Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Общественные экологические организации и проблема мусора
(обзор экологических акций 2012 г.)

М. Ф. Соловьёва

Мусор – одна из категорий отходов человеческой деятельности. Именно так поясняет значение слова известная пользователям информационных сетей Википедия.

Любопытно, но в начале прошлого века Московский УГРО назывался Московский Уголовный Сыск (сокращенно МУС). Отсюда и пошло обидное для милиции слово – «мусор». Поэтому любознательные студенты предпочитают использовать юмор при разговоре на тему бытовых отходов.

Как известно, любая деятельность состоит из определённых компонентов, наиболее значимыми являются начало (потребности, цели и, естественно, наличие условий) и прогнозируемый результат.

Таким образом, проблема мусора как одного из видов отходов человеческой деятельности зависит от потребности человека в мусоре. Потребность ещё не является реальностью, но она уже присутствует в сознании человека.

Естественно, необходимо формирование экологического сознания человека, чтобы образ мусора ассоциировался с тем, что неприятно, грязно, тогда не возникнет и цель создания мусора.

Известное за последние годы сообщество в сети Интернет и через баннеры на автобусах областного центра «ЧистоВятка» (организаторами его являются отдельные представители экологических общественных организаций «Сохраним родную Вятку» и «Эка») посвятило этой проблеме целый год деятельности.

Экологические акции так и назывались «Уберём мусор в нашей голове». В течение года участники сообщества представляли доказательство уровня сознания и деятельности жителей нашего города. Это были фотографии – свидетельства грязных улиц, свалок у стен жилых домов. Ликвидировать такие отходы деятельности в состоянии сами жители без участия органов власти. Значительно лучше их вообще не создавать. Но само наличие таких свалок служит убедительным доказательством низкой экологической культуры и определённой потребности создавать грязь.

Не менее интересными были и фотообвинения деятельности персонала наших учреждений. Так, например, молодые люди зафиксировали переполненные мусорные баки, наличие опасных видов отходов наряду с отходами питания на заднем дворе ряда учебных заведений города Кирова. Технические службы образовательных учреждений не уделяют должного внимания проблемам безопасности здоровья молодёжи.

Такая же картина свалок и грязных водоёмов обнаружена участниками сообщества в разных частях города, где расположены производственные предприятия. Одним из самых убедительных фактов является цвет воды, льющейся из труб, или небольшие водоёмы странной окраски.

К сожалению, горожане и жители близлежащих населённых пунктов оставляют мусор и в парках города, просёлках, где ходят пешком или пользуются автотранспортом.

То есть экологические акции создали крайне негативную картину спектра потребностей и результатов деятельности кировчан, которая существует, несмотря на стремление других категорий жителей (административных структур, членов быстроразвивающегося сообщества ТОС), придать городу позитивный образ. Об этом свидетельствуют страницы издания «Наш город».

Следующим шагом членов сообщества «ЧистоВятка» стала просветительская и одновременно аналитическая акция «Уберём мусор в головах и на улицах», состоящая из серии ток-шоу. Зафиксированные медиа-средствами суждения и умозаключения молодёжи в ходе дискуссий с различными группами студентов учебных заведений города касались оценки качества чистоты нашего города и других городов страны.

Несмотря на недовольство чистотой кировских улиц, парков, подъездов, прибрежной полосы реки Вятки, студенты отмечали особый уют города, его зелёную крону и красоту небольших водоёмов в парках, которые притягивают людей всех возрастов в минуты раздумий и дни отдыха.

Почти однозначно звучали рекомендации формирования экологического сознания и поведения жителей, начиная с детского возраста.

В то же время студенты были уверены, что необходима система штрафов и наказаний за привычку многих людей мусорить на улицах, изжив которую, можно сохранить красоту и чистоту скверов, парков и улиц в течение всего дня после уборки специалистами САХ и ЖКХ. С появлением нового витка расходов на бумажные билеты в автотранспорте город ещё более нуждается в наличии обычных урн.

