Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

«dolce… (нежно)»

1999, Япония - Россия

16 декабря 2013 г. в «Киноклубе в Герценке» в цикле «Фильмы А. Сокурова» состоялся просмотр документального фильма «dolce… (нежно).

Автор сценария и режиссер Александр Сокуров
Оператор Косиро Оцу

Драматичный, трогательный и таинственный рассказ об истории жизни семьи известного японского писателя Тосио Симао (1917 — 1986).

Перед началом просмотра руководитель киноклуба Галина Константиновна Макарова рассказала о наиболее интересных мероприятиях Герценки в декабре,
пригласила на очередное заседание Литературного клуба «Зеленая лампа» 16 января по теме: «Юмор и национальный характер в английской литературе ХХ и ХХI века», напомнила, что в отделе абонемента можно получить всю необходимую литературу по этой теме; рассказала об очередном киновечере в «Киноклубе в Герценке» 20 января, посвященном 70-летию снятия блокады Ленинграда и пригласила на фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу», снятый по «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.

А также поделилась планами работы киноклуба на следующий год, в частности, о намерении начать по многочисленным просьбам любителей кино новый цикл фильмов «Великие и неповторимые» с участием звезд 30-х - 40-х годов.

Г. К. Макарова отметила, что фильмы Александра Николаевича Сокурова в киноклубе демонстрируются с марта 2012 г., что сегодня уже 14-й киновечер его киноработ, а всего Сокуров снял, как известно, 50 фильмов, поэтому впереди много прекрасных встреч в киноклубе.

Г. К. Макарова: «Сегодня мы смотрим фильм «Дольче» из японского цикла Сокурова ("Восточная элегия", "Смиренная жизнь").

В мае фильм «Дольче» был показан на канале «Культура» в цикле «Смотрим, обсуждаем». Мы начнем с фрагмента передачи.

Документальная канва фильма лишь оттеняет особый глубинный ракурс жизнеописания, видео использовано как способ почти интимного проникновения во внутренний мир героев. Перипетии биографии и творчества — объективные факты жизни известного человека даны пунктиром сюжета, в них квинтэссенция авторских впечатлений о стране и людях.

Главная ось повествования проходит через лирический монолог главной героини — Михо Симао, жены писателя, живущей с больной дочерью на уединенном острове в океане и сторонящейся контактов с посторонними людьми.

Открытие личности: драма рефлексии и катарсис духовного обнажения — происходит как важнейшее событие затаенной, замкнутой в себе женской судьбы, в которой поступки не так значимы, как импульсы чувств.

Импрессионистскими штрихами режиссер проявляет контуры воспоминаний, контрасты настроения, оттенки психологических состояний. Объектив видеокамеры не только фиксирует внутреннее движение, «подводное течение» действия, но как бы провоцирует его: чуткое внимание, целомудренная пристальность и сочувствие режиссера — единственные залоги доверия для этой необычной модели.

Прикасаться к этому миру, чтобы передать его изысканное благоухание и изощренную боль, можно лишь как в музыкальной лирике — нежно — dolce. В сущности, это диалог автора и его модели. Каноны японской графики и европейской музыки слиты в необычный сплав нового поэтического жанра — видеопоэмы. /А.Тучинская/

А. Сокуров: «На съемках «Дольче» я попросил героиню сыграть ее собственную жизнь. Никому и никогда до того я ничего подобного не предлагал. Тем более в так называемом неигровом кино. Но я изучил буквально все подробности ее жизни и понял, что должен решиться на этот шаг. Начались съемки. Мы с ней шли по ее жизни, и я говорил, как я думаю, что происходило, какое состояние у нее было тогда-то и тогда, в тот или иной момент ее жизни. Где-то она меня поправляла, с чем-то не соглашалась, что-то уточняла. Наши диалоги на съемках: «Вы тогда не заплакали?» — «Нет, я заплакала». — «Так почему вы не плачете? Вспомните, что было с вами тогда, где была ваша рука. Снимите перчатку, разве можно ощутить теплоту руки вашего отца, если вы в перчатке?». И чем дальше, тем глубже я входил в эту историю. И дошел до того предела, когда вскрылись вещи, о существовании которых я не знал, но подозревал. Страшные вещи. Говорить о которых я не имел никакого права. И я сразу же постарался забыть об том, что открылось. Хотя у кого-нибудь другого, не сомневаюсь, это стало бы основанием для картины, главным драматургическим стержнем, на котором строился бы сюжет. А я знал твердо, что этот материал использовать нельзя. У режиссера — неважно, документальное кино он снимает или игровое — нет никакой свободы творчества. Очень много «нельзя» — гораздо больше, чем «можно».

О какой же тайне говорил режиссер? В фильме Сокуров действительно никак об этом не обмолвился. Зрители узнали обо всем после смерти всех героев спустя 14 лет после съемок, во время российской премьеры фильма на телеканале «Культура» - только в мае 2013 года.

Мы же услышим откровенный рассказ режиссера о подлинных мотивах поступков героини фильма - после просмотра.

«Японские картины Александра Николаевича Сокурова - это попытка пройти путь "от сердца к сердцу", вехи которого - любовь, понимание и душевная боль» ( Хироко КОДЗИМА).

Международная премьера фильма состоялась на 57 Международном кинофестивале в Венеции, 30 августа - 9 сентября 2000 года.

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный Орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

Фильм глубоко взволновал зрителей, которые задавали вопросы а также выражали благодарность библиотеке и киноклубу за возможность знакомиться с малодоступными шедеврами мирового кино.

ЧИТАТЬ:

ЛЕВЧЕНКО Ян. Женщина и океан // Сокуров: [сборник]. Кн.2.Спб.: Сеанс, 2006
АНДРЕЕВА Екатерина. Молчание // Сокуров: [сборник]. Кн.2.Спб.: Сеанс, 2006
Сокуров Александр. «Дольче». Рабочие записи о конструкции фильма: // Сокуров: [сборник]. Кн.2.Спб.: Сеанс, 2006.
Энциклопедия отечественного кино

Группы вКонтакте:
Александр Сокуров
Киноклуб в Герценке
«dolce… (нежно)»

Т. (8332) 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика