Проблемы регламентации сбора и утилизации «уличного смёта»
с городских автомобильных дорог и тротуаров
Т. А. Мусихина, К. И. Самылова
Уборка улиц населённых мест заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на покрытии дорог и тротуаров. Эти загрязнения не только ухудшают внешний вид городских улиц, но и являются источником запылённости воздуха, а при неблагоприятных погодно-климатических условиях (дождь, туман) способствуют повышенному скольжению, что сказывается на безопасности движения.
Очистка проезжей части на территории городов относится к ведению органов местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по организации благоустройства территории и сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов.
Качество работ по уборке и санитарной очистке города для снижения запылённости в значительной степени зависит от рациональной организации работ и выполнения технологических режимов сбора и утилизации уличного смёта.
В Российской Федерации существует ряд регламентирующих этот процесс нормативно-методических документов в сферах содержания автомобильных дорог общего пользования и жилищно-коммунального хозяйства1, которые должны приниматься за основу при разработке правил по благоустройству населённых мест с учётом местных условий – климата, уровня благоустройства, типа дорожных покрытий и т. д.
«Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населённых мест» (Москва, 1978) содержит комплекс мероприятий по уборке городских проездов и санитарной очистке домовладений.
В ней рассмотрена организация службы уборки и санитарной очистки города, формирование участков и бригад, дана последовательность и периодичность разных видов работ по зимней и летней их уборке. Приведены средства механизации и способы выполнения технологических операций санитарной очистки и уборки населённых мест.
Однако эти документы должным образом не освещают и не регламентируют вопросы утилизации образующихся при уборке территории отходов.
Тем не менее, собранный уличный смёт (в тёплое время года) и загрязнённый снег (в зимний период) в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) относятся к коммунальным отходам под кодом 9000000000000 (Приказ Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»).
Отношения по обращению отходов производства и потребления в целом регулируются федеральными и региональными законами в сфере охраны окружающей среды – «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления».
Поэтому в правила по благоустройству населённых мест требуется ввести положения по регламентации и современному методическому обеспечению обращения с отходами, образующимися при уборке соответствующей территории.
В каждом населённом пункте разработаны соответствующие правила по благоустройству.
В городе Кирове, например, уборка территории производится в соответствии с Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров»2.
В разделе, посвящённом содержанию территорий, в основном, пролонгированы положения выше упомянутой инструкции 1978 г. без учёта современных условий и экологических факторов формирования городской среды. При этом практика показывает, что при условии проведения работ по благоустройству в соответствии с утверждёнными правилами имеются различные проблемы, в том числе экологические.
Так, департаментом экологии и природопользования Кировской области производится мониторинг качества атмосферного воздуха в зоне влияния наиболее интенсивных автотранспортных потоков в городе Кирове.
За летние месяцы 2011 г. наблюдения проводились на следующих перекрёстках города Кирова: ул. Ленина – Блюхера, ул. Ленина – Профсоюзная, ул. Луганская – Дзержинского, ул. Щорса – Производственная, ул. Московская – Дерендяева и под факелом биохимического завода. Интенсивность движения в некоторых местах достигала 3090 автомобилей в час. Нормативы качества воздуха в точках мониторинга часто превышались по формальдегиду и взвешенным веществам – до 5 раз, иногда по оксиду углерода – до 2 раз.
Таким образом, на перекрёстках наряду со специфическими веществами выбросов от автотранспорта в 5 раз в воздухе превышены нормы содержания взвешенных веществ, источником которых во многом является загрязнённая частичками почвы и грунтов проезжая часть.
При этом целесообразно учесть, что экологическое состояние городов во многом определяется качеством атмосферного воздуха, поэтому в условиях неуклонного роста количества автомобилей необходимо обратить внимание на усовершенствование методов уборки дорог и усиление контроля качества выполняемых работ.
Примечания
1 Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населённых мест. Утв. Министерством ЖКХ РСФСР 12.07.1978 ; ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ; Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Приняты и введены в действие Письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис.
2 Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утверждены решением Кировской городской Думы от 27 августа 2008 г. № 19/41 (в ред. решений Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/12, от 27.10.2009 № 34/6, от 31.03.2010 № 39/7, от 25.02.2011 № 49/2, от 01.07.2011 № 53/10, от 30.11.2011 № 57/10, от 21.12.2011 № 59/1, от 25.01.2012 № 60/2, от 29.08.2012 № 5/8).