Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Опыт работы МОАУ «Гимназия имени Александра Грина»
по приоритетной программе «Мусор»

Н. И. Шишкина

n201203270_002 30-31 октября 2012 года  в Санкт–Петербурге, Колпино состоялась международная конференция «Итоги и перспективы международной программы «Эко—школы/Зеленый флаг» в преддверии 2013 года – « Года окружающей среды» в Российской Федерации».


 

Лучшим участникам программы «Эко—школы/Зеленый флаг»   были торжественно вручены Зеленые флаги. Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе.

Гимназия имени Александра Грина работает по приоритетной программе «Мусор».
Данная программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств.

Методология программы основывается на семи шагах:

Шаг 1. Создание Экологического совета Гимназии

Совет организует и направляет деятельность учреждения. В состав Совета вошли директор гимназии, учащиеся, педагоги, технический персонал, родители и представители местной администрации.

Шаг 2. Исследование экологической ситуации в Гимназии и ее ближайшем окружении

Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия Гимназии на окружающую среду и касается таких вопросов:
1. Определение места проблемы  загрязнения города бытовым мусором в ряду других глобальных проблем современности.
2. Анализ выбрасываемого мусора в течение года в Гимназии и семьях обучающихся.
3. Разработка агитационных материалов, призывающих к раздельному сбору мусора.
4. Социологический опрос по проблеме среди друзей, родственников, соседей.
5. Проведения круглого  стола по проблеме раздельного мусора среди учащихся  и родителей, учителей  Гимназии.
6. Защита проекта "Вторая жизнь мусору".
7. Проведение  исследований учащихся по проблемам экологии, здоровья, медицины.

 Шаг 3. Разработка плана действий

Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и по улучшению состояния окружающей среды.

Например:
1. Проведения конкурса по разработке агитационных плакатов по разделению мусора
2. Социальный опрос среди жителей микрорайона  по проблеме раздельного мусора
3. Подготовка и выступление агитбригады «Сохраним планету чистой!» в детсаду Монтессори
4. Выставка «Вторая жизнь мусора»
5. Конкурс плакатов «Чистая планета»
6. Конкурс сочинений: «Каким я хочу видеть свой город»
7. Акция «Чистый город»
8. Сбор макулатуры и пластиковых бутылок.

Планы должен быть  реалистичным  и выполнимым в течение одного учебного года. Экологический совет утверждает план и контролирует его выполнение. При необходимости в план могут вноситься изменения.

Шаг 4. Мониторинг и оценка выполнения плана

Периодический контроль соответствия деятельности учреждения разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели. Мониторинг и оценка выполнения плана проводятся Экологическим советом.

  1. Изучение   проблемы загрязнения бытовые отходами в микрорайоне гимназии.
  2. Обсуждение результатов анкетирования  на родительских собраниях и классных часах.
  3. Отзывы о проблеме в прессе, газета «Гринландия» и на сайте Гимназии.
  4. Подведение итогов по реализации проекта «Вторая жизнь мусору!»

Шаг 5. Включение экологической тематики во все виды деятельности

Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются учащимися на уроках природоведения, ОБЖ, химии, биологии, физики и экологии. Все участники образовательного процесса принимают участие в практических мероприятиях, например, «День энергосбережения», «Вторая жизнь мусору», его раздельному сбору и т.д.
Таким образом, экологическое образование интегрируется в программу воспитания.

Шаг 6. Предоставление информации и сотрудничество

Гимназия  установила связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т. д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия.
Для освещения работы привлечены средства массовой информации газета «Гринландия» и сайт Гимназии.

Шаг 7. Формулировка и принятие Экологического кодекса

Экологический кодекс  отражает стремление Гимназии  в целом и каждого ее обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.

Нам без мусора не жить,
Надо с мусором дружить,
И повсюду не кидать.
Кто же будет убирать?
Это даже дети знают,
Мусор в деле применяют.
Мастерят цветы, подарки,
И игрушки из пакетов ярких.
В общем, мусор нужен нам,
В чудо превратить весь хлам!
Можем в парочку мгновений -
Это просто, нет сомнений,
Оглянись и посмотри,
Мусор с улиц собери.
К делу подойди с душой,
Ведь чище станет мир большой!!!