4 апреля в рамках «Вятской книги» открылась выставка «Парад молодежной вятской прессы», посвященная школьным и студенческим изданиям, выпускаемым в Кировской области.

Фестиваль молодежной прессы проходил в Дни работы выставки «Вятская книга года», поэтому на стеллажах были представлены все газеты и журналы, которые издаются в школах, вузах г. Кирова и области, а также исторические, архивные подшивки молодежных изданий.
 |

|
Сотрудники краеведческого отдела: Юлия Мурдалова и Андрей Марков рассказали о «печатной продукции» прошлого и настоящего. Так в 2013 году выходило 30 молодежных изданий, что меньше, чем в 2012 г. (тогда их было около 40). Свои газеты имеют кировские школы № 28, № 44, Вятская православная и Вятская гуманитарная гимназии, спортшкола. Каждая газета освещает жизнь и события учебного заведения, помещает заметки ребят. Студенческую прессу представили ВГГУ, факультетские издания, КСХА, ВГУ. В Герценке хранятся студенческие газеты прошлых десятилетий, которые порой можно найти только в архивах библиотеки. Предшественниками современных детских и молодежных изданий были те, что выпускались в начале 20 века. Это «Вятский семинарист», позднее «Молодые порывы», «На смену», «Солнце грядущего», «3 сентября», журналы «Зарево», «Новая молодежь», «Юный пахарь» и др. Дольше всех (40 лет) прожила газета «Комсомольское племя», в 1990 г. переименованная в «Наш вариант» и ставшая не молодежной, а общественно-политической. В 50-60-е годы активно выходили вузовские газеты. Среди областных изданий в 90-е годы долгожителем оказался «Молодежный акцент» (существовал 10 лет). А вот журнал «Молодежный вестник» отчитал только 2 года. Но сколько бы лет не выпало на долю того или иного издания, каждое из них представляет несомненный интерес.

На фестивале молодежной прессы развернулась дискуссия о роли и месте детских и молодежных газет в современном обществе, о том, как им выжить и выстоять в условиях, когда их теснят электронные СМИ, интернет, соцсети?

По мнению Натальи Смирновой, в прошлом литсотрудника газеты «Я расту», а ныне – редактора «Педагогических ведомостей», детская газета (она издавалась с 1991 по 2002 годы) объединяла детей и взрослых, жителей городов и сел, была своего рода «учебным пособием» для других детских и школьных газет в области. «Я расту», где детей учили писать, общаться, осваивать различные газетные жанры, дала путевку в журналистику многим ребятам.

Писатель Владимир Морозов, издатель детского альманаха «Вершки и корешки» считает, что несмотря на интернет, желание ребенка быть услышанным, понятым - искоренить нельзя, как и желание творить, общаться. Газеты же умирают не только из-за недофинансирования, но и из-за бюрократии, заорганизованности. Но детей надо учить писать - тем самым мы восполняем пробелы классического воспитания. Хотя, в основном, изданием детских газет занимаются энтузиасты.
Участники дискуссии пришли к мнению, что каждая школа должна иметь свой печатный орган – он служит объединяющим началом для учеников, родителей, учителей. Это живая информация о жизни школы.

Что касается студенческой прессы, то, по мнению литсотрудника газеты ВГГУ Андрея Осминина, здесь два основных направления – официальное и самиздатовское. Слияния не происходит. Как соединить сухую, официальную прессу с молодежной, дерзкой, авантюрной и при этом сделать профессиональной – ответа пока нет.
Речь на фестивале шла также о том, как бумажной прессе остаться оперативной, востребованной? И хотя ответа на некоторые вопросы участники дискуссии не нашли, разговор получился нужным, интересным, живым. И он, несомненно, будет продолжен.