16.03.2012 в арт-центре библиотеки имени А.И. Герцена состоялся семинар: «Как говорить, чтобы подростки слушали и как слушать, чтобы подростки говорили». Перед гостями библиотеки выступали сотрудники «Клуба Позитивной Динамики» Е.Н. Шарова – врач-психотерапевт, директор клуба и Е.В. Никулина – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.


Психологи начали беседу с того, что год от года увеличивается число детей и подростков, страдающих нервно-психическими заболеваниями. Неврозы у детей и подростков – самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Е.Н. Шарова заметила, что не существует неврозов у детей, существует невроз семьи, который отражается на ребенке. Если энергетика в семье отрицательная, то и психика ребенка будет формироваться на основе отрицательных эмоций.
Психолог попросила присутствующих ответить для самих себя на такие вопросы:
- О чем мечтает мой ребенок больше всего?
- Какой у него любимый фильм, цвет, предмет?
- Куда он мечтает поступить после школы?
- Кто его самый лучший друг?
Таким образом выяснилось, что причиной непонимания в семье является отсутствие коммуникации между детьми / подростками и родителями.
Е. В. Никулина провела с участниками семинара небольшой тренинг. Психолог попросила одну из гостей – Анжелу проиграть жизненную ситуацию с разной реакцией на нее окружающих.
Реакция «Вопросы»

Реакция «Философский совет»

Реакция «Сопереживание»

В конце семинара психологи дали практические советы при общении с подростками:
- Спокойно и внимательно слушать подростка, поддержать как минимум взглядом – «глаза в глаза».
- Поддерживать его речь кивком головы, называть чувства, которые ребенок испытывает.
- Покажите, что понимаете желание ребенка и дайте волю фантазии для воплощения этого желания.
- Умейте мысленно «считать до двух». Можно предложить варианты поведения в данной ситуации.