Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

10 декабря 2012 г. в «Киноклубе в Герценке» состоялись просмотр и обсуждение фильма «Солнце» (2004), третьей части тетралогии о власти, цикл «Фильмы А. Н. Сокурова».

«Солнце»
2005 год, 110 минут
Россия,Франция,Италия,Швейцария
Режиссер и оператор-постановщик  Александр Сокуров
Сценарист Юрий Арабов
Продюсеры: Игорь Каленов, Андрей Сигле, Марко Мюллер
Оператор: Анатолий Родионов
Звукорежиссер: Cергей Мошков
Художники: Елена Жукова, Юрий Купер
Монтажер:          Cергей Иванов
В главных ролях: Иссей Огата, Роберт Доусон

Перед началом фильма, как всегда, со вступительным словом выступила руководитель «Киноклуба в Герценке» Г. Макарова:

«Добрый вечер! Сегодня мы смотрим и обсуждаем в нашем «Киноклубе в Герценке» фильм режиссера Александра Николаевича Сокурова «СОЛНЦЕ», снятый в 2004 г. по  сценарию Юрия Арабова.

«Солнце» - 42-я по счёту картина Сокурова, она продолжает эпическую тетралогию о власти.
Герои предыдущих картин из этого цикла — Гитлер и Ленин — подчинили борьбе за власть свою судьбу и судьбы своих народов.
В 2010 г. тетралогия была завершена фильмом «Фауст», который мы уже посмотрели в сентябре, но по многочисленным просьбам повторим 14 января.

Напомню высказывание председателя жюри Венецианского фестиваля Даррена Аронофски
«…в фильме «Фауст» заключены все фильмы, которые создавали до сих пор, это фильм фильмов…» Это один из тех фильмов, «которые навсегда меняют жизни людей». (Даррен Аронофски)

О фильмах тетралогии сам Александр Сокуров писал:

«… они все показывают этапы безумия. Но это не безумие отдельно взятого параноика — это опаснее, это безумие миллионов. Главный ужас и главная опасность заключаются в этом.
Меня в отчаяние приводит то, что происходит сейчас у нас в стране и что ползет на нас из телевизионного эфира.
Потому что в этом зеркале опять множатся рожи - не лица, а рожи. Их постепенно становится все больше, они наступают… эти клыки, эти кошмарные слюнявые морды, заросшие шерстью…»
И еще:  «Эти картины не могут существовать одна без другой. Они задуманы и придуманы как отдельные главы книги. Передо мной стояла единая художественная задача — очень тяжелая и не кинематографическая по своей гносеологии, говоря философским языком. Природа замысла, его характерная организация, инструменты и техника его воплощения — все это слишком сложно для кинематографа. Это вообще-то литература, конечно. Это своеобразный вид литературы, просто поддержанный визуальными образами».

Фильм «Солнце» посвящен японскому императору Хирохито, потомку богини солнца Аматэрасу. Он правил в Японии с 1926 по 1989 год.

Потомку божественной солнцеподобной монархической династии власть над Страной Восходящего Солнца была предназначена по праву рождения, хоть это и была власть символическая, от него не требовалось принимать решения и даже выступать публично.

Император Хирохито сделал труднейший личный выбор в мировой истории – он принял решение о капитуляции Японии во 2й мировой войне,  отказался от своего божественного статуса и от кровопролитной борьбы народа за национальный военный престиж — ради сохранения страны и ее будущего процветания.
Император Хирохито был одной из немногих властных персон ХХ века, кто предпочел жизнь – свою и своего народа ­– фетишу, обожествлению, власти.
Обстоятельства, при которых был сделан этот выбор летом 1945 года, после окончания второй мировой войны, легли в основу сюжета фильма.

Сокуров писал: «Мы даже не можем представить себе, что это такое. Не в состоянии вообразить, какую колоссальную работу провел внутри себя этот человек, чтобы понять, что никакая политическая цель не может быть важнее, чем жизнь народа, жизнь людей. Никакие самурайские амбиции, владевшие тогда многими военными, да и гражданскими, не повлияли на решение императора, которое он принял сознательно и очень мужественно.

Человеческая жизнь — самая большая ценность. Политика — ничто в сравнении с жизнью человека. Это должно быть нормой. Но не норма это, к сожалению, не норма. Вот про ценность человеческой жизни, про величие доброй силы ума и хотелось сделать картину».

 Для Сокурова - процесс безоговорочной капитуляции происходит не на полях сражений и не на дипломатических переговорах, а в голове императора, ведущего постоянный внутренний диалог с самим собой.
Губы его шевелятся, но лишь иногда звуки и слова, вырывающиеся из них, предназначены собеседникам,  в то время как все его окружение ждет только одного – решения о самоубийстве, традиционном в таких обстоятельствах - харакири.
Хирохито внешне кажется инфантильным, потому, что он - все время думает.
Он иногда выглядит странным, смешным, на самом деле причина кроется в традиционной японской культуре, деликатности.

Сокуров задумал свою грандиозную тетралогию более 30 лет назад.
Замысел, как всегда у Сокурова  - фантастический, никто в мире на такое не замахивался.
Работа над фильмом «Солнце» продвигалась много лет в невероятно сложных условиях. В Японии существует негласное табу на изображение лица императора. О противоречивых чертах, поступках Солнца говорить также не принято.
В Японии не было снято ни одного фильма об императоре Хирохито и никто не верил, что это вообще возможно.
Первоначально должен был сниматься – Леонид Мозговой, сыгравший до этого в фильмах Сокурова роли Гитлера, Ленина, Чехова. Был сделан грим, удачные пробы.  В Японии никто даже не догадался, что это не японец. Но время шло, актер уже просто не подходил по возрасту, после долгих поисков был найден японский театральный актер Иссей Огата.

Имя его долго скрывали от журналистов, опасаясь мести японских националистов.
Было изучено огромное количество документов, кинохроники, воспоминаний.   Снимался фильм в Петербурге.

При всем при том – это не биографический, не исторический фильм.
Фильмы Сокурова – это философские и в то же время поэтические  исследования природы человека средствами искусства, искусства кино.

«Солнце» Сокуров снимал сам как оператор-постановщик. Возможно, это самое авторское кино из его игровых фильмов. Большая часть фильма происходит в бункере, в душной атмосфере замкнутого, стесненного пространства, при недостаточном освещении. После съемок была проведена сложнейшая цвето- и светокоррекция.

«Солнце» - настоящий кинематографический шедевр. Мы привыкли к современному кинематографу действия, сюжетному, к монтажу аттракционов (по Эйзенштейну). Мы привыкли, чтобы нас развлекали.

По точному определению Натальи Солженицыной, Сокуров — «это  философ, мыслящий камерой».
Информация в фильмах Сокурова – не только в тексте, не только в сюжете, а по большей части – в нюансах, в изображении, в цветовой палитре, в звуках, в интонациях, жестах. В мире нет другого кинорежиссера с таким осмысленным живописным изображением.

Вы не найдете в его фильмах ни одной случайной детали, ни одной неоправданной паузы. Там есть над чем поразмышлять. Это искусство кино будущего.
И без сотворчества умных, просвещенных, талантливых зрителей, таких, как вы, они просто не могут существовать. И я счастлива, что здесь, в нашем киноклубе фильмы Александра Николаевича встречают именно таких зрителей. Спасибо вам!

В 2010 г. в Японии Сокурову был вручен Орден Восходящего солнца, одну из самых почетных наград. В России

А. Н. часто говорит, что  снимает свои фильмы ради финального кадра. Музыка играет важнейшую роль, а особенно музыка на финальных титрах – я думаю, мы досмотрим их до конца». После фильма, как всегда, обсуждение.

После окончания фильма звучали аплодисменты. Состоялось небольшое обсуждение.

Фрагменты обсуждения.

Зрители говорили, что они заворожены фильмом, высказывали пожелание пригласить Александра Николаевича в киноклуб, звучали бесконечные слова благодарности авторам фильма и библиотеке - за организацию показа фильмов выдающегося кинорежиссера.

Г. Макарова: «Вы, наверное, знаете, что в 1991 году киноклуб «Сталкер» устраивал ретроспективу фильмов Сокурова и Александр Николаевич приезжал тогда в наш город, выступал в киноклубе, была записана телепередача – это незабываемо, не верится, что все это тогда удалось. Сейчас, конечно, я не думаю, что это возможно: Александр Николаевич работает, не давая себе передышек. Хотя и тогда он работал точно так же.

Каждый фильм Сокурова – это чудо. И если иногда мы этого почему-либо не видим, «не въезжаем», - это наши проблемы. Кинематограф Сокурова – это кино будущего. Не зря Александр Николаевич награжден премией Ватикана «Человек третьего тысячелетия».

Что касается сегодняшней картины «Солнце», хочу добавить в заключение то,  что и вам после просмотра стало очевидно: индивидуальные качества Императора, ученого и литератора, его внутренняя свобода, кажущаяся детскость, высокая нравственность, - несоответствующие его миссии лидера военизированной страны, оказались единственным путем к политическому компромиссу. Только человек есть точка отсчета на шкале ценностей мира, только жизнь каждого есть залог общего будущего. К этому особенно актуальному ныне итогу ведет нас картина, снятая Сокуровым.

Фаустовская тяга к жизнетворчеству и мефистофельская разрушительная стихия — удел самого человека и от его выбора зависит продолжение или катастрофа жизни.

И вы знаете, я восхищаюсь вами не меньше, чем Сокуровым и его фильмами. Вы с таким трепетом и пониманием смотрите! Причём особенно радостно, что каждый следующий фильм этого непростого режиссера вам нравится больше, чем предыдущий. Это говорит о том, что вы становитесь всё более внимательными зрителями, что вы осваиваете сложнейший кинематографический язык Сокурова, который не всегда по силам некоторым критикам. Я очень рада, что фильмы Сокурова находят путь к вашим сердцам и душам. Спасибо вам».

А. Сокуров

Ю. Арабов

Что читать:

Юрий Арабов. «"Солнце" и другие киносценарии». «Амфора», «Сеанс», М. 2006 г.

Юрий Арабов, интервью: «Сценарист — это наемник». Фильм «Солнце»
Искусство  кино, 2005, №4

Официальный сайт А. Сокурова «Остров Сокурова»

Сайт Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ», страница «Солнце» (рецензии)

Страницы Вконтакте:

Александр Сокуров
Киноклуб в Герценке
Солнце

Т. 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика