Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

11 марта 2013 года в «Киноклубе в Герценке» в цикле «Фильмы А. Сокурова» состоялись просмотр и обсуждение фильма «Дни затмения» («Ленфильм», 1988 г.)

Автор сценария: Юрий Арабов при участии Петра Кадочникова, Аркадия Стругацкого, Бориса Стругацкого
Оператор: Сергей Юриздицкий
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Елена Амшинская
Монтажер: Леда Семенова
В главных ролях: Алексей Ананишнов
В ролях: Эскендер Умаров, Ирина Соколова, Владимир Заманский, Кирилл Дудкин, Виктор Беловольский
Композитор: Юрий Ханин
В фильме использована музыка Р. Шумана, А. Шнитке, Ж. Оффенбаха, М. Глинки, народная музыка.


 

Перед началом фильма со вступительным словом выступила руководитель «Киноклуба в Геценке» Г. К. Макарова:
«Фильм «Дни затмения» снимался в 1987 г. В его основе фантастическая повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» (1974). Сценарий фильма писали сами Стругацкие и постоянный сценарист Сокурова Юрий Арабов.

Ю. Арабов

Писатели А. и Б. Стругацкие

В результате в процессе съёмок получилось самостоятельное кинопроизведение.
Арабов говорил: "Был написан…странный сюжет о горстке европейцев в мусульманской стране, которые не понимают эту страну, не понимают этого народа (и народ, который их не понимает), – которые как бы поодиночке пропадают из этого странного города, расположенного в песках…"

Действие перенесено в таджикский Красноводск (ныне Туркменбаши), где Сокуров жил в ранней юности. Во время съёмок там ещё продолжали жить его родители.

Главный герой фильма – детский врач, приехавший сюда из России по распределению. Это Дмитрий Малянов.

Он занят исследованием на тему "Ювенильная гипертония в старообрядческих семьях".
Его интересует связь болезни детей с нравственным и духовным здоровьем их родителей.

Дмитрий Малянов из повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» не имеет ничего общего, кроме имени, с героем «Дней затмения». В сущности, для сокуровского героя конец света уже наступил и граница конца пришлась на его жизнь. Заброшенный в мир чужого климата, чужого говора, чужих обычаев, он учится не удивляться проявлениям насилия над другими и над собой, чтобы выжить; разговаривает с мертвецом, усмиряет и кормит экзотических гадов (с ним рядом живёт Питон, древний библейский змей) и, наконец, принимает у себя ангела в образе ребёнка.

Его единственный друг – Саша Вечеровский, геолог. Как всегда, Сокуров приглашает не актеров. Исполнитель главной роли Алексей Ананишнов – математик-программист.
Эскандер Умаров – врач-анестезиолог, который рассказывает в фильме о своей собственной судьбе – крымского татарина, усыновленного высланными поволжскими немцами.

Сокурову в 1987 г. было 36 лет, он жил в Петербурге в коммунальной квартире. С огромным трудом снял 2 полнометражных и 2 короткометражных худ. фильма и 9 документальных. Фильмы закрывали, его увольняли с работы. Практически ни один его фильм к тому времени не вышел на экраны. Заявки на новые фильмы отвергались.
Сокурова вызывали на допросы в КГБ, его обвиняли в формализме, почему-то в антисоветизме, хотя политикой он не занимался, диссидентом не был. Он был вынужден сжечь свои дневники, чтобы не навредить друзьям и знакомым.

Страшное давление, непонимание, враждебность, агрессивность некоторых коллег, критиков, зрителей – всё это, к сожалению, присутствует в его жизни до сих пор. Хотя многое вроде бы изменилось. Где берет силы этот человек? Как он выживает?

В повести Стругацких агрессивность социума названа Давлением и облечена в фантастическую форму. Сокуров испытал жесточайшее Давление в собственной жизни. Для него главный вопрос – как Давлению противостоять.

В реальной жизни он сам, чувствуя себя внутренне свободным, самодостаточным, в постоянной творческой работе создавал Контрдавление.

