28 ноября в отделе абонемента научной книги состоялось открытие выставки фотографий Светланы Ботевой «Мгновения окон. Околоокошечная жизнь».
Светлана Ботева — художник, фотограф, участница Драматической лаборатории. Родилась в Кирове, училась в школе № 15, в 2016 г. окончила Вятское художественное училище имени А. А. Рылова (отделение живописи). Параллельно училась в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (факультет искусств, кафедра кино-фотоискусства). Фотографией занимается 8 лет. С 2016 г. живёт в Санкт-Петербурге.

Светлана Ботева (Фото Марии Ботевой)
«Как-то я захотела сделать выставку и назвать её "Окна, деревья и птицы". Стала собирать материал и поняла, что деревьев у меня где-то штуки 4, птиц что-то около 7 или 8, а окошек — 45. Так я решила, что выставка будет окошечная».
ФОТООТЧЁТ ОБ ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ:
Это уже третья по счёту фотовыставка, организованная в пространстве отдела абонемента. Обычные книжные стеллажи вновь были использованы в качестве выставочных стендов: на них разместились тридцать девять работ, выполненных автором в технике чёрно-белой и цветной фотографии.
За 3 часа до открытия выставки. Светлана Ботева и Никита Семаков развешивают последние работы.
За 15 минут до открытия к процессу подключаются друзья.
Названия работ-окон: лимонное, кухонное, бытовое, окно во двор, глазное, небесное, церковное, окно с зелёной шторкой, зелёное, музыкальное, оставленное, игрушечное, заводское, театральное, поездное, пластиковое, рижское, домокот, окно запасного выхода, осеннее, окно на ветке, училищное, форточка, окно в кабинет английского, эстонское, настоящее, пожарное, автобусное, шаровое, уезжательное, московское музейное, водонапорное, дачное, алёнино окно, кировское, дверное, окно с краской, дядивовино, хуторское.
В 18.00 поступает предложение задержать открытие выставки на 1,5 часа — как рок-концерт: «Настоящие ценители — дождутся!».
Никита Семаков, Светлана Ботева, Наталья Панишева
Наконец в 18.10 Никита Семаков приглашает многочисленных друзей и читателей сказать всё, что они думают о Светлане Ботевой и её прекрасных работах.
Наталья Панишева поздравила Светлану с открытием первой персональной и второй в стенах Герценки фотовыставки, а также прочитала пару своих стихотворений.
Я не Эльза, не Эльза. Эльза клялась молчать,
Эльза плакала и на рубашки рвала крапиву...
Проживаю в доме из серого кирпича.
У меня соседи — клинические кретины.
За окном (об этом вам скажет любой поэт)
Ночь снимает чулок и оголяет голень.
Между братом и мной ничего кроме писем нет,
Ничего такого, что можно считать любовью.
Я не Эльза, не Эльза, а на щеке — не слеза,
Я пишу и жизнь умещается в двух абзацах.
А у Эльзы был замок, братья, костер... Глаза
Дымом ело. Теперь у Эльзы глаза слезятся...
Только я не Эльза. Зачем мне рыдать в дыму?
Я работаю, письма пишу и вношу квартплату...
А еще я сегодня выеду в Кострому —
Отвезу рубашку очередному брату.
***
Тетра. Нас четверо. Жаркое лето.
Красные вина в тетрапакетах.
Тетра. Театры. Траты. Тетради.
Включено радио смеха ради.
Тетра. Тетради. Скоро экзамен.
И телефон безнадёжно занят.
Каждая фраза — чья-то цитата.
Я постоянно грызу цукаты
Сладкие. Вместо гранита науки.
И постепенно привыкли руки
К нежной и гладкой глине гончарной.
Кружит пластинка. Это Анчаров.
Кто-то зубрит на ходу гекзаметр
И по-домашнему нарезает
Ломтики тонко пряного солнца.
Мы неожиданно, но споёмся,
Как фортепьяно, домра, гитара,
Флейта. Нас четверо. Нас две пары.
Тетра. И мы привыкли к квартету.
Четверо. Все поэты.
В центре — Михаил Андрианов
К поздравлениям присоединяется актёр Театра на Спасской и коллега-фотограф Михаил Андрианов: «Когда я вижу светины фотографии, у меня возникает желание пропить свою камеру и никогда больше не снимать. Её фотографии — это, что называется, бог поцеловал».
В центре — Юлия Ионушайте
Юлия Ионушайте, завлит Театра на Спасской: «Очень важно не ревновать и не приватизировать художника. Не важно — в Питере ты или в Кирове, главное, что творческая искра, которая в тебе возникла, смогла реализоваться, и все мы имеем сейчас возможность насладиться этой красотой. И очень здорово, что выставочное пространство абонемента, открытое год назад выставкой Миши и Светы, продолжает существовать».
Друзья пришли на открытие выставки не с пустыми руками...

