Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Обобщение опыта педагогов Центра Монтессори
по экологической программе «Мусор»

А. В. Шамрикова

С наступлением третьего тысячелетия перед людьми остро встает проблема о необходимости изменить своё отношение к окружающему нас миру. Каждый человек, живущий на планете Земля, должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно нормальное существование.  

Началом формирования экологической направленности личности, её развития можно считать дошкольное детство, потому что именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей нас среде, именно в этом возрасте у ребёнка возникают яркие эмоциональные впечатления, которые остаются с ним на всю жизнь.

Педагоги Центра Монтессори считают приоритетным в экологическом направлении – ознакомление и изучение природы родного края, поэтому в Центре так распространены экскурсии в дендропарк, ботанический сад.

Уже традиционными стали экологические праздники: «День Земли», «День птиц», «В гости к дереву» и другие.

Задача педагогов Центра Монтессори:
– помочь детям увидеть и почувствовать красоту мира, свободно и осознанно постигать его законы
– формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нём, приобщать детей к планетарному мышлению
– развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать.

В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников.

С 2010 г. Центр Монтессори является участником программы «Эко-школа “Зелёный флаг”».

 

«Зелёный флаг» – это престижный международный экологический символ, он присуждается образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе.
Центр Монтессори получил его в 2011 г., после чего стал куратором этого направления в Кировской области.
В рамках программы Эко-школы в Центре разрабатываются и претворяются в жизнь различные мероприятия.

Так, 2011 г. был объявлен «годом по борьбе с мусором».

Свою работу педагоги начали с того, что собрали экологический совет, куда входили не только воспитатели Центра, но и родители с детьми.
Далее все вместе разработали несколько акций и творческих мероприятий, которые осуществляли в течение всего года.

1. «Какой разный мусор»

Задачей этой акции являлось:
– воспитывать осознанное бережное отношение к окружающему миру;
– учить пониманию зависимости окружающей нас среды и действий людей, в том числе самого ребёнка;
– формировать навыки правильного и безопасного поведения в городе, на природе, с точки зрения экологии.

В первую очередь, была проведена работа с детьми и родителями по вопросу о том, куда они выбрасывают домашний мусор, разделяют ли они его по контейнерам.

Многие из родителей ответили, что сортируют мусор, но позднее наблюдают за тем, что машина по его уборке сбрасывает все отходы в одно место.

Далее педагоги разместили плакаты в группах с изображением разных контейнеров для мусора, а под ним поставили три пустых корзинки для того, чтобы дети сами учились сортировать: бумагу, пищевые отходы, пластик

Разделив мусор по корзинкам, воспитатели вместе с детьми совершили экскурсию к мусорным бакам для того, чтобы самим расфасовать его по контейнерам.

Также весной во дворе садика ребята закапывали различный мусор: пластиковые пакеты, стеклянные и металлические банки, а также мусор, который природа со временем способна переработать: картофельные очистки, различную кожуру, бумагу.

В отдельную ямку закапывали опавшую листву.
Детям, конечно же, всё было интересно и познавательно, они наперебой строили предположения о том, что произойдёт с мусором осенью, когда они его откопают.

Когда наступила осень, участники акции дружно раскопали мусор и увидели, что все природные объекты переработались, превратились, в конце концов, в почву, а вот бутылки, банки, пластмассовые изделия, созданные руками человека, остались не тронутыми.

Очень взволновала ребят закопанная бумага, почему же она, созданная человеком, переработалась? Педагоги напомнили детям, что она изготовлена из дерева, а это природный материал, поэтому он перерабатывается.

Вообще на территории Центра стоит много урн, детям всегда объясняется, зачем они нужны, рассказывается о том, что у мусора есть свой домик, в котором он и должен жить.

Воспитатели много говорили детям и о том, как нужно себя вести в лесу: по возможности уносить мусор, который остался после отдыха, или закапывать яичную скорлупу, очистки и т.п. в землю.

В результате этой акции дети получили массу впечатлений, они научились не только разделять мусор, но и поняли, как важно следит за чистотой на улице и дома.

2. «Вторая жизнь мусора»

Задачей акции является:
– развивать творческие способности детей;
– формировать бережное отношение к окружающему миру;
– прививать любовь к труду.

Здесь было проведено множество интересных мероприятий, где дети смогли  раскрыть все свои творческие таланты.


Сбор макулатуры – «Самая бумажная группа»:

Здесь отличилась группа «Смородинка», у которой осталось после учебных занятий больше всего бумаги.

Замечательные поделки:

Поделки выполнялись из бумаги, газеты, обрезков, которые ребята сохраняли после занятий и проносили из дома. Потом все изделия были с большим удовольствием розданы малышам.

Экономь бумагу:

Руководством Центра было принято решение, что бумагу нужно экономить, по возможности использовать её с двух сторон для того, чтобы оставалось меньше отходов.

Показ моделей:

В некоторых группах Центра был организован показ моделей. Родители вместе с детьми и педагогами сооружали из различных материалов – бутылок, бумажек и т.п. – костюмы, а потом демонстрировали их. Это было очень необычно и интересно, ребята выразили желание каждый день ходить в такой одежде.

Сотрудничество с гимназией имени А. Грина:

Ребята из гимназии А. Грина, которые тоже в своё время получили «Зелёный флаг», показали спектакль в Центре Монтессори на экологическую тему, а после, совместно с детьми Центра, соорудили на территории садика прекрасные деревья из пластика и трубочек от коктейля.

Праздник в парке:

Дети Центра Монтессори совместно с педагогами участвовали в городском экологическом движении, где показали спектакль по данной теме, участвовали во всевозможных играх, мастерили великолепные поделки из бросового материала.

3. Экологический кодекс

Также педагогами Центра был разработан кодекс:
1). Я буду живым и зрячим, и только так я смогу увидеть красоту природы.

2). Я смотрю на живой мир. Мир живой, в нём есть душа. Я постараюсь, чтобы наши души объединились.

3). Я научусь помогать живой природе, потому что «Я» – часть её.

4). Я научу детей видеть душу в природе и понимать её законы.

5). Я – активный защитник природы и своим примером поведу детей за собой.

6). Мои знания помогут в борьбе за чистоту природы, за сохранение её первозданности.

7). Я приложу все силы для того, чтобы сделать территорию Центра самой зелёной и красивой частью города Кирова.

8). Я буду вести непримиримую борьбу с загрязнением природы.

9). В союзе с семьёй моих воспитанников я буду исследователем и защитником природных богатств.

10). Я буду активным помощником и участником всех акций «Зелёного флага».

В 2012–2013 г. педагоги Центра Монтессори уже работают над новыми проектами, поскольку формирование экологического сознания у ребёнка, бережного отношения к окружающей среде, культурным ценностям является важнейшим фактором в развитии личности.

Данные акции способствуют нравственному воспитанию подрастающего поколения, они учатся работать в команде, участвовать в принятии решений.

Хотелось бы верить в то, что такие акции будут проводиться во всех образовательных учреждениях нашего города.

Может быть, когда-нибудь в нашем городе появится эко-мобиль, который будет утилизировать все просроченные аккумуляторы, батарейки и т.п.