А. Сокуров на съемках фильма

Каждый из героев "Дней затмения" выбирает свой способ противостояния таинственным внеземным (или вполне реальным) – силам. Вечеровский уезжает из города, бежит, точно не понимая, что Давление вездесуще, тотально.

Военный инженер спецобъекта Снеговой (Вл. Заманский) вырывается из-под него, решившись на самоубийство.

В фигуре Снегового сосредоточена постоянно волнующая Сокурова, главная для него тема – таинство смерти. Он так говорит об этом: "Я думаю, что вопрос о смерти является главным для всех нас – и в зависимости от того, кто как отвечает на него, тот так и живет, – я существую для того, чтобы своими картинами подготовить человека к этому ужасному концу... ".

Губарь, служащий в местной комендатуре, отвечает на Давление встречной агрессией, дезертирует, скрывается, убивает, пока не убивают его самого.

И лишь один Дмитрий Малянов идёт по сокуровскому пути – остаётся на месте и продолжает своё дело несмотря ни на что.

И мы вместе с автором и его героем испытываем чувство вины, стыда, сострадания ко всем героям – правым, неправым, здоровым, больным, чужим, своим.

Библейские образы, подобно фигуре мальчика-ангела, появляются в фильме, придавая его действию духовное и философское измерения.

Фонограммы сокуровских фильмов, создаваемые им со звукооператором Владимиром Персовым, – особый мир, многослойный, многосложный, многозначный. Разноязычные голоса, неумолкающие радиотрансляции.

Специально для фильма была написана музыка – молодым ленинградским композитором Юрием Ханиным, который получил за неё Приз Европейской киноакадемии «Феликс».
Надо заметить, что музыка, которая всегда в картинах Сокурова играет важнейшую роль, никогда не иллюстрирует изображение, не повторяет его, а скорее, является контрапунктом к нему, порой очень неожиданно высвечивает то, чего в изображении может не быть вовсе, играет роль своего рода увеличительного стекла.

Цвет, как всегда у Сокурова , – особенный, здесь – цвет выжженной солнцем пустыни, жары, от которой нет спасения.

Невероятный, фантастический по концентрации смыслов, звуковых, изобразительных аллюзий фильм, который критики отнесли к жанру магического реализма (Фредерик Джеймсон).

Этот фильм в прокате России периода перестройки имел зрительский успех.
Алексей Ананишнов сыграл впоследствии главную роль ещё в одном фильме Сокурова — «Мать и сын».

Фильм включён Европейской киноакадемией в число 100 лучших фильмов, а режиссёр Александр Сокуров занял своё место в числе 100 лучших режиссеров столетия.

От нас, как всегда, потребуется максимальная концентрация внимания, всех чувств и способностей, чтобы воспринять, почувствовать, приблизиться к пониманию этого выдающегося фильма. А после просмотра можно остаться на небольшое обсуждение».

Фрагменты обсуждения после просмотра фильма:

Зрители были по-настоящему взволнованы фильмом, близко к сердцу приняли судьбы героев.

Из зала: «Я был в этом городе, Красноводске, в середине 50-х годов, но ничего такого не видел, хотя многое изменилось. В чём суть и соль этого фильма? Мне такие подавленные люди не попадались ни в Средней Азии, ни в армии, ни здесь в России. Откуда такой пессимизм?»

В. Губочкин: «Человеку свойственно организовывать вокруг себя пространство. Бывают очень трудные обстоятельства, но Человек способен вынести многое. Кто-то сдаётся, а кто-то пытается жить дальше».

Г. К. Макарова: «Вы считаете, что Малянов – сдавшийся человек»?

В. Губочкин: «Совершенно так не считаю. Это человек не сдавшийся. Эта фигура меня очень привлекает. Я готов подписаться под каждым эпизодом фильма – они меня убедили. Фильм просто великолепный, я полностью попал под его обаяние. Фильм – о душе человеческой. На меня он гнетущего впечатления не производит, хотя на некоторых людей может произвести».