Одна из зрительниц: «Мне безумно понравились твои работы, как можно было суметь ТАК передать эти мгновения!.. И у меня вопрос: как долго продолжалась работа над этой выставкой?»
Светлана Ботева: «Я года два назад задумала эту выставку и решила: будут птицы, деревья и окна. Через какое-то время смотрю: птиц у меня — штук 5, деревьев — 7, а окон — 45. И я поняла, что окон набирается на отдельную выставку. Первая фотография была сделана, наверное, года три-четыре назад.
Как же я благодарна, что вы все пришли сегодня! Такая куча народа... Не ожидала!»
Аня Демчук, Илья Ермолин, Ольга Колупаева
Аня Демчук: «Света, есть ли у тебя задумки, которые ты хотела бы воплотить в будущем?»
Светлана Ботева: «Я хочу снимать что-то околорепортажное, что-то с людьми, уличные фотографии... Они у меня есть, но пока мало. Так что буду пополнять папочку "Репортажное"!»
Аня Демчук: «Интересно было бы послушать твои комментарии к фотографиям...»
Гульнара Гарипова: «А давай, ты нам экскурсию проведёшь! Мы будем подходить к каждой фотографии, а ты немножечко расскажешь о ней...».
Светлана Ботева: «Давайте...»
«Вот это — окно моего дяди, он живёт на своём хуторе под Таллинном.
А это — мой другой дядя. Он живёт в Кирове и любит смотреть телевизор в наушниках...»
«Это из училища: мальчик Паша и девочка Алёна...
А это московское окно. Просто девочка шла мимо. Я ждала её целый час, наверное...
А это Настя. Настя куда-то уезжала, а я её провожала...
Это окно в Эстонии. Эти дома свезли в музей со всей округи.
Дом очень низенький, заходишь в него и пригибаешься...
В доме топили печку — поэтому дым. А сверху с потолка свисали колосья ...»
«А это окно в нашем училище. Конец учебного года. Был просмотр, всё унесли, а это забыли...
А это недалеко от Васнецовского музея дом. Окно на ветке...
Это тоже из училища. Как-то я сидела на уроке и увидела этот свет... Мне очень захотелось
его снять, но урок идёт! Светлана Алексеевна заметила это и говорит: "Иди уже, снимай..."
А с этой фотографией (Лимонное) связана смешная история. Ана Агапова увидела её и говорит: Ой! Это точно твоя фотография? Я её использую в качестве примера в своей фотошколе!»
Одна из зрительниц: «Очень интересное исследование окон у тебя получилось.
Никогда не замечала, что окна бывают такие разные и что столько разных историй можно увидеть в них».
Ещё одно окно — Окно добрых слов (книга отзывов)




На выставке можно приобрести открытки с репродукциями работ Светланы Ботевой.
Выставка будет работать в отделе абонемента до марта 2016 года.
ОТЗЫВЫ И ССЫЛКИ:
Вчера в отделе абонемента библиотеки Герцена открылась персональная выставка фотографа Светланы Ботевой «Мгновения окон».
Открытое год назад благодаря выставке фотографий Светланы и артиста «Театра на Спасской», руководителя драмлаборатории, фотографа Михаила Андрианова новое выставочное пространство продолжает жить. Кажется, это геометрически-стройное место — ряды стеллажей, ряды книг — идеально подходит для устройства таких выставок. Здесь нет ощущения чистого, выхолощенного галерейного пространства. Здесь всё наполнено уютом, особенной тишиной библиотеки и запахами книг (бумага, клей, что ещё?). Голоса. Шорохи. За окном — снегопад. И фотографии. Чудо!
К каждой работе прилагается прилагательное. Названия фотографий появились непосредственно перед открытием. И в этом экспромте художника есть своя экспрессия и своя правда. Если бы заранее, если бы задолго, они могли бы стать более выхолощенными, подобранными, правильными. И, кто знает, не ушло бы вместе с этой импровизацией что-то живое и настоящее?
Взгляд в окно — это почти всегда взгляд сквозь. Взгляд на что-то. Но в «Мгновениях окон» в фокусе — сами окна. И околоокошечная жизнь. Летящий тюль. Царапины на рамах. Растрескавшаяся краска. Свет, пронизывающий стекло. Лица. Подоконники. Водосточные трубы. Отражения лестниц и неба. Домов и деревьев. Какой-то жизни, проистекающей рядом. Это именно что мгновения этой жизни. Не застывшие, а длящиеся. Секундная пауза. Щелчок затвора. Кажется, даже воздух на этих — чёрно-белых и цветных — фотографиях живой, струящийся.
У каждой работы — своё, совершенно отдельное настроение. Но при этом на многих ты легко улавливаешь и что-то общее. Гораздо сложнее оказывается подобрать к этому общему точный эпитет. Это не древнерусская тоска. Не ностальгия. Не грусть. Наверное, что-то похожее можно ощутить, стоя на ветру на высоком утёсе над бездной моря. Что-то между восторгом и паникой. Между желанием жить и желанием прыгнуть. Между твёрдой опорой под ногами и пропастью перед тобой.
Если бы эти фотографии были музыкой, то можно было бы сказать, что Светлане удалось взять очень высокую, чистую, пронзительную ноту, от которой сжимается сердце. Как у Блока: «так пел её голос, летящий в купол...». Кажется, если долго всматриваться в эти окна, то можно увидеть... Нет, пожалуй, я оставлю это слово за пределами текста, а то точно скажут — ну, это уже перебор. Но мне кажется, что так и есть. Так и есть.
Будет свободная минута — приходите в библиотеку, загляните на выставку. Она того стоит.
Юлия Ионушайте об открытии выставки «Мгновения окон». ВКонтакте. 29.11.2016.
«Мгновения окон» ВКонтакте
Светлана Ботева ВКонтакте
Светлана Ботева в Фейсбуке
Фотовыставка Светланы Ботевой и Михаила Андрианова «Обычности». 15.12.2015
Светлана Ботева в моноспектакле «Люблю хорошего человека»
Светлана Ботева в спектакле Драматической лаборатории «Наташина мечта»
Светлана Ботева в спектакле Драматической лаборатории «Это не для человека...»
Светлана Ботева в спектакле Драматической лаборатории «Самиздат. Стихи»