25 февраля 2014 г. в конференц-зале библиотеки им. А. И. Герцена в рамках просветительского проекта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина «Знание о России» состоялся видеолекторий, посвященный 150-летию Великих реформ 1864 года.

Просветительская деятельность является одним из перспективных и динамически развивающихся направлений работы Президентской библиотеки. Координатором многих осуществляемых просветительских проектов является центр образовательных программ, фактически приступивший к своей работе во второй половине 2011 года. В частности, центром образовательных программ Президентской библиотеки была разработана концепция проекта «Видеолекторий «Знание о России». Главная цель проекта — просвещение и воспитание молодёжи. Мероприятия, проходящие в рамках лектория, адресованы в первую очередь школьникам и студентам. В то же время, тематика и подача материала определяются таким образом, чтобы лекции были интересны самому широкому кругу лиц, интересующихся проблемами истории, теории и практики российской государственности и русского языка как государственного. http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2012/bd07.pdf

Слушателями открытых лекций 25 февраля текущего года стали студенты вузов Санкт-Петербурга, Северо-Кавказского федерального университета, Российского государственного социального университета, в режиме видео-конференц-связи к ним присоединились студенты, школьники, читатели библиотек Кирова, Рязани и Петрозаводска.
Видеолекции посвящаются персонам и событиям, оставившим заметный след в истории России, а также узловым проблемам теории и практики современной российской государственности. В рамках текущего мероприятия внимание было уделено Великим реформам 1860-х–1870-х гг., в частности реформам 1864 г. Они были нацелены на преобразование ряда сфер, в том числе, местного самоуправления, образования.
О реформе среднего образования рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена Татьяна Ильинична Пашкова.

Реформа начального и среднего образования началась с утверждения в июне 1864 года положения о начальных народных училищах. В ноябре 1864 г. был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который провозглашал доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Напомним, что в классических гимназиях в основе преподавания лежали древние («классические») языки — латинский и греческий. В реальных гимназиях древнегреческого не было, зато увеличивался объем преподавания математики и естествознания. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившие реальные гимназии могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Следует заметить, что реформа средней школы вызвала ожесточенные споры и трения между «классиками» и «реалистами».
Татьяна Ильинична отметила, что у современных и дореволюционных школ есть, как ни парадоксально, общие проблемы. Например, на протяжении всего времени российское образование беспрестанно подвергалось реформированию. В царской России, в советские годы, сейчас – каждый стремился и стремится провести реформу. Нередко получалось так, что очередной министр предпринимал действия, которые полностью отменяли решения его предшественника. Бесконечные колебания маятника из стороны в сторону, чехарда с министрами – все это не способствовало прогрессивному развитию школьной системы.
По окончании лекции все желающие могли задать ученым вопросы. Учителя истории просили высказать мнение лектора по поводу спорного общего учебника истории, теории официальной народности, об отличии современной гимназии от дореволюционной. По мнению лектора, в российском образовании следует в большей мере применить гласность, общественное обсуждение, возможность выбора при принятии тех или иных решений.

Приятно было увидеть среди лекторов Владимира Владимировича Куликова, доктора юридических наук, директора Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». В режиме видео-конференц-связи Владимир Владимирович подробно рассказал о земствах, их особенностях и перспективах самоуправления в России.

Указом Александра II от 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о земских и уездных учреждениях». В соответствие с положениями реформы, на уездном и губернском уровнях создавались земские собрания и управы. Земство непосредственно не управляло территорией уезда или губернии, но выполняло на этой территории важные социально-экономические и культурные функции, по своей сути, государственного значения. При живучести традиций бюрократической опеки никакого быстрого перехода к административной независимости земств от власти губернаторов быть не могло. Возможность административного вмешательства губернатора в земские дела по Положению 1864 года являлось некоторой гарантией, предупреждающей произвол земских учреждений, гарантией защиты нарушаемых в его результате публичных и частных интересов. Лектор заметил, что земское самоуправление того периода было финансово независимым от государства, что позволяло в большинстве случаев эффективно, высококвалифицированно развивать территорию, что не совсем характерно для современной России. По мнению Владимира Владимировича, российское местное самоуправление сильно зависит от государства, что во многом обуславливает развитие вверенной ему местности.
О введении земств на юго-востоке России в 1912 году рассказал следующий лектор - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России факультета истории философии и искусств Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия Николай Судавцов.
По мнению слушателей, применение новейших информационных технологий для трансляции мероприятия и организации видео-конференц-связи, возможность обсуждения материалов на основе исторических архивных документов делают возможным проводить мероприятия не просто в виде учебных лекций, а расширяют рамки традиционного формата, позволяют молодёжи из любого уголка России приобщиться к современной науке.