Г. К. Макарова: «Сложнейшее философское произведение искусства вряд ли возможно свести к одной простой идее. Да и восприятие жизни нами, простыми людьми, наверное, отличается от восприятия жизни выдающимся художником, философом.
Обычный человек, кстати, показан в фильме – это русский учитель истории, женившийся на туркменке. Он «не заморачивается»: не замечает, что в учебнике истории враньё, ему выгоднее обманывать и себя, и других. Он не видит, что вокруг – сумасшедший дом, невежество и нищета, на многое закрывает глаза, приспосабливается и к невыносимой жаре, Конечно, можно ни на что не обращать внимания, терпеть враждебное отношение окружающей среды, во всем подчиняться командирше-жене, смотреть по телевизору развеселые передачи, добывать свой хлеб и ни о чём не думать, организуя пространство только вокруг себя.

Фильм такого уровня – это не просто фиксация на плёнку того, что человек видит поблизости, чем он живёт в своей повседневной жизни.
Настоящий художник всегда создаёт свой мир, новую художественную реальность, часто странную, ни на что не похожую, – её обобщённый образ, пытается осмыслить смыслы и цели, причины происходящего. . Чтобы поставить перед собой и перед нами мучающие его, порой, неразрешимые вопросы. Ответы ищем вместе с автором мы с вами.

Из зала: «Зачем Малянов там живёт? Ему надо было быстрее оттуда уезжать, пусть там живут туркмены».

Г. К. Макарова: «Но ведь его послали по распределению, и он выполняет свой долг как честный человек.
А куда, скажите, уезжать гениальному режиссеру Сокурову? Он всю жизнь работает в Петербурге. Его десятилетиями выдавливают из страны, не дают денег на производство фильмов, не выпускают их ни в кинотеатрах, ни на телевидении, хотя его картины ценят во всем мире, они идут во многих странах в прокате.

Из зала: «А вот скажите, если выпустить такие фильмы в кинотеатрах, будут ли их смотреть?»

Г. К. Макарова: «В 90-е годы фильмы Сокурова шли в кинотеатрах, кое-что было показано в ночное время по телевизору. Сейчас народ деградирует, прочно прилипнув к телеящикам. И это устраивает многих. Кому в нашей стране сегодня нужны шедевры Сокурова? Ну, вот нам…
Беда в том, что Сокуров любит свою страну, культуру, язык, хочет и может много работать несмотря ни на что.
Как член Комиссии по культуре при Президенте, член Президиума этой Комиссии и других комиссий, как честный гражданин – Сокуров постоянно выступает с разными предложениями по развитию культуры, образования, кинопроизводства в стране, участвует в заседаниях, ходит по кабинетам, встречается с начальниками высочайших уровней, отстаивает снос исторических зданий в Петербурге и т. д. Но его голос – «одинокий голос человека» – никто по-прежнему не слышит, ему не отвечают, на него не реагируют. Дошло до того, что недавно Сокуров был вынужден выйти из Совета директоров киностудии «Ленфильм».
Всё это пострашнее туркменской «жары».

Из зала: «Всё равно Сокуров – человек счастливый: при жизни он получил мировую славу, это выпадает далеко не всякому выдающемуся творцу».

Г. К. Макарова: «Он, как и Малянов, – очень сильный, порядочный человек, он никуда не уезжает, хотя предложений много. Он не сдаётся. Сейчас, например, работает над документальным фильмом о спасении Лувра во время Второй мировой войны. Финансируют фильм Германия и Франция. А вы говорите, о чём фильм. Дни затмения, к сожалению, продолжаются».

Призы и награды:

1989 МКФ в Берлине. Участие в Программе «Forum».
1988. Приз СК СССР «Ника» за лучшую работу оператора.
1988. Приз СК СССР «Ника» за лучшую работу звукооператора.
1988. Приз Европейской киноакадемии «Феликс» композитору Юрию Ханину.
1989. Лауреат конкурса на лучший отечественный фильм года.

ССЫЛКИ:

Страницы сообществ вКонтакте:

Рецензии:

Телефон для справок: 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика