Роль малого бизнеса в решении экологических задач
К. Ю. Окулов
Указом Президента Российской Федерации № 1157 от 10 августа 2012 г. 2013-й год объявлен Годом окружающей среды.
В основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. поставлены задачи по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами.
Одна из них – предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга.
Для решения этих задач на законодательном уровне нужно принять законы:
– О вторичных материальных ресурсах;
– Об упаковке;
– О государственно-частном партнёрстве;
– Об электронном мусоре;
– Об экологическом воспитании.
Ключевое значение в решении поставленных задач должны сыграть малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
На сегодняшний день в Кировской области практически не наблюдается развитие малых предприятий и деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере сортировки и производства из вторсырья.
В этом бизнесе работают всего порядка 40 организаций и индивидуальных предпринимателей. Сбор и переработка производятся по следующим направлениям: автошины и резиновые изделия, полиэтилен и полипропилен, опил, бумага и картон, отработанные масла, некоторые виды стеклотары.
Для участия малых предприятий в сборе, сортировке отходов для их дальнейшей переработки нужны стимулы.
Чтобы малый бизнес активно развивался в этой сфере, ему необходима поддержка власти, поэтому для привлечения их в этот бизнес, нужны определённые гарантии:
– Государственная программа, где должны быть сформулированы единые требования ко всем предприятиям этой отрасли.
– Приоритет в закупках продукции из вторсырья перед аналогичными из сырья.
– Упрощенная система отчётности
– Упрощение системы получения паспортов (он включает в себя проведение анализа). Например, и так понятно, из чего состоят автошины – паспорта на такие виды отходов должны выдаваться по заявке в течение 3 дней.
Именно малый бизнес способен создать альтернативу тем проектам, которые существуют в Кировской области в этой сфере. Это означало бы колоссальную экономию бюджетных средств на приобретение и ремонт дорогостоящей техники.
Опыт западных стран подсказывает, что малые предприятия заполняют эту нишу и составляют серьёзную конкуренцию госструктурам. При этом малые предприятия не только улучшают экологию города, но и обеспечивают доходность этого бизнеса.
Весь вопрос в том, как наиболее эффективно включить частное предпринимательство в сферу городской экологии. Внедрение рециклинга в сферу обращения с отходами является одним из основных направлений санитарной очистки города.
В целом возможности малых предприятий в сфере сбора и переработки отходов в городах и на территориях области используются явно недостаточно.
И причина проста – крайняя ограниченность их финансовой базы. В результате малые предприятия не могут приобрести необходимую технику, оборудование. Очень длительное время уходит на согласование с различными инстанциями мест сбора, сортировки и переработки отходов. Медленно решаются вопросы землеотвода.
Очень дорого обходятся предпроектные и проектные работы – далеко не каждое малое предприятие, как правило, не имеющее в штате необходимых специалистов, может себе позволить такие траты. Для малых предприятий нужно ввести упрощенную систему прохождения документации.
Муниципальным властям важно изменить подход к решению экологических проблем, в частности, сбору и сортировке ТБО. Борьба с несанкционированными свалками в том виде, как сейчас, – это борьба с «ветряными мельницами». Контролирующие органы дают предписания муниципалитетам об их устранении, но вместо одной свалки вырастают несколько в других местах.
Уже сейчас муниципальные власти должны:
– принять меры по созданию инфраструктуры и правил сбора, сортировки ТБО и ПО;
– разработать «Генеральный план санитарной очистки территорий муниципальных образований»;
– разработать маршруты движения отходов от мест сбора до мест сортировки и переработки отходов;
– прописать чёткие условия партнёрства, ответственность за нарушения экологического законодательства;
– привлечь к сотрудничеству предприятия вне зависимости от форм собственности;
– разбить территорию муниципального образования на сектора с установками приёмных пунктов и сортировочных станций – из расчёта 1 приёмный пункт на 10 тысяч человек, 1 мусоросортировочная станция на 30 тысяч человек.
Нужно повышать экологическое образование населения, формировать в сознании людей ответственность за данные нарушения. Для начала создать условия, чтобы люди знали, куда можно отнести те или иные виды отходов, а потом увеличивать штрафы.
Принятие мер позволит создать действенный механизм привлечения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к решению экологических проблем.