Опыт в реализации системного подхода к решению вопросов
в сфере обращения с отходами производства и потребления
на территории муниципальных образований Кировской области
И. Ю. Петухова
Ситуация, которая сложилась в период 1990-х гг. на территории области по обращению с отходами, не соответствовала современным требованиям в сфере обращения с отходами и в целом перспективам развития региона.
Передача основных полномочий по управлению потоками отходов на места в 2004 г. не создала условий для разрешения проблем, а, наоборот, усугубила ситуацию. То, что практически каждое сельское поселение имеет свою свалку, которая эксплуатируется в разрез с требованиями природоохранного законодательства, говорит об отсутствии единого комплексного подхода к организации системы управления отходами.
В период существования экологических фондов на территории области начал формироваться системный подход в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Так, первичным звеном в организации системы обращения с отходами на территории районов области в результате реализации областной целевой программы (ОЦП) «Экология и природные ресурсы Кировской области» (2004–2011 гг.) было строительство 15 межмуниципальных полигонов для размещения бытовых отходов и обустройство 13 свалок твёрдых бытовых отходов.
Данное мероприятие позволило обеспечить 80 % территории области объектами размещения отходов, отвечающими требованиям законодательства.
Однако, наличие централизованного объекта без решения вопросов сбора, сортировки и удаления отходов, а также закрытия свалок не позволяет эффективно планировать данную деятельность.
Одновременно со строительством объектов осуществлялось формирование регионального законодательства по данному направлению. Первоочередной задачей было принятие законов области: «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» и «Об административной ответственности в Кировской области».
В целях определения основных направлений развития областной системы управления отходами производства и потребления разработана (в 2007–2009 гг.) и утверждена (2010 г.) Концепция обращения с отходами производства и потребления в Кировской области (далее – Концепция).
Концепция выделила опорный каркас развития области – точек роста районов, обладающих большим потенциалом в развитии инфраструктуры сферы обращения с отходами с привлечением инвестиций, и предложила первоочередные направления в развитии и совершенствовании системы управления.
Среди них:
– совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях;
– экономическое регулирование обращения с отходами;
– создание регионального кадастра отходов;
– экологическое воспитание и образование.
В целях дальнейшего формирования системного подхода в решении проблем данной отрасли департаментом разработана ОЦП «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012–2017 гг.
Программа состоит из нескольких блоков:
- Система обращения с коммунальными отходами на территории области,создание производств и центров межрегионального масштаба по глубокой переработке вторичного сырья и утилизации отходов.
Считаем, что приоритет по созданию межрегиональных центров принадлежит федеральным органам исполнительной власти, поскольку за ними закреплены полномочия по ведению государственного кадастра отходов и банка данных наилучших доступных технологий в области переработки отходов.
Наша задача состоит в разработке территориальной схемы поэтапного размещения объектов по накоплению, сортировке, переработке и захоронению отходов, а также в формировании и ведении регионального кадастра отходов и уже через него введении запретов и ограничений на захоронение отдельных видов отходов и направлении их только на переработку.
- Внедрение раздельного сбора отходов на территориях муниципальных образований предполагает оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов.
Реализация данного мероприятия позволит в дальнейшем развивать вторичную переработку бытовых отходов.
- Система обращения с наиболее опасными производственными отходами предполагает разработку схемы реализации проекта по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и далее непосредственно реализацию такого проекта на территории муниципальных образований.
- Ликвидация накопленного экологического ущерба, в части объектов размещения бытовых отходов, обеспечит предложенными в Программе мероприятиями закрытие свалок бытовых отходов, сокращение площадей, занятых свалками бытовых отходов, создаст условия для направления потока таких отходов на специализированный объект, гарантируя инвестору поставку требуемого объёма отходов.
Выбор свалок бытовых отходов для последующей ликвидации и рекультивации будет осуществляться в соответствии с материалами их инвентаризации.
- Решение проблемы повышения экологической культуры населения мы видим не только в рамках мероприятий по экообразованию и экокультуре департамента экологии.
Основная задача – привлечение к процессам агитации и информирования населения профильных областных департаментов и городских управлений.
Задачу повышения экологического сознания и уровня экологической культуры населения в сфере обращения с отходами планируется решать также посредством мероприятий, обеспечивающих систематическое обновление и доступность информации в сфере обращения с отходами для многоцелевой аудитории.
Широкая информационная кампания в средствах массовой информации предусматривает ежемесячное создание и трансляцию телесюжетов, роликов социальной рекламы в эфире региональных телеканалов, создание цикла радиопередач в эфире региональной радиокомпании, размещение материалов в региональных печатных средствах массовой информации и на сайте федерального информационного агентства, издание и распространение буклетов и листовок, отражающих правила обращения с отходами.
Следующий элемент системы управления – формирование чёткого представления у органов местного самоуправления и их заинтересованности в необходимости решения данных вопросов.
Решая проблему, в первую очередь необходимо доводить до органов местного самоуправления как можно большее количество информации, в связи с чем:
– привлекать их к работе различных совещаний;
– оказывать методическую поддержку при разработке нормативно-правовых актов местного значения;
– привлекать органы местного самоуправления к организации постоянного диалога с бизнес-сообществом через общественные организации, предпринимателей; через информирование бизнес-сообщества и населения о деятельности органов исполнительной власти в сфере инвестиционной политики в области обращения с отходами с целью улучшения инвестиционного климата (проведение открытых конкурсов, публичных обсуждений проектов, открытых слушаний, PR-акций для привлечения инвесторов, заинтересованных лиц, общественности, СМИ к вопросам обращения с отходами производства и потребления для учёта инициативных предложений юридических и физических лиц);
– добиваться, чтобы в обязательном порядке со стороны органов местного самоуправления осуществлялся контроль за эксплуатацией объектов размещения отходов (полигонов ТБО).
Наша задача – распространение практики проведения выездных совещаний, проводимых с участием глав администраций, Роспотребнадзора с целью определения основных рекомендаций по эксплуатации полигонов;
– стимулирование принятия решений о закрытии основных свалок органами местного самоуправления в тех районах, где построены и введены в эксплуатацию полигоны ТБО.
В 2011 г. департамент выступил с инициативой о необходимости введения показателя оценки деятельности органов местного самоуправления по экологической ситуации в сфере обращения с отходами в муниципальном образовании.
Данный показатель «количество населённых пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов» был введён Постановлением Правительства области.