии Медведевой (8 класс, руководитель — Галина Геннадьевна Двинина) «Особенности вятской православной архитектуры в период с конца XVII до конца XVIII в.». Целью её исследования было изучить элементы храмовой православной архитектуры данного периода и ответить на вопрос: «Существует ли стиль вятское барокко или это миф?». Используя сравнительные методы исследования, Настя пришла к выводу, что «вятское барокко» нельзя назвать самостоятельным художественным стилем, а только уникальным региональным течением русского «северного барокко», но со своими отличительными чертами, берущими начало от вятских кружев и деревянной резьбы.
Главный библиограф отдела краеведческой литературы Библиотеки
им. А. И. Герцена Андрей Алексеевич Марков вручает памятные подарки
Павлу Братухину
В конце мероприятия юным исследователям были вручены подарки. Мероприятие прошло в тёплой, дружеской атмосфере. Все доклады были прослушаны с интересом.