Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Неизвестный художник Алексей Никитич Кочкин

Заседание клуба «Краеведческий четверг» открыла заведующая отделом краеведческой литературы Марина Анатольевна Борчина, которая рассказала о том, что в 2018 году известный вятский музыкант, заслуженный работник культуры Кировской области, преподаватель Кировского колледжа музыкального искусства Владимир Юрьевич Шапошников начал по крупицам собирать материал о забытом художнике Алексее Никитиче Кочкине. Оказалось, что его не знают ни искусствоведы, ни художники.

Владимир Юрьевич Шапошников
Владимир Юрьевич Шапошников

Владимир Юрьевич рассказал о том, что полтора года назад в художественном салоне он приобрёл картину неизвестного художника. О нём ему только сообщили только то, что он был глухим. Сначала попытки установить автора не увенчались успехом, кто-то из местных музейщиков сказал, что работа похожа на картины Васильева. В Русском музее искусствовед сразу указала на то, что это картина не принадлежит кисти знаменитого художника.

Вятский художник Николай Александрович Жолобов, посмотрев работу, вспомнил, что был в городе Кирове глухой художник Кочкин. Его портрет нарисовал Пётр Саввич Вершигоров. Виктор Георгиевич Харлов, народный художник России, подтвердил, что эта работа Кочкина, который был совсем неграмотным, принимал участие в выставках, часто выполнял копии на заказ. В альбоме Вершигорова портрет художника датирован 1964 годом.

П. С. Вершигоров. Портрет художника Кочкина. 1964
П. С. Вершигоров. Портрет художника Кочкина. 1964
Бумага, уголь

В Кировской областной научной библиотеке Владимиру Юрьевичу Шапошникову предложили посмотреть книгу Виктора Михайловича Сюткина «Неистовая Вятка». Он написал про художника А. Н. Кочкина, что он был талантливым человеком, глухонемым, неграмотным, с непростым характером. В 1930-е годы расписывал шкатулки, потом стал писать картины и занимался оформлением различных учреждений. Он принимал участие в выставках, имел успех у зрителя, за что кировские художники разрешили ему через салон продавать только две работы в год, он стал бедствовать и свою жизнь, вероятно, закончил в богадельне, а многие его работы оказались на чердаках.

Узнав фамилию художника, Владимир Юрьевич приобрел вторую картину этого автора. На ней была этикетка с надписью: «Пейзаж. Кочкин». Найти какую-либо ещё информацию о А. Н. Кочкине не удалось. Только в газете «Кировская правда» в 1956 году среди фамилий художников, чьи работы поступили на выставку самодеятельных художников Кировской области в Областной Дом народного творчества, была указана фамилия Кочкина.

Марина Анатольевна Борчина рассказала о том, что недавно вместе с искусствоведом Вятского художественного музея с Ириной Анатольевной Любимовой они тщательно осмотрели картины с обратных сторон. На одной из них обнаружили надпись карандашом «Кочкин». На второй работе, на наклейке чернилами написано «Пейзаж. Кочкин», её размер 50×80. В каталоге художественного музея выставки 1952 года указана работа «Пейзаж» А. Н. Кочкина. Здесь же было отмечено, что художник 1914 года рождения, и на тот момент проживал в городе Кирове. Можно предположить, что его работы на выставках просто называли пейзажами, так как картина из коллекции В. Ю. Шапошникова под названием «Пейзаж» не совпадает с указанными размерами в каталоге 60×80, а вот вторая полностью подходит.

Ирина Анатольевна Любимова в своём выступлении отметила, что посмотрев на картины, видно, что их автор не Васильев, а художник советского времени, тонко чувствующий природу. Подрамники картин, маленькие гвоздики — всё это указывает на то, что они из времени, когда была выполнена работа. Тем более, что на встрече рассказали, что Алексей Никитич занимался изготовлением подрамников, поэтому действительно можно считать, что размашистая подпись карандашом «Кочкин» была сделана в то же время. Но чтобы составить более полное представление о творчестве художнике нужно, конечно, видеть большее количество картин.

Художник Николай Александрович Жолобов рассказал, что был знаком с Алексеем Кочкиным, который писал картины разного уровня. У него было много работ с берёзками и небольшого формата. Его работы продавались недорого, и покупали их охотно. А представленные на встрече полотна невозможно было написать за несколько часов, в них чувствуется талант и мастерство художника.

Николай Александрович Жолобов
Николай Александрович Жолобов

Заслуженный художник России Александр Иванович Веприков вспомнил о том времени, о целой плеяде художников-оформителей 1960–1970-х годов, которых сейчас уже никто и не знает. Однажды художник Алексей Алексеевич Андреев рассказал ему, что он на своей машине возил художников на этюды, и среди них был один, который ничего не рисовал, а только смотрел. Александр Иванович Веприков предположил, что это мог быть и Алексей Никитич Кочкин, который по воспоминаниям других не писал с натуры.

Александр Иванович Веприков
Александр Иванович Веприков

Искусствовед, сотрудник Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена Любовь Борисовна Горюнова подчеркнула, что важно то, что среди вятской интеллигенции есть человек, который собирает коллекцию произведений вятских художников, изучает картины, судьбы авторов и делится своими разысканиями с другими.

Отзывы к новости
Назад | На главную