2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/2025/
25 октября 2010 года
«КИНОПОКАЗ В ГЕРЦЕНКЕ»
Просмотр и обсуждение документального фильма
«ВДВОЁМ», 2009
(режиссёр Павел Костомаров)
Награды:
— Гран-при «Золотая ладья» на XVII Российском Кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге
— Приз зрительских симпатий Пятого Фестиваля действительного кино «Кинотеатр.DOC»
— 2010 Гран-при лучшему документальному фильму Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос»
— 2010 Главный приз «Золотая ладья» в конкурсе неигрового кино фестиваля «Окно в Европу» в Выборге
Галина Макарова, библиотекарь: «Добрый вечер! Сегодня мы будем с вами смотреть фильм режиссёра Павла Костомарова «Вдвоём». Павел Костомаров хорошо известен и в нашей стране, и за рубежом. Я, например, видела его документальный фильм «Мать». Это тоже кинонаблюдение, как и сегодняшний фильм, для того, чтобы снять фильм «Мать» Павел Костомаров несколько месяцев прожил в семье героини – матери большого семейства. И снимал эту семью он на протяжении года. Просто, поразительно до какой степени он вживается в эту семью, так, что люди совершенно не замечают камеры. И наступает полнейший эффект присутствия. Люди не боятся камеры, очень откровенны, непосредственны, и мы имеем такую редкую возможность посмотреть, как живут эти люди, каковы они из себя.
В сегодняшнем фильме тот же самый приём использован режиссёром. На содержании я не буду останавливаться, это бессмысленно. Сами всё увидите.
Да, вот ещё что, у нас тут есть тетрадочка… пожалуйста, запишитесь в неё. Укажите свои телефоны, электронную почту, особенно это касается тех, кто к нам нечасто ходит, чтобы мы могли приглашать вас и впредь на наши заседания.
Ещё хотелось бы узнать, какие фильмы вы хотели бы видеть в нашем проекте «Кинопоказ в Герценке». Может у кого-то есть пожелания? Необязательно это могут быть документальные фильмы».
Кто-то: «Как я провёл этим летом» хотелось бы посмотреть…»
Е. Крохина: «Да, можно и этот фильм, но он длится два часа, поэтому наше заседание может затянуться надолго…»
С. Перетягина: «А что с «Овсянками»?»
Г. Макарова: «Пока этот фильм мы не можем найти в хорошем качестве… Но мы планируем его к просмотру».
Е. Крохина: «А ещё есть фильмы хорошо известные, снятые достаточно давно, но не все их видели… Например, сокуровский «Русский ковчег».
Г. Макарова: «Кто-то видел этот фильм? По телевизору? Это бессмысленно смотреть подобные фильмы по телевизору! Абсолютно бессмысленно! Если нам удастся найти фильм «Овсянки», мы его обязательно покажем. Кстати, сегодня в час ночи по каналу «Культура» будет показан документальный фильм «Нежный жанр» Алексея Погребного. Каждый понедельник по «Культуре» показывают фестивальное документальное кино. У кого бессонница – есть шанс досидеть до этого часа. А так, конечно, как будто специально такие замечательные фильмы показывают поздно ночью, чтоб никто не видел.
Ну что… смотрим фильм, а после этого у вас будет возможность обменяться мнениями о нём».
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:
Г. Макарова: «Так и хочется, как на фестивале, похлопать автору этого фильма
(Аплодисменты).
Каждый сейчас посмотрел свой фильм, каждый увидел что-то своё в этой картине… Но мне кажется, что всем нам повезло в том смысле, что мы увидели как могут жить люди. Какими они могут быть счастливыми, какими они могут быть творческими, какими они могут быть любящими. Единственное, за что мне хочется извиниться – это то, что, к сожалению, того цвета, который сделал Костомаров в этой картине, которого он добивался, здесь на маленькой экране мы не увидели в полной мере. Мы смотрели сейчас весь фильм как будто через немытое три года стекло оконное. Совершенно пыльное, грязное… К сожалению, техника и условия у нас не позволяют увидеть настоящее качество фильма. В этой картине много красного, золотого… солнца, красок… Куклы, которых делают герои фильма, обстановка в доме, всё это настолько красивое, яркое, праздничное… Просто нет слов! Картина маслом!»
С. Перетягина: «А какая музыка классная звучит в фильме!»
Г. Макарова: «К сожалению, и звук в фильме тоже пострадал. Не должно быть посторонних шумов, должен быть чистый звук… всё это немножко мешает восприятию картины. Но всё равно, ничто не помешает настоящему искусству. Я даже второй раз смотрела этот фильм с большим удовольствием, чем в первый. Я увидела то, что не разглядела в первый раз. Может быть, кто-то из вас хочет поделиться своим ощущением от фильма?»
Мужчина: «Что сказать… Завидно!»
Е. Крохина: «Всё в ваших руках! А чему вы завидуете? Что рядом с вами нет такой женщины? Или что вы не такой художник, как герой картины?»
Майя Селезнёва, преподаватель ВГСХА: «Что не так прожил свою жизнь…»
Г. Макарова: «Пока человек жив, у него всё впереди!»
