Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

8 октября 2012 года в «Киноклубе в Герценке» в цикле «Фильмы А. Сокурова» состоялся показ и обсуждение фильма «Молох» – первой киноленты из тетралогии власти режиссёра.
(1999.Россия-Германия-Франция-Япония-Италия)

Перед фильмом было показано видеоинтервью А. Н. Сокурова, в котором он подробно ответил на вопросы о фильме «Молох».

Конференц-зал и на этот раз был заполнен до отказа: здесь можно было увидеть и студентов, и преподавателей ВУЗов, и читателей библиотеки всех профессий и возрастов. Зрители собрались, чтобы увидеть в киноклубе уже 5-й фильм выдающегося режиссера.

Г. Макарова: «Добрый вечер! Я думала, что сегодня будет меньше людей, честное слово. Фильм многие видели. По телевизору показывали, но там была видеоверсия, где-то на час сорок, у нас будет подлиннее, двухчасовая, полная киноверсия, мужайтесь.
И ещё – большое интервью с Александром Николаевичем Сокуровым, где он сам ответит на вопросы о фильме. Он это интервью давал, когда фильм был ещё не закончен.

А вначале я хочу сделать объявление. У нас в библиотеке есть литературный клуб «Зелёная лампа». Состав, насколько я знаю, членов и того и другого клуба – примерно один и тот же. Лучшие книги, которые мы читаем, – мы обсуждаем в этом клубе. Поэтому я вас всех тоже туда приглашаю. В прошлый раз была встреча с Борисом Павловичем, который рассказывал о книгах, которые читает он сам, – было очень интересно. Видеозапись встречи будет выложена на сайте библиотеки, Вконтакте также есть страничка «Дай почитать». Смотрите, пожалуйста, пользуйтесь интернетом, там очень много информации обо всех наших мероприятиях.
Следующая встреча в «Зелёной лампе» состоится не в первый четверг месяца, как обычно, а во второй четверг – 8-го ноября. Тема: «Современная российская семейная сага». Мы будем говорить о книгах Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой», книге «Женщины Лазаря» Марии Степновой, о книге Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» и о некоторых других книгах. Участвуют преподаватели ВятГГУ, журналисты, студенты, читатели нашей библиотеки и не читатели – в общем, все, кто хочет. Доклады, обсуждения, чаепитие, как в старые добрые времена, будет интересно. Следите за информацией Вконтакте.
Кстати, оказывается, что наши странички: «Киноклуба в Герценке» и мероприятий киноклуба посещают не только жители Кирова, но и Москвы, Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Германии, США, и даже Норвегии – люди захаживают на эти странички издалека.
И сейчас о фильме «Молох». Я говорить сегодня буду очень мало, потому что обо всём расскажет сам Александр Николаевич. Скажу только, что этот – фильм первый из тетралогии Сокурова о власти. Мы уже посмотрели фильм «Фауст». Скорее всего, мы повторим его по вашим просьбам после просмотра трёх фильмов – «Молоха», «Тельца» и «Солнца» – в конце января.

Конечно, тем, кто впервые попал на фильм Сокурова, предстоит испытание очень нелёгкое. Потому что его фильмы не похожи ни на что, ни на какие фильмы, которые мы привыкли смотреть по телевизору, в кинотеатрах.

Здесь, по существу, очень мало внимания уделяется сюжету, истории. И очень много - атмосфере, каким-то метафизическим вещам, цвету, особенно звуку, музыке, состоянию героев, настроению. То есть это – произведение киноискусства. То, чего в кинотеатрах и по телевизору, как правило, не показывают. Это такое же искусство, как музыка, настоящая, как поэзия, как настоящая живопись – требует от зрителей большой работы, большой концентрации внимания. Но, я надеюсь, что здесь сегодня люди, которым это будет интересно.

После просмотра мы ненадолго можем остаться и обменяться впечатлениями. А в основном, у нас обсуждение этого фильма и фильма «Телец» будет в следующий раз, потому что сегодня просто не хватит времени.
То есть 12-го ноября, в понедельник, мы будем смотреть второй фильм тетралогии – «Телец». И, как всегда, перед «Тельцом» Сокуров тоже расскажет о фильме».

С большим интересом зрители посмотрели видеоинтервью Александра Сокурова о фильме «Молох».
Затем состоялся просмотр фильма.

О фильме «Молох»:

Приватный визит Адольфа Гитлера и его присных весной 1942 года в неприступный замок на горе Кельштайнхауз альпийского высокогорья, длится всего лишь сутки. Церемониальные застолья, прогулки по окрестностям, абсурдные эскапады фюрера и вздорные пикировки сановных ничтожеств суть выморочное представление театра теней, назначивших себя в жертвы ненасытному богу солнца, огня и войны. Не в его власти лишь неприрученная живая плоть, сама живая жизнь — Ева Браун...

«Нас с режиссером меньше всего занимали военные реалии рокового для Германии года, который завершился разгромом под Сталинградом. Мы задумали историю о любви....Ева Браун, если верить сохранившимся воспоминаниям, была способна самоотверженно любить и тем самым обрекла себя на драматическое и безысходное существование...
Фильм по сценарию «Мистерия горы» получил более определенное и жесткое название — «Молох». В нем внятно обозначилась очень важная коллизия: исторические катаклизмы могут быть трагическим следствием попыток решить личные проблемы негодными — политическими — средствами. Эта проблематика делает наш фильм актуальным». (Из воспоминаний сценариста Юрия Арабова).

«Конечно, этот фильм — испытание. Но этического запрета здесь для меня не существует. Мы слишком идеологизированны, мы утратили способность к восприятию искусства и требуем от него скучной стройности газетной статьи. А по какому праву? Нет, путь Сокурова верный: у искусства нет задачи объяснять и анализировать — у искусства есть задача путать и волновать». Т. Толстая

К большому сожалению организаторов киновечера, во время демонстрации фильма не удалось избежать технических накладок, о чём были принесены искренние извинения.

Тем не менее, после просмотра среди группы зрителей, оставшихся на обсуждение, разгорелся спор о личностях героев фильмов, о степени достоверности образов героев и событий в фильме и о художественных особенностях картины.
В частности, речь шла о цветовой гамме, в которой решен фильм «Молох», о том, почему картина снята на немецком языке, зачем понадобилось режиссеру снимать в роли Геббельса женщину.

 

Одним из зрителей был задан вопрос о том, для чего в картине дан образ Евы Браун.

Г. Макарова: Александр Николаевич говорил в своих интервью, что ему был совершенно необходим в фильме человек, который любит, жалеет Гитлера, этого, в сущности, очень несчастного человека.
Ева Браун – молодая, красивая, здоровая женщина, но она так же, как огромное количество людей в Германии, была околдована магнетизмом, невероятной силой внушения, которой обладал фюрер. И в этом, как нам кажется, главное предостережение авторов фильма: какое бы высокое положение ни занимал человек, находящийся у власти, какими качествами лидера он бы ни обладал, - он всегда остается всего-навсего человеком, со всеми комплексами, несчастьями, болезнями, от которых часто зависит принятие важнейших решений, влияющих на судьбы целых народов. Поэтому нельзя терять голову, создавать кумиров, превозносить их. Это чрезвычайно опасно. В этом, наверное, современность и необходимость фильма Сокурова, прежде всего, и для всех нас, для нашего общества.

Участники обсуждения выразили благодарность за организацию просмотров фильмов А. Сокурова и убедительно просили повторить ещё раз фильм «Фауст».

ЧТО ЧИТАТЬ:

Интервью:

Юрий Арабов. Сценарий фильма «Молох»

Юрий Арабов: «Германский народ не смог бы полюбить нашего Гитлера»

Юрий Арабов: «В замке Клингзора тоскует любящая душа…»

Александр Сокуров: «В улыбке Евы — знание того, что случится дальше…»

Леонид Мозговой: «В финале у него взгляд старика…»

Сайт липецкого клуба любителей авторского кино «Ностальгия»: Материалы о фильме «Молох»
А. Сокуров: «Гитлер, это тот, кого вы можете встретить, спускаясь по лестнице собственного дома...»

А. Сокуров («Молох»): «Гитлер, это тот, кого вы можете встретить, спускаясь по лестнице собственного дома...». Избранные места из примечаний режиссёра. Internationale Lettre, 12-1999 (Всемирное слово – русская редакция)

Рецензии на фильм «Молох»:

Александр Мелихов. Молох. Власть и Воля

Игорь Манцов. Смерть поэта

Сергей Кудрявцев. МОЛОХ. Историко-биографическая философская драма

Татьяна Москвина. Молох. Ад и Ева

Александр Секацкий. Молох. Горы и Гитлер

Т. А. Акиндинова. Мораль и политика в современном искусстве: размышляя над фильмами Александра Сокурова «Молох» и «Телец».

Е. Н. Устюгова. Интонация стиля. Размышления о фильме Александра Сокурова «Молох»

Молох. «Сеансу» отвечают…

А. Секацкий. Горы и Гитлер (А. Сокуров "Молох")

Рита-Марго Дорофеева. «Немецкие мотивы в советском и современном российском кинематографе» (в т. ч. о немецком мире фильмов Александра Сокурова)

Татьяна Москвина. № 17/18 » СЕАНС-ПРЕМЬЕРА. Молох. Ад и Ева

Официальный сайт А. Сокурова:
(http://sokurov.spb.ru/)

Страницы Вконтакте:

Александр Сокуров (http://vk.com/alexander_sokurov)
Киноклуб в Герценке (http://vk.com/club35396330)
Фильм «Молох» (http://vk.com/event43025614)


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика