2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/2025/
7 апреля 2019 г. —
«ВЫРВАТЬСЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ»
Режиссёр Ольга Аверкиева. Россия, 2018, 41 мин.
победитель Национального конкурса
18-го международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»
Начало в 15:00
Конференц-зал
Вход бесплатный по читательским билетам
18+
Кадр из фильма «Вырваться. История любви»
Это история о трёх сиротах, которые живут в закрытых психоневрологических интернатах. Но внезапно у них появился шанс стать самостоятельными. Благодаря этому они встретились и в их жизни появилась любовь.
Фильм уже победил в национальном конкурсе «Российская «Флаэртиана», стал номинантом на одну из престижнейших премий для документалистов в России «Лавровая ветвь» и был показан на нескольких кинофестивалях, включая «Артдокфест». Ещё он вошёл в лонг-лист немецкого фестиваля Courage Film Festival, а также в программу кинофестивале We Care Film Fest в Индии, который поддерживает людей с ограниченными возможностями.
Сейчас Ольга Аверкиева начала работу над новой документальной картиной «Жизнь длиною в детство». В этот раз в объективе камеры режиссёра вновь оказались сложные истории детей-инвалидов.
Хочу сама!
(о фильме Ольги Аверкиевой «Вырваться. История любви»)
Ольга Аверкиева
Новая картина Ольги Аверкиевой была показана на фествиале «Артдокфест-2018».
С 6 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Артдокфест». В программе — 128 фильмов, примерно половина из которых показывается в кинотеатрах, а остальные картины — на онлайн-показах в синематеке artdoc.media. В программе представлено немало работ членов Гильдии неигрового кино и телевидения. Об одной из них, картине «Вырваться. История любви» Ольги Аверкиевой, получившей в сентябре главный приз в национальном конкурсе пермского международного фестиваля неигрового кино «Флаэртиана», а также номинированной на премию «Лавровая ветвь-2018», рассказывает кинообозреватель Юлия Кузищина.
Для Ольги Аверкиевой картина «Вырваться. История любви» стала уже вторым полнометражным проектом. Ее первый фильм «Детский мат» участвовал в национальном конкурсе «Флаэртианы» в 2016 году и был высоко оценен группой экспертов Гильдии и Союза кинематографистов РФ при оценке фильмов, созданных в 2015 году.
«Вырваться...» рассказывает эпизод из жизни 24-летней Наташи, которая живет в психоневрологическом интернате, но поступает в техникум, потому что хочет получить дееспособность и стать независимой. На своем пути героиня встречает Геру и Колю — воспитанников такого же, но мужского интерната, которые тоже пришли получить профессиональное образование и специальность садовода. Учеба не дается легко, но столь же непростыми оказываются и отношения между людьми.
Фильм Аверкиевой прямолинейно выстраивает череду событий, происходящих с героями, показывая их жизнь в интернате, занятия в техникуме, разговоры, сомнения, и снова — интернат и техникум, учебу, защиту дипломов, комиссию по дееспособности. Каждое самостоятельное действие оказывается трудным и важным для всех героев, которые не считаются государством полноценными людьми, а Аверкиева дает им возможность рассказать о себе.
Режиссер пользуется тем же приемом, к которому прибегала в «Детском мате», где смотрела на окружающих глазами мальчика в сложной семейной ситуации. Но здесь в центре истории оказываются взрослые люди, которые не всегда могут соответствовать официальным ожиданиям, хотя очень хотят ни от кого не зависеть и стать «настоящими». Важной частью фильма становятся монологи Наташи — ее собственный голос, рассказывающий о том, что есть рядом с ней в мире, который она делит то с Колей, то с Герой. В какой-то момент звучит фраза одной из преподавательниц о том, что норму невозможно определить, потому что она «у каждого — своя». Эта идея повисает в воздухе: никто из героев не станет академиком, но они вполне могут заботиться сами о себе и друг о друге — нужно ли что-то еще? Запутанные отношения Наташа решает с улыбкой, проговаривая на камеру свои истории и беспокойства, а ей вторят голоса Коли и Геры.
Несмотря на формальный возраст, герои переживают подростковый период, и камера, постоянно заглядывая в их лица, практически заставляет поверить, что если они приложат достаточные усилия, то смогут постепенно повзрослеть. Но Аверкиева мягко напоминает о том, что все-таки эта идиллия перехода изолирована от внешней среды, снимая с воздуха леса и поля вокруг техникума и интерната. Пройдя знакомые всем обряды инициации — защиту диплома и выпускной праздник, герои оказываются перед комиссией, и вопросы, которые им задают, превращаются в проверку совсем не того, чему их учили на уроках. Но даже и это не будет последним испытанием: независимая жизнь необязательно станет возможной, потому что мир, который не был виден из-за леса и полей, не хочет принимать тех, кто попал в него без какой-либо поддержки, и, не успев «родиться», уже «должен».
Но жизнь продолжается, и последним кадром, которым завершается фильм, становится пустая проселочная дорога, по которой спокойным шагом идет героиня.
Группы ВКонтакте:
КИНОКЛУБ В ГЕРЦЕНКЕ
«Эхо Флаэртианы» в «Киноклубе в Герценке»
«ВЫРВАТЬСЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ»
Кинофестиваль «Флаэртиана». Сайт и соц. сети:
http://www.flahertiana.ru/index.htm
https://vk.com/flahertianafest
https://www.facebook.com/pages/Festival-Flahertiana/211653912208633
Поделитесь с друзьями