Е. Крохина: «Мне кажется, что его создала вот эта женщина, его жена. Она главный герой фильма. Она сама говорит, что женское предназначение – быть опорой мужчины, поддерживать его во всём, чтобы мужчина, который с ней рядом, мог творить».
Юлия Резник, библиотекарь: «Герою крупно повезло. Если бы не его жена, он бы точно спился. Ему повезло с женщиной. Тут даже талант не причём. А, кстати, она и сама делает замечательных кукол. Она тоже творческий человек».
Г. Макарова: «Да. Ведь посмотрите, эти чурки деревянные, страшные… очень многие женщины на её месте сказали бы: «Что это ты сделал? Что за гадость?» И всё! А она увидела красоту в этих чудищах».
М. Селезнёва: «А то, что он откликнулся на её заботу и понимание – это ведь тоже талант!».
И. Крохина: «Вы знаете, наверное, благодаря, Марине Валентиновне Дохматской я уже начала обращать внимание и на то, как фильм снят. Меня поразил кадр, когда они лежат вдвоём, а затем переход на яблоки в снегу… Как же это красиво!»
С. Перетягина: «Костомаров – он же оператор по образованию? И на Венецианском фестивале он получил награду тоже как оператор».
Е. Крохина: «Это всё очень чувствуется в картине…».
Г. Макарова: «Это чисто авторское кино, потому что полностью и идея фильма, и съёмки, и монтаж – всё это дело рук Костомарова».
М. Селезнёва: «Да… идея колоссальная. И воплощена она замечательно».
Г. Макарова: «Посмотрите, насколько восприятие того, чем мы занимаемся, чем занимаются люди рядом с нами, насколько всё это в наших головах! Герой говорит: «Посмотрите, какое достоинство! Какая честь!». Человек, который хочет видеть всё это вокруг себя – он это видит. Он так живёт! Всё в нашей голове».
Халявина: «Но и гордыня у него есть…»
М. Селезнёва: «По-моему, это не то слово. Гордыня – это грех колоссальный и ему бы так не повезло в жизни, будь он гордецом. Это достоинство».
О. Халявина: «Если бы он не был гордецом, он бы не вёл так себя. Ведь только жена видит и оценивает его работы. Больше этого никто не видит»
Г. Макарова: «А надо ли им это? У них есть они сами и их куклы. И этого им достаточно для счастья»
Ю. Резник: «Мне интересно, режиссёр сознательно оставил за скобкой вопрос о том, есть ли у героев дети? Или они друг для друга прожили всю жизнь?»
Г. Макарова: «Да. Это очевидно, что детей у них нет. И фильм потому называется «Вдвоём». Их дети – это их творчество. Они друг для друга дети. И до конца жизни будут детьми».
Кто-то: «В таком случае возникает страшный вопрос: а как дальше жить, когда уёдёт из жизни один из них?»
Г. Макарова: «Уйдёт и второй! Обычно такие пары вместе уходят, ненадолго пережив один другого. Они не смогут жить друг без друга. Но вы знаете, таких людей на самом деле не так мало. Мы с Александром Львовичем Рашковским на эту тему разговаривали. Как много вокруг нас людей, которые пишут стихи, картины, рассказы и никому их не показывают! Они живут в этом своём мире, и они счастливы. Такие люди есть. Что важнее, когда художник открывает что-то новое в искусстве, показывает свои работы публике и все им восхищаются или вот то, как живут герои сегодняшней картины?»
Е. Крохина: «Каждый решает это для себя. Для общественного прогресса важнее те художники, которыми все восхищаются…»
Г. Макарова: «Наверное, нужно и то, и другое. Но в этом фильме – второй вариант, редко встречающийся в жизни».
Е. Крохина: «Не знаю… Может мы просто не знаем, не приглядываемся к окружающим нас людям и не задумываемся об этом».
Мужчина: «А почему мы решили, что его скульптуры не востребованы?»
С. Перетягина: «…я бы себе купила такую скульптуру. С удовольствием».
Женщина: «Это очень гармоничная пара. Они живут в гармонии с природой, в гармонии с собой. И это самое главное».
Г. Макарова: «Хотя её очень грустный взгляд красноречивее любых слов говорит о том, что не так ей легко жить. Без детей. Наверное, вообще непросто жить рядом с таким человеком, как её муж. Это драма для женщины не иметь детей».
Ю. Резник: «Он для неё ребёнок…»
Г. Макарова: «Да, да…»
Женщина: «И вместе с тем, он воспевает в ней женщину каждый день. Не всякая женщина это получает. Драма это или счастье?»
Г. Макарова: «В жизни всё переплетено. Марина Валентиновна сделала нам большой подарок сегодня… Спасибо ей за то, что такие фильмы она отбирает для нашего просмотра. Спасибо и вам, что сегодня пришли сюда. Мы будем рады видеть вас и впредь на наших просмотрах. Следите за объявлениями и анонсами на сайте».
ЧИТАТЬ О ФИЛЬМЕ:
http://www.cinematheque.ru/post/140290
Поделитесь с друзьями