Во вторник, 2 февраля, краеведы и почитатели творчества Т. П. Дедовой собрались на презентацию её книги, созданной в соавторстве со Светланой Алексеевной Шешиной.

Создательниц рисунков и текста, по словам ведущей, Натальи Ильиничны Злыгостевой, объединили общий духовный мир и любовь к Вятке. Благодаря авторам, мы можем совершить путешествие по нашему старому городу, по тем его уголкам, которые открывают дух Вятки и её душу.
Татьяна Павловна поделилась тем, что ей всю жизнь очень везло на интересных людей. Вот и к работе над рисунками с видами старой Вятки её, главным образом, подтолкнули встречи с писателем Е. Д. Петряевым, историком Тинским и архитектором Л. Б. Безверховой. Создание серии заняло десятки лет, и она не надеялась, что когда-нибудь книга будет издана.
С. А. Шешина призналась, что к ней наш город пришёл довольно поздно, но сейчас она счастлива, что не рассталась с ним. Книгу она писала для того, чтобы и читатели полюбили нашу Вятку. Далеко не каждый житель может пойти в библиотеку, изучать там труды учёных мужей. Красивая, популярно написанная книга поможет узнать вятскую историю.

С отзывами о новом издании выступили О. Александр Балыбердин, О. В. Бакина, С. И. Шашин, архитектор Л. Б. Безверхова, зав. кафедрой литературы ВятГГУ Е. О. Галицких, писатель Н. В. Демидова, директор Герценки Н. П. Гурьянова, издатель Е. М. Дрогов и другие. Все они благодарили авторов за их «новорождённого ребёнка» - книгу. Всеобщее мнение – детище удалось на славу. «Ребёнок» получился «чист, светел душою и прекрасен видом» (Отец А. Балыбердин). Хотя книга называется «Старая Вятка», после прочтения хочется сказать «Живая Вятка» (Е. О. Галицких).
Пожалуй, лучше всего составить представление о новом издании поможет предисловие к книге.
Дедова, Т. П. Старая Вятка. / Татьяна Дедова ; авт. вступ. ст. и текста С. А. Шешина ; Правительство Кировской области ; Департамент культуры Кировской обдасти. – Киров : О-Краткое, 2009. – 144 с. : ил.
Старая Вятка... Путешествие продолжается
Татьяна Дедова - художник-самоучка. Но книги по живописи и архитектуре стали для неё настольными с юности, Русская история - сфера её особых интересов. Уже в зрелые годы она том за томом штудировала труды Василия Ключевского и Сергея Соловьёва.
Творческий дар художницы проявился рано, и она развивала его. Отправляясь налегке в путешествия, привозила фотографии, зарисовки. Срединная Россия и Русский Север исхожены ею от деревни к деревне, от усадьбы к усадьбе, от городка к городку. По возвращении домой спешила поделиться впечатлениями. В библиотеках, школах, кинотеатрах проходили выставки её работ, зрители видели Михайловское и Болдино, Ясную Поляну и Тарханы,..
Но главной темой творчества Татьяны Дедовой на долгие годы стала старая Вятка. Интерес к ней родился из детских прогулок по городу - от маминых лиственниц на Пупыревке к бабушкиным цветам на Хлыновке Татьяна ходила почти каждый день.
И в редакции молодёжной газеты Татьяна не расставалась с фотоаппаратом, выкраивала время, чтобы запечатлеть уходящий деревянный город. Он стремительно уменьшался в размерах, но оставались ещё улочки, освящённые прелестью старины.
Серия графических работ «Старая Вятка» создавалась художницей в течение нескольких десятилетий. Благословил её на этот труд писатель и краевед Евгений Петряев. Первые рисунки появились в «Литературной России» ещё в 1960-е годы, Они рассказывали о местах, связанных с жизнью в Вятке М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Позднее в серии «Старая Вятка» появились храмы - живые и ушедшие. Татьяна выросла в семье атеистов, и её путь к вере был долог и непрост. Во времена «застоя» тема эта казалась ненужной, странной, но художница уже выбрала свой путь. Работала с краеведами и архитекторами А. Г. Тинским, И. В. Беровой, Л. Б. Безверховой, воссоздавая в рисунках комплексы монастырей и храмов.
«Город без старых домов как человек без памяти», - говорил Анатолий Гаврилович Тинский. Его книги открывали историю города не только простому читателю, но и специалисту. Они были как путеводители, и Татьяна делала зарисовки тех зданий, что ещё сохранились, копировала старые планы города, изучала, как менялся во времени облик Вятки.
Старая Вятка... Ещё доживают свой век деревянные домики девятнадцатого века. Нет-нет да и встретишь уютный двор, заросший травой-топтуном. Или кованую решётку стиля модерн, столь популярного в начале века двадцатого. Ещё узнаваем рельеф...
Но исторический центр города мал и беззащитен. В минувшем столетии он не раз подвергался атакам: 30-е годы отняли у нас храмы, 60-е годы - площади, а ныне «капитал» посягает на парки и дворы.
Как удержать наступление, как защитить то, что осталось? Только знанием и просвещением, считает Татьяна Дедова. Она показывает в своих работах красоту старой Вятки, её зданий, садов, площадей и улиц.
Для знатоков прошлого и сейчас звучат голоса тех, кто жил до нас, кто созидал наш город. Старый город узнаваем и для тех, кто в годы детства качался на качелях в саду «Аполло». Кто подростком исследовал тайны подземных ходов на речном обрыве. Кто сидел под пальмами в читальном зале «Герценки». Летал на санках с крутых «гор» Овечки и Кикиморки. Весной с толпой нарядных горожан ходил смотреть ледоход, а летом - провожать крестный ход...
А как влюбить в старый город тех, кто вырос среди панельных домов где-нибудь на «юго-западе»?.. Как научить их беречь наше наследие, наше прошлое? Татьяна Дедова рассказывает юным о старой Вятке и её людях. У неё есть что показать: цикл рисунков «Старая Вятка» издан в открытках. Лучшие работы художницы передают то, что не найдёшь ни в каких архивах - это очарованность Вяткой. Они будят воображение, к ним тянется душа. Город, как будто расколдованный волшебной палочкой, живёт и дышит... Лошадки тянут возы с сеном, спешат гимназисты, играет детвора. Радует и лёгкий снег в утренний час, и синие сумерки с уютным светом окон домов и храмов.
Татьяна Павловна Дедова - лауреат премии «Вятский горожанин». Она не утратила жажды смотреть, видеть и творить. Серия «Старая Вятка» продолжается. В ней уже более ста листов. «Старая Вятка» путешествует по городам и весям. Путешествует и сама Татьяна - паломнические поездки стали частью её жизни: они радуют, но не вытесняют из сердца родной город.
Открывая эту книгу, мы вместе с художницей отправляемся в путешествие во времени. Пройдём по улицам старого города, печалясь о потерях, радуясь тому, что сохранили, благословляя тех, кто жил и любил до нас.
Светлана Шешина