2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/2025/
12 ноября 2012 года в «Киноклубе в Герценке» в цикле «Фильмы А. Сокурова» состоялись просмотр и обсуждение фильма «Телец» («Ленфильм», 2000 г.)
Перед фильмом было показано видеоинтервью с А. Н. Сокуровым, в котором он ответил на вопросы о съёмках фильма и его замысле.
Как и на предыдущих показах, конференц-зал был полон. Уже сформировалась постоянная аудитория, не пропускающая ни один фильм в киноклубе. Некоторые зрители пришли на просмотр впервые.
Г. Макарова, руководитель «Киноклуба в Герценке»: «Добрый вечер! Рады видеть вас в нашем киноклубе. Сегодня мы смотрим и обсуждаем фильм «Телец» выдающегося режиссера Александра Николаевича Сокурова.
Напомню, что наш следующий киновечер состоится 26 ноября, в понедельник. И мы приглашаем вас на очередную встречу с заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственных премий, кировским кинорежиссером Алексеем Ивановичем Погребным.
Вы увидите премьеру его документального видеофильма «Искусство на кончиках пальцев» о художнике-мультипликаторе, лауреате премии «Оскар» Александре Петрове, мультфильмы которого тоже будут показаны, в том числе, знаменитый мультфильм «Корова».
10 декабря, в понедельник, нас ждут просмотр и обсуждение фильма «Солнце», третьей части тетралогии о власти.
Эта картина Александра Сокурова посвящена императору Японии Хирохито, который правил с 1926 по 1989 гг. Действие фильма происходит в конце 1945 г. — в период между двумя решениями царственной особы: объявлением о капитуляции в войне и отречением от своего божественного статуса.
А сегодня мы с вами смотрим 2-й фильм Александра Сокурова из цикла тетралогия власти – «Телец» по сценарию Юрия Арабова «Приближение к раю».
За этот фильм и режиссёр, и сценарист фильма были награждены Государственными премиями России.
По словам Александра Сокурова, это повествование о двух днях 1922 года — двух днях из российской истории.
Надо сказать, что фильмы Сокурова очень интимны. Мы как будто попадаем за закрытые двери. Мы видим то, что обычно скрыто от чужих глаз.
Сокуров часто говорит, что его фильмы – это фантазии, сны. Но это сны, которые видит человек, досконально изучивший множество документов, воспоминаний современников, всю имеющуюся кинохронику, все фонограммы и фотоматериалы. Это фантазии, каждый раз имеющие свой особенный цвет, звук, запах. Фантазии, в которых нет ни одного случайного, необязательного слова, жеста, детали костюма, грима или обстановки. Фантазии, которые помогают нам думать.
Все четыре фильма – «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст» – о природе и трагедии власти.
Его фильмы требуют полного внимания, полной самоотдачи от автора, всей киногруппы, и – конечно, от нас, зрителей.
Сейчас мы посмотрим видеоинтервью с Александром Николаевичем Сокуровым, затем фильм «Телец».
Прошу вас досмотреть все титры, так как музыка, звучащая в конце фильма, очень важна для понимания всей картины.
Видеосюжет: Александр Сокуров о фильме «Телец»
После фильма состоялось обсуждение.
Зрители много говорили о роли музыки в фильме, особенно о музыке на финальных титрах. О роли цвета в картине. Об образах главных героев. Удивительно, но были подмечены очень тонкие детали, нюансы, которые говорили о предельном внимании, с которым наши зрители смотрят нелегкие для восприятия произведения киноискусства.
Конечно, у фильма есть и оппоненты, большинство из которых не посчитало возможным высказать свое мнение.
Н. Д. Богатырева, доцент кафедры литературы ВятГГУ: «Я смотрела фильм в первый раз. Ощущение тяжёлое. У меня он вызвал чувство брезгливости. Я согласна с тем, что сказала в фильме мать Ленину в его видении, что он-то думает, что у него есть история, а у него осталась только болезнь – ни друзей, ни родных».
Некоторые участники обсуждения пытались оправдать жестокость революционного правительства тем, что иначе было бы не восстановить разрушенную страну.
В.М. Пысина, преподаватель Вятского колледжа культуры: «Почитайте «Агамемнон» Эсхила. Там использован древний миф о том, что из-за борьбы за власть Атрей накормил брата мясом его убитых детей. Из-за власти, из-за жён. В истории всё повторяется».
Реплика из зала: «Теперь я поняла, почему Ленину показалось, что в супе пальчик, а врач тут же поправил его, сказав, что это обыкновенный горох».
Реплика из зала: «Почему, будучи совершенно больным, Ленин просит, чтобы Крупская ему читала о наказании крестьян розгами?»
Реплика из зала: «Потому что в 1920-е годы по всей России был страшный голод, вплоть до людоедства, у крестьян отбирали всё, по всей стране зрели бунты, которые впоследствии жестоко подавлялись».
Жаль, что на этот раз не удалось сделать аудиозапись обсуждения, и мы не можем представить вам эти удивительные наблюдения, рассуждения зрителей.
Некоторые итоги обсуждения подвела Г. Макарова: «Многие люди, имевшие власть – это люди, в основном, сильные, охваченные какой-либо идеей, способные заразить, увлечь своими замыслами массы людей. Но всегда – несчастные, обременённые болезнями и комплексами, а часто люди не очень образованные, и очень часто безнравственные, забывшие и Бога, и дьявола, не умеющие жалеть, любить людей. И это влияло зачастую на принятие важнейших решений, изменяло ход истории, приводило к несчастьям и многомиллионным жертвам.
Поэтому фильмы Сокурова – это фильмы-предостережения, фильмы-прививки – от слепого поклонения людям, обладающим властью.
Сам Сокуров имел опыт близкого длительного общения с такими людьми. Например, с Б.Н. Ельциным, которому он читал индивидуальные лекции об истории, о законах власти, пытался, как мог, предостеречь от принятия некоторых решений (война в Чечне).
На вопросы журналистов о том, кто мог бы быть президентом в России, Александр Николаевич как-то сказал, что пока такого человека он не видит, но убеждён, что это должен быть человек, по-отечески относящийся к стране, к народу, к людям. То есть самое главное в руководителе, в человеке у власти – его нравственность.
Мне кажется, о личности Сокурова, о его отношении к людям и к своим героям, в частности, много говорит то, как он ответил на вопрос Познера в его программе о том, что он, Сокуров, не мог бы простить. Александр Николаевич ответил, что он может простить всё.
Я думаю, что Сокуров не взялся бы за эту работу, если бы он негативно относился к своим героям, осуждал их не как политиков, а как людей.
Мне кажется, что, как и в других картинах, Александр Николаевич относится к ним с большим сочувствием. И нам жалко этих несчастных, больных людей, которые совершили в своей жизни много трагических непоправимых ошибок. И может быть только в конце жизни некоторым из них даётся возможность остановиться и осознать что-то важное.
В этом отношении очень важен финал. Ленин в кадре один, начинается гроза. Критики писали, что за несколько минут у исполнителя роли Ленина Леонида Мозгового около сорока раз меняется выражение лица, он впервые улыбается, как будто, наконец, вступает в гармонию с окружающим его миром.
Кроме того, фильм помогает оглянуться, прежде всего, на себя, на свое отношение к близким, коллегам, к нашим детям. Ведь многие из нас тоже обладают властью – над родными, коллегами, используют своё положение, чтобы диктовать что-то, считают своё мнение единственно верным, думают, что имеют право что-то ломать в жизни своих детей, например, - других людей.
Фильмы Сокурова никогда ничему не учат, не осуждают, не проповедуют. Самое главное, что дают фильмы Сокурова – они дарят нам возможность думать. Разбираться, прежде всего, в самих себе».
В конце вечера звучали многочисленные благодарности организаторам киноклуба за показ выдающихся кинопроизведений А. Сокурова, к сожалению, недоступных для зрителей.
ЧТО ЧИТАТЬ:
Интервью:
Сокуров, А. Н. Интервью // Православие и современность. – 2009. – № 8 (24).
Сокуров, А. Н. «Для человека никаких границ нет»: о природе зла и распаде европейского мира / беседовал Е. Гусятинский // Русский репортёр. – 2011. – 14 сент. (№36).
Шервуд, О. Интервью с Сергеем Мошковым, звукорежиссером фильма «Телец» // ТКТ. – 2001. - № 3
Рецензии на фильм «Телец»:
Акиндинова, Т. Мораль и политика в современном искусстве: размышляя над фильмами Александра Сокурова «Молох» и «Телец» // Александр Сокуров на философском факультете / cост. Е. Н. Устюгова, отв. ред. И. Ю. Ларионов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2001. – вып. 6. (серия «Мыслители»). – С.60-63.
Быков, Д. Смерть, да и только // Искусство кино. – 2001. – № 7.
Левашов, В. Случай Сокурова // Искусство кино. – 2001. - № 7.
Лунгин, А. Жертва 374 // Искусство кино. – 2001. – № 7.
Пигров, К. С. Натюрморт с Лениным // Александр Сокуров на философском факультете / cост. Е. Н. Устюгова, отв. ред. И. Ю. Ларионов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2001. – вып. 6. (серия «Мыслители»). – С.84-88.
Устюгова, Е. Н. Апология человека // Александр Сокуров на философском факультете / cост. Е. Н. Устюгова, отв. ред. И. Ю. Ларионов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2001. – вып. 6. (серия «Мыслители»). – С.89-95.
Ханютин, А. Всё немного сложнее // Искусство кино. – 2001. – № 7.
Игорь Манцов. Смерть поэта
http://kinoart.ru/archive/1999/10/n10-article2
Официальный сайт А. Сокурова «Остров Сокурова»: http://sokurov.spb.ru/
Сайт Липецкого киноклуба «Ностальгия»
http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/44
http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/44-300-1
Страницы Вконтакте:
Александр Сокуров http://vk.com/alexander_sokurov
Киноклуб в Герценке http://vk.com/club35396330
«Телец» http://vk.com/event44221412
Поделитесь с друзьями