Однако главными показателями недостаточного уровня экологического сознания являются условия, в которых происходит процесс любой человеческой деятельности.

Так, например, в течение летних месяцев члены сообщества «ЧистоВятка» провели опросы населения всех районов города Кирова. Объектами интереса стали наиболее часто посещаемые магазины и кафе. В каждом районе опросили не менее 100 человек. Еженедельно подводились итоги опроса респондентов одного их районов.

Поэтому в результате обобщения всей информации выделили и специфику районов, и общие тенденции по городу.

Так, в Первомайском районе население отдаёт предпочтение (с отрывом от других объектов обслуживания более чем в два раза) магазинам сети «Глобус» и кафе «Конюшня», позитивных оценок заслужили также магазин «Мясная лавка» и кафе «Студенческое», «Корона». Наибольшее количество отрицательных оценок получили магазины новой сети «Пятерочка» и пункт питания «Данар» (на ул. Энгельса-Преображенской).

В Октябрьском районе положительно оценены магазины (разница в 2–3 голоса) «Торты» и «Всё на свете», низкую оценку получили магазины сети «Магнит» и магазин «Принто». Среди кафе жители отдают предпочтение «Сели-поели» (отрыв в два раза от «Дольче вита») и не проявляют положительных эмоций по отношению к «Шире хари». Само название свидетельствует о специфике «юмора» отдельных представителей сервиса.
Вполне возможно, что такая ситуация связана с элементами новизны восприятия системы услуг, но респонденты обращали внимание на вид внутреннего помещения, внешней территории, коммуникативную культуру обслуживания, оформление.

В экономике произошёл переход от экономики производства к экономике услуг, где порой преобладают эмоции. Поводов для раздражения горожан немало. Отсюда отторжение частью жителей областного центра принципов «экономии» и «дешевизны», избранных новыми торговыми сетями. Однако эта группа населения относится к  бюджетной сфере труда, поэтому воспринимает расположение товаров, их санитарное состояние, оформление магазинов новой сети как вызов и демонстрацию пренебрежительного отношения к культуре человеческих отношений.

Каждый выделенный (первые три места) в ходе опроса и работы эксперта объект получил Диплом общественного признания, а ведущие предприятия – и статуэтки с символикой экологии.

Апрель 2012 г. – месяц активного проявления экологического сознания жителей города и области. СМИ сообщили о серии субботников, в которых участвовало большинство граждан г. Кирова: от членов администрации области, города до пенсионеров во дворах. Свою роль сыграли и слушания, организованные Общественной Палатой, где также, в основном, обсуждались проблемы защиты зелёной зоны г. Кирова. Многие участники обратили внимание на необходимость экологического образования и воспитания  детей и молодёжи.

Тем не менее, мало кто знает, что г. Киров именно в апреле 2012 г. стал известен всему экологическому и финансовому миру, появившись на сайте международных экологических организаций (FEE: Международная сеть общественных организаций).

 В начале апреля учителя школ, центров дополнительного образования и вузов города встречались с преподавателем школы № 403 г. Санкт-Петербурга в Центре экологической информации и культуры областной научной библиотеки им А. И. Герцена. Через неделю наш город с инспекторской целью посетили координатор национального отделения международной экологической программы «Эко-школа/Зелёный флаг» О. Г. Мадисон и её заместитель по информационной деятельности С. Н. Марчук.

Они приняли участие в межрегиональной конференции «Международная программа “Эко-школы/Зелёный флаг”: инновационный подход к образованию для устойчивого развития», которая проходила для педагогов дошкольного образования на базе НДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад “Монтессори”». Конференция проходила в рамках международного проекта «Инициатива HSBC и Эко-школ по сохранению климата» при финансовой поддержке международного банка HSBC (старейший английский банк на территории России).

В эти же дни О. Г. Мадисон посетила МОАУ «Гимназия им А. Грина» г. Кирова, где встреча с ребятами 6-б класса подтвердила достаточно высокий уровень работы по данной программе за предыдущий год. Поэтому директору гимназии Е. В. Юдиной на совещании руководителей образовательных учреждений города был вручён Зелёный флаг – хорошо известный престижный экологический символ.

По сути, он является признанным в мире европейским сертификатом качества экологического образования и воспитания. Международное жюри данной программы, по согласованию с Национальным комитетом, ежегодно сроком на один год присуждает образовательным учреждениям Зеленый флаг.

Более подробное обоснование заслуг для международного признания получили руководители образовательных округов Кировской области, которые также провели совещание на базе НДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Монтессори”». Его директор Т.В. Василискина и сотрудники получили Зелёный флаг на международной конференции в Санкт-Петербурге в июне 2011 г., и сейчас этот детский сад является настоящим информационно-методическим центром Кировской области по реализации образовательной экологической программы и образовательной технологии «7 шагов».

Смысл этой деятельности отражён в миссии программы: множество маленьких дел, которые делаются множеством маленьких людей во многих маленьких местах, могут изменить лицо мира.

От каждой страны руководителем является одна общественная организация. В России программой проводит Санкт-Петербургская общественная организация «Санкт-Петербург – за экологию Балтики». Наш губернатор первый договор о сотрудничестве с другими объектами подписал именно с северной столицей России.

В 1981 г. в программе участвовали 4 страны, в 2011 г. – 63 страны, а это более 11 млн детей и молодёжи (от детского сада до вуза и даже объединения активных граждан по месту жительства). Программа принята на всех континентах, кроме Австралии. Но в Шотландии, Швеции, Марокко, Китае – государственная программа, т.е по нашим требованиям входит в Госстандарт по образованию. В нашей стране программа появилась в 2002 г. (участвовало 6 организаций), а в 2011–2012 гг. – уже 150.

В Кировской области программа работает с 2006 г.

В сентябре 2012 г. многие регионы нашей страны участвовали в программе Минэкономразвития по обучению учредителей и руководителей общественных организаций и некоммерческих организаций (НКО).

Именно такие организации во многих странах мира решают социальные проблемы и сокращают расходы государства на основе значительного объема работы в виде добровольчества или социального предпринимательства.
Такая программа осуществляется и в нашей области. В основе образовательной программы лежит задача обучения навыкам социального проектирования как средства и возможности государственной поддержки некоммерческих и общественных организаций.

Одна из групп данного сообщества занялась проблемой экологии, но большее внимание уделила проблеме мусора. Естественно, НКО не мыслит её решение без участия массовой школы. Учитывая занятость учительства внедрением электронных ресурсов (которые, как ранее ТСО, не работают нормально в оперативном режиме и вызывают большие потери времени во внеучебной ежедневной деятельности, необходимые для непосредственного педагогического процесса), представители НКО и ОО предлагают свои услуги в неформальной педагогической деятельности для привития навыков решения социальных проблем.

Одной из таких проблем и является проблема формирования навыков экологического поведения младших школьников в сотрудничестве с учителем и родителями по сокращению отходов деятельности на примере мусора.

Таким образом, НКО и ОО предоставляют практическое осуществление двух моделей формирования навыков экологического поведения для адаптации в глобальных культурных и экономических условиях.

В первый год проекта предлагается российская модель экологического образования (начальная школа); второй год – международная (англо-саксонская) (5–6 кл.); в третий год. родители и школьники делают совместный выбор и оформляют заказ школе на модель  воспитания экологической культуры личности (виды деятельности) (7– 8кл.).

Критерии

Российская модель

Международная модель

Цель

Определяет школа, семья, как вариант ещё НКО, ОО -партнёрство

Семья, работодатели

Содержание

Экологическое, общекультурное

Совокупность мероприятий  с привлечением взрослых  и специалистов микрорайона

Экологическое

Исследовательская практико-
ориентированная деятельность  
в совместном сообществе взрослых (не только учителя  и родителей) и детей

Формы, методы, средства

Целенаправленный комплекс
эмоционально и креативно
насыщенных мероприятий,
где участники проживают особое
состояние с элементами
исследовательской деятельности

Технология «7 шагов»  с прогнозируемым результатом.
Исследования школьников  скандинавских стран в течение
нескольких лет  дали ожидаемый результат

Ресурсы
Члены
Экологического
Совета

Преимущественно на уровне школы
(дети, родители, учитель)

Дети, родители, учитель  НО и специалисты местной  администрации и работодатели
в избранной сфере экологической деятельности  в составе Экологического  совета (вода, энергия, отходы,  биоразнообразие, ЗОЖ)

Формирование
философии
поведения

Не акцентируется

Учатся её формировать  через тексты Экологических  Кодексов (хотя и креативного,  детского мышления)
Ежегодные конкурсы,  но тематика разная (на основе проведённой деятельности)

Результат
воспитания

Дифференциация  социального поведения
Лидеры, инноваторы-исследователи
(продуктивно-творческий  уровень деятельности)
Исполнители
(репродуктивный уровень)
Разница в том, что после  нашей деятельности сокращается  количество пассивных  исполнителей, чье поведение  необходимо организовать извне  на 10–15 % в год

Формируется самодеятельная  личность –  социальные предприниматели  для сервисной экономики  (так показали результаты исследований)
Причина – методология  международной программы  Эко/школы «Зелёный флаг»  основывается на семи шагах,  разработанных на «на базе»  стандартов ISO 14001/EMAS

Трудовая
и образовательная
мобильность

Ограничение  рамками микрорайона школы, группой партнёров организаций

Более подробно:
www.fee-international.org
Занесение класса, школы в Международную базу данных www.eco-schools.org
Возможность изучения опыта деятельности экологических советов в 63 странах (мотивация знания языка)

Содержание деятельности
(возможности НКО и ОО, деятельность по заказу школ)

Название мероприятия

Сроки проведения

Результаты

Классные часы

1–7 октября
2012 г.

Формируем инициативную группу

Родительские собрания

8–15 октября
2012 г.

Формируем творческую группу

Субботник в форме игры по станциям

16–30 октября
2012 г.

Приобщение детей к осмыслению
и нахождению путей решения
экологических проблем

Экскурсия на свалку
(в период сопровождения
машины
с вывозом мусора)

16–30 октября
2012 г.

Коррекция внутреннего самосознания

Встреча
с представителями
предприятий-
переработчиков

Октябрь
2012 г.

Мотивация внутренних побуждений
преобразования экологической
ситуации.
Раздельная утилизация ТБО.

Фестиваль «Эко-мода»

Ноябрь
2012 г.

Развитие креативного мышления
в переработке отходов
и изготовлении полезных изделий
(сумки, одежда, одеяло, подарки…)

Конкурс
на изготовление урны
из отходов
(участники:
семья – класс- школа)

Декабрь
2012 г.

Развитие креативного мышления
в переработке отходов.
Изучение американского способа
сбора бумаги и сдачи в переработку

Выставка работ из отходов

Январь
2013 г.

Признание лучшего опыта

Медиафестиваль «Мусорная экономика»
Просмотр
видео, кинофильмов,
фотоматериалов сайтов
(дети)
Программы и материалы
научных конференций
(родители)

Февраль
2013 г.

Развитие креативного мышления
в поиске и переработке
целенаправленной информации

Конкурс открыток
из мусора для поощрения
партнёров по проекту

Март
2013 г.

Развитие креативных способностей
для презентации своего опыта
в социуме

Конкурс креативных идей
для использованных
жвачек «Вторая жизнь»

1 апреля
2013 г.

Развитие креативного мышления
в переработке отходов

Экоразведка «Чем я могу
помочь своему району»

Апрель
2013 г.

Формирование организационно-
деятельностных навыков

Участие в эколого-
краеведческом конкурсе
«Сохраним
родную Вятку»

Май–июнь
2013 г.

Развитие исследовательских навыков
и продвижение проектных идей

Как я провёл лето (фото,
видео материалы в ходе
летнего путешествия:
опыт чистых и грязных
городов России,
иных стран мира)

Сентябрь
2013 г.

Развитие креативных
и исследовательских навыков
в ходе сопоставления позитивного
и негативного опыта
иных городов и стран

Размещение материалов
на сайте школы,
стенгазеты
(с презентацией лучших
материалов в иных
учреждения района)

В течение
реализации
проекта

Мониторинг, детская, родительская
общественная экспертиза

Заключительный этап: сентябрь–октябрь 2013 г.
Цель этапа: проведение мониторинга и оценка результатов формирования навыков экологического поведения младших школьников.

Содержание деятельности

Название
мероприятия

Сроки проведения

Результаты

Итоговая
диагностика

Сентябрь 2013 г.

Выявление состояния уровня
сформированности навыков
экологического поведения.
Выявление лидеров идей,
инноваторов, исполнителей
Приоритетные ориентации
на цели и средства деятельности,
психологическая активность
и направленность личности

Создание
экологического
совета

Сентябрь 2013 г.

Использование результатов
диагностики
для создания креативной
работоспособной группы
сообщества

Вхождение
в международную
экологическую
образовательную
программу
«Эко-школа / “Зелёный флаг”»

Октябрь 2013 г.

Вхождение в сообщество
нового типа

Размещение
материалов на сайте
школы, стенгазеты

В течение
реализации проекта

Мониторинг, детская, родительская
общественная экспертиза

Таким образом, наше общество сегодня находится на этапе знакомства с иной культурой экологического поведения, т.е. иных целей и потребностей.
Однако, если что-то нас привлекает, то есть и то, что не совсем легко адаптируется и вызывает сомнение.

Так, например
(материалы из примеров самостоятельной работы студентов):
http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/E121B481BC0A8BFDC325774D0022C451

…одно из самых ошеломляющих и остающихся в памяти надолго мест находится на окраине египетской столицы Каира. Там, между городской свалкой и христианскими кладбищами, существует один район, куда почти не забредают иностранцы. Речь о так называемом Городе Мусорщиков. Мужчины квартала собирают мусор по всему Каиру и свозят его к своим домам, чтобы женщины и дети вручную рассортировали зловонные отходы. Полезные составляющие – железо, бумагу, пластик – они потом сдают в пункты переработки и получают за это деньги. Находят местные жители применение и выброшенным тканям, и старой одежде – из всего этого районные портнихи создают новые наряды. Оставшийся ненужный мусор сжигают непосредственно на улицах, отчего и так тяжёлый воздух наполняется смрадом с привкусом гари. Несмотря на ужасные условия, этот бизнес считается очень прибыльным…
Между тем, путешествуя по миру, можно увидеть и положительные примеры использования мусора. Один из самых известных – в Сингапуре, где проблему утилизации отходов решили на полвека вперёд: там из мусора построили остров Семаку площадью 350 гектаров.
Причём спроектировали его с таким расчётом, что он может служить свалкой до 2045 г. Однако на этом отвоёванном у моря кусочке суши нет даже намёка на неприятный запах: отходы засыпаются в огромные ячейки, которые потом покрываются пластиковой мембраной. На это основание насыпается плодородная почва, потому весь остров представляет собой цветущий сад. Любопытные туристы добираются на «мусорный остров» с материка на пароме – дорога занимает всего полчаса.


http://ziza.qip.ru/2012/07/30/zachem_oni_kopajutsja_v_musore_2_fototekst.html

Зачем они копаются в мусоре? На самом деле это новая инсталляция музея.
Посетители выставок тайского художника Сураси Кусолвонга имеют возможность не только получить эстетическое удовольствие от просмотра его работ, но и стать обладателем драгоценного украшения. Автор не раз предлагал поклонникам своего творчества покинуть выставку не с пустыми руками. Для этого им необходимо всего лишь найти драгоценный сувенир в помойке, которая в принципе и представляет экспозицию музея.
Впервые он провёл такую акцию в 2009 г., затем повторил в 2010 г. Оба раза в мусоре было спрятано только одно украшение – золотое ожерелье, украшенное гравировкой китайского символа Фортуны. Однако на выставке, состоявшейся в этом году в Бангкоке, мастер совершил беспрецедентный шаг – спрятал в мусоре 10 ожерелий. Одно из них было найдено уже спустя несколько минут после открытия и передано счастливчику.


 

http://daypic.ru/tag/%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80

Фриганы – люди со свалки. Новое веяние в современном обществе – фриганизм – предполагает уменьшение растрат. Фриганы (чаще всего молодёжь) стараются не использовать деньги, не желая выступать частью экономической системы купли-продажи. Поэтому их редко можно встретить в общественном транспорте и часто – на свалках, где можно раздобыть продукты питания и одежду.


 

http://www.bagnet.org/news/customer/134505

За один год переработка металлов в США позволяет сберечь ресурсы, достаточные для того, чтобы обогреть и осветить 18 млн частных домов. Например, переработка одной банки из-под содовой бережёт энергию, достаточную для работы телевизора в течение трёх часов. А таких банок в год используется 80 млрд.


 

http://izvestia.ru/news/532979

На сочинском мусоре заработает Олег Дерипаска. Ко всеобщей уборке подключат ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс», который входит в холдинг «Базэл» Олега Дерипаски. Источник в администрации города рассказал «Известиям», что потребуются расходы на закупку специализированной техники – около 50 большегрузных машин – и упаковочной техники. Эту нагрузку возьмёт на себя краевой бюджет, по предварительным подсчётам, необходимо около 1,8 млрд руб. – это 1 % от всех запланированных расходов местной казны на 2012 г. (184 млрд руб.).


 

http://transecology.ru/arxiv/

В Санкт-Петербурге всего лишь 25 % мусора перерабатывается, остальное – это захоронения на полигонах.
Мусор всегда играл главенствующую роль в человеческой культуре. Удивительно, что он оставил свой след и в религии. Например, участок земли под Иерусалимом, куда сбрасывали и периодически сжигали отходы, в Библии назван Геенной Огненной. Для христиан Геенна стала одним из обозначений Ада. Не менее известен один из 12-ти подвигов, которые совершил герой древнегреческих мифов Геракл – он решил проблему отходов, накопившихся в конюшнях царя Авгия.

 

http://omsk-scrapclub.blogspot.com/2012/07/blog-post.html

Металлический мусор, к которому относятся использованные замочки от жестяных банок c напитками…
Вы их выбрасываете? Не спешите! Есть и им достойное применение:
– альтернативная бижутерия: серьги, подвески, браслеты, ожерелья, брелоки;
– галантерея: сумки и ремни; 
– абажуры для ламп;
– платья и жилетки-кольчуги;
– комбинированные с вязаными элементами имбелишмент;
– и многое другое. Даже в скрапбукинге и открытках есть им место.


Анализ представленных материалов сделали студенты Вятского художественного училища в сентябре 2012 г.

Они однозначно пришли к выводу, что вербальные мероприятия вызывают отвращение к разговору о мусоре, разговор сопровождается ассоциациями санитарно-гигиенических условий жизни. Но визуальное изучение материалов позволило принять позицию многих участников изобразительного искусства из «мусора», изобретателей новых способов переработки из мусора.

Сам разговор на данную тему обнаружил заинтересованность молодёжи в грамотной утилизации мусора.

Также звучат идеи о переработке отходов в домашнем хозяйстве, создании системы сбора утильсырья для предотвращения несанкционированных свалок, новых подходов к упаковке товаров, промышленных и продовольственных.